Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эстетика среды: эстетика ландшафта, архитектурная эстетика и эстетика интерьера.






Перспективные и поисковые виды и формы эстетики среды, новое в средовом проектировании.

Жизненные реалии требуют появления, а стало быть, прогнозирования и проектирования новых средовых единиц и образований. Поисковое проектирование, с одной стороны обогащает номенклатуру тем проектирования и новых типов среды, с другой – появляется возможность обогащения теории и практики эстетики среды, тенденций архитектурно-дизайнерской деятельности.

Перечень новой проблематики средового проектирования открывает тема формирования «чистой» предметной среды, не привязанной к конкретным условиям. Их отличительной чертой является самостоятельная пространственная организация предметных комплексов, образующих новую эстетику средовых систем - «Среда в среде».

Другое направление в эстетике среды – проектирование специализированных архитектурно-дизайнерских комплексов, рассчитанных на использование их в любых типах городской среды, рассматривающихся как дополнение к уже имеющейся номенклатуре средств городского дизайна (вход в магазин, оборудование остановок, визуальные коммуникации).

Самостоятельной темой эстетики средового проектирования стало формирование не столько окружения некоего процесса или события, сколько самого этого события (сценарий, мизансцены праздничных мероприятий, шоу).

Особая сфера эстетики среды – мобильные средовые объекты – передвижные и временные средовые образования, сохраняющие свои предметно-пространственные и функциональные характеристики независимо от окружения. Характерная черта этих объектов – обязательное совместное проектирование и реализация конструктивно-пространственных решений и элементов оборудования и наполнения, высокая степень жесткости этих решений, массовость.

Часто в средовых ситуациях предметом эксперимента становится нестандартное использование давно сложившегося, но не замеченного потребителем сочетания утилитарных и эстетических черт. Здесь необычность двойная – облик среды рассматривается как интегральное воздействие на зрителя всех ее слагаемых, результатом проектирования является вся совокупность городских пространств, подчиненных общей идее создания определенного образа среды.

Наконец, особую сферу поискового средового проектирования составляет чисто художественный, эстетический эксперимент, проводимый на основе нового понимания пространственных ощущений, использования новых средств создания декоративного эффекта, неожиданного сочетания материалов и форм, нового способа организации и восприятия среды.

Сегодня в средовом дизайне все чаще предметом проектирования становятся открытые средовые системы – объекты и ситуации, сформированные таким образом, чтобы максимально раскрыть их художественную и функциональную динамичность, гибкость, связь с окружающими объектами и системами более высокого уровня.

Вырабатывается новая трактовка закономерностей организации средовых систем, проникнутая ощущением единства, неразрывности и безграничности всего предметно-пространственного мира в целом. В отрытых системах композиционное решение стремится к совпадению с функционально-пространственной основой на основе модульной координации с соответствующими «полями деятельности», выделением главных направлений развития, использование принципа «перетекания» пространств.

Второй вывод касается новых тенденций изменения сути проектного дела в современном обществе. История показывает, что развитие проектной культуры шло с явным преобладанием процесса дезинтеграции, расчленения общего потока проектирования на «частные» сферы: архитектуру, дизайн, прикладные и изобразительные виды искусства. Каждая из самоопределившихся сфер стремилась к максимальному проявлению своей сущности. ХХ век породил мощные обратные движения – от разобщенности к обретению целостности.

Одно из направлений и факторов этого процесса – дизайн среды, который основывается на понимании, что нас окружает не произведения архитектуры, ландшафтного или прикладного искусства в их отдельности, а предметно-пространственная целостность, где наложение впечатлений от собранных средой элементов более важно, более ценно и богато, чем художественная самобытность каждого слагаемого в отдельности. Синтез на новом уровне мировосприятия среды подразумевает и новые знания о путях освоения сложности мира, и новые технологии формирования «второй природы», и ее экологическое единство с природой основной.

Третий вывод анализа тенденций в развитии средового проектирования носит внутрицеховой оттенок. Связано категорией «дизайн», трактуемой как объективно инженерно-техническое ориентированное проектирование. Отсюда три группы проектных задач:

- дизайн архитектурных пространств и композиций – художественное формирование пространственных параметров средовых ситуаций с учетом возможностей их оборудования и технологического оснащения.

- дизайн архитектурных форм – сочетание декоративно-пластических средовых впечатлений и их конструктивно-прагматических носителей;

- дизайн архитектурного образа – отказ от проектирования по образцам.

Иными словами, средовое проектирование по-новому осветило проблемы методологии проектной деятельности, усилив в ней, рационально-технологические начала постановкой художественных целей и пониманием профессиональных средств их достижения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.