Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что нужно быть внимательным к тем, которые говорят, что каются, и принимать искренне приходящих, а тех, которые это делают лицемерно, испытывать






Если же кто из кающихся холоден и двоеду­шен и обращение его только на словах, а на деле нисколько, и если он не только не име­ет ревности сделать что-либо полезное, но и готов обратиться вспять, как «пёс на свою блевотину»(2Пет. 2: 22), например, смеётся и издевается над святыней или при внешнем смирении и рвении, будучи слегка испытан, делается по принятии Даров равнодушным и холодным и снова предаётся прежнему, то такой да не будет с тобою, чтобы и тебе не стать участ­ником в чужих грехах.

Не должно вливать миро в грязный сосуд и не должно – получили мы наставление – метать бисер перед свиньями и давать святыни псам (Мф. 7: 6), которые кажутся дружески располо­женными и действующими на благо госпо­дина.

Но, между тем, и относительно таковых отчаиваться не должно и не следует отвра­щаться от кого-нибудь из них. Но нужно их принимать и стараться, как мы сказали, при­вести к сознанию греховности, и побудить к покаянию, и всегда ожидать, что они придут к нему (потому что и надежда должна быть до конца), хотя и не сподоблять Святыни, дабы она не была в осуждение как им, так и тем, кто неразумно преподает её.

220. Об исповеди: как она должна совершаться

Исповедь же должна совершаться не про­сто, но как указал Спаситель, когда принял Закхея и блудницу.

Первый торжественно и с сокрушением высказал всё, чем согрешил, и обещал ис­править обиды и начать творить дела боже­ственные. «Господи! – говорит он, – половину име­ния моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19: 8).

А вторая, взяв «алавастр мира и став позади (ибо не смела перед Ним) у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7: 37, 38). А потому и сказал Иисус: «про­щаются грехи ее многие за то, что она возлюби­ла много, а кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7: 47). Закхею же сказал: «ныне пришло спасение дому сему» (Лк. 19: 9).

Видишь ли, что за ревность и стремление к истине при обращении тотчас даруется от­пущение грехов со спасением? А нераскаивающимся Спаситель говорит: «отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 23).

И хулящим Духа Святого сказал: «кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению» (Мк. 3: 29).

И не хотящим отпускать согрешения дру­гих сказал, что и им не отпустятся. И «если не покаетесь», говорит, «все так же погибнете» (Лк. 13: 3).

И не веровавшим в Него говорил: «Се, остав­ляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23: 38).

Посему нужно истинно каяться, и при­том со смирением, а не так, как утверждают некоторые (что смеха достойно), – будто когда ешь и пьёшь отверзается сердце для исповедания грехов, и поэтому они с похме­лья (чтобы не сказать больше) осмеливаются исполнять христианский долг покаяния, делая противоположное покаянию и идя на­перекор Сказавшему: «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лк. 21: 34). Как может прийти в сокрушение тот, у кого сердце в та­ком состоянии? Как будет печалиться? С ка­ким вниманием и смирением исполнит долг исповеди?

221. Как нужно сидеть и держать себя принимающему исповедь и как – исповедующемуся

Итак, не должно быть выше указанного. Принимающий исповедь должен в подобаю­щем и священном месте, наедине и без шума, сидеть с благоговением, быть веселым и с кротостью в душе и взоре, а в его действиях должна выражаться любовь Божественная. А исповедующийся – с дерзновением, и страхом Божиим, и с благоговением должен стоять перед принимающим исповедь, как перед Самим Христом, потому что через то­го, кто принимает грехи, он исповедует их Христу, Который и даёт прощение. И на во­просы исповедующего должен отвечать без сомнения, смиренно и правдиво, и ничего не утаивать.

222. О том, что в нас есть три силы, действием которых мы совершаем доброе или согрешаем: словесная, раздражитель­ная и желательная – и которые вместе называются тричастностью души

Поскольку в нас действуют три силы: сло­весная, раздражительная и желательная, – постольку исповедующийся должен под­робно исповедовать падения по всем им. Если же он не знает, какие они, то испове­дующий обязан напоминать ему и спраши­вать. Ибо в соответствии с этими тремя силами, как говорит великий Григорий Нисский3), мы или живем хорошо, или по­грешаем.

В словесной заключается вера и всё, что принадлежит уму. А потому и нужно спра­шивать о вере, не поколебался ли в ней каю­щийся, или не богохульствовал ли?

223. О том, что в нас существуют и другие три силы, по отношению к которым мы совершаем или хорошее, или дурное: ум, произносимое слово и телесные движения

Это совершается и в уме и в слове, ибо мы получили и другие три силы, по отношению к которым или делаем хорошо, или падаем: ум и то, что относится к уму, слово и то, что относится к слову, действия и принадлеж­ности действий; и во всем этом действует и сила словесная, и раздражительная, и жела­тельная.

О том, что посредством ума совершается хорошего в силах словесной, раздражительной и желательной у тех, которые их упражняют, и что, напротив, бывает у тех, которые к ним невнимательны

Во-первых, ум, действуя в сердце, порож­дает или благие помыслы (при внимании), или злые (при невнимании). Отсюда, у вни­мающих себе ум порождает память о Боге и правую веру, молитву и внимание, сла­вословие и благодарение Богу, что, как мы сказали, есть действие силы ума. А от силы раздражительной, через посредство ума, по­рождаются пламенная и напряженная рев­ность и стремление к благочестию, и свя­щенным песням, и благодарению Бога. От силы же желательной посредством ума рож­даются истинная и искренняя любовь к Богу и ближнему, и сердечная привязанность к предметам божественным, и добрые и ду­ховные помыслы.

Совершенно противоположное быва­ет у того, кто не бодрствует умом. Силой словесной производится в нём то, что он неправо мыслит о благочестивой вере и о Едином в Троице Боге, о воплощении Слова и о прочем, относящемся к Богу. Кроме того, в нём порождаются неблаго­дарность, и богохульство, и мечтания от­ступнические и демонские.

А сила раздражительная побуждает его к злым делам, замыслам против брата свое­го, к зависти, злословию, неистовству и мстительности, и весьма многому другому, в меру раздражения. Желательною же по­рождается то, что человек любит славу, сребролюбив в сердце и желает того, что принадлежит ближнему. Он пристрастен к чужим благам или к увядающей красоте плоти, размышляет о страстном, и питает в душе нечистоту и всякую скверну, и бывает подобен скоту, и через помыслы даже хуже скота.

Это-то и подобное тому совершается умом в этих трёх силах.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.