Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация процесса восприятия средовых комплексов: эргодизайн.






При выявлении образных характеристик средового объекта необходимо формирование эмоционального содержания среды– гаммы чувств и настроений, которые вызываются в человеке его окружением. Можно пользоваться четырьмя типами базовых эмоциональных ощущений: 1) монументальности формы, парадности и массовости соответствующих процессов деятельности; 2) камерности пространства, доверительности, обращенности непосредственно от человека к человеку; 3) деловитости, конструктивности, рациональности связей между людьми и соединяющих их функциональных процессов; 4) установки на рекреационную атмосферу, на отдых, развлечения, свободу выбора занятий и линий поведения. Сознательно сочетая эти четыре начала можно добиваться практически любого оттенка эмоционально-психологического состояния среды.

Помогают уточнять эмоционально-психологическую нацеленность среды тесно связанные с ней ощущения масштаба и масштабности, которые предлагают прямое объективное сопоставление величины того или иного средового образования с его окружением и с человеком, концентрируют в осязаемой форме представления о значимости этого произведения архитектурно-дизайнерского искусства для общества и о месте и роли человека в его среде… Наряду с понятием масштабности размера в средовом искусстве соседствует более сложная категория – масштабность содержательная – ассоциативное сравнение объекта с предъявляемыми к нему эмоциональными и эстетическими требованиями. Соизмеряется при этом присущий каждой конкретной среде ее собственный, вытекающий из содержания масштаб – нарочито крупный, героический или, наоборот, дробный, камерный – с масштабом антропоморфным. Наложение идеальных представлений о характере масштабных впечатлений от среды, присущих содержательной масштабности, на конкретику ее размеров, создает начала истинной масштабности среды, где каждая градация между «интимным» и «космическим» полюсами масштабности основана на впечатлениях человека о размерностях пространства и его наполнения.

Согласуется масштаб объекта с ожидаемым человеческим за счет двух приемов: «указателей масштаба» - узнаваемых элементов, размер которых заведомо известен и «уровней насыщенности» - количества деталей и членений, характерных для данного класса объектов. Регулируется масштаб и достигается масштабность путем внесения нужного количества членений в пространство и элементы наполнения. Чем меньше членений, чем реже их ритм, тем значительнее и мощнее кажется средовая система, чем больше их – тем она делается миниатюрнее. Но нужно учитывать то обстоятельство, что размельчая масштаб, иллюзорно увеличиваются размеры объекта, а отсутствие членений делает его зрительно меньше истинной величины.

Масштабное преобразование средовых структур – одно из важнейших средств достижения их целостности. Целостность – центральное понятие, представляющее объекты архитектуры как органичную «живую» систему, где каждый элемент отражает свойства или часть свойств целого, где существование и развитие элемента есть условие существования и развития системы в целом. Фрагмент среды считается целостным, если он отвечает требованиям, помогающим осознать степень его самостоятельности, таким как: ограниченности - зрительной или функциональной вычлененности из окружения, связности – взаимозависимости его компонентов, процессов и форм потребления, компактности – возможности относительно единовременного, взаимосвязанного восприятия его слагаемых. Для зрителя целостность ассоциируется с завершенностью средового решения, узнаваемостью характера среды, а для профессионала проектировщика – с созданием индивидуального образа средового объекта.

Целостный образ (гештальт) среды представляет собой не набор отдельных ощущений и не сумму разрозненных актов поведения человека, а сложную взаимосвязь формы, фона, конфигурации и структуры в средовых комплексах, которые воспринимаются человеком в естественном режиме, благодаря которому происходит легкое и правильное считывание информации, исключающее перцептивные ошибки.

В практическом плане учет человеческого фактора становится неотъемлемой частью процесса проектирования и особенно нового его направления – «эргодизайна». Эта сфера деятельности объединяет в единое целое достижения эргономики с ее исследованием «человеческого фактора» и принципов дизайнерского проектирования. Основной целью эргодизайна является формирование гармоничной среды, отвечающей материальным и духовным потребностям человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.