Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Территория — обязательный атрибут государства и любой его части, ее можно определить как участок земной поверхности, занимаемый определенным политиче­ским явлением.






Также в политической регионалистике используется понятие " пространство", которое является производным от географического пространства. Это — несколько более " объемное" понятие, чем территория. Пространство понимается как сово­купность объектов, связей между ними, определенным образом расположенных друг по отношению к другу (следует подчеркнуть, что пространство рассматрива­ется в непосредственном географическом смысле, а не в виде метафоры, быту­ющей в политических исследованиях и означающей, например, расстановку сил6).

призмы (географические структуры повседневности), обустройство личностного простран­ства (мир вещей и т.п.).

6 В таком ключе, например, рассуждают об изменениях в политическом простран­стве (или политическом ландшафте), подразумевая изменения в структуре расстановки по­литических сил. Однако политическая регионалистика должна следовать своей методоло­гии, понимая пространство в контексте протяженности объектов.

1.1

Региональная структура государства

Пространство — это не " плоская" территория некого участка земной поверхно­сти, а " объемная" совокупность положений и расстояний.

В то же время на практике понятия " пространственный" и " территориаль­ный" часто являются синонимами. Рассуждая о " территориальных" и " пространст­венных" различиях мы обычно имеем в виду одно и то же — характеристику неод­нородности явления в его " территориальной" проекции или " пространственном" представлении.

Для описания структуры территории (пространства)7 используются много­численные частные понятия. Среди них ареал, регион, район, область, провинция, зона, пояс, край, страна и др.

Такое многообразие понятий нередко сбивает с толку, а также влечет за со­бой попытки провести границы между ними. Однако четкое различение этих по­нятий представляется невозможным и ненужным. Среди них есть понятия, сфор­мировавшиеся в русском языке, и понятия заимствованные, причем в разных об­стоятельствах, с разными и, подчас, менявшимися смыслами.

Также следует иметь в виду, что в каждом языке есть свой набор понятий, характеризующих ячейки территориальной структуры (геоструктуры). Поэтому по­пытка их концептуализации для русского языка приведет к семантической несо­вместимости политической регионалистики в России и других странах.

В различных географических дисциплинах одни и те же понятия имеют совершенно разное значение, что связано со сложившимися традициями и част­ными, узкоспециализированными концепциями.

Необходима осторожность в использовании терминов, чтобы обеспечить их элементарную совместимость хотя бы с англоязычными текстами. Например, ис­пользуемые в русском языке понятия " регион" и " район" имеют различное проис­хождение. В то же время в английском языке они просто не различаются. У нашего понятия " ареал" есть кажущийся английский аналог " area", который на самом деле не столь сильно отличается от понятия " region". Перевод русского понятия " страна" на английский язык как " country" может оказаться просто некоррект­ным. Понятие греческого происхождения " зона" на языке оригинала означает " пояс". Кроме того, понятие " регион" в разных государствах используется для опи­сания вполне конкретных и свойственных только этому государству явлений. На­пример, в Канаде, которая административно делится на провинции, принято гово­рить о четырех регионах, под которыми подразумеваются Квебек, Онтарио, Запад­ный и Атлантический регионы.

Таким образом, не следует стремиться к строгому различению тех обозначе­ний территориальной структуры, которые бытуют в русском языке.

7 Можно использовать синонимичные понятия " территориальная структура" и " гео­структура" при описании политической и любой другой неоднородности (дифференциа­ции) территории (пространства).

Глава I Теория и методология политической регионилистики

Однако политическая регионалистика безусловно нуждается в системати­зации терминов, обозначающих элементы (ячейки) территориальной структуры. Ведь само понятие " регионалистика" образовано от одного из таких терминов.

Наиболее важными терминами из этой группы следует считать " регион", " район" и " ареал".

Регион это " безразмерное" понятие. Оно может использоваться для обо­значения любого участка земной поверхности, обладающего набором специфиче­ских свойств. Регион — это целостность и одновременно часть целого.

Родственным региону понятием является " ареал". По определению Б. Ро-домана, " ареал в самом широком смысле слова — это определенная ограниченная пространственная часть какого-либо объекта или, что то же самое, определенная часть пространства" [Родоман, 1999, с. 12]. В соответствии с таким определением " ареал" — это самое общее " безразмерное" понятие.

В то же время, если следовать сложившимся традициям, понятие " ареал" имеет свою сферу применения. Оно заимствовано из биогеографии, где использо­валось для обозначения границ распространения растений и животных. Поэтому, например, в учебнике по регионоведению ареал определяется как область распро­странения любых явлений [Гладкий, Чистобаев, 2000]. Однако при таком подходе получается, что одно понятие (" ареал") определяется через другое (" область"). По сути, речь идет о двух взаимозаменяемых понятиях — " ареал" и " область" 8, служа­щих для обозначения территории, на которой распространено определенное явле­ние. Поэтому когда мы говорим ареал, то, как правило, указываем, что это ареал чего-то, распространения какой-то характеристики. Хотя возможен и подход Б. Ро-домана, который оперирует ареалами " вообще" как специфическими участками земной поверхности (тогда понятия " ареал" и " регион" практически сливаются).

Наиболее строгое и целостное определение понятия " регион" можно найти в известном словаре Э. Алаева. Согласно этому определению, регион — это " тер­ритория, по совокупности насыщающих ее элементов отличающаяся от других территорий и обладающая единством, взаимосвязанностью составляющих эле­ментов, целостностью, причем эта целостность — объективное условие и законо­мерный результат развития данной территории" [Алаев, 1983]. Анализ этого опре­деления позволяет сделать вывод о том, что регион — это определенный комплекс явлений (Элементов), который характеризуется условным единством и целостно­стью. Регион — это ни в коем случае не " пустая" площадка, очерченная некой границей.

Регион — это наиболее удобное и содержательное понятие, с помощью ко­торого можно обозначать территорию, выделенную нами по определенным призна­кам и отделенную по этим признакам от другой территории (т.е. другого региона).

8 Тем более, что в английском языке нет прямого аналога русскому слову " область".

Региональная структура государства

" Безразмерность" понятия " регион", его применимость для территорий совершенно любого размера и масштаба нуждается, тем не менее, в определен­ных оговорках, важных для политической регионалистики. Понятие " регион" ак­тивно используется в геополитике, в международных отношениях, где им обозна­чают крупный территориальный блок (например, Азиатско-Тихоокеанский реги­он). В геополитике регион рассматривается как часть самого крупного территори­ального целого, всего общемирового политического пространства9.

Необходимость проведения границы между геополитикой и политической регионалистикой заставляет нас ввести понятие " регион", используемое непо­средственно в последней. Исследование государства как территории, которым занимается политическая регионалистика, предполагает, что государство имеет тер­риториальную структуру, т.е. делится на регионы. Регионы, которыми оперируют геополитика и исследования международных отношений, с точки зрения общей пространственной таксономии могут быть названы макрорегионами. Макрорегио­ны по своему положению в иерархии территориально-политических объектов, размеру и масштабу находятся на более высокой ступени и остаются за рамками научного интереса политической регионалистики.

В политической регионалистике регион следует рассматривать в узком и широком смысле этого понятия.

В узком смысле политический регион — это административная единица пер­вого субнационального уровня. Из этого ни в коем случае не следует, что политиче­ская регионалистика занимается только административным делением государства. Политико-административный регион первого порядка10 является главной фор­мальной (т.е. официально определенной в законодательстве) ячейкой политиче­ского пространства в любом государстве. Поэтому он может быть наиболее удоб­ным объектом исследований, но не обязательно.

Кроме того, мы можем ввести понятие " субрегион", используя приставку " суб-" для обозначения более низких иерархических уровней территориальной структуры. Тогда субрегион будет означать административную единицу второго субнационального уровня.

В широком смысле политический регион (далее — просто регион) пред­ставляет собой часть государственной территории, которая характеризуется опре­деленными политическими качествами и характеристиками.

* В геополитике это не исключает использования понятия " регион" применительно к частям государства, но такой регион все равно должен представлять интерес для исследо­вания глобальной системы.

10 Понятия " уровень", " порядок" и " ранг" обычно употребляются как синонимы, описывая вертикальную структуру политического пространства. В отношении администра­тивно-территориальных единиц чаще используют понятие " порядок" (order). По аналогии можно говорить и об административных единицах разного ранга. В то же время говорят о глобальном, национальном, субнациональном, субрегиональном, локальном уровнях поли­тического пространства.

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

• Регион может быть формальным, т.е. существовать де-юре, являясь, на­пример, административной единицей.

• Регион может быть неформальным, тогда его существование определяет­ся, например, самими учеными на основании специальных исследований терри­ториальной структуры по тем или иным политическим характеристикам (и тогда по поводу его существования и границ возможны научные споры).

Следует заметить, что политическая регионалистика активно пользуется од­ним важным допущением. Регион воспринимается как активная политическая единица, как политический актор. Поэтому говорят о том, что регион " голосует", " принимает решение", " выступает за..." и т.п. Конечно, реальными политически­ми акторами являются не сами территории, а жители, местные элиты, граждане, объединенные в территориальные сообщества. Политическая регионалистика рас­сматривает регион как локализованное социально-политическое сообщество, т.е. группу людей, проживающих на определенной территории. Такую группу называ­ют региональным, или территориальным, сообществом, которое по определен­ным признакам признается условно единым, т.е. имеющим общие (точнее, до­минирующие) политические интересы. Такие политические интересы называют региональными. Дискурс, в котором регионы выступают как политические акторы, отстаивая эти интересы, оказывается возможным, хотя и с оговорками. Без оговорок можно говорить о региональных и менее масштабных — локальных (см. выше) сообществах.

Также нужно с большой осторожностью относиться к попыткам определять прямое влияние географического положения объекта на его политические роли и поведение. Явно устарел географический детерминизм, который выводил полити­ческие явления из природно-климатических особенностей местности. Но нельзя отрицать тот факт, что климат когда-то очень сильно влиял на политическую куль­туру, и рудиментарные взаимосвязи этих явлений сохраняются до сих пор в виде традиций, принятых норм и образцов поведения. В современной науке влияние ге­ографического положения на политические характеристики объекта может опи­сываться с помощью предложенного Б. Родоманом позиционного принципа.

Использование понятия " регион" в указанном выше широком смысле дела­ет необходимым различение понятий " регион" и " район". Различение это должно быть условным, поскольку в иностранных языках эти понятия зачастую сливаются и обозначают одно и то же. Русский язык дает нам некоторое пространство для маневра, и мы можем отметить нюансы в различиях между понятиями " регион" и " район", исходя из существующих в отечественной науке традиций.

Удобным понятием для обозначения элементов территориальной структуры, имеющих любое происхождение, является " район". В географии районирование — это исследовательская операция, которую осуществляет специалист на основании определенных им критериев. Районирование настолько важно и полезно, что его

1.1

Региональная структура государства

принято считать " венцом" географического исследования, так как оно подчерки­вает глубину и новизну работы. Если исходить из того, что регион в узком смысле — это формальная административная единица, то тогда районом можно называть любые неформальные территориальные ячейки, определением которых занимают­ся специалисты. При таком подходе российский субъект федерации, т.е. регион в узком смысле слова — это частный случай района, а именно — политико-админи­стративный район первого порядка (первого субнационального уровня). Районирование опирается на два принципа.

Принцип условной дискретности. Исследователь делит территорию на час­ти — районы, пользуясь определенным признаком или группой признаков. Про­странство одновременно характеризуется континуальностью (неразрывной про­тяженностью) и дискретностью (делимостью на части). Процедура районирова­ния — это экспертный выбор в пользу дискретности, предполагающий проведе­ние границы между районами. Это — условная операция, обусловленная теми кри­териями дискретизации, которые использует автор.

Принцип нестрогого деления. В условиях континуального пространства обычно невозможно провести четкие границы между районами. Нередко такая задача и не ставится. Поэтому в районировании распространена концепция пере­ходных зон — территорий, которые располагаются между районами и характери­зуются сочетанием (смешением) районообразующих признаков. При таком подхо­де выделяют идеально-типические районы с ярко выраженными районообра-зующими признаками (в географии используется удобное понятие " ядра типично­сти"), а пространства между ними, нередко весьма обширные, рассматривают в качестве переходных зон.

В то же время следует учитывать, что в российской практике понятие " район" имеет свой узкий формальный смысл, связанный с административным делением. Районами у нас принято называть административные единицы субрегионального уровня, на которые делится субъект федерации (в соответствии с действующим законодательством о местном самоуправлении используется общее понятие " му­ниципальный район").

Таким образом, в политической регионалистике нельзя провести четкую границу между понятиями " регион" и " район".

Формальный (формально-правовой) подход подразумевает, что регионами
называются политико-административные единицы первого порядка, районами —
политико-административные единицы второго порядка. Регион при формальном
подходе является базовым понятием".

" Один из ведущих американских политико-географов XX в. Р. Хартшорн считал главным в политической географии изучение формальных регионов, определяемых полита-

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

" Исследовательский" подход, напротив, считает более широким понятием " район", поскольку предполагает использование важной исследовательской про­цедуры — районирования. В таком случае регион понимается как формальная тер­риториальная ячейка, в отличие от района, и является особым частным случаем района.

Наконец, необходимо определиться с дополнительными терминами, к числу которых относятся область, зона, край, провинция, страна, округ, пояс и сектор.

Некоторые из этих понятий не имеют повсеместно признанного научного значения и притом являются формализованными в российской практике. Край и область — это, как известно, административные единицы, один из типов субъектов федерации. Понятие " провинция" используется как общее для обозначения ад­министративных единиц первого порядка в зарубежных государствах. Округ явля­ется формальным политическим регионом во многих странах, в том числе в России (например, автономный округ, избирательный округ).

В то же время у этих понятий есть и общетеоретическое значение.

Понятие " область" часто используется в том же смысле, что и " ареал", обозначая территорию распространения определенного явления. Аналогичное значение имеет понятие " зона". В таком смысле понятия " область", ареал" и " зо­на" могут применяться и в политической регионалистике, используясь примени­тельно к какому-то конкретному явлению (т.е. область или зона распространения чего-то).

Кроме того, процедура зонирования может считаться аналогичной проце­дуре районирования (тогда ее результатом становится выделение зон). На прак­тике зонирование может рассматриваться как разновидность районирования, предполагающая выделение геометрически относительно правильных форм тер­риториальной структуры. Например, зонированием часто называют районирова­ние, при котором районы выглядят как концентрические круги, расположенные на разном расстоянии от центра (центральной зоны). Это не случайно, ведь в пе­реводе с греческого " зона" означает " пояс". Образцом можно считать выделение концентрических зон в геоурбанистике (классические примеры дает чикагская школа социологии Э. Берджесса и Р.Э. Парка начала XX в.). Геометрия про­странства может, кстати, предполагать и секторный паттерн территориальной структуры (секторная модель городского пространства, разработанная Г. Хой-том). Поэтому в определенных случаях в политической регионалистике приме­нимо и понятие " сектор".

Таким образом, в политической регионалистике понятия " зона" и " пояс" могут использоваться для территориальных объектов, сконструированных иссле-

ко-административными границами (государства и внутригосударственные административ­ные единицы). Однако такой подход явно ограничивает исследовательские возможности.

1.1

Региональная структура государства

дователем в процессе районирования. Тогда они являются разновидностью рай­онов, которые при этом остаются родовым понятием. Зона может быть просто удобным синонимом района или же использоваться для обозначения переходной зоны между районами (или ядрами типичности). При этом различение между зо­ной и поясом может определяться формой района. Под зонами часто понимают районы, имеющие форму концентрических кругов, тогда как пояс представляет собой район протяженной, вытянутой формы.

Понятия " край", " пояс" и " округ" используются в науке реже. Однако надо иметь в виду, что многие частные географические дисциплины работают со своими таксономиями географических объектов, используя в разных сочетаниях все или почти все указанные понятия, а также еще понятие " страна". Для политической ре-гионалистики здесь могут быть применимыми категории культурной географии.

Например, при формальном подходе страна обычно является синонимом государства. Однако возможно расширительное толкование этого понятия, при ко­тором страной называется территория, имеющая хорошо выраженные этнокуль­турные характеристики. Поскольку этнические границы далеко не всегда совпада­ют с государственными, понятие " страна" при культурно-географическом подхо­де отличается от понятия " государства" (и можно говорить, что страны в соответ­ствии с доктриной национализма стремятся стать государствами).

1.1.3

Регионализация в многосоставном обществе

Политическая регионалистика использует структурный подход к изучению тер­ритории государства и его частей. Структурный подход означает, что в фокусе вни­мания политической регионалистики находятся неоднородность и иерархическое строение государственной территории.

Структурирование государственного (как и любого другого политического) пространства называется регионализацией. Причем регионализация может рассмат­риваться и как процесс структурирования этого пространства, и как результат этого процесса в виде гетерогенной горизонтальной структуры и определенной верти­кальной иерархии.

Для изучения феномена субнациональной регионализации целесообразно ввести понятие " территориально неоднородная (гетерогенная) страна (государ­ство)". В принципе любая страна характеризуется территориальной неоднородно­стью, если не по одному признаку, так по другому. Для политической регионали­стики интересны территории, которые характеризуются политически значимой неоднородностью, и те признаки, по которым данная территория действительно неоднородна. Например, в территориально неоднородной стране региональные по-

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

литические процессы достаточно автономны по отношению к общенациональным и оказывают влияние на ход событий на уровне государства в целом. Другими словами, региональный фактор является одним из значимых политических фак­торов общенационального уровня.

В политологии существует родственное понятие, с помощью которого изу­чается неоднородность социума. Это — многосоставное общество (plural society), концепция которого разработана известным политологом А. Лейпхартом [Лейп-харт, 1997]. По мнению А. Лейпхарта, политические противоречия в многосостав­ном обществе в целом совпадают с линиями социального разделения.

А. Лейпхарт делит общество на так называемые сегменты — замкнутые, ста­бильные сообщества со своими социальными и политическими структурами. Мно­госоставное общество не обязательно является полиэтническим, в нем возможны конфессиональные, классовые и иные сегменты. Вместе эти сегменты создают в рамках многосоставного, но при этом условно единого общества сообщественную (консоциативную) демократию. Одной из разновидностей сегментов являются тер­риториальные сегменты.

Территориальные сегменты — это аналог районов, как они понимаются в политической регионалистике, если мы используем " исследовательский", а не формально-правовой подход.

Существует расширительное толкование концепции многосоставного обще­ства, где ключевым понятием является " федеративное общество". Эта концепция была создана У. Ливингстоном, который рассуждал о федеративной природе обще­ства, указывая на ключевую роль интеграционных процессов и союзных отноше­ний между различными группами. Она получила свою интерпретацию у А. Лейп­харта (который, в частности, рассматривал Кипр с его делением на греческую и турецкую общину в качестве возможного федеративного общества).

Концепция федеративного общества безусловно перекликается с теорией фе­дерализма. Само понятие " сообщественное" восходит у А Лейпхарта к И. Альтузиу-су, который считается родоначальником этой теории (см. ниже). Однако пользо­ваться этой концепцией в политической регионалистике нужно с оговорками. Дело в том, что федеративные отношения могут рассматриваться с акцентом на принципе интеграции сегментов, которые при этом могут быть не территориальными, а иными (этническими, например). Речь идет о федеративных принципах политических от­ношений, но не о федерализме как о форме государственного устройства.

Концепция многосоставного общества имеет огромное значение для поли­тической регионалистики. Многосоставное общество предполагает наличие тер­риториальных сегментов, а это уже шаг от общей политологии к регионалистике. Кроме того, сегменты иного происхождения (этнического, конфессионального, со­циально-классового) почти всегда имеют территориальную привязку — районы, где они преобладают или хотя бы являются значимыми компонентами социума. В своей

1.1

Региональная структура государства

территориальной проекции многосоставное общество, как правило, представляет собой ячеистую (сотовую) сегментированную структуру.

Регионализацияэто особый политический процесс, который влечет за со­бой территориальную дифференциацию (фрагментацию) и определенное структури­рование (упорядочение) пространства. В процессы регионализации в той или иной степени вовлечены все политические объекты и явления.

Процесс регионализации может быть управляемым (например, когда государ­ство создает или реформирует свое административное деление) или спонтанным (территориальные сегменты сами складываются на месте).

Также говорят об активных и пассивных формах регионализации. Пассив­ные формы регионализации обычно связаны с государственным управлением регионализацией, когда территория государства является простым объектом, под­чиняющимся управленческим решениям. Но со стороны центра такая регионализа­ция является активной. Возможны активные формы регионализации и со стороны самих регионов, когда происходит региональная эмансипация, т.е. регионы бо­рются за свою идентичность, за свои права, или когда на местах складываются обособленные территориальные сообщества.

В географической науке выделяют две составляющих процесса пространст­венной дифференциации — концентрацию и стратификацию [Гладкий, Чистобаев, 2000]. Другие авторы противопоставляют концентрацию и деконцентрацию [Гри­цай и др., 1991].

Концентрация означает, что явления накапливаются в своих очагах, что усиливает фрагментацию пространства12.

Деконцентрация предполагает рассредоточение явления по территории, что непременно влечет за собой его неравномерное распределение.

Происходящее в результате концентрации и деконцентрации явлений структурирование территории может описываться через следующие понятия.

Стратификация является результатом процессов концентрации и декон­центрации, которые вызывают расслоение территории на территориальные стра­ты (сегменты) — зоны (районы), характеризуемые разным количеством и набо­ром явлений.

Поляризация пространства отмечается, когда различия между территори­альными стратами (сегментами) приводят к противоречиям и коренным разли­чиям, т.е. к формированию полюсов.

Наряду с регионализацией в политической регионалистике используется понятие " регионализм". Нередко эти понятия применяются в качестве синони-

12 При этом концентрация и внутренняя интеграция считаются родственными, но не тождественными понятиями |Грицай и др., 19911.

Глава 1 Теория и методология политической регионалистики

мов, хотя определенные различия между ними существуют. Регионализм — это политический результат или эффект регионализации.

Например, известный географ Я. Машбиц рассматривал регионализм как факт существования в стране районов со значительными различиями. В таком по­нимании регионализм является политической характеристикой территориально неоднородного государства.

В ряде работ регионализм рассматривается как политическое движение и даже идеология, которая противопоставляется централизму. Как отмечает Г. Мар­ченко, " регионализм — образ мышления и действий, исходящий из приоритет­ности региональных интересов над государственными. Централизм, напротив, ос­нован на игнорировании региональных интересов" [Марченко, 1996, с. 45].

Когда говорят, что в определенном государстве развит регионализм, это оз­начает, что в нем имеются влиятельные политические силы регионального уров­ня, которые ведут борьбу за расширение региональной автономии. Крайним про­явлением регионализма в таком случае считается сепаратизм, который ставит за­дачей выход региона из состава государства. Нередко это явление рассматривается в негативном контексте, хотя здесь лучше воздерживаться от ценностных сужде­ний. Сепаратизм и иные радикальные формы регионализма являются условно нега­тивными процессами, если их рассматривать с точки зрения интересов конкретного государства, стремящегося сохранить свою целостность.

1.1.4






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.