Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На основе имиджа (М. Херманн), или собирательные образы лидера. 5 страница






· резко увеличить скорость передвижения;

· достигать трудно- и недостижимых мест земной поверхности;

· почти всегда прокладывать курс по прямой;

· повысить эффективность изучения земной поверхности с недостижимых ранее высот;

· резко увеличить эффективность боевых действий путем массированных бомбардировок и качественной воздушной разведки;

· наладить быстрые пассажироперевозки, а также перевозки с политическими целями (официальные визиты государственных деятелей, обмен делегациями парламентариев, государственных и общественных организаций и т. д.).

В ходе завоевания воздушной среды человек поднимался «все выше и выше», проник в верхние слои атмосферы, приближая освоение следующей, космической среды.

Освоение космической среды позволило «космическим» державам:

· усилить и качественно улучшить контроль земного пространства, сделав его поистине глобальным;

· повысить возможности и эффективность изучения и дальнейшего освоения поверхности, глубин и недр Земли;

· создать новое, более мощное и эффективное лазерное оружие и космические ракеты, используемые как носители ядерного оружия;

· создать новые, космические отрасли науки и техники;

· создать плацдарм для освоения Луны и планет Солнечной системы.

Но это еще не все. Каждая сфера этого физико-космического фактора геополитики значительно расширилась и углубилась. Расширение указанных сфер произошло за счет:

· освоения всей территории ойкумены (обитаемой части суши) и перенесения ее границ практически до северного и южного полюсов;

· заселения почти всех более или менее пригодных для жизни островов, подключения к цивилизованной жизни их населения;

· освоения практически всей акватории Мирового океана с помощью современных судов, другой техники;

· освоения воздушного океана пассажирскими лайнерами, исследовательскими и военными летательными аппаратами.

Значительное углубление исследования и использования сухопутной, океанской, воздушной и космической сфер произошло в результате:

· дальнейшего проникновения человека в земную кору с целью добычи необходимых подземных ресурсов и дальнейшего исследования подземного мира;

· погружения человека на все большие глубины океана с мирными и военными целями;

· штурма верхних слоев атмосферы, что привело к стиранию границ между воздушной и космической средой и изобретению таких аппаратов, как «Шаттл» и «Буран» для полетов в обеих средах;

· постепенного движения человечества от освоения околоземного космического пространства через освоение планет Солнечной системы к выходу в безбрежие Космоса.

Вместе с тем взаимоотношения государств на международной арене детерминированы и такими социально-демографическими показателями, как:

· количество и плотность населения;

· принадлежность к данной территории (автохтоны, пришельцы в составе племени, современные мигранты).

К этому, с точки зрения современной демографии, следует добавить такие проблемы, как:

· увеличение (снижение) продолжительности жизни;

· изменение соотношения мужского и женского населения, пожилых и молодых;

· необходимость повышения образовательного уровня, особенно молодежи;

· соотношение городского и сельского населения;

· уровень потребления алкоголя, табака, наркотиков;

· рост количества техногенных аварий с человеческими жертвами.

Другим «не явно видимым», но вполне материальным и существенным является психический фактор геополитики, который заключается в непосредственной связи принятия геополитических решений с такими психическими детерминантами, как:

· психологическое состояние лидеров стран, работников их аппарата, а также геополитиков, создававших геополитические концепции;

· психологический микроклимат, установившийся в верхних эшелонах власти;

· психологическое состояние управляемого большинства; психологическая обстановка в данной стране, в мире в целом и др.

Помимо пространства важную роль в геополитической деятельности государства играет «территория».

К середине ХХ в. сложилось устойчивое представление о пяти видах территорий:

· государственная территория;

· международная территория;

· территория со смешанным режимом;

· территория с переходным режимом;

· административные территории как части государства.

Первые четыре вида территорий оформляются в связи с существующим правовым режимом в международных отношениях, а последний отражает конституционные принципы внутреннего устройства.

Государственной территорией считается территория, которая находится под суверенитетом определенного государства, осуществляющего в ее пределах свое территориальное верховенство.

В состав государственной территории входят:

1. Сухопутная территория в пределах государственных границ. Крупнейшими по сухопутной территории являются: Россия – 17 млн км2, Канада – 9, 9 млн км2, Китай – 9, 6 млн км2, США – 9, 4 млн км2, Бразилия – 8, 5 млн км2, Австралия – 7, 7 млн км2, Индия – 3, 3 млн км2, Аргентина – 2, 8 млн км2, Казахстан – 2, 7 млн км2.

2. Водная территория, включающая:

а) национальные воды портов, заливов, берега которых принадлежат одному государству, если их ширина не превышает 24 морских миль;

б) территориальное море – прибрежные воды в пределах 12 морских миль.
На поверхность и недра дна территориального моря распространяется суверенитет соответствующего государства, а недра, находящиеся под сухопутной или водной территорией государства, входят в его состав без ограничений по глубине. Также в пределах 200 миль существуют привилегии в рыбной ловле.

3. Воздушное пространство над сухопутной и водной территориями. Верхней границей воздушного пространства является граница земного пространства в целом, отделяющего его от космоса, т. е. на высоте 110 км.Однако фактически эта граница связана с возможностью эффективного контроля за воздушным пространством со стороны государства. Сегодняшние средства ПВО позволяют эффективно контролировать высоты не более 40 – 50 км.Да и такими средствами обладает далеко не всякое государство.
Эти высоты фактически и являются воздушными границами.

4. Арктическая территория (зона Северного Ледовитого океана). Арктика разбита на пять «полярных секторов» между Норвегией, Данией (о. Гренландия), Канадой, США и Россией. Все земли и острова, а также ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории одной из перечисленных пяти стран.

Международные территории – это пространства, на которые не распространяется суверенитет какого-либо государства.

К международным территориям традиционно относятся:

· открытое море;

· Антарктика (южная полярная часть земного шара, включающая Антарктиду и прилегающие к ней моря Атлантического, Индийского и Тихого океанов);

· воздушное пространство над открытым морем;

· дно морей и океанов за пределами национальной юрисдикции;

· космическое пространство, включая Луну и другие космические тела.

Правовой режим таких территорий обеспечивается специальными международными органами, например Комитетом ООН по использованию космического пространства в мирных целях.

Территории со смешанным режимом. Речь идет о континентальном шельфе иморских экономических зонах, в отношении которых за каждым прибрежным государством закреплены права на разведку и разработку природных ресурсов.

Территории с переходным режимом также относятся к сфере международного права. Различают: несамоуправляющиеся территории, подмандатные и подопечные территории, территории с неопределившимся статусом, ничейные территории (например, до 1920 г. таковыми были острова Шпицберген) и территории, в отношении которых осуществляются совместные суверенитеты (кондоминиумы). К таким территориям относятся протектораты, колонии и доминионы.

Административные территории предполагают правовой режим внутреннего территориального устройства. Например, территории субъектов федерации в России, территориальные коллективы во Франции (коммуны, департаменты).

Реалии ХХ в. сформировали представления и о так называемых неконтролируемых территориях. Этот термин применяется для характеристики территорий, которые, де-юре являясь частью государств, фактически таковыми не являются.

Среди причин возникновения таких территорий В. А. Колосов и Н. С. Мироненко выделяли:

· распад многонационального государства (Нагорный Карабах, Приднестровье);

· самоопределение региона с особой этнокультурной структурой населения (Северный Кипр, Палестина);

· гражданскую войну и (или) иностранную вооруженную интервенцию (Абхазия, Южная Осетия, ряд провинций Афганистана);

· деятельность криминальных и террористических группировок (Чечня времен Хасавюртовского мира, часть Колумбии).

Основными типами неконтролируемых территорий считаются:

· квазигосударства, которые обладают всеми атрибутами государственности и власти которых полностью контролируют свою территорию (Нагорный Карабах, Приднестровская Молдавская Республика, Абхазия, Южная Осетия). Однако юридически квазигосударства не являются признанными и, соответственно, принятыми в ООН;

· районы с неустойчивыми границами, которые находятся под контролем полевых командиров, криминальных лидеров, местных князьков и т. п. Примеры таких геополитических «черных дыр» – северные районы Камбоджи, юг Судана, значительная часть Колумбии, часть Сомали.

Таким образом, геополитика, как деятельность государства в мировой политике, является важным инструментом обеспечения международной безопасности, отстаивания национальных государственных интересов.

 

 

2.16.2. Национальный интерес и национальная безопасность

 

Одной из основных характеристик современной мировой системы является взаимозависимость государств и целостность мира, его единство.

Вместе с тем стержневую основу международной политики составляет национальный государственный интерес.

Из философии вам известно, что интерес – это реальная причина социальных действий, лежащая в основе мотивов, идей и т. п. Перефразируя известное выражение, можно утверждать, что миром правит интерес.

Применительно к государству национальный интерес – это осознанные, официально выраженные объективные потребности, последовательная реализация и защита которых обеспечивают устойчивое существование и прогрессивное развитие государств.

Национальные интересы Россииэто совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Они носят долгосрочный характер и определяет основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции, в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями.

Национальные интересы России включают:

· интересы личности;

· интересы общества;

· интересы государства.

Интересы личности состоят:

· в реализации конституционных прав и свобод;

· в обеспечении личной безопасности;

· в повышении качества и уровня жизни;

· в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина.

Интересы общества состоят:

· в упрочении демократии:

· в создании правового, социального государства;

· в достижении и поддержании общественного согласия;

· в духовном обновлении России.

Интересы государства состоят:

· в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России;

· в политической, экономической и социальной стабильности;

· в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка;

· в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

Условием реализации национальных интересов России является устойчивое развитие экономики.

Национальные интересы России состоят из интересов в различных сферах: экономической, внутриполитической, социальной, духовной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят:

· в сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти;

· в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства и правопорядка;

· в завершении процесса становления демократического общества;

· в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий – социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма.

Национальные интересы России в международной сфере заключаются:

· в обеспечении суверенитета;

· в упрочении позиций России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира;

· в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями (прежде всего СНГ);

· в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов.

Что же такое безопасность и национальная безопасность?

Безопасностьэто такое состояние отношений между государствами, при котором им не угрожает опасность войны, либо другое посягательство извне.


Безопасность обычно рассматривают неделимо в различных масштабах:

· национальная безопасность – в границах одного государства;

· региональная безопасность – в рамках того или иного района мира;

· международная, всеобщая безопасность – в глобальных, мировых рамках.

Система международной безопасности – структурно включает такие основные сферы или области, как военную, политическую, экономическую, экологическую, гуманитарную.

Во всех этих сферах имеются стержневые проблемы, от решения которых зависит прочность всей конструкции безопасности.

Эти проблемы следующие:

В военной области:

· отказ от ядерной войны;

· демилитаризация космоса;

· ликвидация ядерного и химического оружия;

· сокращение обычных вооружений;

· уменьшение военных расходов.

В политической области:

· обеспечение права каждого народа на свободу своего социального и политического выбора;

· справедливое урегулирование конфликтов;

· укрепление доверия между народами.

В экономической области:

· отказ от любых форм экономической дискриминации;

· установление нового экономического порядка.

В экологии:

· объединение усилий всех государств в борьбе с растущей загрязненностью окружающей среды;

· развитие экологически чистых, безотходных технологий и производств;

· сохранение озонного слоя планеты.

В гуманитарной сфере:

· расширение культурного и научного международного сотрудничества;

· взаимодействие в сфере медицины и образования;

· соблюдение политических и других прав человека.

Всеобщая безопасность будет настолько прочной и стабильной, насколько крепкой будет национальная безопасность, безопасность каждого государства.

Национальная безопасностьэто защищенность государства от внешних и внутренних угроз, устойчивость к неблагоприятным воздействиям извне, обеспечение таких внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного прогресса общества и его граждан.

Впервые в политическом лексиконе понятие национальной безопасности употребил в 1904 г. американский президент Т. Рузвельт в послании конгрессу США, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами национальной безопасности.

Национальная безопасность Российской Федерации – это безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

В России разработана Концепция национальной безопасности, утвержденная Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г., № 537.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Согласно концепции «под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны.

Основные угрозы в международной сфере обусловлены следующими факторами:

· стремление отдельных государств и межгосударственных объединений принизить роль существующих механизмов обеспечения международной безопасности, прежде всего ООН и ОБСЕ;

· опасность ослабления политического, экономического и военного влияния
России в мире;

· укрепление военно-политических блоков и союзов, прежде всего расширение НАТО на восток;

· возможность появления в непосредственной близости от российских границ иностранных военных баз и крупных воинских контингентов;

· распространение оружия массового поражения и средств его доставки;

· ослабление интеграционных процессов в Содружестве Независимых Государств;

· возникновение и эскалация конфликтов вблизи государственной границы Российской Федерации и внешних границ государств – участников Содружества Независимых Государств;

· притязания на территорию Российской Федерации.

Возрастают уровень и масштабы угроз в военной сфере.

Возведенный в ранг стратегической доктрины переход НАТО к практике силовых (военных) действий вне зоны ответственности блока и без санкции Совета Безопасности ООН чреват угрозой дестабилизации всей стратегической обстановки в мире.

Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий.

Активизируется деятельность на территории Российской Федерации иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы. На современном этапе это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой, в крайней остроте социальных проблем и приводит к ослаблению военной безопасности Российской Федерации в целом.

Основными задачами в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

· своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

· реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

· обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

· подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

· преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

· обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

· совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности в обществе;

· обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

· обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;

· подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

· укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

· принятие эффективных мер по выявление, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации.

Таким образом, международные отношения, являясь основной формой международного сотрудничества государств на мировой арене, способствуют укреплению всеобщей безопасности.


3. ПРАКТИКУМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

 

 

Предисловие

 

Работа с Практикумом является завершающим этапом теоретического изучения учебной дисциплины «Политология» и служит для эффективного текущего контроля и самоконтроля за ходом изучения отдельных тем учебного пособия и непосредственной подготовки к экзамену.

Изложенные в Практикуме тесты в концентрированном виде структурируют учебный материал и способствуют его качественному запоминанию. Ответы на учебные тесты можно найти, только изучив соответствующую тему из учебного пособия.

Однако политическая наука, как и другие гуманитарные и социально-экономические дисциплины, является сложной и динамичной, развивающейся дисциплиной. А это значит, что не всегда возможно те или иные политические явления и процессы втиснуть в жесткие, навсегда устоявшиеся дефиниционные рамки, что требует от студента изучения не только рекомендованной литературы, но и дополнительных источников.

Все это, а также общая эрудиция, сообразительность и интуиция помогут студенту успешно справиться с заданием.

В вариантах ответов на тесты правильный ответ только один.

 

 

3.1. Тест и задания к темам 1 и 2

 

1. Изучение политологии рекомендовано:

а) ОБСЕ;

б) МАГАТЭ;

в) ЮНЕСКО.

2. Политология не изучает:

а) политические отношения;

б) социальные отношения;

в) экономические отношения.

3. Объектом политологии является:

а) духовная жизнь;

б) политическая жизнь;

в) экономическая сфера.

4. Не является категорией политологии:

а) рынок;

б) элита;

в) власть.

5. Социологический метод политологии:

а) выясняет зависимость политики от общества;

б) это социометрия;

в) выясняет зависимость политики от экономики.

6. Антропологический метод политологии выясняет зависимость политики:

а) от личности;

б) от природы человека;

в) от таланта и способностей личности.

 


7. Бихевиоральный метод в политологии обосновал:

а) В. Вильсон;

б) В. Ленин;

в) М. Вебер.

8. Сравнительный метод в политологии – это:

а) сравнение однотипных явлений;

б) сравнение разных по времени явлений;

в) сравнение разных по месту явлений.

9. «Политические термины имеют свою историю» – так считал:

а) В. И. Даль;

б) В. О. Ключевский;

в) М. В. Ломоносов.

10. В Древней Греции под политикой понималось:

а) все, что относится к городу, полису;

б) все, что относится к государственной деятельности;

в) все, что относится к выборам.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.