Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Право на свободу и личную неприкосновенность(ст.22 Конституции РФ).






Права пациентов

ПРАВА ГРАЖДАН ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Классификацию прав граждан, при оказании им медицинской помощи по силе закона, в котором они закреплены подразделяют:

Права, предусмотренные Конституцией РФ.

Право на жизнь (ст.20 Конституции РФ). Право человека на жизнь — основополагающее право, естественное и неотъемлемое. Взаимосвязь прав потребителя медицинских услуг с данным конституционным правом очевидна, т.к. целью оказания медицинской помощи является сохранение жизни, здоровья человека. В частности, ст. 45 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан запрещает медицинскому персоналу даже в случае тяжелой и мучительной болезни пациента удовлетворять его просьбы об ускорении смерти какими-либо действиями или средствами.

Право на достоинство личности (ст.21 Конституции РФ). Достоинство — неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, составляющее основу признания и уважения всех его прав и свобод и принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность.

В части второй ст. 21 Конституции РФ содержится прямой запрет на проведение медицинских опытов, осуществление которых без добровольного согласия лица рассматривается как частный посягательство на достоинство личности.

Право на свободу и личную неприкосновенность(ст.22 Конституции РФ).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ч.1 ст.23 Конституции РФ). По-сути, эти нормы устанавливают запрет для лиц, которые в силу служебного или иного положения получили доступ к сведениям, касающиеся здоровья человека, его частной жизни, (т.е. затрагивающие личную и семейную тайну) предавать эти сведения огласке.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41 Конституции РФ).

Все права, закрепленные Конституцией РФ имеют подкрепление в Основах законодательства об охране здоровья граждан:

В отдельной группе права пациента-потребителя медицинских услуг, которыми он наделяется при непосредственном обращении в медицинское учреждение ( статья 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»).

Так, при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право:

- на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;

- на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача, с учетом его согласия, а также выбор лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

- на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

- на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;

- на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;

- на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

- на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

- на отказ от медицинского вмешательства;

- на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

- на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования;

- на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи;

- на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;

- на допуск к нему священнослужителя, а в больничном учреждении — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, в том числе, на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок больничного учреждения.

В соответствии с Основами, медицинское вмешательство возможно только при наличии информированного добровольного согласия пациента. Информированность включает в себя: информацию о заболевании, описание метода вмешательства, его альтернатив, информацию о рисках и прогнозах, различных сроках и продолжительности вмешательства, поведении пациента до, во время и после вмешательства, болевых ощущениях и т.п.

Согласно ст. 31 Основ в случаях неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину и членам его семьи, если гражданин не запретил сообщать им об этом и (или) не назначил лицо, которому должна быть передана такая информация.

Отдельно выделяются в ст. 32 Основ случаи, когда состояние пациента не позволяет выразить свою волю, а медицинское вмешательство неотложно, в этом случае вопрос о его проведении решает консилиум, а при невозможности собрать консилиум — непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно — профилактического учреждения и законных представителей.

Наиболее частыми нарушениями прав граждан при получении медицинской помощи является отказ в предоставлении возможности ознакомления с медицинской документацией. К сожалению, в Основах не предусмотрен порядок ознакомления с документацией, отражающей состояние здоровья пациента, не предусмотрена ответственность администрации лечебного учреждения в случае необоснованного отказа в предоставлении выписок и копий, а также за утерю или уничтожения медицинской документации.

Необходимо также отметить, чтоосновными нарушениями при реализации права пациента на отказ от медицинского вмешательства (ст.33 Основ), является непредставление гражданину или его законному представителю в доступной для него форме информации о возможных последствиях отказа, а также неправильное оформление отказа (в частности, отсутствие подписи пациента либо его законного представителя).

Основами также установлено, что отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего 15-летнего возраста (а больных наркоманией – 16 лет), либо законных представителей лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Таким образом, права пациента – потребителя медицинских услуг находятся в тесной взаимосвязи с конституционными правами человека и расширяют их содержание.

Вторая группа прав граждан при оказании медицинских услуг определяется Законом о защите прав потребителей, т.к. данный нормативно-правовой акт регулирует отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании любых (в том числе и медицинских) услуг.

Основные права потребителей в сфере оказания услуг медицинских услуг, содержатся в гл. III Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-I «О защите прав потребителей» (далее Закона).

В качестве одного из ключевых прав потребителя медицинских услуг следует рассматривать право на информацию об исполнителе и об оказываемых им услугах.

Обеспечению права на информацию посвящены ст. 8-12 Закона, что указывает на важное значение, которое придает законодатель этому праву потребителя.

В соответствии с этими положениями потребитель медицинских услуг имеет право на информацию об их исполнителе, в которой должны содержатся все необходимые сведения о соответствующей медицинской организации: наименование или фирменное наименование, местонахождение, место государственной регистрации, сведения о лицензии на занятие определенными видами деятельности, сведения о специалистах, их категории с указанием номера сертификата, информация о режиме работы медицинской организации и каждого специалиста, подробная информация о перечне оказываемых услуг и т.д.

Указанные статьи устанавливают требования к самой информации. В частности, согласно ст. 8 Закона информация должна быть предоставлена в необходимом объеме и быть достоверной. Кроме того, данная статья устанавливает способ доведения данной информации до потребителя — в наглядной и доступной на русском языке и по усмотрению исполнителя на иных языках народов РФ.

Исполнитель услуги обязан также довести до сведения потребителя наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. В соответствии с п.2 ст.9 Закона исполнителем медицинской услуги должно быть обеспечено право потребителя убедиться в наличии лицензии на осуществляемые виды медицинской деятельности, т.к. пациент вправе убедиться в том, что услуга приобретается им у того, чья способность осуществлять такую деятельность проверена и гарантирована государством.

Статья 10 Закона определяет право потребителя на получениенеобходимой и достоверной информации об оказываемых услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Однако в данной статье не раскрывается содержание понятия «необходимая информация» и при возникновении споров, очевидно, следует исходить из обычно предъявляемых требований, имея в виду прежде всего интересы потребителя. Однако в это понятие, безусловно, должна быть включена информация, которая, в соответствии с Законом, является обязательной. Так, например, применительно к медицинской услуге необходимо руководствоваться статьей 31 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, в которой определен основной объем предоставляемых пациенту сведений. Так, каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Важно подчеркнуть, что наличие у потребителя права требовать предоставления указанной информации означает одновременно обязанность соответствующих организаций предоставить ее. Невыполнение этой обязанности может повлечь ответственность виновных в соответствии со специальными или общими нормами. Так, в качестве гарантии реализации права потребителей на информацию в ст. 12 Закона о защите прав потребителей предусмотрена ответственность за неполучение полной и достоверной информации.

При нарушении исполнителем своей обязанности о предоставлении информации потребитель в соответствии с п. 1 ст. 12 Закона о защите прав потребителей вправе потребовать от исполнителя возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной суммы за оказанную услугу и возмещения других убытков. При этом, применение имущественной ответственности не освобождает исполнителя медицинской услуги от ее оказания.

Следующим правом пациента-потребителя медицинских услуг является право на оказание медицинских услуг надлежащего качества. Это важнейшее право, имеющее особенную актуальность в сфере оказания медицинских услуг закреплено статьей 4 Закона о защите прав потребителей.

Прежде всего, следует сказать, что это одна из важнейших статей Закона. Именно с понятием надлежащего качества услуги связаны понятия недостатков и существенных недостатков услуги, а, следовательно, и возникновение правовых последствий в случае несоблюдения требований к качеству.

В настоящее время одним из основных критериев оценки качества медицинской услуги является соблюдение стандартов качества медицинской помощи.

Основной целью введения стандартов оказания медицинских услуг является достижение единообразия в подходах к лечению пациента, что должно способствовать повышению качества и безопасности медицинской услуги; повышению эффективности функционирования лечебно-профилактического учреждения; осуществлению контроля затрат на лечебно-профилактическую деятельность.

Представляется очевидным, что право потребителя на оказание медицинских услуг надлежащего качества находится в тесной взаимосвязи с правом потребителей на безопасность оказываемой услуги.

Так, в соответствии со ст.7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы оказываемая услуга была безопасна для жизни, здоровья потребителя.

Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке. Совершенно очевидно, что при оказании медицинских услуг, безусловно, существуют определенные риски, требующие установления соответствующих норм безопасности, которые могут носить только обязательный характер.

Гарантией соблюдение права потребителя на получение безопасной медицинской услуги можно считать установление некоторых лицензионных требований, например, таких, как соблюдение лицензиатом медицинских технологий при осуществлении медицинской деятельности, разрешенных к применению; соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности, наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинской техники, или наличие у соискателя лицензии (лицензиата) договора с организацией, имеющей лицензию на осуществление этого вида деятельности (Постановление Правительства РФ от 22 января 2007 г. N 30″ Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности»).

Одним из способов обеспечения безопасности услуги в соответствии с п. 3 ст.7 Закона о защите прав потребителя является доведение до сведения потребителя особых, специальных правил оказания услуги. В сфере оказания медицинских услуг одной из гарантий реализации данного права может быть, например, информирование о наличии противопоказаний при применении медикаментозных средств или определенных методов диагностики и лечения. Такая информация должна быть предварительной; соответствующие сведения должны быть сообщены потребителю до начала оказания соответствующих медицинских услуг, так как от этого зависит решение вопроса о том, следует ли давать согласие на соответствующее медицинское вмешательство. Это приобретает особую важность при проведении хирургических операций или иных процедур, основанных на новых, не достаточно апробированных медицинских технологиях.

В п. 2 ст. 7 Закона обращено особое внимание на то, что вред, причиненный жизни или здоровью потребителя, подлежит возмещению, что также является эффективной гарантией реализации права на безопасность.

В некоторых случаях к правам потребителя медицинской услуги можно также отнести право потребителя на информирование о сроках службы приобретаемого товара, о гарантийных сроках на товары, работы и услуги (ст.5 Закона о защите прав потребителей).

Представляется очевидным, что в рассматриваемой статье речь не идет об оказании услуг, поскольку они не имеют материально выраженного объекта, которым можно пользоваться. В отличие от товара или результата выполненной работы услуга зачастую одномоментна и лишена материального выражения, а следовательно, отсутствует объект для установления срока службы, срока годности и т.д. Вместе с тем, применительно к обязательствам по оказанию медицинских услуг эта норма может учитываться при оказании ортопедической и зубопротезной платной медицинской помощи, в связи с чем исполнитель услуги должен информировать потребителя не только о сроках службы зубных или иных протезов, но и о негативных последствиях их использования за пределами этих сроков. К ортопедическим и зубопротезным медицинским услугам вполне применимы те положения Закона о защите прав потребителей, которые предписывают исполнителю работ или услуг устанавливать гарантийные сроки как на изделия, т.е. сами протезы, так и на выполненную работу по их установке. Соответственно стоматологические клиники или врачи-стоматологи, занимающиеся частной практикой, отвечают за недостатки не только выполненной работы, но и материалов, из которых изготовлены протезы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.