Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Построения движений






Представления о мозговой организации психомоторики как слож­ной морфофункциональной системе, о взаимодействии разных звеньев этой системы в норме и при патологии, о закономерностях ее станов­ления в нормальном и нарушенном онтогенезе, а также представления о возможных направлениях коррекционного воздействия при различ­ных отклонениях моторных функций могут значительно быть расши­рены и обрести системность благодаря ознакомлению с данными о многоуровневой организации движений, представленными в концеп­ции Н.А. Бернштейна (Уровней построения движения концепция), известной также в литературе как теория уровневой организации дви­жений. В этой теории, изложенной автором в одном из основополагающих его научных трудов " О построении движений" (1947), слож­ный двигательный акт рассматривается в виде разложенного на со­ставные компоненты психофизиологического процесса, показана роль разных мозговых уровней в регуляции движений и сложных психомо­торных действий.

В предисловии к указанному изданию Н.А. Бернштейн отмечает: "...ряд положений, содержащихся в этой книге, способен заинтересо­ван и в известной степени обслужить практиков из таких разнород­ных областей, как физическое воспитание, невропатологическая се­миотика и диагностика, психофизиология труда и оборонных специ­альностей, педагогика художественного исполнительства и т.д." (1947; С 6; из-за библиографической редкости указанного издания все последующие цитаты приведены нами по изданию 1997 г., вышедшего в год 100-летия со дня рождения Н.А. Бернштейна, поэтому в пометах к ним мы ограничились лишь указанием страницы).

В этой главе представлено в несколько сжатом виде изложение уровневой теории построения движений Н.А. Бернштейна в контексте рассматриваемых в данном пособии вопросов применительно к норме и патологии с сохранением по возможности авторской терминологии.

В пояснении сущности феномена, обозначенного термином " уровни построения движений", автор исходит из определения коор­динации движений, которая, по его словам, " есть преодоление избы­точных степеней свободы движущегося органа, иными словами, -уточняет автор, — превращение последнего в управляемую систему" (С.51 - выделено - Н.Б.). Задача, указанная в данном определении, " решается по принципу сензорных коррекций, осуществляемых совме­стно самыми различными системами афферентации и протекающих по основной структурной формуле рефлекторного кольца" (там же). И далее: " Состав тех афферентационных ансамблей, которые участвуют в координировании данного движения, в осуществлении требуе­мых коррекций и в обеспечении адекватных перешифровок для эффекторных импульсов, а также вся совокупность системных взаимоот­ношений между ними обозначаются... как построение данного дви­жения" (там же; выделено нами - В.Д.)

Далее указывается, что осуществление сензорных коррекций и выполнение требуемых для этого перешифровок в разных планах и различных уровнях " не реализуются сырыми рецетпорными сигнала­ми от отдельных, изолированных по признаку качества афферентационных систем. Наоборот, - подчеркивает автор, - сензорные коррекции всегда ведутся уже целыми синтезами, все более усложняющимися от низа кверху и строящимися из подвергшихся глубокой интеграци­онной переработке сензорных сигналов очень разнообразных качеств (выделено нами - В.Д.). Эти синтезы или сензорные поля и определяют собой то", что обозначается автором как " уровни построения тех или иных движений" (там же; выделено - Н.Б.).

Любая двигательная задача, по мысли Н.А. Бернштейна, " нахо­дит себе в зависимости от своего содержания и смысловой структу­ры тот или иной уровень, иначе говоря, тот или иной сензорный син­тез, который наиболее адекватен по качеству и составу образующих его афферентации и по принципу их синтетического объединения требующемуся решению этой задачи " (там же). Этот уровень и опре­деляется как " ведущий уровень для данного движения в отношении осуществления важнейших, решающих сензорных коррекций и вы­полнения требуемых для этого перешифровок" (С.52; выделено нами -В.Д.).

Н.А. Бернштейн выделил пять церебральных уровней построения движений, дав им условные названия по первым буквам латинского алфавита с учетом морфофизиологической характеристики уровня. Каждый выделенный уровень построения движений характеризуется автором с точки зрения морфологической локализации, ведущей аф­ферентации, специфических свойств движений, основной и фоновой роли в моторных актах вышележащих уровней, а также с позиции патологических синдромов и дисфункций.

Для формирования первичных представлений о различных веду­щих уровнях построения движений Н.А. Бернштейн приводит вначале примеры сопоставительного ряда круговых движений рукой, сходных по своему внешнему оформлению, но резко различающихся между собой но уровневой организации. Например:

А. При очень быстром фортепианном " вибрато", т.е. при повторении одной и той же ноты или октавы с частотой 6-8 раз в секунду нередко точки кисти и пред­плечья движутся у выдающихся виртуозов по небольшим кружочкам (или овалам).

В. Можно описать круг в воздухе в порядке выполнения гимнастического упражнения или хореографического движения.

С. Человек может обвести карандашом нарисованный или вытесненный на бумаге круг (Cl) или же срисовать круг (С2), который он видит перед собой.

D. Он может совершить круговое движение рукой, делая стежок иглой или распутывая узел.

Е. Доказывая геометрическую теорему, он может изобразить на доске круг, являющийся составной частью чертежа, применяемого им для доказательства. Все это будут круги или более или менее близкие подобия, но, тем не менее, - отме­чает Н.А. Бернштейн, - во всех перечисленных примерах их централь­но-нервные корни, их уровни построения будут существенно раз­ными." (С.52; выделено - Н.Б.). Во всех случаях, указывает автор, имеются различия и в механике движения, и в его внешней, простран­ственно-динамической картине, и, что еще более важно, подчеркивает он, наблюдаются глубокие различия координационных механизмов, определяющих эти движения.

Как отмечает Н.А. Бернштейн, все приведенные в примерах кру­говые движения " связаны всякий раз с другими афферентациями ". В случае А кружки получаются " непроизвольно, в порядке неосознавае­мого проприоцептивного рефлекса". Танцевально-гимнастический круг в примере В также обводится " под знаком проприоцептивной коррекции, но уже не элементарно-рефлекторной, а в значительной части осознаваемой и обнаруживающей преобладание уже не мышечно-силовых, а суставно-пространственных компонент проприоафферентации" В случае С обрисовывание круга (Cl) или срисовывание его (С2) " ведется с главенствующим контролем зрения - в первом случае более непосредственным и примитивным, во-втором - осуще­ствляемым очень сложной синтетической афферентационной системой " зрительно-пространственного поля". В примере D круговые движения осуществляются при смысловой афферентации, т.е. на основе пред­ставлений о предмете, осмыслении его формы и значения, " дающие, -по мнению Н.А Бернштейна, - активный результат в виде действия или серии действий, направленных к целесообразному манипулирова­нию с этим предметом". В случае Е рисование круга выступает как вспомогательное средство, направленное не столько на воспроизведе­ние правильной формы круга, как этого требовал бы художественный рисунок, сколько на полуусловное его изображение в соотношении с другими элементами чертежа, т.е. здесь воспроизводятся не предмет­ные, а абстрактные отношения. В этом случае " искажение правильной формы круга не нарушит замысла" рисующего " и не пробудит в его моторике никаких коррекционных импульсов, которые, наоборот, немедленно возникли бы в этой же ситуации" при художественном рисовании (С.52-53).

Перечисленные виды движений (от А до Е) " будут по их мышечно-суставным схемам кругами, но их реализация, их построение, про­водимое центральной нервной системой, будет для каждой из поиме­нованных разновидностей протекать на другом уровне" (там же).

Приступим теперь к непосредственному рассмотрению каждого из пяти уровней построения движений (субкортикальные уровни А и В; кортикальные уровни С, D и группа Е), характеризуя их с указан­ных выше авторских позиций.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.