Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что три первые псалма Псалтири относятся преимущественно к Господу






Если день праздничный, то после троич­ных и краткой ектении поются три первые псалма Псалтири, которые относятся пре­имущественно к Господу. Ибо вочеловечившееся Слово Божие Само было поистине единым блаженным Мужем и не сотворило греха. Оно есть Древо жизни и дало много плода – нас, уверовавших в Него. Оно ожи­вёт, не увядая, как бессмертное. Оно не от­вергнет нас, как имеющее вечно зеленею­щий лист и плод, а нечестивых и демонов развеет как прах. Оно, когда восстали на Него цари и князи, победив их, посмеялось над ними и сделалось Царем Своей Церкви. Вочеловечившееся Слово Божие есть Сын Божий и имеет Своим наследием наро­ды, содержит концы земли и есть Пастырь сильный. Умножились ненавидящие Его, поносители и гонители Его – те, которые и умертвили Его на Кресте. Но страдая плотию, будучи же бесстрастным по Божеству, Сын Божий был с Отцом и явился нашей помощью и славой и если смертью почил, то восстал, как от сна. Потому и сказано: «От Господа спасение, и на людех Твоих, – на нас, ве­рующих, через Крест, – благословение Твое» (Пс. 3: 8–9).

После этих псалмов, когда священник воз­даст обычное благодарение и произнесёт совокупную ектению (σ υ ν α π τ ώ ν), или мирные прошения, и сделает возглас во славу Троицы, тогда поют «Господи, воззвах» с соединенными с ним псалмами, встречая вечер и воссылая Богу как бы мысленный фимиам. Между тем и реально приносят Ему фимиам, начиная от престола и наполняя им весь храм во сла­ву Божию для нашего освящения, а также потому, что от воспеваемого Бога мы полу­чаем Божественную благодать.

Здесь уместно будет сказать, насколько воз­можно, и о так называемых мирных прошени­ях, или совокупной и малой ектениях, а так­же о сугубой ектении и прочих прошениях.

Так как они читаются священником или диаконом во всякое время службы и на свя­щенной литургии, то нам нужно, по возмож­ности, иметь понятие и о них и не смотреть на них безразлично.

Во-первых, мы скажем о том, почему мир­ные прошения называются совокупной ектенией. Это потому, что в ней прежде всего ис­прашивается нам у Бога мир с Ним и между нами самими, притом совершается моление о всех нас вместе.

Благословив Бога, поскольку следует пре­жде всего возвестить и восхвалить Его как виновника всего и подателя всякого блага, священник тотчас говорит: «Миром Господу по­молимся». Эти слова научают нас иметь мир с Богом в правой вере и совести, ибо в этом состоит мир с Богом и мир со всеми, и на­учают стоять без гнева и сомнения, как говорит Павел, «воздевая чистые руки» (1Тим. 2: 8), и как говорит Спаситель: «когда стоите на молитве, прощай­те, если что имеете на кого» (Мк. 11: 25), и еще: «Мир остав­ляю вам»(Ин. 14: 27), и: «мир вам» (Лк. 24: 36).

Мир и должен быть прежде всего в нас (Ин. 14: 27), и в мире мы должны совершать молитву, потому-то священник в самом начале и воз­глашает: «Миром Господу помолимся», как бы го­воря так: если вы не отпускаете, то и Отец ваш не отпустит вам грехопадений ваших.

Потом, поскольку истинный мир от Бога, отпускающего нам грехи и дающего по ми­лости Своей спасение, священник присово­купляет: «о свышнем мире и спасении душ наших».

Потом молится об общем мире и говорит о мире всего мира, так как мир исходит от Бога, когда мы совершенно готовы к приня­тию его.

Видишь, сколь великое дело – мир: ради него низошёл Бог!

И далее: «о благостоянии святых Божиих церк­вей». И это – так же для мира в вере и для церковной жизни, равно как и следующее: «и соединении всех» в правой вере, любви и богоу­годной жизни.

Потом воспоминает «о святем храме и входя­щих в онь», ради единодушного и благоговей­ного собрания в нём, и принесения (части) из того, что мы получаем от Бога. Потом вос­поминает об архиерее как источнике священ­ства и всего христианства; «пресвитерстве» как сослужащем при святых Таинствах; «во Христе диаконстве» как о служителях Таинства; «о всем клире» как служащих Ему в песнопениях хри­стианах всякого чина; «и о людех», так как они верны, и соединены со священнослужи­телями верой и жизнью, и освящаются че­рез них.

Видишь ли, почему ектения называется со­вокупной (σ υ ν α π τ ή)? Всех она сводит в одно целое, как и Спаситель молился. С людь­ми же Церковь соединила и царей, и пра­вителей, и воинство. Впрочем, в виду того, что сии последние подвизаются за общее благо, упоминается о них и отдельно, ес­ли только они православны.

Церковь, строго храня закон Павла, мо­лится о царях и властях, и особенно ныне, когда они верны, и о том, чтобы споборствовал им Бог и покорил им врагов, чтобы и мы проводили жизнь тихую и безмятеж­ную, соблюдая в чистоте свое благочестие. Поскольку же нам нужны и охранение, и правители, охраняющие нас, постольку мы молимся и об охраняющем нас граде и о вся­кой стране, ибо живём не в городах только, но и в селениях.

Притом, в силу того, что цель городов суть сами живущие, Церковь говорит и о верою живущих в них (то есть о нечестивых молить­ся не следует). Поскольку же, опять-таки, для благосостояния городов нужно здоровье живущих в них людей, которые, как и сами мы, от Бога, то Церковь говорит «о благорас­творении воздухов» для здравия тел, «о изобилии плодов земных» для потребы их в пищу, «и временех мирных», чтобы они благоприятствова­ли жизни, нашей пользе и общежитию, ибо возмущения сопровождаются стеснительно­стью и разрушением.

Опять же, у живущих очень много случай­ностей и различны род жизни, потребности и обстоятельства, поэтому, молясь вообще обо всех, Церковь говорит «о плавающих», имея в виду тех, которые на море; «о путеше­ствующих», то есть странствующих по суше; «недугующих», какой бы кто ни был одержим болезнью, «страждущих», «труждающихся и пле­ненных», т. е. находящихся в рабстве; – и со­бирая всех, молится о спасении их.

Видишь ли, что Церковь подражает Богу и промышляет обо всех? Понимаешь ли, как она всё соединяет и обо всех молится? Потому-то и сама молитва называется сово­купной.

Потом, призвав всех к молению обо всех и по апостольской заповеди повелев молить­ся друг за друга перед Тем, Кто может дать всё, Церковь обращается к Господу и гро­могласно говорит: «заступи», ибо Ты – один Заступник за нас слабых и погибающих; «спа­си», ибо Ты – один Спаситель бедствующих и отчаянных; «помилуй», ибо ничего мы не смо­жем сделать для Тебя, если Ты, Милостивый, не помилуешь нас; «и сохрани», ибо много на­падающих и притесняющих.

Ты один можешь сохранить «нас, Боже, Твоею благодатию», – не по делам нашим и не по мо­лению нашему, ибо мы нечисты и всё наше нечисто, но по единой Твоей благости.

Особенный же дар – вочеловечение Еди­нородного, он-то и называется благодатью. Склонив Бога на милость этой молитвой, которую произносит или сам иерей, или ди­акон, а также тайной молитвой внутри алта­ря, иерей повелевает нам предать себя Богу как приношение Ему.

Уразумей спасительность и дивность мо­литвы. Священник говорит: «Пресвятую, Пречистую» и пр. (присоединяя похвалы Всепетой Богородице, как уместно) «со все­ми святыми помянувше». Она есть началоводительница святых, путеводительница освя­щения, общая посредница и Божественное орудие, через которое спасены мы со все­ми, через Нее освященными, как едиными с нами по естеству и пекущимися о нас, и могущими печься о нас, поскольку они под­визались во славу Божию. Вместе с ними, говорит иерей, «помянувше» (вместо: призвав или воспомнив святых, памятующих о нас), «сами себе», как обязанные сами себя предать Богу, «и друг друга», как принявшие заповедь взаимной любви, «и весь живот наш», как дан­ный от Бога (то есть всё: и помышления, и слова наши, и деяния, и души, и тела) «Христу Богу предадим».

Он стал жертвой за нас – принесём и себя Ему в жертву живую; Он дал Себя нам – отда­дим и себя Ему всецело и будем иметь дерз­новение у Того, Кто душу Свою положил за нас и дал Себя в пищу нам, Кто промышляет о нас и любит нас, у Того, Кто всегда печётся и спасает и Кто единый есть Спаситель. Ибо без Него невозможно ни жить, ни мыслить, ни вообще делать что-либо. Предавшегося же Ему никто не может исхитить из рук Отца Его. А руки – Сам Он – мышца Его, и Дух Святой.

Вот величайшее и совершеннейшее из всех благ от сей молитвы людям, приближа­ющимся к Нему! Посему при других молени­ях предстоящие взывают только: «Господи, по­милуй», призывая Божие милосердие, а здесь говорят: «Тебе, Господи», то есть Тебе предаём себя, Христе Боже. Эту преданность весьма необходимо исповедовать и словами, по­тому что она выражает правую нашу веру во Христа, а по вере в Него – и самое наше приношение.

Вера соединяет нас с Богом и привлекает Его помощь, она связывает нас с Пресвятой Матерью Слова и со святыми, и посред­ничество их за нас творит действенным. И делами оправдывать веру также весьма необходимо для нас. Оправдывать же дела­ми – значит право веровать, и христиански, в истинной чистоте и справедливости, жить и упражняться в молитвах. Ибо, возносясь к Богу, мы становимся совершеннее, бываем освящены Таинствами, посвящены Ему ис­поведанием и, как преданные Христу и ис­купленные Им, обязываемся ничего другого не делать, кроме дел Христовых.

Ради сей-то преданности воспоминаются все святые, и Спаситель, вступая на путь страданий, Сам первый сотворил преда­ние, вверяя нас Отцу и говоря: «Соблюди их во имя Твое, святи их во истину Твою» и пр.; а истина – Он.

Совершив это моление, иерей запечатле­вает его гласом и произносит славословие Троицы: «яко Тебе подобает», богословием и сла­вословием утверждая всё вышесказанное, и свидетельствуя, что это будет нам от Бога.

Потом поются тропари и самогласны, именуемые стихирами, в неделю (κ υ ρ ι α κ ή) включаемые в число десяти стихов ради со­вершенства сего числа, а в праздники свя­тых – в число восьми ради восьмого нескон­чаемого дня, в который святые пребудут с Богом всегда, как уже и теперь пребывают со Христом в Духе. В обычные же дни – в число шести ради того, что святые пребыва­ют ныне на Небе выше пяти чувств, а так­же и в честь Троицы, к которой число шесть относится как двукратное.

В недели, или в другие праздники и дни святых, стихиры поются обоими ликами по­переменно. При последнем стихе лики схо­дятся, показывая согласие и единение, со­вершенное Спасителем всего мира. Потом, вместе преклоняясь перед алтарем, взывают: «Яко утвердися милость Его на нас»(Пс. 116: 2), чем указыва­ют на содеянное Христом спасение языков и на то, что, по милости Своей пострадав за нас, и Крестом Своим утвердив Свою держа­ву, и победив, Он привел нас к Себе. А вслед за тем опять поют: «слава, и ныне», нераздельно славословя Троицу нераздельную.

В завершение же величают Богоматерь Деву ради многого и сильного Её посредни­чества, а также дабы исповедать воплоще­ние Воплотившегося от Неё.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.