Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реабилитация пожилых






НА ПРОИЗВОДСТВЕ1

Направление и характер развития современного производства, связанные с повышенной сложностью, многопрофильностью, автоматизацией его процессов, остро ставят вопрос реабили­тации человека старшего возраста. В настоящее время в меди­цинских науках намечается системный подход к анализу содер­жания понятия «реабилитация» (А. Л. Решетюк, 1986). Вместе с тем очень важно в комплексном подходе к решению проблем реабилитации усиливать и развивать психологические аспекты реабилитации.

В этой связи представляется актуальным использование в качестве реабилитационного базиса разных психологических уровней сохранности человека как индивида, личности и субъек­та деятельности. В структурном взаимодействии этих уровней особое место принадлежит индивидным характеристикам чело­века. Как известно, основными классами первичных индивидных свойств являются индивидуально-типические и возрастно-поло-вые характеристики. Взаимодействие возрастно-половых и ин­дивидуально-типических свойств влияет на динамику психофи­зиологических функций (сенсорных, мнемических, вербалыю-логических) и структуру органических потребностей. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте, с одной стороны, в задатках, с другой (Б. Г. Ананьев, 1977).

Таким образом, индивидные характеристики человека вклю­чаются в общую систему потенциалов, в частности таких, как жизнеспособность, трудоспособность, специальные способно­сти, одаренность (Б. Г. Ананьев, 1969). Жизнеспособность вы­ступает в качестве общей естественной основы потенциалов человека и является, главным образом, предметом изучения

1 Геронтология и гериатрия. Ежегодник. / Отв. ред. В. В. Безруков. Киев, 1988.

Л. Н. Кулешова и др. Психологическая реабилитация пожилых... 493

биологических и медицинских наук с точки зрения функцио­нирования систем организма и состояния здоровья в целом. Следует подчеркнуть, что уже на уровне жизнеспособности включаются психологические характеристики, которые вы­полняют различные функции и являются компонентами об­щей жизнеспособности. Оценка психических компонентов жиз­неспособности дает возможность прогнозировать возрастное развитие для целей реабилитации и повышения работоспособно­сти. Являясь одним из уровней общей структуры потенциалов че­ловека, жизнеспособность находится в сложных взаимодей­ствиях с другими подсистемами этой организации. Обнаружена определенная взаимосвязь между одаренностью и жизнеспо­собностью в показателях активного долголетия (С. Пако, I960; Н. В. Иванова, 1984).

Экспериментальные исследования интеллектуальных и фи­зических характеристик на начальных этапах развития чело­века показали активирующую роль специальных физических упражнений для психического развития. Наибольший при­рост в экспериментальных группах выявлен у мальчиков в развитии точности движений, а у девочек — в развитии опера­тивного мышления. Наименьший прирост у тех и других на­блюдается в характеристиках памяти (В. В. Волков, 1976). Со­матическое и интеллектуальное взаимодействие обнаружива­ется и в более зрелом возрасте человека. Экспериментальной моделью такого рода исследований являлись ситуации, объе­диненные общим термином «ситуации интеллектуально-эмо­ционального напряжения». В этих исследованиях были уста­новлены биохимические, физиологические, энергетические корреляты интеллектуальной деятельности.

Энергетические траты организма, производимые в состоя­нии умственной работы или в сложных актах поведения, свя­занных с приемом и переработкой информации, являются свое­образными эквивалентами интеллектуального напряжения (Б. Г. Ананьев, 1969). В сложных структурах связей между ме­таболическими, нейродинамическими, психомоторными, пси­ховегетативными и интеллектуальными характеристиками че­ловека показано значительное участие метаболизма и термо­регуляции в целом (Б. Г. Ананьев, 1971).

494 ________________________ ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеж

В пожилом возрасте эти констелляции обусловливают про­тиворечивые связи между возрастно-половыми и индивидуаль­но-типическими особенностями человека, что находит отраже­ние в конвергентных и дивергентных типах старения (Б. Г. Ана­ньев, 1969). По данным Bitren (1983) и других авторов, в старости особенно проявляются индивидуально-типические различия в жизненном тонусе и умственной сохранности. Так, обнару­жена отрицательная корреляционная связь между показателями формального мышления у испытуемых 40-79 лет и систоли­ческим давлением крови, установлены определенные отноше­ния между уровнями развития познавательных способностей и вероятностью выживания, низкие оценки по интеллектуаль­ным системам оказались связанными с низкой жизнеспособ­ностью.

В связи с этим в психореабилитационной работе с пожи­лыми важное место принадлежит психологической организа­ции физической подготовки с обязательным тестированием психических функций. Это позволит прогнозировать резуль­тативность соматических и физических тренировок организ­ма пожилого человека.

В выполненных нами экспериментальных исследованиях травматизма операторов холодного проката рассматривались 3 возрастные группы: 18-30 лет; 31-43 года; 44-57 лет, разде­ленные по количеству зарегистрированных у них травм на груп­пу «травматогенных» и «нетравматогенных». Анализировался комплекс характеристик разного уровня организации (сенсор­но-перцептивные, психомоторные, психофизиологические, по­знавательные, личностные, социальные). Установлено, что у первых объем памяти на отрицательные события вдвое выше, чем у вторых, и достоверно ниже уровень концентрации вни­мания (20, 4 балла). Вместе с тем не обнаружено существенных взаимосвязей травматизма с уровнем развития практического интеллекта.

В реабилитационных мероприятиях следует особо подчерк­нуть необходимость учета влияния специализации развития на сохранность психофизиологических и сенсорно-перцептив­ных характеристик. Так, у нетравматогенных операторов стар­шей возрастной группы обнаружена возрастная сохранность

Л. Н. Кулешова и др. Психологическая реабилитация пожилых... 495

глазомерной функции (оценивание и отмеривание) и объемов полей зрения. У травматогенных операторов эти характерис­тики снижены. Одновременно элементарные сенсорные функ­ции (вкусовая чувствительность, проприоцептивная чувстви­тельность, отдельные показатели цветовой чувствительности) обнаруживают возрастную сохранность.

Лица с низкой травматогенностью характеризуются замет­ными различиями в произвольных и непроизвольных реакци­ях. Так, нетравматогенные операторы отличаются замедленны­ми реакциями на сильный (по интенсивности) и ускоренной реакцией на слабый раздражитель. Реакция на движущийся объект (РДО) в этой группе особенно быстрая при малой пло­щади экстраполяции и в адаптации к новым условиям. К кон­цу тренировочных опытов различия между группами снижа­ются, хотя остаются на высоком статистическом уровне значи­мости. При этом вариативность данных 1-й группы возрастает, а в травматогенной группе остается на прежнем уровне. Эти данные можно интерпретировать как проявление большого числа индивидуальных способов реагирования. Группа же трав­матогенных характеризуется однотипностью, шаблонностью реагирования. Корреляционные структуры подтверждают этот факт.

Таким образом, в группе нетравмагогенных операторов с сохранной общей соматической организацией наблюдается возрастная сохранность специализированных сенсорно-пер­цептивных функций за счет включения адекватного резервно­го механизма. В группе травматогенных операторов специали­зированные функции оказались наиболее чувствительными к возрастным изменениям.

Психологическая характеристика человека как личности играет роль фактора развития и усиления жизнеспособности, что особенно важно в период старения, когда изменяется струк­тура и происходит ослабление этой системы в целом. В этой своей роли психологический фактор может быть направлен на отдельные психофизиологические функции или на образ жиз­ни в целом. Во всех случаях личностный фактор играет орга­низующую роль, касающуюся тренировок, режима, моторной активности и т. п. Роль самосознания и саморегуляции в период

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

старения чрезвычайно важна, поскольку для разработки про­грамм и мер по оптимизации жизнедеятельности необходим прежде всего достаточно зрелый уровень развития личности и ее самооценки, определенная развитая система личностных отношений к социальной среде, а также к своим потенциаль­ным возможностям. В этой связи основной проблемой явля­ется рассмотрение характера взаимоотношений личностных характеристик и процессов жизнедеятельности.

В наблюдениях на рабочих точного приборостроения нами установлена существенная роль уровня и структуры саморегу­ляции личности в детерминации заболеваемости с временной утратой трудоспособности. С помощью методики УСК (уро­вень субъективного контроля: Е. Ф. Бажип, Е. А. Голынкин и соавт., 1984) определялся профиль самоконтроля в 4 возраст­ных группах рабочих от 19 до 59 лет с разделением их на под­группы болевших и неболевших. Было обнаружено, что в зави­симости от возраста обследованные рабочие проявляют разные установки контроля. Превалируют ситуационно-специфичес­кие установки над генерализованными установками. Рабочие старшей возрастной группы показали оптимальные по выбор­ке показатели интернальности, что соответствует высокому уров­ню субъективного контроля над любыми значимыми событи­ями. Самые низкие показатели интернальности имели рабочие в возрасте 41-50 лет. Эта же возрастная группа имеет наиболь­шее по выборке количество дней нетрудоспособности. При рассмотрении профиля интернальности в старшей возрастной группе (51-59 лет) можно отметить высокую интернальность в области производственных отношений и очень низкие показа­тели интернальности в области межличностных отношений (не­формальных отношений). Это свидетельствует о том, что рабо­чие этого возраста часто считают себя неспособными активно формировать свой круг общения. Группа рабочих с повышенной заболеваемостью имеет низкие показатели интернальности в об­ласти семейных и межличностных отношений и неудач.

Таким образом, весь широкий комплекс личностных харак­теристик нужно включать в процесс реабилитации.

Основные направления, по которым следует осуществлять психологическую реабилитацию, определяются прежде всего

H. H. Сачук. Проблемы программированной подготовки... 497

спецификой труда и социальным статусом реабилитируемых. В зависимости от этого будут меняться содержание и соотно­шение реабилитационных мероприятий. Очень важно, чтобы психологическая реабилитация строилась на базе психодиа­гностики. Психодиагностика пожилых позволяет выявить недо­статочно развитые и наиболее сохранные функции для опорной реабилитации, определить конкретные рекомендации для вклю­чения пожилого человека в новые формы профессиональной деятельности.

Я. Я. Сачук

ПРОБЛЕМЫ ПРОГРАММИРОВАННОЙ

ПОДГОТОВКИ К ВЫХОДУ НА ПЕНСИЮ

КАК МЕТОДА И СРЕДСТВА УДЛИНЕНИЯ

АКТИВНОГО ПЕРИОДА ЖИЗНИ1

Выход на пенсию — критический, переломный момент в жизни стареющего человека, начало нового этапа, связанного с суще­ственными переменами в его жизнедеятельности и окружающей микросреде. Наступающие изменения в жизни неработающего пенсионера в пенсионном периоде в значительной степени име­ют характер потерь — прекращение трудовой деятельности, отрыв от прежнего коллектива, снижение дохода, более быст­рое, чем прежде, ухудшение здоровья. Со временем, в связи с повышением вероятности смерти в пожилом и особенно в стар­ческом возрасте, часто наступает овдовение, потеря друзей-ровесников.

Положительные изменения: прибавка свободного времени и открывающиеся дополнительные возможности для удовле­творения физических и духовных потребностей, приобретение новых семейных ролей, в том числе роли бабушки или дедушки,

1 Геронтология и гериатрия // Ежегодник. Отв. ред. Чеботарев Д. Ф., Фроль-кисВ. В. Киев, 1985.

ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

не могут, как правило, компенсировать негативные послед­ствия перехода пожилых людей в нерабочее состояние.

Результатом возникающей резкой жизненной перестройки при недостаточной готовности к ней пенсионеров, как показал ряд исследований (Н. В. Панина, 1979; Н. Н. Сачук, Н. В. Па­нина, Г. М. Москалец, 1981; В. Д. Шапиро, 1980), выполненных в рамках комплексной программы «Продление жизни», являет­ся наступление той или иной степени дезадаптации, сопровож­дающейся нередко болезненными проявлениями. В крайних случаях может возникнуть так называемая пенсионная болезнь.

Как свидетельствуют материалы социологических исследо­ваний, проведенных в Институте геронтологии АМН СССР, дезадаптация «молодых» пенсионеров (первого пенсионного пятилетия) в таком крупном городе, как Киев, отмечается сре­ди мужчин в 16, 3% (рабочие) и в 23, 4% (служащие) случаев, среди женщин — в 9, 2% и 14, 4% соответственно.

Наиболее существенным лимитирующим фактором для фор­мирования успешной адаптации неработающих пенсионеров является пассивный образ жизни и плохое здоровье. При ак­тивной жизненной позиции, вовлечении в общественную ра­боту и коллективные формы досуга социальная адаптация в пенсионном периоде значительно повышается. Так, например, множественный корреляционный анализ показал высокую тес­ноту связи уровня социальной адаптации неработающих пен­сионеров различных социально-демографических категорий с физической активностью (г= 0, 71-0, 79), совокупностью духов­ных интересов = 0, 69-0, 70), коллективными формами досуга (г = 0, 65-0, 46), общественной работой (г = 0, 55-0, 36). Прямая связь со здоровьем характеризовалась также высокими показате­лями (г = 0, 63-0, 65). В то же время резко отрицательное влияние на адаптацию оказывала перегруженность домашним трудом, особенно у женщин из числа рабочих = 0, 50-0, 49). В 50% слу­чаев особую отрицательную роль в недостаточной адаптации играло отсутствие (на предпенсионном этапе) определенных пенсионных планов.

Выявленная тесная связь между адаптацией, здоровьем и активностью образа жизни прекративших работу пенсионеров определила необходимость применения системного подхода в

Я. Н. Сачук. Проблемы программированной подготовки...

изучении их взаимодействия. Использование ряда новых, пред­ложенных в лаборатории демографии и санитарной статистики агрегированных и интегральных показателей дало возмож­ность установить множественные закономерные причинно-следственные зависимости между звеньями общих цепей изуча­емых явлений и процессов и дать им количественную оценку.

На первом этапе были рассмотрены связи в подсистеме «А»: отношение к здоровью < —> потребление герогигиенических знаний < —> физическая активность < --> уровень физическо­го здоровья < --> социальная адаптация к старости.

Иллюстрацией к полученным оценкам изучаемых связей могут служить данные таблицы 7.3. Во всех выделенных кате­гориях пенсионеров отчетливо выступает зависимость состо­яния здоровья и адаптации от уровня физической активности как существенного элемента рациональности образа их жизни в целом.

Поэтому внимание исследователей (H. H. Сачукисоавт., 1978; Н. В. Панина, 1978; Н. Н. Сачук, 1984; Н. Н. Сачук, Г. М. Мос-калец, Н. В. Панина, 1980, 1981) было сосредоточено на выявле-

Таблица 7.3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.