Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка






Дошкольный возраст вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает много из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность. В это время ребенок открывает для себя мир непонятных, противоречивых человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь и активно в ней участвовать.

А.Н. Леонтьев писал, что дошкольный возраст – это период первоначального фактического склада личности. В это время у дошкольников происходит становление основных личностных механизмов и образований, формируется самосознание. В этом возрасте ребенок начинает усваивать этические нормы, принятые в обществе. Он учится оценивать поступки с точки зрения норм морали, подчинять свое поведение этим нормам, у него появляются первые этические переживания. Ребенок начинает обдумывать и сопоставлять свои действия и поведение с ожиданиями окружающих его близких взрослых. Если такие ожидания не соответствуют его личностным возможностям и ребенок не в состоянии их выполнить, у него возникает чувство страха и тревоги: он боится «быть не тем», сделать «не так», не соответствовать требованиям. Такая повторяющаяся безвыходная ситуация усугубляет развитие ребенка, формируя у него постоянную тревожность[11].

Впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги Зигмунд Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности [7, стр. 8]. Интерес к проблеме тревожности нашел отражение в работах многих ученых, как за рубежом, так и в отечественной психологии. Наши ученые придают большое значение исследованию состояния тревоги. Термин «тревожность» используется для обозначения относительно устойчивых индивидуальных различий, склонность индивида испытывать состояние тревоги [7].
В настоящее время преобладает точка зрения, согласно которой тревожность, имея природную основу (свойство нервной и эндокринной систем), складывается прижизненно в результате действия социальных и личностных факторов. Как писали Ж.М. Глозман и В.В. Зоткина: «Структурные изменения личности формируются не сразу, а постепенно, по мере закрепления отрицательных личностных установок, тенденций воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревоги» [2, стр. 59]. А.И. Захаров считает, что тревога зарождается уже в раннем детском возрасте и при неблагоприятном стечении обстоятельств (тревога и страхи у взрослых, окружающих ребенка, травмирующий жизненный опыт) тревога перерастает в тревожность…превращаясь тем самым в устойчивые черты характера; и происходит это в старшем дошкольном возрасте [4, стр. 22]. А.О. Прохоров представлял процесс формирования тревожности в три этапа. На первом этапе происходит ее зарождение. Второй этап характеризуется выраженностью тревожности и ее закреплением в конкретной деятельности и поведении. На третьем этапе сформированное новообразование приобретает характер свойства личности [17].

К сожалению, несмотря на отмеченное выше большое количество работ по рассматриваемой проблеме, исследованию детской тревожности уделяется недостаточно внимания.
По наблюдениям педагогов-психологов ЛАО г. Омска в детских садах прослеживается увеличение процента детей старшего дошкольного возраста с высокой тревожностью. В среднем, в старшем дошкольном возрасте у 48% детей наблюдается высокий уровень тревожности. Л.М. Костиной утверждает, что «В настоящее время увеличилось количество тревожных детей отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является весьма актуальной» [7, стр. 4]. Детям с высоким уровнем тревожности очень трудно в дальнейшей жизни, ведь их развитие сопровождают негативные стороны проявления высокого уровня тревожности:

1) такой ребенок склонен воспринимать окружающий мир как заключающий в себя угрозу и опасность;
2) способствует развитию предневротических состояний;
3) отрицательно влияет на результат деятельности;
4) негативно сказывается на устойчивости поведения и навыков самоконтроля.

Помимо отрицательного влияния на здоровье, поведение и продуктивность деятельности, высокий уровень тревожности неблагоприятно сказывается и на качестве социального функционирования личности, приводить к отсутствию у ребенка уверенности в своих возможностях в общении. Даже последующая поддержка не всегда помогает тревожному ребенку.

В таком случае, может лучше создать комфортные условия для развития ребенка, которые бы значительно уменьшили возникновение ситуаций, способствующих у ребенка развитие тревожности. Недаром говорят: «легче предупредить, чем лечить».
Именно поэтому нами была разработана программа «Не бойся, я с тобой!».

Цель программы профилактика возникновения тревожности у детей 4-6 лет.

Задачи программы:

  • Способствовать созданию комфортных условий для благоприятного развития ребенка.
  • Систематизировать у воспитателей знания об особенностях развития детей 4-6 лет.
  • Обучить воспитателей эффективным методам и приемам работы с детьми 4-6 лет.
  • Дать родителям знания об особенностях развития детей 4-6 лет и способах эффективного взаимодействия с ребенком.

В соответствии с целью и задачами программы были выделены 3 рабочих блока:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.