Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О Петре Кнафее






К этой «Трисвятой» песни было сделано ере­тиками весьма важное и вместе с тем бес­смысленное прибавление через некоего бес­честного Петра Кнафея, который захотел к песни бесстрастной Троице прибавить «распныйся за ны».

Прибавление в высшей степени богохуль­ное, потому что Троица бесстрастна, неиз­менна и бестелесна и потому что Бог Слово, единый воплощённый, одно из Лиц нераз­дельной Троицы, пострадал не Божеством, но плотью, между тем как Божество Его осталось бесстрастным и нераспятым, как при ковке и калении железа огонь не терпит ничего вместе с ним, не изменяется и не подвергается превращению, но очищает и раскаляет железо, как говорит божествен­ный Василий.

Однако же ересь Кнафея, на долгое вре­мя возжегшая в Церкви огненное испыта­ние, была опять погашена силой Божией, совершившей в христолюбивом граде Константиновом, в царствование Феодосия Младшего, во время церковного молебствия чудо: один отрок из среды народа был под­нят на воздух и, возвратившись, объявил, что Ангелы поют так: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Сказав это, он умер.

Итак, вот, Церковь приняла Трисвятую песнь от Духа Святого не только чрез про­роков, но и через своих чад во Святом Духе.

Бог-Троица дал свидетельство, что эта ангельская песнь немолчно поётся той же Троице.

Эта песнь, уже получившая свой настоя­щий вид, немедленно остановила бывшее тогда землетрясение. С тех пор Церковь поёт ее как богодарованную, вместе с Ан­гелами при всех богослужениях, особенно же вместе с богодухновенной песнью и ве­ликим славословием в конце утрени и на священной литургии.

Великое же славословие поётся каждый раз в праздники и дни памяти празднуемых святых, а в другие дни, как и в дни скорби, по чиноположению устава оно читается од­ним и после него молитва Трисвятого, о кото­рой нам необходимо было вкратце сказать ради тех, которые спрашивали нас.

282. Когда читается «Трисвятое»

Молитва «Трисвятого» читается и в начале, и в середине, а часто и в конце каждого последования, потому что вся она относится к на­шему Богу, Единому в Троице. Начинается она ангельской песней, а заканчивается мо­литвой Спасителя. Слова последней вы зна­ете, а смысл заключает в себе такой: триж­ды произносится Трисвятое, чтобы трижды восхвалить Святую Троицу, как мы сказали.

283. О песни «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» и о том, кем она составлена

И другая песнь во славу Святой Троицы со­ставлена святыми отцами, а именно, как говорят, святыми Мелетием и Флавианом, Антиохийскими патриархами: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во ве­ки веков, аминь».

Все это – против Ария и Савеллия, не­честиво мыслящих. «Слава» – против ариан, потому что едина слава Святой Троицы и Троица единосущна; «Отцу и Сыну и Святому Духу» – против Савеллия, богохульно пропо­ведовавшего, что Святая Троица есть еди­ное Лицо; «ныне, и присно» и прочее – потому что Святая Троица одна и та же, существу­ет всегда, и является неизменной, и слава Троицы есть ныне, и всегда, и будет вечно.

Затем «Пресвятая Троице, помилуй нас». И эта молитва составлена отцами.

Во-первых, в ней упоминаются три Лица вместе, потому что Они – единое Божество, и единое существо, и единая сила, и, таким образом, Троица нераздельна. Потом, число Лиц определяется их особенностями.

Об Отце говорится: «Господи, очисти грехи наша»; о Сыне: «Владыко, прости беззакония наша»; о Святом Духе: «Святый, посети и ис­цели немощи наша». И непосредственно за тем выражается единение трех Лиц: «имене Твоего ради».

Отец – Господь, равно как и единосущен, и Сын – Господь, и Дух – Господь, так как еди­но господство трёх Лиц, и единая Троица есть един Господь.

Сын – Владыка, потому что и Отец влады­чествует над всем, и Святой Дух.

Дух – Святой, потому что Отец – Святой и Сын – Святой. «Помилуй нас» – взято у Давида; «очисти грехи наша» – вопль мытаря из боже­ственного Евангелия; «прости беззакония на­ша» – из евангельских слов; «остави нам» – из пророческих и отеческих; «посети и исцели немощи наша» – из Евангелия и псалмов; «имене Твоего ради» – также из псалмов.

Далее, «Господи, помилуй» трижды. Это в честь Святой Троицы, так как Троица – един Господь, и трижды говорится в честь Троицы: «Свят, Свят, Свят» (Господь). Потом тотчас слава Отцу и прочее в честь Единосущ ной Троицы.

Наконец, читается молитва Спасителя, смысл которой мы кратко изъясним, на­сколько в наших силах.

284. Краткое толкование священнейшей молитвы «Отче наш»

«Отче наш!» – потому что Он наш Создатель, сотворивший нас из ничего, и потому что через Сына Своего по естеству сделался для нас Отцом по благодати.

«Иже еси на небесех» – потому что Он почива­ет во святых, будучи свят, как написано; свя­тее же нас Ангелы, пребывающие на Небе, и чище земли – Небо. Потому Бог преимуще­ственно и есть на Небесах.

«Да святится имя Твое». Поелику Ты свят, то освяти имя Своё и в нас, освяти и нас так, чтобы мы, сделавшись Твоими, могли свя­тить Твое имя, возвещать его, как святое, прославлять его в себе, а не хулить.

«Да приидет Царствие Твое». Будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не врагом за наши злые дела. И да приидет Царствие Твое – последний день, когда Ты примешь Царство над всеми (и над врагами также), и Царство твое будет вечно, каково оно и есть. Ожидает оно, впрочем, достойных и готовых к тому времени.

«Да будет воля Твоя, яко на небеси, и земли». Утверди нас, как Ангелов, чтобы воля Твоя была исполняема в нас и нами, как и в них; да будет не наша воля страстная и человече­ская, но Твоя, бесстрастная и святая. И как Ты соединил земное с Небесным, так и в нас, находящихся на земле, да будет Небесное.

«Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хотя мы просим и о Небесном, но мы смертны и как люди просим для поддержания нашего существования и хлеба, зная, что и он – от Тебя и что Ты один ни в чем не имеешь нуж­ды, а мы связаны нуждами и в Тебе полагаем дерзновение своё. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но – необходимого для нас на настоящий день, так как мы нау­чены не заботиться о завтрашнем дне, по­тому что Ты печёшься о нас и в настоящий день, будешь заботиться и завтра, и всегда. Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь – Хлеб живой, Небесный, Всесвятое Тело живого Слова. Кто не будет есть этот Хлеб, тот не будет «иметь в себе жизни» (Ин. 6: 53). Это – Хлеб насущный, потому что Он укрепляет и освящает душу и тело, и «ядущий хлеб сей будет жить вовек» (Ин. 6: 51).

«И остави нам долги наша, якоже и мы остав­ляем должником нашим». В этом прошении выражены весь смысл и вся сущность боже­ственного Евангелия, ибо Слово Божие и пришло в мир для того, чтобы оставить нам наши беззакония и грехи, и, воплотившись, для этой цели совершило всё: пролило Свою Кровь, даровало Таинства во оставление грехов и это заповедало и законоположило. «Прощайте, и прощены будет», – говорит Оно (Лк. 6: 37). И на вопрос Петра, сколько раз в день отпу­скать согрешившему, отвечает: «до седмижды семидесяти раз», имея в виду: без счета (Мф. 18: 22). Кроме того, Слово Божие определяет этим успех самой молитвы, свидетельствуя, что если молящийся отпустит, то отпустится и ему, и если оставит, то оставится и ему, причем оставится в той мере, в какой он оставит (Лк. 6: 36–38) грехи против ближнего и Создателя, потому что этого хочет Владыка. Ибо все мы равны по природе и все вместе рабы, все погреша­ем, отпуская не много, получаем весьма мно­го, и давая прощение людям, сами получаем прощение от Бога.

«И не введи нас во искушение», потому что весь­ма много у нас искусителей, полных зависти и всегда враждебных, и много искушений от демонов, от людей, от тела и от беспечности души. Искушениям подвергаются все: и подвизающиеся, и нерадящие о спасении, праведники даже больше, для их испытания и возвышения. Они тем более имеют нужду в терпении, потому что дух, хотя и бодр, но плоть немощна. Искушение будет и в том случае, если ты презришь брата, если со­блазнишь его, оскорбишь, или покажешь беспечность и нерадение о делах благоче­стия. Поэтому, чем бы мы ни согрешили пе­ред Богом и братом, мы просим помиловать нас, сами милуя и отпуская, и просим не вве­сти нас во искушение. Если кто даже и пра­веден, пусть не надеется на себя самого, по­тому что праведным можно быть только при смирении, милосердии и отпущении другим их грехов.

«Но избави нас от лукаваго», потому что он – непримиримый, неутомимый и неистовый враг наш, а мы перед ним слабы, так как он имеет тончайшую и неусыпную природу – враг лукавый, изобретающий и сплетающий нам тысячи козней и всегда измышляющий для нас опасности. И если нас не исхитишь из них Ты, Создатель и Владыко всего и са­мого лукавого, диавола с его клевретами, и Ангелов, и нас, то кто возможет исторгнуть нас? У нас нет сил постоянно противобор­ствовать этому невещественному врагу, столь завистливому, коварному и хитрому. Избави же нас Сам от него.

«Яко Твое есть Царство, и сила, и слава во ве­ки, аминь». И кто искусит и оскорбит находя­щихся под Твоим владычеством, Боже все­го и Владыко, владеющий и Ангелами? Или кто противостанет Твоей силе? – Никто, ибо всех Ты сотворил и соблюдаешь. Или кто противостанет славе Твоей? Кто дерз­нет? Или кто может объять её? Ею испол­нены небо и земля, и она превыше Небес и Ангелов, потому что Ты един – всегда сущий и вечный. И Твоя слава, Царство и сила Отца и Сына и Святого Духа во веки веков, аминь, т. е. поистине, несомненно и подлинно. Ты – Царь сильный и славимый вовеки.

Вот кратко смысл священной молитвы «Отче наш». И её всю непременно должен знать всякий православный христианин и возносить к Богу: восстав от сна, выходя из дома, отправляясь в святой храм Божий, перед вкушением и после вкушения пищи, вечером и отходя ко сну, ибо молитва Отче наш содержит в себе всё: и исповедание Бога, и славословие, и смиренномудрие, и исповедание грехов, и мольбу об оставле­нии их, и надежду благ будущих, и проше­ние необходимого, и отречение от излиш­него, и упование на Бога, и молитву о том, чтобы не постигло нас искушение и чтобы мы были свободны от диавола, чтобы тво­рили волю Божию, были сынами Божиими и сподобились Царствия Божия. Потому-то Церковь совершает эту молитву многократ­но днем и ночью. Вот, мы отчасти, насколь­ко позволили наши силы, и сказали об этой молитве.

Заключим же во Христе наши рассуждения об утрени.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.