Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Целостность личности (ego integrity) против отчаяния






Только в человеке, который каким-то образом проявлял за­боту в отношении вещей и людей и приспособился к триумфам и разочарованиям, неотъемлемым от существования, в родите­ле детей и создателе вещей и идей — только в нем постепенно созревает плод всех семи вышерассмотренных стадий. У меня нет слова лучше для обозначения этой итоговой стадии, чем целостность личности. Не имея ясного определения, я все же укажу на несколько составляющих такого состояния души. Это все возрастающая личностная уверенность в своей склонности к порядку и осмысленности. Это постнарциссическая любовь человеческой личности — а не особи — как переживание, выра­жающее какой-то мировой порядок и духовный смысл, незави­симо от того, какой ценой они достаются. Это приятие своего единственного жизненного пути как единственно должного и не нуждающегося в замене. Это означает также новую, отлич­ную от прежней, любовь к своим родителям. Это товарищеское отношение к принципам отдаленных времен и различным за­нятиям в том виде, как они выражались в словах и результатах этих занятии. Обладатель такой личностной целостности хотя и понимает относительность всех возможных жизненных пу­тей, придающих смысл человеческим усилиям, тем не менее

, 9 Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 117

готов защищать достоинство своего собственного пути от всех физических и экономических угроз. Ведь он знает, что жизнь отдельного человека есть лишь случайное совпадение только одного жизненного цикла с только одним отрезком истории и что для него вся человеческая целостность воплощается или не воплощается только в одном ее типе — в том именно, который он и реализует. Поэтому для человека тип целостности (style of integrity), развитый его культурой или цивилизацией, стано­вится «духовным наследием отцов», печатью морального про­исхождения, поставленной на нем («...pero el honor / Es patri-monio del alma»: Кальдерой). Перед лицом такой итоговой кон­солидации смерть теряет свою силу.

Утрата или отсутствие этой приобретенной личностью ин­теграции означает страх смерти. Здесь реально пройденный человеком жизненный путь не принимается им как предел жиз­ни. Отчаяние выражает чувство, что времени уже осталось мало, слишком мало для попытки начать жизнь сначала и по-ново­му, чтобы попытаться достичь личностной целостности иным путем. Отчаяние маскируется отвращением. Но достаточно ча­сто «мильон терзаний» не складывается в одно большое раска­яние: «mille petits du mts de soi, dont le total ne fait pas un remords, mais un gene obscur» (Ростан).

Каждый индивид для того, чтобы стать зрелым взрослым, должен в достаточной степени развить все вышеупомянутые качества личности, так что мудрый индеец, истинный джентль­мен и крестьянин в полной силе разделяют это итоговое состо­яние личностной целостности и узнают его друг у друга. Но каждая существующая культура для того, чтобы развить свой особенный стиль личностной целостности, предполагаемый ее историческим местом, использует свое особенное сочетание инфантильных конфликтов наряду со специфическими побуж­дениями и запретами инфантильной сексуальности. Инфан­тильные конфликты только тогда становятся продуктивными, когда они получают сильную поддержку со стороны культур­ных институтов и правящих классов. Для того чтобы достичь и Пережить состояние личностной целостности, индивид должен Представлять себе, как стать последователем людей — идолов, олицетворяющих в себе религию и политику, экономический

118 ______________ ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

порядок и технологию. Личностная индивидуальность поэто­му предполагает эмоциональную интеграцию, позволяющую соучастие в деятельности посредством следования «идолам» — так же как и принятие ответственности лидерства.

Словарь Вебстера достаточно добр, чтобы помочь нам до­полнить этот набросок и придать ему круговую форму. Вера и надежда (первая из наших личностных ценностей) определя­ется в нем как «безоговорочная уверенность в честности дру­гого», что является последней из нашего перечня ценностей. Я подозреваю, что Вебстер имел здесь в виду скорее бизнес, чем детей, кредит скорее, чем веру и надежду. Но формула остает­ся в силе. И, как кажется, можно и далее продолжать парафраз отношения взрослого чувства целостности и детской основопо­лагающей веры, сказав, что здоровые дети не будут бояться жизни, если их старшие обладают достаточной личностной це­лостностью, чтобы не бояться смерти.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.