Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика и экономика 6 страница






· характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношениях людей между собой;

· сфера деятельности.

Исходя из вышесказанного, можно определить политику как деятельность в сфере отношений между большими социальными группами по поводу установления и использования институтов публичной власти в интересах реализации их общественно-значимых запросов и потребностей.

Каков генезис политики?

Политика сформировалась в результате пересечения целого ряда тенденций в развитии общества. Она является средством обеспечения коллективных интересов людей, которые нередко вступают в противоречие с интересами частными, индивидуальными.

На первоначальных этапах развития человеческого общества конкурентные отношения между отдельными индивидами и группами индивидов разрешались при помощи традиционных механизмов регулирования процесса производства материальных ценностей и системы их распределения, а также сложившихся религиозных обрядов и верований, традиций и обычаев, в основе которых лежали традиции кровно-родственного и семейного характера.

Однако по мере совершенствования орудий труда, роста производительности, возникновения института частной собственности и усиления на его основе социального и имущественного неравенства, демографических изменений и нарастания религиозной неоднородности общества традиционные механизмы регулирования оказались не в состоянии эффективно выполнять свои функции. Это вело к разрушению некогда монолитного единства традиционных обществ. Сама жизнь формировала мощную общественную потребность в создании новых, более эффективных способов регулирования человеческих взаимоотношений с таким расчетом, чтобы не допустить распада общественных связей.

Регуляторами всей совокупности общественных отношений стали мораль, затем правовые механизмы и, наконец, политика, которая появляется тогда, когда утрачивается естественное согласие в обществе, но существует потребность в согласованном поведении людей на основе удовлетворения общезначимых и групповых интересов.

Видимо, политика, как явление, возникла в результате активности преследующего свои цели человека. На определенном витке развития общества постепенно усложнялся механизм материального производства, нарастала социальная мобильность, рос уровень культуры. Интересы человека стали распространяться за границы семьи, рода; появились блочные, групповые интересы, а значит, и потребность их регулирования.

Это привело к тому, что в обществе возникла настоящая потребность в образовании социальной силы, способной к выполнению двоякой задачи:

· реализации человеческих интересов;

· такого урегулирования отношений людей и групп, которое сохранило бы целостность общества.

Такая потребность была реализована в процессе становления специфических общественных институтов, способных, используя силы принуждения и убеждения, обеспечить необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения.

В Античном мире управление небольшими городами-государствами осуществлялось всеми свободными гражданами. Позднее содержание понятия политики претерпело существенные изменения, в чем сказалось радикальное преобразование сути политического управления в крупных государствах: на передний план вышло согласование разнородных интересов различных социальных групп, что осуществлялось и осуществляется и в наши дни правящей элитой при широком использовании возможностей государственной власти.

Политика причастна к способам реализации решений. Это включает в себя три элемента:

· убеждение. При помощи убеждения стремятся убедить противника (или оппонента) в справедливости своего мнения или своего выбора. Наиболее типическими элементами убеждения являются политические факты, речи;

· переговоры. В ходе переговоров стремятся учесть позицию соперника в целях достижения консенсуса на основе взаимных уступок;

· механизм достижения конечного решения. По окончании этих двух этапов наступает время принятия решения. Решение может быть результатом формального механизма, например демократического голосования, или, наоборот, неформального. Примером последнего может быть решение монарха, принятого под влиянием своих придворных.

Политика исключает, как правило, саму возможность разрешения конфликтов на основе применения силы. Человек, угрожающий оружием компаньонам с тем, чтобы заставить их принять его мнение, не имеет с ними политических отношений.

Убеждение и переговоры сопровождаются нередко жертвой своих принципов и обманом противника. В этом можно усмотреть бытующее нередко уничижительное отношение к политике.

Политика предполагает, что принятое решение навязывается группе, в том числе при помощи силы или угрозы этой силы. Это означает, что политика неразрывно связана с осуществлением политической власти.

Таким образом, необходимость урегулирования человеческих взаимоотношений, повлекшая образование публичных органов государственной власти, а также социальных ассоциаций, где люди группировались в целях защиты тех или иных интересов, и породила политический уровень общественных отношений.

Структуру политики можно представить в следующем виде:

1. Политический интерес – внутренний, осознанный источник политического поведения.

2. Политические отношения – взаимосвязь общественных групп между собой и институтами власти.

3. Политическое сознание – зависимость политической жизни от осознанного отношения людей к своим властно значимым интересам.

4. Политическая организация – совокупность институтов политической власти.

5. Политическая деятельность – социальная активность субъектов по реализации ими своих политических статусов.

Российский политолог В. В. Желтов считает, что политика является целостной и качественно определенной областью социальной жизни. Ее структура состоит из следующих компонентов: политическая система, политический процесс и политическое сознание.

Политическая система, сердцевиной которой является государство, характеризует роль и значение институтов публичной политической власти в политической жизни общества. Помимо государства она включает в себя партийные организации, группы давления, разного рода общественные движения и т. д. Она позволяет аккумулировать политические воли различных социальных слоев и воплощать их в определенных политических решениях и действиях, определяя вектор развития политической жизни страны.

Политический процесс включает в себя разнообразные взаимодействия элит, электората, различных национальных, конфессиональных групп, институтов власти.
Он определяет ритм, динамику и общую направленность, характер политической жизни общества, который может варьироваться от бескомпромиссной борьбы за власть (включая революции и гражданские войны) до широкого консенсуса в отношении проводимой политики самых разных социальных и политических сил.

Политическое сознание характеризует, как известно, субъективную сторону политики, представленную политической идеологией и политической психологией, утопиями, мифами и другими идеальными образами и целями, которыми руководствуются субъекты борьбы за власть. С этой точки зрения политика предстает как общественный механизм, специально приспособленный для реализации разнообразных идейных проектов.

Понятие «политика» в течение времени претерпело значительные изменения.

1. Широко распространенным, хотя и неполным, является самое древнее мнение о том, что политика есть управление, т. е. решение общественных проблем властью.

Мысль о том, что политика есть управление обществом, высказывалось еще Платоном и Аристотелем. Этой мысли, в сущности, верны и авторы современных популярных моделей политики – американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые рассматривают политику как решение возникших в обществе проблем системой управления. С таким подходом согласны, по сути дела, почти все современные политологи.

Нужно сказать, что задолго до того, как древние греки назвали управление обществом политикой, оно фактически уже разделилось на две части. Решение ординарных общественных проблем властители со времен Хаммурапи (3760 лет до н. э.), возможно, даже раньше, передали административно-правовым органам, получившим соответствующие законы и инструкции.

С тех пор административно-правовое управление обществом повсюду непрерывно совершенствуется на основе изменений соотношения сил, на котором оно основано.
С изменением соотношения сил в обществе меняется и власть, а вместе с тем корректируется или даже заменяется административно-правовая система: законы и органы управления.

В результате основным содержанием высшей формы управления – политики – осталось только формирование, поддержание и изменение власти и законов, а также самого административно-правового управления. Лишь в ней решения принимаются не на основе законов, а по-прежнему – посредством выяснения соотношения общественных сил.

Осознать отличие политики от административно-правового управления долгие годы мешала их тесная взаимосвязь. Даже при разделении властей политикой занимаются не только законодатели, но и значительная часть исполнительной власти, хотя ее нередко называют администрацией. Осознание отличий административного управления от политического происходит с начала XX в. в США и Западной Европе, где сформировалась наука об управлении, или административная наука.

2. Другая интерпретация понятия «политика» связана с ее субъективным выражением. В данном случае политика отождествляется с понятием стратегия. Политика предстает как порождение индивидов или групп индивидов. Мы говорим о политике М. С. Горбачева или В. В. Путина, Т. Блэра или Дж. Буша, о политике партии или профсоюзов, молодежной организации или объединения ветеранов. На передний план в такой трактовке политики выходит субъективная воля. Она определяется целями, которые формируют индивиды или группы индивидов. Средства они выбирают также по своему усмотрению или, точнее, в зависимости от своих убеждений и возможностей. Так, скажем, правительство может руководствоваться либо «великой целью», либо удержанием власти в своих руках, сосредотачивая усилия только на решении текущих задач. Профсоюзы могут вести активную наступательную политику, вовлекая в противостояние с предпринимателями и властью трудящихся, или способствовать утверждению «гражданского мира» в обществе.

3. Понятие «политика» может употребляться в значении ценностного суждения. Политика, будучи связанной с проявлением волевых начал в человеческой деятельности, может характеризоваться как плохая, например, или хорошая. При этом в одном и том же своем качестве она может быть хорошей для одних и плохой – для других. Все зависит от принадлежности индивидов или групп к тому или иному уровню социальной иерархии общества. Встречаются, и довольно часто, случаи уничижительной характеристики политики. В таком случае говорят не столько о конкретных проявлениях политики, сколько о политике в целом: «А… опять политика». Или мы слышим: «Повышение цен – это не политика». Здесь выражение полного несогласия с тем, как проводится реформирование экономики.

Как видим, эти ценностные суждения весьма далеки от научного содержания понятия политики. Однако для политической науки они имеют очень большое значение. В них выражается настроение людей, а эти настроения в определенных ситуациях могут переводиться в конкретные действия. Известно, например, что настроения поддержки или отрицания проводимой в стране политики, в конечном счете, определяют итоги голосования значительной части электората на выборах. Добавим. Изучение общественного мнения, ставшее в настоящее время важным средством выработки и оценки проводимой политики, как раз и служит измерению настроений населения по тем или иным узловым проблемам.

Политика является важнейшим социальным механизмом, без которого ни одно сложно организованное общество не способно воспроизводить и изменять социальный порядок.
Роль и значение политики зависят от выполнения следующих функций.

Функция выражения и реализации властно значимых интересов позволяет сконцентрировать и обобщить политические стремления различных социальных слоев и групп, что дает им возможность принимать активное участие в процессе удовлетворения политических интересов и влиять на принимаемые органами публичной власти решения.

Функция рационализации противоречий дает возможность направить выявляемые в процессе политической жизни конфликтные ситуации в русло рационального, взвешенного разрешения путем политического взаимодействия. Эта функция позволяет не допустить распада и раскола общества и государства на враждебные группировки.

Функция управления и руководства общественными процессами позволяет регулировать протекающие в обществе политические, экономические, культурные и другие процессы в интересах всего населения в целом, большинства населения или же определенного господствующего класса или слоя путем использования права на социальное принуждение.

Функция интеграции населения означает, что в процессе общественного развития политика обладает возможностью объединять разнородные интересы отдельных социальных групп и подчинять их деятельность целям и задачам единой социальной системы, что, в свою очередь, обеспечивает общественную стабильность и порядок.

Функция политической социализации личности, включения ее в жизнь сложно организованного государства и общества. Через политику человек приобретает качества, необходимые ему для реалистического восприятия действительности, а в случае необходимости – и для преобразования ее. В процессе политической социализации формируется активное отношение индивида к протекающим в обществе процессам.

Функция созидания действительности (проективная функция). Политика способна формировать новые отношения между людьми и государствами, преобразовывать действительность в соответствии с планами различных политических субъектов, вырабатывать и внедрять новые формы общественной жизни, формировать возможности для новых отношений между человеком и природой.

В реальной политической жизни те или иные функции политики могут выходить на передний план, оттесняя менее значимые в данный момент общественного развития.

Российский политолог Б. И. Кретов считает, что социальное назначение политики, ее роль в общественной жизни выражается в ее функциях. Они характеризуют важнейшие направления воздействия политики на общество. К ним относятся:

· поддержание и укрепление целостности общества как сложно дифференцированной социальной системы, обеспечение общественного порядка и организованности;

· разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление;

· предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

· управление и руководство общественными процессами, обеспечение цивилизованного диалога граждан и государства;

· выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества;

· социализация личности, конституирование человека как самостоятельного социально активного существа;

· конституирование сложных социальных субъектов (коммуникационная функция). Суть этой функции достаточно полно описывает английский политолог Р. Н. Беркли: «Политика предполагает: выявление смысла существования общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т. е. участников данной общности; выработку приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами или выработку правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятных для всех субъектов языков (вербального и символического), способных обеспечить эффективное взаимодействие между всеми участниками данного сообщества».

Кроме этих, присущих в большей или меньшей степени любому обществу, задач политика выполняет и ряд специфических для определения типов социальных систем функций. Это – поддержание классового или социального господства; защита основополагающих прав человека; привлечение граждан к управлению государственными и общественными делами; обеспечение социальной справедливости и общего блага и др.

Достаточно детально вопрос о функциях политики разработан в системном анализе. Так, один из основоположников теории политических систем, Г. Алмонд, выделяет
две основополагающие группы функций: функции «ввода» – воздействия общества на политику – и функции «вывода» – влияния политической системы на общество. К функциям «ввода» относятся: политическая социализация и привлечение граждан к участию в политике; артикуляция интересов; агрегирование интересов. К функциям «вывода» относятся: разработка норм (законов); их применение; контроль за их соблюдением.

Многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

Политику можно классифицировать по следующим основаниям:

По сферам общественной жизни:

· экономическая;

· социальная;

· национальная;

· научно-техническая;

· экологическая;

· культурная;

· военная и др.

По объекту воздействия:

· внутренняя;

· внешняя.

По субъекту политики:

· политика партий;

· политика общественных организаций и движений;

· государственная политика.

По приоритету деятельности (цели):

· политика нейтралитета;

· политика национального примирения;

· политика «открытых дверей»;

· политика «большого скачка»;

· политика компромиссов.

Политика имеет свои субъекты и объекты. Известно, что субъект (от лат. «субъектус» – лежащий внизу, находящийся в основе) – это носитель какой-либо предметно-практической деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект (от лат. «объектум» – предмет) – это то, что противостоит субъекту в его предметно-практической деятельности,
в познании.

Другими словами, субъект действует, воздействует на объект, стремится использовать его в своих интересах.

Применительно к политике можно сказать, что субъект политики, это тот, кто ведет активную политическую жизнь. К субъектам политики можно отнести:

· личность – начальный субъект политики;

· государство – основной субъект политики;

· политические партии;

· общественно-политические организации и движения;

· международные организации.

Эти субъекты действуют в политике непосредственно. К субъектам политики, действующим опосредованно, через своих представителей, можно отнести: народ, класс, нация, социальный слой, армия, СМИ, семья, церковь, трудовой коллектив.

Объектом политики является то, на что направлены усилия субъекта. К объектам политики можно отнести: власть, интересы и ценности, население как электорат, государство, личность и т. п.

Таким образом, возникновение политики связано с деятельностью людей и представляет собой важнейшее явление общественной жизни.

 

 

2.2.2. Политика как общественное явление

 

Политика должна иметь целью достижение общего блага, установление общественного порядка и справедливости.

Понятие «общее благо» было введено в научный оборот средневековым теологом Фомой Аквинским в одном из основных его трудов «Сумма теологий». В последующем, по мере развития цивилизации, произошла секуляризация этого понятия. И ныне оно используется в политической науке, чаще всего, вне связи с религией.

Что же понимается под «общим благом» в политической науке? Общее благо – это процесс формирования таких материальных и моральных условий, которые позволяют индивиду в полной мере реализовывать себя, свои устремления и надежды. Речь не идет о том, что все должны быть богатыми, например. Такого общества нет и не может быть: там, где есть богачи, всегда есть и бедные. Общее благо – это создание такого общества, в котором каждый член общества живет в достойных человека, добротных условиях.

Понятно, что общее благо – это процесс, являющийся внутренне противоречивым: в жизни всегда присутствует сложное взаимодействие между тем, что нами желаемо, и реальностью. Разрешение этого противоречия, как отмечают политологи, является единственным источником прогресса.

Современную трактовку идеи «общего блага» можно найти в трудах французского религиозного философа, представителя неотомизма Ж. Маритена (1882 – 1973). «Общее благо, – утверждал он, – не является простой суммой личных благ или благ, свойственных некой целостности, которая (наподобие рода, например, по отношению к индивидам, или как рой по отношению к пчелам) соотносится только сама с собой и жертвует частями;
общее благо – это хорошая жизнь множества людей». Ж. Маритен выделяет три существенные черты общего блага:

· необходимость осуществлять перераспределение;

· основание власти;

· «добротная и правильная человеческая жизнь множества людей».

Общее благо, помимо сказанного, в политологическом смысле может быть сведено к еще двум показателям. К ним относятся: общественный порядок и справедливость.

Общественный порядок уже самим фактом своего существования является благом.
Нет и не может быть нормальной человеческой жизни там, где царит анархия, произвол, беспорядок. Условием порядка является писаное право, нуждающееся во всеобщем уважении. Как говорил Б. Паскаль, закон нужно уважать потому, что он закон.

Справедливость со времен Платона и Аристотеля рассматривается как политическая категория. И перед любым обществом всегда стоит трудная задача отыскания меры между справедливостью и порядком.

В чем здесь проблема? Нет никакого сомнения в том, что порядок является статичным феноменом. Самим своим существованием он неизбежно ограничивает свободы индивида, в том числе и в вопросах его участия в политической жизни общества.

Справедливость, наоборот, является динамичным феноменом. С ее помощью индивиду воздается то, что ему следует получить в условиях данного общества. Порядок – это сохранение общества, а справедливость – это его движение. На каждом историческом этапе развития общества соотношение справедливости и порядка различно. Так, в архаических, или, как их иногда называют, примитивных обществах, на первом месте по значению для судеб этого общества стоит порядок: справедливость невозможна без наличия определенного порядка. В периоды резких политических изменений политического режима, когда действуют мощные силы общественного протеста, на первом месте, безусловно, также находится все то, что связано с общественным порядком. В стабильные периоды развития общества вопросы справедливости постепенно выходят на первое место в определении приоритетов развития.

Политика – это явление, не изолированное от других сторон жизни общества.
Она теснейшим образом связана с другими сферами общественной деятельности. Политика, испытывая влияние экономики, морали, права, культуры и других сторон жизнедеятельности общества, сама, в свою очередь, оказывает на них определенное воздействие, обретая при этом новые свойства и качества.

Связь политики с другими областями социальной практики является двусторонней.
С одной стороны, политика является такой областью общественных отношений, которая детерминируется экономическими, идеологическими, нравственными, культурными, национальными сферами жизни общества. Эти каузальные (от лат. causa – причина) зависимости были подмечены еще со времен Аристотеля, который говорил об обусловленности политических явлений экономическими формами жизни. Подобные идеи развивал, например, А. Смит, который настаивал на соответствии политических отношений экономическому строю. дальше всех в подобном подходе идут сторонники марксизма, согласно которым, политический процесс обусловливается экономикой. И значит, политика целиком и полностью определяется материально-хозяйственными факторами.

Ряд исследователей (Т. Гоббс, Д. Локк, Н. Макиавелли и др.) констатировали существенную зависимость политики от права, что, безусловно, отрицать полностью невозможно.

С другой стороны, политика не может не играть самостоятельной общественной роли в процессе взаимодействия с другими сферами жизнедеятельности общества. Именно эта взаимосвязь политики со всеми иными сферами общественной деятельности придает социальной системе, что называется, универсальный характер, позволяя ей эффективно регулировать человеческие отношения.

В этой связи нельзя не отметить того факта, что политика не является сферой, полностью детерминированной любым другим видом общественной деятельности, и в то же время она не является самодостаточной сферой социальной системы, способной произвольно формулировать законы как собственного развития, так и развития общества в целом.

 

Политика и экономика

Политика, как было показано выше, формируется на пересечении ряда исторических тенденций. И уже только поэтому она не может объясняться только экономическими причинами. И тем не менее, влияние экономики на политику не следует недооценивать хотя бы потому, что именно экономика предоставляет необходимые для политической деятельности материальные ресурсы. Финансирование государственного аппарата, проведение избирательных кампаний, материальной обеспечение национальной системы образования, содержание армии и сил безопасности, социальная защита граждан и т. д. –
все это за счет налоговых отчислений из сферы финансово-хозяйственной деятельности.

В основном экономика воздействует на политику через социальную сферу,
т. е. определяя материальное положение разных социальных групп и обусловливая тем самым дифференциацию социальных статусов их членов. Неудивительно, что состояние экономики, в целом, определяет уровень и степень активности политической жизни в обществе, влияет на спектр политических интересов различных социальных групп, участвующих в политической борьбе. Экономическая жизнь общества часто становится первоисточником политических лозунгов, доктрин и программ.

В ходе исторического развития выявлена и следующая закономерность: слабо развитая экономика, как правило, предполагает централизацию власти и усиливает авторитарные тенденции, и наоборот, в условиях устойчивого экономического роста и улучшения материального положения большинства населения создаются предпосылки для дальнейшего развития демократических тенденций.

Скажем и о том, что именно в экономике заявляют о себе частные хозяйственные интересы индивидов и групп индивидов.

Деятельность государства, проводимая им политика, могут испытывать сильное влияние крупных деятелей бизнеса, банкиров, крупных промышленно-финансовых групп, способных оказывать влияние на содержание и характер деятельности политических партий, депутатов, влиятельных представителей общественности. Известны случаи, когда представители этого слоя общества входили в правительство либо даже возглавляли его.

Крупной политической проблемой является проблема государственного (читай: политического) вмешательства в экономику. Согласно либеральной доктрине, полагалось, что невидимая рука рынка, свободная игра рыночных законов сами по себе приведут к необходимому экономическому оптимуму, автоматически устраняя все проявления неравновесия. Вмешательство извне, по мнению убежденных либералов, лишь нарушает рыночные механизмы, нанося тем самым еще большие негативные последствия, чем получаемые позитивные результаты.

Государство по принятым либеральным представлениям обречено на нейтралитет.
Оно выступает в роли «ночного сторожа», выполняя по сути дела только одну функцию – охранительную.

Однако в современных условиях участие государства в экономике проявляется в:

· выработке и осуществлении налоговой политики;

· выделении кредитов;

· непосредственном влиянии на транспорт и другие естественные монополии;

· долгосрочном планировании.

В последней трети XX в. экономика и политика приобретают отчетливо выраженный международный характер. Это является следствием развития тенденции формирования единой мировой цивилизации. Одной из форм проявления этой тенденции явилось возникновение ряда международных экономических и политических организаций.
Так, например, большую роль в развитии экономического партнерства играют сегодня такие международные организации, как ООН, Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международный валютный фонд, ЮНЕСКО. На Европейском континенте важное место в деле координации политики занимает ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

Потребность в активном воздействии политики на экономику существенно возрастает в переломные моменты жизни общества: в период глубоких экономических потрясений и войн, а также в условиях реформирования экономики.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.