Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О том, что архиерейских священных одежд семь, какие они и какое каждая из них имеет значение






Архиерей, как мы сказали, надевает снача­ла стихарь (подризник), как светлую одежду нетления и святыни, означающую свет и чи­стоту Иисусову, а также непорочность и световидность Ангелов. При этом он произно­сит молитву из псалма: «Возрадуется душа моя о Господе» (Пс. 34: 9).

Потом облачается в епитрахиль, которая знаменует данную свыше, с Неба, от Бога, благодать, что выражается и произносимой при этом молитвой: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя».

Потом – пояс, служащий образом силы, да­руемой от Бога для приношения Жертвы, о чём свидетельствует и молитва, произноси­мая при препоясании, в которой облачае­мый говорит: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою». А вместе с тем, пояс указывает и на дело служения, ибо тот, кто служит, опоясы­вается. Кроме того, пояс, лежа на чреслах, знаменует целомудрие и чистоту.

Потом – палицу (епигонатий, или набе­дренник), означающий победу над смер­тью и Воскресение Спасителя и как бы изображающий меч, на что указывает и молитва: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне» – откуда палица получает значение и силы, и победы, и восстания Христова, по силе Его всесовершенной чистоты и без грешности.

Поэтому-то палица и привешивается на бе­дре и облачаемый говорит: «Красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй истины ради, и кротости, и правды».

«Истины», – так как Он Сам есть истина, и милость, и истина пред лицом Божиим.

«Кротости», – так как Он претерпел стра­дания.

«Правды», – потому что Он умер, будучи непо­винен, и упразднил смерть.

Затем облачаемый берёт поручи, которые означают именно всесовершающую силу Божию, что выражает и молитва: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости», – и: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя».

Поручи указывают ещё и на то, что Христос руками Своими совершил Тайны и что руки Его при страданиях Его были связаны.

Потом надевает фелонь (саккос, полиставрий), каковые названия, в особенности саккос и полиставрий, означают бывшие на Спасителе во время страданий хламиду и вретище. Ещё символизируют они всепромыслительную, всеохранительную и всесодержительную благодать Божию, которую выражал весь облик Его в период Его зем­ной жизни и страданий.

О том, что омофор, в который облачают архиерея, имеет особый смысл и что поэтому его следует приготовлять из шерсти, а не из иной материи. А также о том, что значит шествие по направлению к западной стороне храма.

Наконец, архиерей надевает омофор, кото­рый, облегая плечи, знаменует спасение и воззвание заблудшей овцы, т. е. всех нас, лю­дей, чей образ принял Спаситель, в котором Он пострадал и спас нас через Крестную смерть Свою. Поэтому-то и делается омо­фор из шерсти и имеет спереди, и сзади, и на груди крестообразно четыре креста, на­поминающих распятие.

Облаченный таким образом архиерей сто­ит и благословляет служащих ему. Диаконы же изображают Ангелов, послуживших Богу при тайне Его воплощения. С ними-то, иду­щими впереди попарно по образу Небесного чина, которому подражают живущие на зем­ле, архиерей совершает в молчании шествие к западу, сам идя позади.

Этим знаменуется, что Спаситель жил сми­ренно и бедно в Первое Своё пришествие и что перед лицем Своим послал по двое апо­столов, которым соприсутствовали содей­ствовавшие им Ангелы.

Итак, архиерей стоит с диаконами близ западных врат, изображая спасительное нисшествие Христа до земли и даже до ада. Нисшествие, которым избавил Он и живых, и умерших.

Какое значение имеет принятие благословения от первого архиерея подчиненными ему архиереями, и священниками, и клириками, перед облачением их в священные одежды, и делаемый ими поклон

Священник, поклонившись сначала архие­рею в знак подчинения и приняв благослове­ние, совершает на жертвеннике проскоми­дию. Это делается для того, чтобы молитва предшествовала действиям Божественным и чтобы испрошено было на них позволе­ние. Потому-то иерей, взяв прежде всего благословение и поцеловав руку иерарха, идёт священнодействовать, после того, как то же самое сделают диаконы. Это совер­шается перед тем, как иерарх облачится в священно-служебные одежды.

Этим и священники, и архиереи, и все, обязанные делать это, свидетельствуют, что рукой первоархиерея они были рукополо­жены и сделались архиереями, священни­ками и клириками. А также – что они при­частники благословения и хранят смирение и порядок, и что приступают к Богу с благо­словения и позволения. Кроме того, каждый из них показывает таким образом, что будет совершать дело служения с покорностью и миром.

Итак, после позволения и благословения, отходит второй из священников, потому что он совершает предначинательное священ­нодействие и занимает второе, после перво­го, место, или, лучше сказать, изображает собой прообразовательные гадания, дела и речи пророков, ибо говорит во время «пред­ложения» о заклании и смерти Христовой словами Исаии и прочих пророков. А во вре­мя приготовления даров символически изображает все дела Крестителя и говорит слова его перед пришествием Господним. Ибо Креститель, когда крестил Христа, учил и проповедовал о Нём, и служил Ему – здесь служит второй из священников. И вот, он от­ходит и с прочими священниками облачает­ся в священные одежды. Поклонившись три раза пред престолом и сам также помолив­шись о том, о чём молился архиерей, и по­целовав священную трапезу, в знак любви к Богу и единения с Ним и в знак того, что от престола принял освящение, он так же, как и архиерей, благословляет и целует каждую из священных одежд, в которые облачается. Этим он показывает, что одежды освящены и освящаются Крестом Христовым, а когда надеваются, опять преподают освящение.

Надевает же он пять одежд, как возведён­ный к совершенству и имеющий благодать священносовершения. Ибо имеются в виду пять совершенных телесных чувств и пять сил душевных, которые и освящает свя­щенник, крестя и освящая человека. Вот потому-то он и надевает пять одежд: сти­харь, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь. Эти одежды бывают и темно-красными – во время постов, в знак нашей печали о грехе. А также ради памяти Закланного за нас, что­бы мы подражали Ему, вспоминая страдание Его перед празднованием Воскресения Его.

Некоторые же из старейших пресвитеров и носящие крест, и некоторые из архиман­дритов имеют и палицу (епигонатий) – это уже по дару архиерейскому так же, как и крест, ибо никому, кроме архиерея, не поло­жено носить крестов на фелони и на голове, и иметь палицу.

Однако же названным лицам, ради руко­положения их прежде других, даётся право носить крест и возлагать на себя в священ­нодействии палицу. Ведь вместе со священ­ством одни из них получают назначение в должность судьи или какого-либо другого важнейшего церковного служения, другие поставляются пастырями душ (духовника­ми) и экономами, потому и носят некоторые отличия первого пастыря, которому обяза­ны и подражать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.