Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудолюбие против неполноценности






Таким образом, рассмотренная выше сердцевинная стадия могла бы обеспечить ребенку «вступление в жизнь», если бы до этого ему не нужно было пройти сквозь школу, причем все рав­но, где она находится — в поле, в джунглях или же в специаль­ном классном помещении. (В этой школе) ребенок должен по­забыть свои прошлые надежды и желания; его безудержное воображение укрощено и зашорено законами безличных ве­щей. Дело в том, что хотя ребенок психологически уже готов к роли родителя, тем не менее, чтобы стать готовым к роли этой биологически, он раньше должен сформироваться как работ­ник и обладатель потенции. С наступлением периода латентно-сти нормально развивающийся ребенок забывает или, скорее, подвергает сублимации прежнее желание «делать» людей пу­тем прямого агрессивного действия и немедленно стать «па­пой» или «мамой»; он теперь учится завоевывать признание путем производства вещей <...>. Он уже пережил чувство ис­черпанности, финальности своего будущего в лоне семьи и по­этому стал готов попробовать себя в определенных трудовых Навыках и решении производственных задач вне его. Готовность

ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

эта далеко выходит за пределы простого игрового выражения импульсов, исходящих от эрогенных зон, или удовольствия от локомоторного функционирования. У него развивается чувство усердия, трудолюбия — он приспосабливается к неорганичес­ким законам орудийного мира. Он может стать прилежной и полностью абсорбированной единицей производительной де­ятельности. Стремление привести производительную деятель­ность к ее целесообразному завершению становится целью, постепенно вытесняющей капризные побуждения игры. Ору­дия и трудовые навыки ребенка включаются в границы его Я: принцип работы (Ives Hendrik) учит его удовольствию от це­лесообразного завершения трудовой деятельности, достигну­тому путем неуклонного внимания и упорного прилежания. Во всех культурах ребенок на этой стадии получает систематичес­кое наставление, хотя, как мы видели в главе, посвященной американским индейцам, вовсе не всегда в стенах школы, ко­торую владеющие уже письменностью народы должны органи­зовывать вокруг специальных учителей, обученных тому, как учить письму. У дописьменных народов и в не требующих пись­менности житейских делах многое выучивается от взрослых, ко­торые становятся учителями вследствие дара или склонности скорее, чем по назначению, но, возможно, большая часть не­обходимых знаний и навыков перенимается от более старших детей. У владеющих письменностью народов, где возможен вы­бор специализированной карьеры, возникает необходимость специальной подготовки детей путем обучения, прежде всего — грамоте, что дает самое общее основополагающее образование, подходящее для самых различных жизненных путей в буду­щем. Однако чем больше смешение таких специализированных жизненных путей допускается, тем более неопределенным ста­новятся конечные цели инициативы; и чем более усложненной становится социальная реальность, тем более туманной стано­вится роль матери и отца в ней. Школа становится как бы «куль­турой в себе», со своими собственными целями и пределами, своими достижениями и разочарованиями.

Опасность, подстерегающая ребенка на этой стадии, состо­ит в чувстве неадекватности и неполноценности. Если он в от­чаянии от своего неумения обращаться с орудиями или же от

Э. Эриксон. Восемь возрастов человека. Основополагающая вера... 109

своего положения среди товарищей по деятельности, то у него может отпасть охота к идентификации с ними и с данным участ­ком орудийного мира. Утрата охоты к такой «производствен­ной ассоциации» может вытолкнуть его назад к более изолиро­ванному, менее осознанному и несвязанному с миром орудий внутрисемейному соперничеству периода эдипова комплекса. Ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумело­сти в орудийном мире и рассматривает себя обреченным на по­средственность или неадекватность. Именно на этой стадии об­щество за пределами семьи начинает играть решающую роль в развитии ребенка, подводя его к пониманию различных значи­тельных ролей в технологии и экономике.

Многое в детском развитии повреждается, когда в семейной жизни не удается подготовить ребенка к школьной жизни или когда в школьной жизни не удается подкрепить надежды более ранних стадий.

Рассматривая период развития чувства трудолюбия, я упо­минал внешние и внутренние препятствия в использовании но­вых способностей, но не упоминал ни о тех обострениях, кото­рые связаны с новыми человеческими потребностями, ни о тех подавленных вспышках гнева, которые связаны с фрустраци­ей последних. Эта стадия отличается от более ранних в том от­ношении, что ей не свойственны резкие шатания от внутренних переворотов к новому мастерству. Фрейд называет ее латент­ной стадией, потому что разрушительные влечения здесь в нор­ме дремлют. Но это только временное затишье перед бурями пубертатного возраста, когда все ранее сложившиеся влечения вновь проявляются в новом сочетании и ставятся в подчинение генитальности.

С другой стороны, в социальном смысле это наиболее реша­ющая стадия: поскольку трудолюбие предполагает изготовле­ние вещей рядом и вместе с другими, в это время начинает раз­виваться первичное чувство разделения труда и различных воз­можностей, т. е. чувство технологического характера культуры. Мы уже упоминали в одной из глав об опасности, угрожающей индивиду и обществу, когда школьник начинает чувствовать, что цвет кожи, происхождение его родителей или покрой одеж-ДЫ, а не его желание или воля учиться, будут определять его

HO ______________ ЧАСТЬ III. Периодизация психического развития

ценность как ученика, а значит, и его чувство личностной ин­дивидуальности. Но существует и другая, еще более основопо­лагающая опасность, а именно — ограничение человеком себя и сужение своих горизонтов только до рамок его труда, на ко­торый, как говорит Писание, он был обречен после изгнания из рая. Если он принимает труд как единственную свою обязан­ность и «кем он работает» как единственный критерий ценнос­ти человека, то он может превратиться в конформиста и нерас­суждающего раба своей технологии и своего нанимателя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.