Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В завершение приводится еще ряд доводов в пользу самостоя­тельного существования системы Е как особой координационной группы.






-Во-первых, " существование автоматизмов, управляемых и мотивационно, и коррекционно из уровней, расположенных выше предмет­ного..., явно свидетельствует о том, что эти верховные уровни не только создают особые психологические надстройки для мотивации движений, но и имеют на эти последние несомненное прямо коррекционное влияние" (С. 193).

-Во-вторых, " с этими верховными уровнями связаны перешифров­ки и патологические персеверации, не умещающиеся в более низких уровнях построения", что убедительно говорит в пользу самостоятель­ности этих уровней, имеющих свои особые координационные меха­низмы.

-В-третьих, данная группа Е имеет и " свои качественно особые выпадения", которые по близкой аналогии с уровнем действий D раз­биваются на два класса. К первому из них относится группа клиниче­ских нарушений, которые в свое время Monakow объединил под на­званием асемических расстройств, включив в них сензорные афазию, алексию, асимболию, амузию и т.д., т.е. соответственно утрату смы­словой речи, чтения, запаса слов, способности к музыкальному вос­приятию и т.д.

Все указанные виды выпадений объединяет общий при­знак: потеря в той или иной области " смысловых (уже не предметных) мотивов", что приближает их по характеру к выпадениям в афферент­ном поле по типу сензорных апраксий, о которых речь шла выше при рассмотрении уровня действий, а также в первой главе (см. раздел 1.4.2.). Ко второму классу выпадений относятся расстройства, которые дают " лобный синдром" " с определяющей его разрозненностью пове­дения, утерей связи между сделанным и тем, что предстоит сделать, распадом соответствия между ситуацией и действованием и т.д., т.е. синдром с эффекторным обликом выпадения" (там же). Подробно " лобный синдром" рассмотрен нами в третьей главе (см. раздел 3.3.). Оба класса выпадений вызываются поражением головного мозга в иных по локализации отделах по сравнению с поражениями, дающими апраксические расстройства, и представляют собой двигательные на­рушения отличные от апраксий.

Относительно классификации двигательных актов " верховной уровневой группы Е" автор не предпринимает какой-либо попытки, замечая по этому поводу, что " слишком велик риск впасть в ошибку, относя к числу актов, координируемых этой уровневой группой, и движения, только мотивируемые ею, но почти, наверное, строящиеся координационно полностью на нижележащих уровнях с D включи­тельно" (С.194).

По мнению Н.А. Бернштейна, с полной уверенностью к координациям верховной группы можно лишь отнести:

" 1) все раз­новидности речи и письменности (устная речь, пальцевая речь глухо­немых, морзирование, сигнализация флажками и т.п.; письмо от руки, машинопись, -стенография, работа на буквопечатающем телеграфе и наборных машинах и т.п.) и

2) музыкальное, театральное и хореогра­фическое исполнение" (там же).

Для упорядочения и систематизации представлений об уровнях построения движений, изложенных в данной главе на основе уровневой теорией Н.А. Бернштейна, нами предпринята попытка свести ос­новные характеристики всех уровней в единую таблицу с рубрикация­ми в соответствии с разделами авторского плана рассмотрения каждо­го из уровней, обозначенными в начале этой главы.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.