Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вступление.






       
   


Как писал более столетия назад Гюстав Лебон, европейское общество вступает в новый период своего развития – в «эру толпы», когда разумное критическое начало, воплощенное в личности, подавляется иррациональным массовым сознанием *.

В новом тысячелетии можно уверенно констатировать: мировое сообщество вступило в эпоху информационного развития с использованием новейших информационных технологий, проникающих во все сферы социальной жизни, включая духовную. По сути, происходит стремительная трансформация " мира вещей" в " мир процессов". Вместе с использованием информационных технологий меняется и отношение людей к объективной реальности, преломляемое через разного рода «интерпретации». Изучение интерпретаций сделало возможным появление и распространение технологий манипуляций сознанием и мнением людей, называемых PR.

В сборнике приведен хрестоматийный материал, включающий статьи специалистов в области паблик рилейшнз, связей с общественностью, и на сегодняшний день это единственное пособие-хрестома­тия для проведения практических занятий в области подготовки специалистов по PR в органах внутренних дел. Структура сборника повторяет структуру одноименного курса. Его целью является создание в курсантов и студентов Харьковского национального университета внутренних дел научного взгляда на решение проблем формирования доверия общественности как на эффективную социально-технологи­ческую деятельность.

Этот взгляд базируется на ознакомлении студентов и курсантов с теоретическими основами PR, главными принципами и направлениями деятельности в этой сфере и приобретении ими практических навыков по таким направлениям работы, как связи с общественностью, организация PR-кампании, формирование имиджа организации, участие в проведении избирательных кампаний, работа со средствами массовой коммуникации и т. д.

В сборнике с позиций использования новейших технологий паблик рилейшнз освещены актуальные вопросы современной общественной жизни людей в таких ее важных модальностях, как коммуникация и социализация; кратко приведены материалы из новейших литературных источников – как отечественных, так и зарубежных авторов.

Термин " общественные связи" – распространённый перевод устойчивого и многозначного англоязычного термина " Public Relations" (PR) – общественные связи, или общественные отношения. Первые определения PR подчеркивали аспект управления общественным мнением.

В первой главе «Введение в «паблик рилейшнз » приводится анализ определений понятия «PR», устанавливается сущность PR как коммуникативной дисциплины, ставится проблема изучения соответствия методов, выработанных в рамках западных PR, менталитету украинцев и россиян.

Л. Жуков в статье « Общественные связи в натуральную величину » предлагает материалы по паблисити: речь идет об организации приемов, презентаций, выставок, конференций, “круглых столов”. Цели экспозиционной деятельности сопоставляются с целями посетителей. Рассматривается также такое явление, как лоббирование: его сущность, легитимность, содержание работы, практика.

В статье «Коммуникативная кампания в области паблик рилейшнз» С.М. Тучков обсуждает различные модели и виды коммуникаций в PR, их взаимодействие, а также смежные области PR: теория переговоров, лоббизм, реклама, пропаганда. Паблик рилейшнз как наука занимается организацией коммуникативного пространства современного общества.

В статье Г.Г. Почепцова «Паблик рилейшнз для профессионалов»ставится вопрос о применении в Украине и России западных методов PR, анализируется общественность как окружающая среда организации, приводятся вместе с понятием общественности принципы ее сегментации, определение целевых групп, приоритетных групп общественности. Рассматриваются также межкультурные коммуникации с учетом особенностей западных и восточных деловых культур.

Вторая глава «Историческое развитие паблик рилейшнз»представлена двумя статьями.

В статье С.М. Тучкова «Эволюция PR и их роль в построении современной эффективной коммуникации» рассматриваетсяэволюция паблик рилейшнз и их роль в построении современной эффективной коммуникации, представлен материал по региональному рынку паблик рилейшнз, освещены механизмы и закономерности формирования общественного мнения на постсоветском пространстве, рассмотрены уровни деловой культуры (региональный, национальный, глобальный), возможности ее влияния на общественное мнение. Уделено внимание разным типам исследований общественного мнения в PR (социологическое исследование, коммуникативный аудит, неформальные исследования, «включенное» наблюдение).

К.В. Антипов и Ю.К. Баженов в статье «Паблик рилейшнз: краткий исторический очерк» определяют место PR в новейших отраслях современных наук. Рассмотрены модели PR и механизмы влияния на общественное сознание с помощью PR, функции PR в системе социального управления.

В третьей главе «К вопросу терминологии, онтологии и методологии паблик рилейшнз» приведены различные модели PR в работах известных авторов.

С.М. Тучков рассматривает PR как функцию менеджмента. Приведены модели PR: модель Питера Грина, модель Фрэнка Джефкинса. Автор обращает внимание на функцию целеполагания в PR-деятельности (по Эдварду Бернаузу), приводит примеры PR-кампаний.

В эту же главу включена статья 1972 г. известного французского мыслителя Ж. Бодрийяра, который акцентирует внимание на революционном происхождении СМИ как PR-пространства. В статье показана неизбежная несамостоятельность МАСС-МЕДИА, особенно в революционных ситуациях.

Кроме того, в эту же главу мы посчитали целесообразным включить полемические статьи Виктора Пелевина и Василия Стоякина. На очередных занятиях в PR-лаборатории (13 ноября 1999 г.), созданной журналом " Советник" и факультетом прикладной политологии Высшей школой экономики (г.Москва), писателя В. Пелевина назвали " отражением собственных текстов на т.н. " реальную жизнь", что и послужило поводом для написания им научной статьи о PR и PR-технологах: « Виктор Пелевин спрашивает PR-ов». Через год пришел ответ из Украины от В. Стоякина: «Не надо нас пугать, писатель». Паблик рилейшнз предлагается рассматривать как разновидность профессиональной деятельности социологов и психологов.

Четвертая глава «Социокультурный аспект паблик рилейшнз» представлена тремя статьями.

В статье О.И. Карпухина «Паблик рилейшнз как информационный менеджмент» отражена теория управления PR, его планирование и программирование, перечислены составляющие этого процесса. Рассматривается не только оценка программы PR, но и интерпретация этой оценки.

И. Раскин в своей статье «Паблик рилейшнз: “общественное благо” и общественные отношения » рассматривает интересы разных социальных групп, ситуации столкновения интересов как сигналы развития кризисов, а также возможности PR в кризисной ситуации, дается информация о риске и факторах успеха.

В статье О.О. Савельевой «Маркетинговые коммуникации в науке: проблема имиджа» приведена процедура эмпирического исследования имиджа на примере имиджа науки в странах СНГ.

Пятая глава «Государственный паблик рилейшнз и общественное мнение» содержит работы, в которых ставится проблема формирования общественного мнения на уровне государства.

В статье И. Василенко «Связи с общественностью в государственных организациях и местных органах власти. Западный опыт » раскрыта сущность понятия гражданского сектора, цели PR для гражданского общества, некоммерческий и негосударственный характер PR-служб. Рассмотрены интересы разных социальных групп.

Н.Д. Вавилина в лекции«Функционирование общественного мнения в России», прочитанной на семинаре НШГО в Горном Алтае 21–28 августа 2003 г., подчеркивает особую роль общественного мнения в системе отношений «Власть – СМИ – Население».

Глава шестая «Общественный сектор и СМИ» содержит две работы, посвященные PR-деятельности в негосударственном секторе и позволяет увидеть проблему формирования мировоззрения населения силами сторонних «незаинтересованных» лиц через СМИ и НГО.

М. Богомолов в статье «Связи с общественностью в гражданском секторе » раскрывает понятие и сущность имиджа, его зависимость от социальных стереотипов, структурные элементы имиджа и его продвижение.

М. Пастухова и Е. Шевченко в статье«Взаимодействие неправительственных общественных организаций и СМИ» предлагают сравнительный материал по раскрытию классической дилеммы: «что такое хорошо?...и что такое плохо?» в интерактивных отношениях между СМИ и неправительственными общественными организациями.

В седьмой главе «Технологический инструментарий паблик рилейшнз» приведены статьи, содержащие конкретные техники PR.

В.В. Кеворков и Д.В. Кеворков в статье « Реклама и паблик рилейшнз в СМИ» рассматривают общие правила отношений PR-технологов со СМИ. Представлена работа с прессой, а отдельно – с радио и телевидением, как имеющими разную специфику. Уделяется внимание использованию сети Интернет.

В статье М. Богомолова «PR-кампания как сумма технологий» приведены типы массовых кампаний, их главные принципы и элементы. Особое внимание уделяется избирательной кампании – от общих принципов ее организации до формирования имиджа кандидата. Не остаются без внимания также отношения со СМИ и политическая реклама в избирательных кампаниях.

В статье И. Васильевой «Психологические основы эффективных PR-контактов» отражены психологические факторы активизации деловых коммуникаций и эффективности социальных контактов. Рассматриваются и культурные отличия: критерии, содержание и значение в PR. Приводится также модель изучения деловых культур.

В статье «Как привлечь к себе внимание СМИ?» С.М. Тучков дает несколько практических советов относительно средств эффективного взаимодействия PR-агентств со СМИ.

В статье «Пиар белый и черный с последующим сеансом разоблачения» Н. Архангельская раскрывает возможности имиджмейкеров в условиях выборов и влияние новейших технологий на электоральное поведение. Приведены восемь заповедей менеджера избирательных кампаний по Жаку Сегела.

Статья «Принципы измерения взаимоотношений в области связей с общественностью» создана на материале доктора Линды Чилдерс Хон, которая предлагает проанализировать главные принципы и общие предложения по измерению отношений в PR. Приводится опыт крупных западных кампаний в учете показателей доверия, взаимного контроля, обязательств, удовлетворения, общественных связей.

Восьмая глава«информационные войны и манипулирование сознанием в практике РR»посвященапроблеме целенаправленного психологического и информационного воздействия наповедение человека с помощью современных PR-технологий, а также методам защиты сознания и суггестивного противодействия.

Авторы К.В. Антипов и Ю.К. Баженов в статье «Информационные войны с использованием PR-технологий» рассматривают информационную пропаганду, включающую новейшие психологические методы в качестве разновидности холодной войны. Ярким примером комплексного и крупномасштабного применения инструментария PR сегодня выступают информационные войны.

C.П. Расторгуев в «Очень краткой лекции по теории информационной войны» пишет, что информационная войнаесть не что иное, как явные и скрытые целенаправленные информационные воздействия систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. Применение информационного оружия означает подачу на вход информационной самообучающейся системы такой последовательности входных данных, которая активизирует в системе определенные алгоритмы, а в случае их отсутствия – алгоритмы генерации алгоритмов.

В статье И. Грановой «Манипулирования сознанием, используемые современными западными корпорациями» предлагается обзор западных научных изданий, посвященных манипулированию сознанием, на примере многочисленных PR-фирм и агентств, которые создают широкие массовые общественные группы поддержки для своих клиентов – крупнейших компаний и корпораций.

Автор статьи«Практика манипулирования сознанием в менеджменте, пи-аре и маркетинге» Е.В. Игумнов предлагает модель работы сознания и приемы управления, или влияния на сознание извне. В статье рассматриваются индивидуальные средства защиты сознания от манипуляций.

В Глоссарии приведенатерминология из области информационных войн и манипулирования сознанием.

Приложение содержит ряд документов по этике PR, регулирующих профессиональную PR-деятельность с точки зрения соблюдения этических норм и правил поведения.

Материалы приведены по состоянию на 20 октября 2006 года.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.