Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О последовании утрени и прежде всего о том, что означают открытие дверей храма, вход внутрь него и фимиам






Итак, полунощное пение окончилось. Двери храма отверзаются как небо, и мы входим в него, как бы возносясь от земли, подобно тому как по Втором Пришествии рабы Христовы будут восхищены на облаках «и тако всегда с Господом будем» (1Сол. 4: 17). Фимиам же, по­хожий на облако, изображает Святого Духа и сообщение Его Божественной благодати и благоухания.

Тотчас по входе всех, когда настоятель пройдет через царские врата, подобно Христу, прошедшему через затворённые вра­та, наречённые в нас, – через Богородицу, и отверзшему нам врата небесные, а прочие пройдут по сторонам от него, как бы нахо­дясь под крыльями его и служа ему, тогда священник у престола произносит возглас, как служитель Христов, благословляя Его со Отцом и Духом пред престолом и святыми Его. И все поют «Трисвятое» по «Отче наш», воспевая с Ангелами Троицу и произнося пере­данную нам отцами молитву.

О молитве «Трисвятого» стоит вкратце ска­зать на память, что это – молитва древняя и сложена древними отцами, почему Церковь и поет её постоянно: и на Божественной литургии, и в конце других молитвословий. А древних еретиков, прибавляющих нечто к «Трисвятому», Церковь поражает анафемой, сама же припевает эту песнь Небесную, при­нятую ею с Неба через восхищенного туда отрока.

Таково-то «Трисвятое» и вся молитва, вместе с ним возносимая к Единому в Троице Богу нашему. Сложено «Трисвятое» из ангельской песни и слов Давида. Ангелы поют: «свят, свят, свят» (Ис. 6: 3); а Давид говорит: «Возжада душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41: 3), и в псалме пятидеся­том взывает: «Помилуй мя» (Пс. 50: 3). Эта песнь ясно про­поведует троичность Лиц и единство суще­ства и силы Троицы. Подобно ей и молитва «пресвятая Троице, помилуй нас» поучает троич­ности и единству; «Господи, очисти» указывает на Отца; «Владыко, прости» – на Сына; «Святый, посети» – на Святого Духа, а слова «имене Твоего ради» указывают на нераздельность Их по существу.

И хорошо мы говорим к Отцу: «очисти», имея между Ним и нами посредника в Сы­не; – к Сыну: «прости» (σ υ γ χ ω ρ η σ ο ν), так как Он низошёл к нам, пострадал за нас и пре­терпел за людей мучения, а мы, облекшиеся в Него в крещении и миропомазании и со­единяющиеся с Ним в Приобщении и дру­гих Таинствах, прогневляем и оскорбляем Его. С другой стороны, мы просим Его о прощении и потому, что Он даровал власть вязать и решить, и законоположил про­щение.

Духа же Святого просим: «посети», потому что Он животворит, исцеляет и укрепляет нас и без Его силы и дарования в нас не бы­вает ничего доброго.

А «Господи, помилуй» говорит нам о Троице. Един Господь – Троица. Троекратное повто­рение «Господи, помилуй» указывает на Неё и призывает Её на милость к нам.

Также очевидно, что «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» – есть исповедание Единой Троицы и вечно воспеваемое Ей славосло­вие. Потому мы и читаем его часто, и в кон­це пений, и в начале.

Молитва «Отче наш», хотя и относится к Отцу и дана через Сына, но поскольку Троица нераздельна, и одно имя Отца, Сына и Святого Духа, и Бог (ο Θ ε ο ς) есть Отец светов – Сына и Духа, и Отец в Сыне и Духе, как Сын и Дух в Отце, постольку и эта мо­литва относится к Троице и словом Отче напоминает и Сына и Духа. Об этом свиде­тельствует и Церковь, говоря: «Яко твое есть царство Отца, и Сына, и Святого Духа».

Священник между тем кадит престол, храм и всех молящихся, воздавая честь священ­ным вещам, как предметам божественным, а предстоящих освящая. Потому, начиная со святого святых – престола, он кадит всё по порядку, не просто воскуряя фимиам, но запечатлевая и освящая его и через молитву принося и вознося его ко Христу, да приня­то будет кадило горе и да ниспослана будет нам благодать Всесвятого Духа. Таким обра­зом, через фимиам мы приемлем благодать, и никто пусть не пренебрегает каждением.

Обойдя скорым шагом весь храм и окадив его, он, под конец молитвы «Отче наш», входит во врата храма и, совершая кадиль­ницей знамение креста, говорит: «яко Твое есть Царство», запечатлевая тем молитву, как научил Христос, и славословя Троицу.

Потом опять кадит настоятеля, воздавая ему честь, словно Христу, а также иконостас. Затем, войдя в алтарь и став перед Божест­венным престолом и священным гробом Христовым, после того, как вне алтаря ска­жут: «благослови, отче», возглашает возвышен­ным тоном и с благоговением: «Слава Святей, Единосущней и Животворящей и Нераздельней и Всесильней Троице», прежде всякой песни богословствуя о Виновнике всего и Владыке, Едином в Троице Боге всяческих, и славосло­вя Его. Так он провозглашает началом песнословия Того, Кто есть начало и конец всего.

Когда потом скажут: «аминь», что означает «поистине так», при молчании всех, знаме­нующем богодуховенное вещание Ангелов о судьбах Божиих и благоговение, тогда специ­ально назначенный чтец, во образ Ангела, посланного от Бога, предначинает песнь ан­гельскую, воспетую при рождении Господа, которую тогда предвоспел один Ангел, явив­шись пастырям. «И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу» (Лк. 2: 13–14).

Для Ангелов это – начало славословия о нашем спасении. Потому и сейчас один из чтецов предначинает этой песнью и трижды произносит во славу Преславной Троицы: «слава в вышних Богу», и, сказав подряд дваж­ды: «Господи, устне мои отверзеши», в третий раз говорит следующее, также в честь Троицы: «Господи, что ся умножишася стужающии ми», и читает шесть псалмов утрени, после каж­дых трёх псалмов совершая славословие Троицы. Между тем священник возносит про себя утренние молитвы Богу, являясь ходатаем о том, что читается, и делая дей­ствительным то, что поётся, так как священ­ством совершается всё. Потому-то священ­ник и начинает, священник и заканчивает.

Совершив пред Богом утренние молит­вы, по окончании шестопсалмия, он читает Мирные прошения, молясь обо всех, чтобы сла­ва Господня осияла их, в знак чего все светиль­ники зажигаются. При этом на глас поется: «Бог Господь и явися нам» – Слово Божие воплощён­ное; «благословен грядый» – Он, как Бог во плоти; «во имя Господне» – во имя Отца и Сына.

Затем, если праздник, поётся тропарь празд­ника; если же память святого, то тропарь этому святому, так как через Воплотившегося освящено естество. И весьма уместно изо­бражаются ночью обстоятельства рождения и явления Спасителя во плоти, так как Он родился ночью и, по словам Исаии, нам, «си­дящим в стране и тени смертной воссиял свет»(Ис. 9: 2; Мф. 4: 16). И мы в этой жизни, как в ночи, ожидаем пришествия среди ночи возлюбленного нам и любящего нас Жениха душ.

Вслед за тем совершается стихословие Псалтири, а после трёх псалмов – «славосло­вие» и «аллилуйа», причём словами «слава Отцу и Сыну и Святому Духу» славословится Троица, а словом «аллилуйа», которому придают смысл «Бог грядет», славословится Воплощение. В этом случае «аллилуйа» означает Пришествие Бога на землю. Первое – в нищете плоти, а Второе, последнее – во славе, ожидаемое нами с Неба.

Полагается и чтение Священного Писания для научения об этом таинстве и в похвалу празднуемых святых, ибо когда наступит торжество будущего века, будут славослови­мы тайны Бога, особенно тайны Его вопло­щения, и с ними победы подвизавшихся за Него, как и на победных празднествах царя увенчиваются и сражавшиеся за него, как часто говорит Иоанн Златоуст.

После чтения Писания поётся песнь по­лиелея, как песнь победная и возвещающая дивные дела Божии, особенно же переход душ наших из Египта греха и заблуждения к вере во Христа, освобождение наше от фараона и египтян, т. е. диавола и демо­нов. Возвещается наш исход, по умноже­нии скорбей, из моря искушений на сухую, твёрдую и непоколебимую землю жизни, совершённый силой Божией и тем, что в крещении Он укрепил нас силою Креста, как жезлом. Этой песнью возвещается осво­бождение от пустынного озлобления, кото­рыми мы были наказаны за наше нерадение об исполнении заповедей и за ропот на Бога о трудах, несмотря на то, что питаемся мы не манной, но Хлебом жизни и пьём токи Крови, истекшей из ребра Христова, т. е. возвещается свобода от прежней жиз­ни. Возвещается освобождение Церкви от Диоклетиана, Максимина-богоотступника и других нечестивейших властителей, словно от Амалика, Сиона, Ога и им подобных, и с падением царства этих неверных подаётся освобождение от властительства демонов, которые причиняют святым в этой жизни скорби и разнообразные искушения, и по­сле искушений и трудов – вселение в обе­тованную землю и Небесное наследие че­рез Иисуса, Сына Бога Живого, Который будет и распорядителем наследия, и нашим наследием, Который изводит нас из среды неверных и вводит в Небесный Иерусалим, Который, как великий Священноначальник, даёт права священства и приношения жерт­вы жизни и, как единый Царь по естеству, распределит будущее Царство – и Царству Его не будет конца.

После этих песнопений поются другие псалмы, применительно к празднику или памяти святого, заключающие в себе про­возвестия чудных дел Божиих, – и всё это запечатлевается, и заключается чтением Евангелия. Как скоро через Евангелие будет явлена тайна воплощения, тогда составляет­ся хор и поются победные песни в канонах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.