Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Требования к уровню усвоения содержания дисциплины






Москва 2005

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1. Цель дисциплины – обеспечить изучение обучаемыми становления и развития науки в мире и в России, исторического опыта человечества, обращенных к проблемам познания, анализу законов общественного развития, хозяйственной деятельности, бизнеса, осмыслению общечеловеческих гуманистических ценностей и способствовать на этой основе формированию у них прочной научной мировоззренческой ориентации, необходимой для научного исследователя уровня общей, философской и экономической культуры.

2. Задачи дисциплины:

– помочь обучаемым овладеть адекватной современным требованиям методологией научного анализа процессов жизнедеятельности общества и человека;

– научить обучаемых умело применять основные положения философии науки для формирования личности, развития интеллекта, культуры, нравственности, патриотизма и достоинства человека;

– сформировать у обучаемых прочные навыки и умения систематически работать над совершенствованием своих познаний в экономической сфере.

Место дисциплины в подготовке научного исследователя

Дисциплина «История и философия науки» занимает важное место в системе подготовки научного исследователя. Она способствует формированию устойчивой мировоззренческой позиции, методологической культуры и умению адекватно анализировать сложнейшие социальные и экономические процессы становления российского общества и государства.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины «История и философия науки» обучаемый должен:

иметь представление:

– о своеобразии философии науки, её месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, о сущности, многообразии форм человеческого знания, о соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, об особенностях функционирования науки в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в научном творчестве и повседневной жизни;

– о содержании современных экономических концепций и моделей международного, национального и регионального, крупного, среднего и малого бизнеса.

знать:

– историю возникновения и этапы развития науки, ее основные исторические типы; а также содержание и особенности развития современной зарубежной науки, характер и специфику научного познания в России;

– философские и научные концепции сущности, назначения и смысла жизни человека; условия формирования личности, её свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, за обеспечение и сохранение экономических достижений в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе, базисные ценности философских знаний и их роль в формировании мировоззрения федеральной и региональной бизнес-элиты;

– основные формы существующего знания, особенности его функционирования в современном информационно-техническом мире; исторические типы и эволюцию форм научного познания; роль науки в развитии современной цивилизации;

уметь:

– творчески применять основные положения истории и философии науки в повседневной практической деятельности в качестве научного исследователя;

– аргументировано обосновывать роль науки в развитии цивилизации, соотношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этические проблемы;

– логически строго излагать свои мысли и вести научную дискуссию;

– анализировать экономические и социальные процессы, правильно оценивать экономическую обстановку и находить эффективные приемы и способы организации своей практической деятельности.

Преподавание учебной дисциплины «История и философия науки» должно быть направлено на раскрытие мировоззренческих и методологических аспектов проблем взаимодействия науки, природы, человека и общества.

иметь опыт (навык):

– владения системой знаний о важнейших направлениях и формах развития науки, об основных научных школах, концепциях, источниках гуманитарного знания и приемах работы с ними.

Активно используя все формы учебной работы, преподаватель должен развивать у обучаемых логическую культуру мышления, побуждать у них потребность самостоятельно преобретать теоретические знания, глубоко изучать философские и политологические источники, творчески применять теоретические положения к анализу современных научных явлений.

Достижение обучаемыми требуемого уровня знаний и умений обеспечивается путем проведения различных видов занятий. Теоретическая часть дисциплины изучается в виде лекций, семинаров (индивидуальных контрольных собеседований) и самостоятельной работы аспирантов. Прикладная часть дисциплины отрабатывается в ходе учебных занятий, направленных на формирование основных умений и навыков в области истории и философии науки. В процессе обучения осуществляется систематический контроль успеваемости слушателей и качества их теоретической и практической подготовки: а) текущий – проведением летучек, опросов и иных форм, избранных преподавателем; б) итоговый – в процессе экзамена по результатам изучения учебной дисциплины.

Изучение данной дисциплины имеет внутреннюю логику прохождения, ее программа состоит из двух частей – исторической и философской, по два раздела в каждой. I часть: «История науки» включает разделы «Общая история науки» и «История экономических учений». II часть: «Философия науки» состоит из разделов «Общие проблемы философии науки» и «Философские проблемы социально-гуманитарных наук».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.