Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для чего на главу рукополагаемого полагается Евангелие






И тотчас открывается Евангелие, которое есть как бы Сам Христос и через Него – Церковь Его. Открытое, оно полагается на главе и шее рукополагаемого. Это действие означает, что он, сделавшись главой Церкви, своей главой имеет Христа. И это ему долж­но знать и иметь всякое ведение Его, на­сколько возможно. Потому-то Евангелие и полагается на главе его – господствующей части, чтобы просвещать и устраивать и ум, и слово, и чувства по Христу, а шею скло­нять под лёгкое иго Христово и не делать ничего вопреки воле Его. Ибо рукополагае­мый через Евангелие принимает на главу и шею саму Церковь Христову.

Итак, когда открытое Евангелие положе­но и священные письмена возлежат на главе посвящаемого, архиерей произносит пер­вую молитву: чтобы Владыка и Господь Бог наш, поставивший в Церкви, во-первых, апостолов, во-вторых, пророков и, в треть­их, учителей и призвавший посвящаемого к сану архиерейскому, рукой посвящающего архиерея и прочих соепископов, наитием, и силой, и благодатью Святого Духа укрепил рукополагаемого, как укрепил апостолов и пророков, которых и помазал как царей, и освятил как архиереев; чтобы Господь, сохранив непорочным его архиерейство и украсив всяческим благочестием, явил его самого святым, дабы он мог молиться о по­требном для спасения людей и дабы Бог услышал его, что является поистине вели­чайшим даром. И подлинно, сия священная молитва сообщает величайшие дары, об­лекая рукополагаемого силою апостолов и пророков, поэтому архиереи и имеют даро­вания апостольские и пророческие.

Помажи его, говорит молитва, яко царей, по­тому что и цари были помазываемы елеем и Духом, и ныне помазываются Церковью; потому что архиереи помазываются благо­датью по власти от Духа и будучи водитель­ствуемы Им.

Поставиши их, говорит молитва, началь­ствующими на земли и освяти его, яко архиереев, как ветхозаветных Мелхиседека, Аарона и Самуила и как апостолов и иерархов новоза­ветной благодати.

Так ставится посвящаемый выше закона, дабы он входил в высшее святилище, прино­сил в жертву живого Агнца и умилостивлял Бога за всех и дабы он был освящён так, что­бы мог входить во святое святых, и поисти­не совершать святые Таинства, и сам пребы­вать непорочным иереем Божиим, и чтобы был украшен всяческим благочестием и, на­конец, явился святым, исполненным свято­сти и благодати Божией.

174. Почему архиерея называют «владыка святый»

Потому архиерея так называют и усвояют ему большую святость, что, хотя и прочим иереям как освящаемым в Духе благодати принадлежит священство, но ему – преиму­щественно, как рукополагаемому во Святом Духе.

Архиерей, помазывая царя, также назы­вает его святым и называет ради помазания святым миром, которым помазываются и все верующие, а потому именуются святыми.

Апостол Павел говорит: «братия святые, участники в небесном звании» (Евр. 3: 1.).

Об архиерее рукополагающий говорит прося Бога: «покажи его святым», – и таким образом молитвами рукополагает его во свя­того.

Помазываемые миром миряне не имеют даров священства или дарований апостолов, пророков и учителей, а потому именуются святыми только по причине помазывания миром. Архиерей же, вместе с этими даро­ваниями, через молитвы рукоположения, получает дар святости и, что ещё больше, право быть услышанным Богом, о чём он просит во имя спасения людей.

Сказав: «покажи его святым», – рукополагаю­щий архиерей возглашает: «Яко свято имя Твое и препрославлено Царство Твое», – потому что един Бог по естеству и препрославлен, пото­му что Он – освящающий и прославляющий как единый Царь и Архиерей. После воз­гласа рукополагающий славословит Троицу, Которая всё совершает и от Которой исхо­дят сии дары.

Призывание Троицы, как и при крещении, совершается и здесь, равно как и при всех священных Таинствах.

Затем первые из сослужащих архиереев читают обычные прошения: о вышнем мире и спасении всех, об архиепископе как совер­шителе божественного дела, о деле рук его (то есть о рукоположении и самом рукопо­лагаемом), о благочестивых царях и о всех верующих. Прочие же архиереи отвеча­ют: «Господи, помилуй» (Кирие, елеисон). Этим они свидетельствуют, что иерарх посвяща­ется всеми, что они согласны с рукопола­гающим архиепископом, что вместе с ним молятся и рукополагают, равно и сопричис­ляют к себе принимающего рукоположение. Это совершается только при рукоположении епископа, потому что при таком величайшем даре и наитии Божественного Духа должно вспоминать о всех верующих, чтобы они по­лучили милость, и спасение, и благодать.

Архиепископ, держа руку на главе рукопо­лагаемого – что знаменует собой покрови­тельствующую и промыслительную благо­дать Божию, наитие, действие и осенение Святого Духа, или, лучше сказать, вселение благодати в рукополагаемого, – тотчас же после первой молитвы произносит вторую. Рука его постоянно на главе посвящаемо­го – это означает, что о чём бы тот ни стал молиться, всё совершится и всё он получит.

И как удивительна молитва архиепископа: «Господи Боже, ради немощи человеческого есте­ства, не могущего вынести явления Божества, поставивший Домостроительством Твоим подобострастных6) нам учителей, обдержащих7) пре­стол Твой!» О таинство! Человек получает власть и си­лу Божию и удостаивается воссесть на пре­стол Самого Бога. О чудо! Поскольку, просит молитва, человеческое естество не может вынести естества Божественного – снизой­ди. Ибо только тогда плоть наша всецело соединилась с Богом, когда была принята Словом. И только Дева, Матерь Его, приня­ла во чрево Само Ипостасное Слово воплотившееся, когда рождала Его. Посему Она есть честнейшая всех после Бога. И мы – тем же страшным устроением – удостоились столь величайшего дара – архиерейства Христа Бога нашего.

Сам, говорит молитва, соверши и сего, соделавшегося строителем архиерейской благода­ти. Вот он называется строителем величай­шего дела, а потому должен быть и верным, и мудрым в должной степени. Сотвори подра­жателем Твоего истинного Пастыря Христа, полагающего душу за овец Твоих.

Вот и пастырем называется, или, точнее, должен быть пастырем, подобным Иисусу Христу, и все силы отдавать попечению о словесной пастве Его. О великий дар! Но великая и обязанность! Пастырь обязан не щадить жизни своей за овец Христовых как поставленный через рукоположение подра­жателем Его и пастырем, подобным Ему, как могущий совершать все Таинства Его через Него во Святом Духе.

Далее в молитве говорится: руководителем слепых, т. е. руководителем неверных к вере; наставником неразумных, т. е. одержимых не­разумием ересей, дабы привести их к право­славию или согрешающих – к покаянию. И да будет он тем, кто наказывает непокор­ных и дерзких. И – учителем юношей истинно­му ведению, светом в мире, подобно апостолам, которые были светом мира и названы так Христом, были живым светом, или, по вы­ражению святого Павла, светом в мире, со­держащим слово жизни.

И наконец, произносится: дабы, вверенные ему души хорошо управив (ибо это главное), спасению их споспешествовал и содействовал.

Итак, если ему вверены души, то велика и его обязанность. Но и Бог подаст величай­шую благодать подвизающимся и удостоит их великой награды. Ибо разве не видишь, насколько выше всякой другой награды за дело Божие награда за дело архиерейства? Какая же это? Которую уготовал Ты, – гово­рится, – подвизающимся в проповеди Евангелия Твоего.

Вот и долг подвига, и притом в проповеди Евангелия, и подвизающиеся в этом суть как бы подвижники. Кто же подвизался в сем подвиге? Во-первых, Сам Спаситель, свиде­тельствовавший об истине и исповедавший доброе исповедание, что Бог есть Отец Его, а Он – Сын Отца. Затем, подвизались апо­столы Его. Поэтому архиерей как благоподвизающийся за Евангелие – в подвигах ли и трудах, или кровью, или в искушениях, гонениях, или будучи оскорбляем, или рев­ностью о вере, или милосердием, или други­ми божественными делами – будет вместе с апостолами и со Христом как получивший Его и их благодать и как должный с ними спрославиться.

Окончив молитву, иерарх возглашает и сла­вословит державу и милость Самого вопло­тившегося ради нас Сына, Отца Его и Духа, призыванием Троицы утверждая сказанное и возводя рукополагаемого к совершенству. Потому при этих словах запечатлевает главу его в знак совершенства.

Затем, подняв святое Евангелие, полагает его на престол, потому что рукоположен­ный уже получил и имеет благодать Божию и весь есть Евангелие и божественное ору­дие Евангелия Христова.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.