Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социологический аспект






Говоря о предмете социальной геронтологии, К. Тиббиттс в статье «Социальный аспект старения» (Tibbitts, 1963) выделил ряд вопросов о том, как старение детерминируется обществен­ными условиями и как старые люди в качестве особой группы взаимодействуют с обществом.

Значение культуры и общества. Культура, по словам Тиб-биттса, включает в себя ряд институтов, среди которых глав­ными являются семья, экономика, правительство и религия. Культура также включает науку, работу, контроль за здоровь­ем и благосостоянием. Развернутое определение культуры за­вершается у К. Тиббиттса указанием на то, что задача общества состоит и в том, чтобы определить количество старых людей, осуществлять заботу об их здоровье и благосостоянии. Функ­ция общества — создание условий для жизни старых людей. Главная задача социологии старения — определить место ста­рого человека в обществе.

Социальные изменения. Здесь отмечается то весьма важ­ное обстоятельство, что общество постоянно изменяется, и эти изменения не могут не отразиться на старых людях, которые вынуждены менять многие свои взгляды и привычки, что пред­ставляет трудность для них. Отмечается и то, что знания, ра­нее полученные пожилыми людьми, уже становятся бесполез­ными в наше время, и поэтому старые люди, как выражается К. Тиббиттс, чувствуют себя не на своем месте, неловко. Эта неловкость усугубляется страхом перед будущим. По сути дела, отмеченное Тиббиттсом значение социальных изменений, вли­яющих на самого стареющего человека, есть социально-психо­логический аспект старения, самым тесным образом связан­ный с проблемой пригодности стариков для работы в сфере со­временного производства, науки и культуры.

420 ЧАСТЬ VII. Психология геронтогенеза

Это в свою очередь связано с вопросами, которые не могут решаться в сфере социологии, а естественно, должны быть пе­ренесены в сферу психологии, педагогики и медицины.

Работа и уход на пенсию. Здесь К. Тиббиттс замечает, что в сравнении с ранними историческими эпохами человек дол­жен трудиться не до самой своей смерти, а пока у него хватает на это энергии. Старый человек, по его мнению, в наше время не чувствует себя производителем как таковым, он может уже не трудиться, уйти в отставку. Основные вопросы, которые стоят перед социологом, отмечает Тиббиттс, таковы: Какой от­печаток накладывает отставка на личность и ее умственное здоровье? Какое место могут занять старые члены общества в нем? Как поддерживать людей на протяжении этого периода?

Семейные отношения. В этом разделе Тиббиттс пишет об изменении семейных отношений в современном обществе, ука­зывает на распад традиционной патриархальной семьи, на из­менение статуса старого человека, на лишение его прежнего места главы семьи. Он пишет, что пожилым людям для удов­летворения своих нужд приходится обращаться не к детям и внукам, а к общественным организациям.

Статус. Высказанные выше положения позволяют Тиббит-тсу шире рассмотреть изменение общественного статуса ста­рого человека. По его словам, в примитивном обществе образ жизни разных поколений изменялся мало и поэтому старые люди имели преимущество вследствие накопленного опыта, мудрости и знания традиций, которые возлагали на них обя­занность быть учителями молодежи. В настоящее время эти качества уже не ценятся. Молодые люди лучше выполняют свою роль в результате современного образования и не нужда­ются в помощи старых.

«Умственное здоровье». Автор ставит вопрос, в какой сте­пени у старых людей может сохраниться умственное здоровье, бодрость духа, как на эти стороны личности влияет уход на пенсию. Возникает проблема, которую американские социоло­ги выдвигают в качестве одной из центральных социально-ге-ронтологических проблем, — проблема «занятости» и «незаня­тости» старых людей, и вместе с ней встает проблема так назы­ваемого разобществления, тенденция к потере коммуникаций.

M. Д. Александрова. Геронтогенез человека 421

Эта проблема широко разрабатывается Камминг и Генри (Сит-ming, Henry, 1962), Хэвайюрстом (Havighurst, 1964) и многими другими. Особый интерес представляет работа Генри (Henry, 1963), посвященная этой проблеме.

«Угнетенные группы». Под «угнетенными группами» под­разумеваются те группы стариков, которые теряют свой соци­альный статус, теряют самостоятельность, доход, не состоят ни в каких организациях, а целиком зависят от общества, нахо­дясь на его иждивении. Этим группам противопоставляются те, которые либо пытаются сохранить свое прежнее обществен­но-экономическое положение, либо организуют особые орга­низации, клубы и т. п. Тиббиттс указывает на то, что в США, Канаде и Северо-Западной Европе производится планирова­ние национального дохода для строительства специальных уч­реждений для пенсионеров, входящих в угнетенные группы.

Статья Тиббиттса носит программный характер и одновре­менно подытоживает исследования, проделанные социальны­ми геронтологами за 10 лет.

Основная мысль, которая пронизывает выступление К. Тиб­биттса (1963), состоит в том, что старые люди рассматриваются обществом как особая социальная группа, в отношении которой действуют определенные социальные законы, и что ответствен­ность за положение старых людей в обществе несет само обще­ство. И как бы ни рассуждал К. Тиббиттс с «надклассовых», «общесоциальных» позиций, все равно он вынужден признать, что доход — это то, на чем держится экономика старого челове­ка, а если его нет — старый человек попадает в угнетенную груп­пу и целиком зависит от благотворительности общества.

Мы подробно остановились на характеристиках социологи­ческих подходов к процессу старения, вернее, показали, как К. Тиббиттс характеризует социологический аспект социаль­ной геронтологии, тем более что этот подход не единственный. В дальнейшем тот же Тиббиттс расширяет круг вопросов, ко­торые затрагивает социальная геронтология, в частности, опре­деляет социально-психологический подход.

Социологическую линию в социальной геронтологии осу­ществляет и датский социолог Е. Фрииз (Friis. 1966). Если рас-i смотренная выше работа К. Тиббиттса представляет собой по-

422 ЧАСТЬ VII. Психология геронтогепеза

становку вопроса, выделение ряда социологических проблем ста­рения, словом, носит теоретический характер, то доклад Е. Фри-иза, который он представил международному конгрессу соци­ологов, иллюстрирует конкретно социологический подход к исследованию, носящий практический характер. Доклад назы­вается «Старые люди в трех индустриальных странах» и начи­нается с определения предмета социальной геронтологии. По словам Е. Фрииза, ее предметом являются жизненные условия и поведение старых людей, а также их отношение к биологи­ческим факторам и среде обитания. Он утверждает, что старые люди выделяются в определенную качественно своеобразную группу. По его словам, возникло много предрассудков и мифов относительно положения этой группы в западных индустри­альных странах, многие из которых нуждаются в подтвержде­нии; говорят даже о катастрофических изменениях, утверж­дая, что старые люди в индустриальных странах социально и психологически занимают самое невыгодное положение в об­ществе. Исходя из этого, высказываются, как говорит Е. Фри-из, следующие предположения: 1) большинство старых людей изолированы от общества, в том числе и от семьи; 2) желая продолжать работу после определенного возрастного предела, старые рабочие не могут получить места вследствие отрицатель­ного к ним отношения со стороны администрации; 3) большин­ство старых людей живут в плохих экономических условиях; в США и Великобритании хуже, чем в Дании1.

Высказывания Е. Фрииза прежде всего свидетельствуют о том, что в руководящих кругах крупных индустриальных стран мира имеется серьезная озабоченность тем, какое впечатление экономика, а следовательно, и благосостояние населения, про­изводит на мировую общественность, тем более что многие экономисты и социологи считают, что отношение общества к старикам отражает уровень его цивилизации.

Далее Е. Фрииз докладывает конгрессу о том, что в 1956 г. начался сбор эм­пирического материала по трем указанным странам и что первая публикация о его результатах была предпринята в 1960 г. Следующая будет осуществле­на в 1964 г. Эти исследования возглавил в США Чикагский университет, в Великобритании — Кембриджский, в Дании — Национальный институт со­циальных исследований.

M. Д. Александрова. Геронтогенез человека

Е. Фрииз отвечав! на поставленные 3 вопроса следующим образом:

1. Исследования показали, что 3/4 старых пар и половина одиноких живут без детей, однако 80% из них во всех трех стра­нах имеют живых детей.

2. Значительное количество старых людей (мужчин) про­должают работать и после достижения пенсионного возраста. Е. Фрииз приводит такие данные (табл. 7.2). К этому Е. Фрииз делает интересное примечание: «В Дании люди заняты мень­ше в промышленности, чем в сельском хозяйстве».

На основе анкетных данных и проведенных интервью он делает вывод о том, что причиной ухода старых рабочих на пенсию является не отрицательное отношение предпринима­телей к ним (дискриминация), а плохое состояние здоровья.

Таблица 7.2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.