Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный подход.






Основание из теории систем. Система — как группа взаимосвязанных частей плюс способы их взаимодействия. Интересны не только мотивы (почему девочка страдает анорексией), но и последствия (что делю родители: акцент мамы на еде, реакция отца на фигуру девушек). Исследование не только очевидных влияний причин поведения, например взаимодействие родителей и детей. Семья тоже часть чего-либо. Девочка является частью семьи, частью школы, частью общества. Любой проблемный член семьи является неотъемлемым элементом системы семьи и элементов экологии, общества. Системное мышление — экологичное явление.

Экология возникла в 1866 году, когда изучали не отдельные растения, а системы; производное от «дом, семья», то есть изучение все производных, отношений. Акцент не производных, а на отношениях между организмами, исследуются цепочки. Системное мышление уделяет меньше внимания отдельным частям, а паттернам, системам, как отражаются проявления поведения данной системы.

Экологичный взгляд помогает понять, что организм очень чувствителен и реагирует на любые малейшие влияния и вытекают в большие (вырубка лесов в Бразилии — изменение мирового климата). Начали рассматривать всю семью в целом: из-за того, что лечение детей и их выздоровление — все возвращалось на круги своя, когда ребенок возвращался в семью.

1920, Клод Бернар — отдельный организм поддерживает внутреннее состояние при изменение внещних состояний.

1920, Кеннон — понятие комеостаза (отношение по средствам обратной связи).

В конце 19 — начале 20 стала активно развиваться техника. Норгарт Виннер — середина 20 века, изобретение компьютера (портотип человека), наука — кибернетика. После 2 мировой войны начались съезды для кибернетиков и прочих ученых для создания систем, техник и машин. Они находили связи между психологией и кибернетикой. Центр — теория обратной связи: получение информации для коррекции, она нужна для сохранения устойчивого состояния. Нужна для устойчивости во внешней среде, отношениями с другими. Негативная связь уменьшает отклонения, возвращает в исходное состояние, а позитивная усиливает, инициирует изменения. В семье: семейные правила (диапазон поведения, которые могут допустить семья), механизмы негативной обработки связи (навязать правила), последовательность семейных интеракция вокруг проблемы, что происходит, если усвоенная негативная связь не работает (действия членов семьи, которые хотят восстановить семью, только ухудшают отношения в семье). Самоисполняющееся пророчество — пример позитивной обратной петли: какой то человек заранее имеет какую-то установку (считает себя некрасивой и никакой парень не захочет с ней встречаться, знакомится, желание пропадает).

Позитивная обратная связь может привести к изменениям стало основанием для работы некоторых системных психотерапевтов. В стабильной сесье изменений добиться очень трудно, поэтому надо семью привести к определенному кризису и на основе этого кризиса решать проблемы. Сейчас от этого отошли. Отправная точка для системных психологов — петли обратной связи в семье. Стало изветсно как паттерны коммуникации. Базис нарушений — неправильная или неясная коммуникация, что приводит к нправильному функционировании и коммуникации из-за чего система не может правильно сама решить проблемы внутри себя. Сообщение интерпретируется неправильно — проблема нарушений внутри семье (не только словестное, но и образа).

Невозможность наблюдения за разумом способствовала тому, что в области коммуникации была задействована идея о черном ящике (то, что внутри нас аналогично черному ящику: надо достать и посмотреть что там). Нередко симптомы сохраняются, потому что они выпоняют некую функцию для всей семьи (мальчик для битья — все члены семьи отыгрывают на нем свои проблемы).

В середине 20 века — функционализм. Как реакция на эолюционную тенденцию, чтобы понять взаимоотношения вне контекста и игнорировать культуру как значимую ценность. Родилось у исследователей, наблюдавших за культурой. Психологи занимались семьей в данный момент и прошлое их не занимало. Парсенс Талко — наиболее влиятельный психолог в данном направлении. Мать — экспресивная роль: эмоции, потдержка, уход, отец — функциональная роль — навыки, учения, дисциплина. Это разделение должно быть адаптивным. В нормальной семье должно быть разделение ролей, чтобы нормально функционировать. Дюргейм: многие виды поведения, которые общество считает патологическим, может быть полезным, потому что на основе этого поведения могут объединяться разные слои общества (против кого-то). Стентон и Шварц: соттношение между здоровыми и больными в госпитале. Больные часто бывают вовлечены в отношения сотрудников госпеталя.

2 основных течения: 1.Для лечения должно быть все строго: режим, отношения и тд. 2.Наоборот: внимание к пациентам, забота, отношения. Пациенты — поле битвы этих подходов. Результат: между пациентами вырасла стена, напряжение, относились к врачам по-разному (одних любили, других нет). Возникли определенные коалиции, которые способствовали выздоровлению одних и болезне других.

Отклоняющееся от нормы поведение может использоваться в качестве защитный реакции от общества. Стали применять в терапии. Некоторые козлы отпущения добравольно применяли эту роль.

После второй мировой войны это направление получило наибольшее развитие, почти при кждом ВУЗЕ создались школы и направления. К 70 годам создались 2 направления: структурная и стратегическая.

Структурная терапия.

Возникла в 70 году и стала очень влиятельна из-за эффективности и виртуозности основателя Минухина. В 54 году понял, что надо заниматься со всей семьей. Первым стал заниматься с неимущими семьями. Стал работать не только в кабинете, но и приходил на дом, привлекал всех, кто связан с ребенком. Техники — активные, ставшие основой для структурной терапии. Началось супервизорство: появилсиь ученики, которые наблюдали за работой друг друга. 1965 — директор Фидалелийской клиники, где было 10 сотрудников, через 10 лет — 3000 сотрудников. «Овладение семейной терапией. Пути роста и трансформации». Ученики: Николс, Фишмены. Простота и практичность, обучающие программы принесли популярность терапии. Основной упор — на изучении структуры семьи и лечение происходит так же через изменение структуры. Считают, что семейный психотерапевт не может просто слушать, а должен занимать активную позицию. Если клиенты хотят, чтобы психотерапевт что-то дедал, он должен делать. Поэтому есть определенный план взаимодействия и действия. На основе аналиаз — стратегии действия. Эту стратегию обсуждают с клиентами. 3 основных понятия: структура, подструктура и границв. Структура — организованная модель, в которой взаимодействую люди, которые не влияют на поведения, описывает то, что предсказуемо (роли, модели). Подструктура: семья возникает — вопрос «кто будет делать...?», через некоторое время преобразуется в фразу «Чаще всего …. ….», потом преобразуется в «Всегда … делает муж/жена». Структура семьи включает в себя структуры и набор правил (скрытых). Если зменить любое из этих правил или ролей, это может привести к полному изменению ролей и правил.

Универсальны силы изменения семьи: культурные, материальное обеспечение, наличие родственников.

Любая семья обуславливается в подсистемы по каким-либо признакам, чтобы выполнять определенную роль. Каждый член семьи может входить в разные системы. Подсистемы бывают открытые и скрытые. Важнее скрытые. Выполнение родей зависит от гипкости ваших ролей. Разделение интерперсональны границ — такие способы, которые контролируют рабоают внутри: контроль близости и иерархии. Границы могут быть жесткие и деффузные. Последние приводят к спутанности. Спутанность: высокое ощущение поддержки ценой автономии. Деффзные когда отношения между дети очень теплые и доверительные (частые советы дочки с мамой, но ей трудно будет строить свою жизнь).

Стрессоры могут быть внешние (переезд) и связанные с семьей (рождение ребенка). Стрессы возникают из-за неумения с ними справляться. Если границы жесткие, то родители не понимают почему так с ребенком. Когда границы размыты, родители вмешиваются в дела детей и препятствуют развитию детей. Дети не умют развиваться самостоятельно и самостоятельно решать проблемы.

Спутанность и выпутанность подсистем. Отец не занимающийся сесьей — выпутанный. Мать с близкими отношениями с детьми — спутанная мать.

Иеррхия говорит о том, что семья нуждается в структуре и родительского внимания. Иерархия: слабая и мягкая, жесткая и деспотичная.

Чаще всего обращаются те емьи, которые избегают конфликтов, своих точек зрения, несогласия. После накопления проблем обращаются к психотерапевтам.

Выпутанные семьи избегают контактов между собой, а спутанные отрицают наличие различных точек зрения, прерикаются.

И те и другие не считают нужным выпутываться, решать конфликты. Часто переключают внимание на детей.

Структурные психотерапевты: семьи хорошо функционируют пока дети маленькие, но не могут адаптироваться, когда ребнок вырастает. Чаще всего — в спутанных семьях, где дети неуправляемые и недисциплинированы. Чаще всего в таких семьях неподготовлены к самостоятельности. Возиожны школьные фобии. Основные изменения состава семьи, требующего иерархии, возникает при разводе и при повторном браке. Основные сложности: новый родель не воспринимается (как чужой) или новый член семьи должен научиться правильному порядку и отрицаются те порядки, которые предлагают новый член семьи.

Работа должна быть со всей семьей, но иногда этого бывает недостаточно в следствии причин (например, когда есть любовница, депрессия из-за проблем на работе). Структурная психотерапия основана на том, что важен структурный контекст.

Цель психотерапии: изменение структуры семьи так, чтобы она могла решать свои проблемы. Струкрутурнач проблема — невозможность адаптироваться к проблемной ситуации. Руководствуется предположением, что члены семьи компетенты и их мнение надо учитывать.

Работа психотерапевта: он присоединяется к ней, включается к ней, перестраивает ее. Он не решает проблемы, а видоизменяет функционирование подсистемы. Можно направлять деятельность на симптомы.

Эриксон: стремился выявить симптомы и контекст, в котором он существует, чтобы изменить его. Для облегчения ситуации применяют поведенческие техники, внушение и манипуляции. В каждой семье цели психотерапевта решаются в зависимости от семьи (семья уникальна, подход уникален).

Создание четкой иерархии семьи, новую структуру семьи. Активизировать бездействующие и

трансформировать структуру. Необходимое условие работы психотерапевта — семья должна принять его. И только потом она сможет правильно отреагировать на его действия.

Чтобы присоединиться к семье, психотерапевт должен выразить принятие семьи, их высказывания как имеющие право на существования. Люди могут очень быстро изменяться. Если есть сопротивление в семье, его надо использовать.

Хейли: приспосабливаем подход к каждому случаю важны дерективы (продуманные предложения, подходящие к этой семье). Важно начало терапии. Именно от правильного начала зависит дальнейшие действие. Опрос всех членов семьи.

4 стадии опроса: 1.Формирование отношений. Легкий разговор на общие темы. Приветствие каждого члена семьи. Необходимо наблюдать за каждым членом семьи. Важно обясниться6 всех пригласили, чтобы услышать мнение каждого по данному вопросу. Начало опроса с отца (придать ему вес, заинтересовать его, занять активную позицию). Нужны правила беседы (говорить по очереди и не перебивать друг друга). Дать обсудить проблемы, посмотреть на коалиции, на иерархию, могут ли упешно сотрудничать родители. 2.Определение проблемы. 3.Стадия взаимодействия. 4.Стадия постановки проблемы.

Важное значение имеет первый сеанс и в конце его давать задания для семьи. На следующих занятиях важны дерективы и активно их применять. С их помощью можно контролировать то, как люди сами контролируют свое поведение и могут ли они его изменять. Дерективы: прямые и косвенные.

Часто бывает краткосрочной, недорогой и проверяемой. Ставятся цели в начале и достигаются в конце.

60% психотерапевтов — системные.

 

Женщины и стресс. Виткин. Серия Сам себе психолог.

Фиксирование различий между женщин и мужчин. При длительном стрессе у женщин есть особенности: вагинизм, фригидность, послеродовая депрессия, анорексия, булемия. Стрес при бесплодии и минопаузе.

Мозг влияет при выборе реакции на стресс. Реакция на стресс передается на мышцы рук и ног. Передается так же по вегетативной системе. Результат — активация отпугивания. У каждой женщины есть порог стресса. Один и тот же стресс по-разному переносится каждой женщиной. Первичная аменорея — когда к 16 годам нет месячных. Вторичная аменорея — когда к 16 годам были месяцные, но сейчас их нет.

 

Проблемы в молодой семье.

 

Апреля

 

Стратегическое
Женщина и стресс- виткин.
Джей Хейли, Клу Манадес, Ричард Фишер.
1967- Хейли присоединился к минухину, помогал в формулировке многих принципов. Структура семьи по Минухину: терапия, ориентированная на решение проблемы.
Центр по разработке самых быстрых методов лечения, фокусирование на симптомах, строго 10 сеансов: «Изменения: принципы формирования и решения проблемы», «Тактика изменения: практика краткосрочной терапии».
1974- институт семейно й терапии, стратегическая.
Пегги Пэп, Джоэль Бергман, Хейли, Сигалл, Милтон Эриксон
Заинтересованы в изменении поведения, а не в его понимании. Техники, а не теория. Выработка новых стратегий, направленных на решение определенных проблем.
3 основные теории:

- Кибернетическая. (Любые трудности оборачиваются проблемами из за их неправильного решения)
- Структурная (проблемы- изъяны в семейной иерархии)
- Функциональная (Кода люди пытаются косвенным образом защищать, управлять и тд, и их проблемы начинают участвовать в функционировании системы.
Легкие, краткосрочные, проверяемые результаты.
Опыт и здравый смысл, акцент на настоящем, а не на прошлом. Чаще отдельные члены семьи. Основное внмание уделяется личностному росту, он предполагает автономию и свободу выбора. Рост- когда каждый член семьи способен переживать и делиться переживаниями. Важно помочь делиться переживаниями. Психотерапевт должен быть самим собой, быть открытым, спонтанным, для этого нужно время. Акцент на индивидуальности, свободе выбора, личностном росте, на первом месте стоит личность психотерапевта. Включение в семью, но с союлюдением определенной дистанции, сам психотерапевт тоже осуществляет личностный рост. Работа- разрешение основных компонентнов семьи.

Семейный миф - защитные механизмы, используемые для поддержания единства в дисфункциональных семьях (убеждения, верования). Неосознанное взаимное взаимосоглашение, это проекции, отказ, расщепление (отвержение проблем и поддержание плохих качеств в других). Сопровождается тревогой, виной, неуверенностью. Это неосознанная вина, отвержение, страх перед ответственностью. Это регидное воспроизведение прошлого семьи, не учитывание изменений, происходящих в обществе.

Этапы семейной терапии (Миллер):
- Диагностический
- Ликвидация семейного конфликта
- Реконструктивный
- Поддерживающий

 

Этапы психотерапии:
- Письменное соглашение (цели и требования)
- Контакт, первая встреча (Проблемы внутри семьи, гипотеза, что может поддерживать данную проблему, контакт со всеми членами семьи- положительная установка, отец, контактный член семьи, остальные, попросить представить детей, представить других, представить организацию, обговорить условия работы, обговорить запросы, уточнить или дополнить запросы, совместные правила, установка группировок, надо показать себя дружелюбным, понимающим и принимающим. Можно обратиться к семейной истории, родственники, их учестие в семейных проблемах. Способы решения проблем, которые не сработали, кризисы. Вопросы: Насколько успешно справлялись с трудностями в прошлом, кто что делает, что они ожидают (акцент на хорошее), удачи в семье (кто принимал активное участие). Важно обнаруживать ресурсы. Важно раскрыть и реализовать неиспользованный потенциал. Конец встречи- итоги (какие цели, их разрешение, участие, место психотерапевта, роль каждого участника).

 

 

Мая






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.