Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






На основе имиджа (М. Херманн), или собирательные образы лидера. 3 страница






· использование административного ресурса – возможности администрации разнопланово воздействовать на конфликтную ситуацию, переструктурировать ее, внести коррективы в регулирующие отношения нормы, влиять на сближение позиций и интересов конфликтующих субъектов и т. п.;

· подключение к конфликту органов политического управления, заинтересованных в разрядке, в снятии напряженности в системе, реализующей политические решения государственной власти.

Эффективным управленческим воздействием на высокоуровневые политические конфликты является использование конституционных и парламентских процедур. Применение конституционных норм, как правило, разрешает споры, возникающие между ветвями власти.

Конфликты в парламентской деятельности разрешаются тремя основными способами:

· навязыванием воли одной или нескольких групп депутатов другим участникам;

· компромисс;

· консенсус (согласие с учетом мнения меньшинства).

Для разрешения внутрипарламентского конфликта палаты могут создавать согласительную комиссию и по результатам ее работы выносить спорную проблему на новое рассмотрение.

Другой способ разрешения – парламентские дебаты.

Управление конфликтом, как правило, начинается с диагностики конфликта.
Под диагностикой понимается исследование конфликта с целью выявить основные силы, факторы и условия, продуцирующие конфликтную ситуацию.

Наибольшую ценность в диагностике конфликта представляют факты о причинах, следствиях или взаимосвязях компонентов конфликтной ситуации. Как правило, выбирается несколько жизненно важных для существования конфликта фактов и факторов.

Целесообразны следующие виды группировки собранной информации:

· внешние факторы;

· внутренние факторы;

· факторы, стимулирующие конфликт;

· факторы, тормозящие развитие конфликта;

· характер и специфика конфликтных действии;

· их интенсивность;

· уровень идеологизации конфликта;

· субъективный фактор;

· объективный фактор.

Одним из распространенных методов диагностики является алгоритм структурного анализа конфликта, который состоит из следующих действий:

1. Выявить конфликтующие стороны (конфликтантов). Кроме того, в конфликте могут участвовать неявные конфликтанты, сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, случайные потерпевшие. Важны социально-психологические характеристики конфликтантов и других участников конфликта.

2. Определить зону разногласий. Это понятие несколько более широко, чем предмет конфликта. Бывают конфликтные ситуации, когда предмет конфликта не просматривается. Это так называемые нереалистичные конфликты.

3. Выявить предмет конфликта. Предметом конфликта может быть любой элемент действительности, находящийся на пересечении интересов социальных субъектов. Предмет конфликта всегда конкретнее указывает его причину.

4. Составить представление о ситуации. Значение этой структурной единицы конфликта определяется теоремой Томаса: «Если ситуация определяется как реальная, она реальна по своим последствиям». Как индивид или группа представляют конфликтную ситуацию, таково, и их конфликтное поведение.

5. Изучить мотивы поведения. Это обычно стремление, побуждения к действиям, направленным на реализацию своих интересов. Мотивы могут быть осознанными и неосознанными. Бывают ситуации, когда истинные мотивы скрываются конфликтами.

6. Изучить конфликтные действия. Обычно под этим понимается наблюдаемое поведение. Часть конфликтных действий может осуществляться скрыто. Тогда мы говорим о предполагаемых действиях. Однако они также являются предметом анализа. Обычно к основным видам конфликтных действий относят:

1) создание прямых или косвенных помех сопернику;

2) невыполнение обещаний другой стороне;

3) нанесение прямого или косвенного ущерба имуществу или репутации соперника;

4) угрозы;

5) физическое или моральное насилие и др.

Следует учитывать, что бывают ситуации, когда сторона, осуществляющая конфликтные действия, не считает, что ущемляет или нарушает чьи-то интересы.

Поскольку конфликт есть всегда взаимодействие, то очевидно: конфликтные действия одной стороны ведут соответственно к изменению поведения другой.

Далее исследуются условия и последствия конфликта. Результаты исследования используются для разработки управленческой стратегии, конкретных методик и процедур, обеспечивающих эффективное воздействие на причины и параметры конфликта, прекращение насилия, конфронтации, переход конфликта в стадию переговоров, компромиссных решений.

Тип конфликта, как правило, предопределяет пути его развития.
Так, внутригосударственный конфликт может разрешиться одним из следующих образов:

· революцией;

· государственным переворотом;

· урегулированием путем переговоров конфликтующих сторон;

· иностранной интервенцией;

· политическим согласием конфликтующих сторон перед лицом внешней угрозы;

· компромиссом;

· консенсусом и др.

Путями разрешения межгосударственного политического конфликта могут быть:

· дипломатическое урегулирование путем переговоров;

· смена политических лидеров или режимов;

· достижение временного компромисса;

· война.

Среди политических конфликтов особо выделяется военный конфликт. Особенность эта объясняется тем, что протекает он с применением оружия. Не всякий конфликт есть война, но всякая война – это конфликт.

Военный конфликт – это любое вооруженное столкновение как форма разрешения политических противоречий между противоположными сторонами (государствами, коалициями государств, социальными группами и др.).

Военный конфликт только тогда становится политическим, когда как минимум одна из сторон представляет государство.

Военные конфликты по интенсивности разделяются:

· на низкой интенсивности (военные акции);

· на средней интенсивности (локальные и региональные войны);

· на высокой интенсивности (мировые войны).

Развитие и стадии протекания военного конфликта, как и у обычного политического конфликта, но интересно рассмотреть, как ведут себя на различных стадиях вооруженные силы.

На первой стадии военного конфликта вооруженные силы действуют в режиме повседневной деятельности.

На второй стадии проводится выборочное введение в частях и соединениях повышенной боевой готовности и боевой готовности «военная опасность». Проводятся мероприятия, адекватные военной угрозе, скрытно наращиваются группировки
дежурных сил.

На третьей стадии – собственно военный конфликт – вводится боевая готовность полная, проводится полномасштабное стратегическое развертывание вооруженных сил. Ведутся боевые действия.

На четвертой стадии происходит демобилизация, сокращение вооруженных сил до состояния перед конфликтом. Государство, потерпевшее поражение, может быть лишено вооруженных сил.

В современных условиях сложилась такая обстановка, что военный конфликт можно предупредить принятием различных мер.

Меры предотвращения военного конфликта:

1. Политико-дипломатические:

· встречи и консультации глав государств и правительств;

· переговоры и консультации на различных уровнях по улучшению межгосударственных отношений;

· использование международных организаций;

· объявление ультимативных требований.

2. Экономические:

· переговоры по торговому сотрудничеству;

· свертывание программ долгосрочного сотрудничества;

· введение торгово-экономических санкций;

· экономическая блокада.

3. Идеологические:

· предупреждение нагнетания вражды и неприязни;

· прекращение пропаганды экстремизма, шовинизма и национализма;

· проведение пропаганды по разрушению «образа врага».

4. Военные:

· активизация всех видов разведки и предупреждения;

· маневры на границах региона, где зарождается конфликт;

· приведение группировок сил ядерного сдерживания в высшие степени боевой готовности;

· проведение учебно-боевых пусков сил ядерного сдерживания;

· развертывание группировок сил и средств и приведение их в готовность к боевым действиям;

· совместные действия с войсками ООН по предупреждению конфликта.

Рассматривая сущность военного конфликта в современных условиях, необходимо учитывать следующее:

Во-первых, при оценке социально-политического характера военного конфликта необходимо рассматривать его с точки зрения национальных и общечеловеческих ценностей и интересов, а не только классовых позиций.

Во-вторых, разрешение военного конфликта с использованием инструментов международного права снижает вероятность возникновения войны.

В-третьих, военный конфликт, как правило, является результатом нежелания или неспособности политических лидеров устранить экономические, политические и другие противоречия мирными средствами.

В-четвертых, в военном конфликте низкой интенсивности на первый план выдвигаются территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, являющиеся производными от основных. Иногда подобные военные конфликты провоцируются радикально настроенными представителями элит, политических партий и движений, преследующих свои цели.

В-пятых, решительное воплощение целей сторон, как правило, приводит к войне, а затем может привести к качественному изменению всего мирового сообщества.
Чем интенсивнее будет вестись война, тем больше произойдет преобразований во всех сферах общественной жизни. И, с другой стороны, ограниченные цели сторон в военном конфликте оставляют большую возможность для предотвращения и разрешения конфликта на более низком уровне.

Надо понимать, что даже в интересах самых широких общественных преобразований не стоит ратовать за применение силы, за войну, как способ этих преобразований. Наилучший военный конфликт (с самыми «благими» побуждениями) – предотвращенный конфликт.

Однако в последние годы стало также ясно, что предотвращение межгосударственных конфликтов – дело очень сложное, требующее привлечения мировой общественности, международных организаций и сил. Это проблемы международных отношений.

Таким образом, политические конфликты являются непременным атрибутом общественной жизни, они пронизывают все сферы общества, определенным образом стимулируют политические процессы и влияют на политическую жизнь.

Особой формой политического конфликта является вооруженный конфликт, столкновение с применением вооруженных сил.

 

 

2.15. Мировая политика и международные отношения

 

 

2.15.1. Внешняя политика и международные отношения

 

Современный мир представляет собой гигантскую систему систем, или макросистему, в которой функционируют в противоречивом единстве и взаимодействии основные политические субъекты: народы, государства, общественные движения и организации, международные организации.

Для того чтобы ориентироваться в этом сложном мировом политическом механизме, давайте сначала определимся с терминами.

Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, а также общественных и политических организаций вне национальных границ по осуществлению своих потребностей и интересов.

Международные отношения – совокупность политических, экономических, дипломатических, военных, культурных, научно-технических и других связей и взаимоотношений между народами, между государствами и объединениями государств.

Мировая политика – это термин в политологии не разработан, но, видимо, под международной политикой можно понимать сферу деятельности субъектов международных отношений, а также приемы и средства международных отношений и внешней политики.

Внешняя политика, как международная деятельность в первую очередь государства, опирается на его, государства, экономический, демографический, военный, научно-технический и культурный потенциалы. Их сочетание определяет возможности внешнеполитической деятельности государства.

Формами внешнеполитической деятельности государства являются:

· установление дипломатических отношений с другими государствами (а также снижение их уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны);

· открытие представительств государства при всемирных и региональных международных организациях или членство в них;

· сотрудничество с дружественными государству зарубежными политическими партиями, общественными организациями и движениями;

· осуществление и поддержание контактов с представителями государств, зарубежных партий и движений, с которыми данное государство не имеет дипломатических отношений, но в диалоге с которыми заинтересовано по тем или иным причинам.

В своей внешнеполитической деятельности государства используют следующие основные методы:

· обмен информацией;

· обмен визитами на различных уровнях;

· совместная работа в международных организациях;

· подготовка и заключение двухсторонних и многосторонних договоров и соглашений по широкому спектру вопросов;

· подготовка и осуществление частичной или полной блокады;

· подготовка к войне и обеспечение благоприятной международной обстановки для ведения войны.

Для осуществления внешнеполитической деятельности в государственных структурах создаются специализированные органы:

1. Парламентские комитеты по вопросам внешней политики.

2. Министерства иностранных дел (внешних сношений).

3. Посольства и представительства.

4. Консульства.

5. Научные и культурные центры за рубежом.

6. Официальные и полуофициальные миссии.

Внешняя политика регулирует отношения данного государства с другими государствами, обеспечивает реализацию его потребностей и интересов на международной арене.

Внешняя политика есть деятельность и взаимодействие официальных субъектов, имеющих или присвоивших право выступать от имени общества, выражать интересы общества, избирать определенные методы и способы их реализации.

Внешнеполитическая деятельность по достижению поставленных целей реализуется различными средствами: политическими, экономическими, военными, информационно-пропагандистскими.

К политическим средствам относится, в первую очередь, дипломатия. Дипломатия – это официальная деятельность государства в лице специальных институтов и при помощи специальных мероприятий, приемов, методов, допустимых с позиций международного права и имеющих конституционно-правовой статус. Дипломатия осуществляется в виде переговоров, визитов, специальных конференций и совещаний, встреч, подготовки и заключения двухсторонних и многосторонних соглашений, дипломатической переписки, участия в работе международных организаций.

Российская Федерация имеет дипломатические отношения со 191 государством, имеет дипломатические представительства в 144 странах.

Россия не имеет дипломатических отношений:

· с Грузией;

· с Бутаном – государством (королевством) в Гималаях между Индией и Китаем;

· с Тувалу – Тихоокеанским государством в Полинезии. Полинезия – группа островов в Тихом океане;

· с Соломоновыми Островами – государством в юго-восточной части Тихого океана, состоящим из 992 островов; конституционная монархия (монарх Великобритании), глава государства – генерал-губернатор.

Экономические средства внешней политики подразумевают использование экономического потенциала данной страны для достижения внешних политических целей. Государство, обладающее сильной экономикой, финансовой мощью, занимает и прочное положение на международной арене. Даже небольшие по территории государства, но богатые материальными и людскими ресурсами, могут играть видную роль на мировой арене, если у них сильная экономика, которая базируется на передовых технологиях и способная распространять свои достижения далеко за свои пределы. Действенными экономическими средствами являются эмбарго, или наоборот, режим наибольшего благоприятствования в торговле, предоставление инвестиций, кредитов и займов, другой экономической помощи или отказ в ее предоставлении.

К военным средствам внешней политики принято относить военную мощь государства, которая включает в себя армию, ее численность и качество вооружения, моральное состояние, наличие военных баз, обладание ядерным оружием. Военные средства могут использоваться как средство прямого воздействия, так и косвенного. К первым относятся войны, интервенции, блокады. Большинство людей на Земле согласно со словами Дж. Бернала, что «война – всегда преступление против человечества, сейчас же она еще и безумие». Однако осознание губительности войн, а тем более ядерных, не означает отсутствия других точек зрения. Например, Гегель считал, что война – двигатель прогресса. По мнению Мальтуса: «Война есть естественнонаучный закон борьбы против избыточного населения». В современном обществоведении и публицистике сохраняет влияние течение, по-прежнему рассматривающее войну, включая ядерную, как допустимое средство политики. К военным средствам внешней политики следует также отнести разведку и шпионаж. Сегодня здесь применяются новейшие достижения науки и техники, от многотонных космических кораблей до микроаппаратов. Особое развитие в последние десятилетия получил промышленный шпионаж.

Пропагандистские средства включают в себя весь арсенал современных средств массовой информации, пропаганды и агитации, которые используются для укрепления авторитета государства на международной арене, способствуют обеспечению доверия со стороны союзников и возможных партнеров. С помощью средств массовой информации формируется положительный образ своего государства, чувство симпатии к нему, а в случае необходимости – антипатии и осуждения по отношению к другим государствам. Часто пропагандистские средства используются, чтобы завуалировать те или иные интересы и намерения.

Таким образом, внешняя политика это деятельность вне национальных государственных границ, которую достаточно условно можно назвать элементом международных отношений.

Международные отношения возникли вместе с появлением государств. Международные отношения, как система, включают в себя следующие основные элементы:

1. Межгосударственные отношения.

2. Отношения между государствами и международными организациями.

3. Отношения между региональными межгосударственными объединениям.

4. Отношения между общественными организациями и политическими партиями.

Субъектами международных отношений являются:

1. Государства.

2. Международные организации.

3. Политические партии.

4. Общественные организации.

5. Религиозные организации.

6. Международные компании.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации положение в мире характеризуется динамичной трансформацией системы международных отношений. После окончания зры биполярной конфронтации возобладали две взаимоисключающие тенденции.

Первая тенденция проявляется в укреплении зкономических и политических позиций значительного числа государств и их интеграционных объединений, в совершенствовании механизмов многостороннего управления международными процессами. При этом все большую роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия будет способствовать формированию идеологии становления многополярного мира на этой основе.

Вторая тенденция проявляется через попытки создания структуры международных отношений, основанной на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики в обход основополагающих норм международного права.

Формирование международных отношений сопровождается конкуренцией, а также стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения. Значение военно-силовых аспектов в международных отношениях продолжает оставаться существенным.

Специалисты в области международной политики исходя из реальностей современного мира прогнозируют несколько геополитических моделей формирования мирового порядка.

Согласно первой мир предстает как однополюсно-авторитарная модель, в которой США станут заниматься «устройством мира» исходя из собственных национальных интересов и миропонимания.

Вторая – новая биполярная коллизионная модель, в которой ведущую роль в мировой политике призваны играть США и Китай (последние двадцать лет самые высокие темпы экономического развития в мире, каждый пятый житель земли – китаец).

Третья – многополюсный мир – сложносоставная демократическая система, связанная с обозначившейся тенденцией формирования мирового сообщества народов, отношения в котором регулируются принципами международного права, и где главную роль играет баланс интересов между различными, прежде всего ведущими государствами – центрами политического влияния и мощи.

Широкое признание получила типология международных отношений по характерным типам международных действий. В соответствии с этим критерием выделяют четыре основные модели доминирования в мире, и международные отношения строятся на этих моделях:

· классический многополюсный мир;

· двухполюсный (биполярный) мир – мир с доминированием двух государств или систем государств;

· однополюсный мир;

· надгосударственный мир (бесполюсный).

Международные отношения в таких мирах могут осуществляться в следующих формах:

а) война;

б) холодная война;

в) мирное существование;

г) неприсоединение;

д) сотрудничество.

В широком смысле все международные отношения можно подразделить на два основных типа:

· отношение соперничества;

· отношение сотрудничества.

Международные отношения должны объективно достигать уровня международного сотрудничества.

Объективная необходимость перехода к международному сотрудничеству диктуется глобальными проблемами, которые встали перед человечеством в современных условиях и отражают всеобщую тревогу и озабоченность.

В основе международного сотрудничества, как уровня международных отношений, лежат 5 принципов мирного сосуществования (на языке хинди – «панча шила»), впервые провозглашенных в индийско-китайском соглашении 1954 г.:

1. Уважение территориальной целостности и суверенитета.

2. Ненападение.

3. Невмешательство во внутренние дела друг друга.

4. Равенство и взаимная выгода.

5. Мирное сосуществование.

Международная политика, международные отношения не являются постоянной, застывшей субстанцией – они меняются, развиваются.

Современная обстановка в мире диктует основные тенденции в развитии международных отношений.

Первая тенденция – демократизация международных отношений и международной политики.

Демократизацию международных отношений можно понимать таким образом:

· рост взаимодействия всех участников международного процесса, интеграционные тенденции;

· уменьшение роли государства на международной арене и повышение значения международных организаций;

· реформирование структуры ООН и основных форм и методов ее деятельности;

· понижение непроницаемости национально-государственных границ;

· рост взаимозависимости стран и народов;

· переосмысление роли войны, как средства политики;

· в международной политике голос здравого смысла должен быть сильнее, чем голоса отдельных политиков и т. д.

Вторая тенденция – гуманизация международных отношений, что означает:

· обеспечение всеобщего мира;

· освобождение сознания людей от предвзятости, стереотипов, связанных с образом врага;

· объединение людей независимо от их государственной, национальной или социально-классовой принадлежности;

· интересы человека, его права и свободы должны быть выше интересов и прав государства;

· главный критерий международной и внешней политики – служение людям;

· нравственность международной политики и др.

Третья тенденция – демилитаризация международных отношений, которая означает:

· разоружение;

· ликвидация военно-политических блоков;

· конверсия экономики;

· конверсия науки;

· освобождение сознания людей от влияния военного элемента.

В реальности существует ряд противоречий, которые усложняют межгосударственные отношения.

1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой – реальное их неравенство. Причем это неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношении. Одни страны являются постоянными членами Совета безопасности ООН, другие – нет. Одни страны имеют право владеть ядерным оружием, на другие распространяется запрет его создавать. Международные организации находятся под влиянием крупных государств и отчасти в финансовой зависимости от них.

2. Межгосударственные отношения в значительной степени носят фрагментарный характер, то есть не сложилась широкая и полномасштабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений.

3. Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит трудности в договорный процесс.

4. Нестабильность договоров также является реальной проблемой межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений.

5. Слабость международного права и международных организаций. Международное право, то есть система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер, что отражается на его применимости. Уже в 1928 г. принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия, однако и после 1945 г. войны и конфликты продолжались.

6. Все вышесказанное проблемы в значительной степени обусловливают недоверие государств друг к другу.

Нельзя сказать, что международные отношения состоят исключительно из проблем; государства за последние десятилетия очень сильно продвинулись в деле интеграции, налаживании связей, появилось много общего, но, тем не менее, проблемы остаются.

Таким образом, международные отношения, внешняя политика должны служить людям в их мирной жизни и способствовать соблюдению прав и свобод граждан.

 

 

2.15.2. Международные организации как субъекты мировой политики

 

В международных отношениях важную роль играют международные организации.
В настоящее время насчитывается более 3 тыс. международных организаций. Россия, как правопреемница СССР, участвует в работе более 500 организациях.

В частности, Россия состоит в следующих международных организациях:

· Союзное государство (Россия – Беларусь);

· ООН (Совет Безопасности ООН);

· СНГ;

· ОДКБ – Организация договора коллективной безопасности;

· Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;

· Организация черноморского экономического сотрудничества;

· Совет Европы;

· Большая восьмерка;

· БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай);

· Шанхайская организация сотрудничества;

· Центрально-Азиатское сотрудничество (организация);

· Европейское экономическое сообщество;

· Международный олимпийский комитет и др.

Россия имеет статус наблюдателя в следующих организациях:

· Организация Исламская Конференция;

· Организация американских государств и др.

В межправительственных международных организациях участвуют официально назначенные правительством представители и делегации государств-членов.

Неправительственные международные организации объединяют национальные группы, союзы, ассоциации и частных лиц.

Все организации должны иметь собственный устав, международный статус и быть открытыми. Классифицировать международные организации можно следующим образом.

1. Всемирные и региональные правительственные организации:

· Организация объединенных наций (ООН);

· Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе;

· Совет Европы;

· Организация американских государств (ОАГ);

· Лига арабских государств (ЛАГ);

· Группа 77;

· Содружество Независимых Государств (СНГ) и др.

2. Всемирные и региональные неправительственные организации:

· Всемирная Конфедерация труда;

· Европарламент;

· Группа тридцати;

· Международный Красный Крест;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.