Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политика и экономика 2 страница






· сущность и основания правового государства как института, обеспечивающего в общественной жизни верховенство закона и права;

· роль и место структурных составляющих государства: властных систем, надзорно-контрольных органов, органов защиты;

· экономическую функцию государства по организации, координации и регулированию экономических процессов;

уметь:

· обосновать механизм взаимодействия гражданского общества и государства через выборы;

· различать государство и гражданское общество;

· различать различные типы государств по присущим им характерным признакам: форма правления, тип политического режима и т. д.;

· обосновать важность и значение сильного государства для развития экономики;

· обосновать необходимость укрепления Российского государства в современных условиях;

· используя Конституцию Российской Федерации, обосновать деятельность высших органов законодательной и исполнительной ветвей власти в Российской Федерации;

иметь навыки:

· анализа процессов и ситуаций, связанных с организацией государственной власти в различных сообществах и особенно в России и используемых при этом политических технологий.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 7 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: государство, признаки государства, суверенитет государства, правовое государство, социальное государство, властные системы государства, парламентская республика, парламентская монархия, президентская республика, федерация, унитарное государство, конфедерация и др.;

· выполнить тест по теме 7 из практикума по дисциплине;

· ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Что такое государство как институт политической власти?

2. Назовите основные признаки государства.

3. Какие вы знаете концепции возникновения государства?

4. Назовите основные этапы развития государства и дайте им характеристику.

5. Каковы основные структурные элементы государства?

6. Назовите основные функции государства.

7. По каким основаниям можно типологизировать государства?

 

 

Тема 8. Гражданское общество

 

Цель: изучить сущность гражданского общества как негосударственной части общественно-политической.

Учебные вопросы:

1. Гражданское общество и его происхождение.

Гражданское общество, его происхождение и особенности. Исторические типы гражданского общества. Признаки и структура современного гражданского общества. Особенности становления гражданского общества в России. Характеристика современного гражданского общества в России.

2. Социокультурные процессы политической жизни гражданского общества.

Социокультурные процессы политики. Понятие политической культуры и ее характеристика. Структура политической культуры. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Политическая культура как основа политического поведения.


Изучив тему, студент должен:

знать:

· сущность гражданского общества как негосударственной части политической жизни страны и его структуру;

· сущность основных элементов гражданского общества, их предназначение и роль;

· характерные черты современного российского гражданского общества, его состояние и перспективы участия в формировании государственных органов политической власти;

· сущность и содержание политической культуры;

· структурные элементы политической культуры, их взаимосвязь и взаимозависимость;

· типы политической культуры по различным основаниям;

· функции политической культуры и их реализацию в политической жизни современной России;

· субъекты и основные направления формирования политической культуры;

уметь:

· определять степень развития гражданского общества по уровню развитости и активности его структурных элементов;

· охарактеризовать современное российское гражданское общество;

· обосновать, почему политическая культура выступает в качестве основы политического поведения;

· анализировать структурные элементы политической культуры и их проявление в российской действительности;

· системно изучать политическую науку для формирования индивидуальной политической культуры;

· выделять типы политической культуры по таким основаниям, как уровень общности, отношение к власти и др.;

· обосновать необходимость и важность политической культуры в политической жизни и деятельности субъектов политики современной России;

иметь навыки:

· культурного поведения в гражданском обществе как негосударственной части политической жизни.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 8 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: гражданское общество, гражданин, демократия, структура гражданского общества, гражданское общество в России, политическая культура, культура политического сознания, культура функционирования политических институтов и др.;

· выполнить тест по теме 8 из практикума по дисциплине;

· ответить на контрольные вопросы:

1. Что такое гражданское общество?

2. Какие исторические типы гражданского общества вы можете назвать?

3. Сформулируйте основные признаки современного гражданского общества.

4. Раскройте структуру современного гражданского общества.

5. Выделите особенности становления гражданского общества в России.

6. Что такое политическая культура?

7. Назовите характерные черты политической культуры.

8. Какова структура политической культуры?

9. Назовите основные функции политической культуры.

10. Назовите основные направления формирования политической культуры.

Тема 9. Политические отношения и процессы

 

Цель: уяснить сущность политического процесса как динамической характеристики политической жизни и изучить электоральный процесс.

Учебные вопросы:

1. Сущность политических отношений и процессов.

Политические отношения и процессы. Понятие общественных отношений. Признаки и особенности политических отношений. Типы политических отношений. Политические и экономические отношения. Сущность политического процесса, его структура и особенности. Режим протекания политического процесса. Политический процесс как деятельность субъектов политики. Политическое участие. Процесс принятия политического решения.

2. Электоральный процесс.

Важнейшая функция гражданского общества – участие в формировании государственных органов. Электоральные системы. Выборы и референдумы. Функции выборов в демократическом государстве. Типы выборов. Принципы избирательного права. Избирательная система и ее назначение. Типы избирательных систем. Избирательные процедуры. Избирательная система в Российской Федерации.

Изучив тему, студент должен:

знать:

· сущность политического процесса как динамической характеристики политической жизни;

· стадии политического процесса и их содержание;

· сущность политической модернизации как процесс совершенствования политической системы и повышение ее эффективности;

· сущности политического решения и его этапы, а также взаимосвязь политического решения и решения, принимаемого менеджером того или иного предприятия;

· чем выборы и референдумы отличаются друг от друга;

· принципы избирательного права и степень их реализации в Российской Федерации;

· сущность избирательной системы в Российской Федерации;

уметь:

· определять свою роль участника политических процессов в современной России;

· выделять стадии политического процесса;

· использовать правила приема политических решений при принятии решений в своей будущей профессиональной деятельности;

· осознанно делать свой выбор при формировании местных и государственных органов власти;

· различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы, видеть их достоинства и недостатки;

· сформулировать и обосновать функции выборов в демократическом государстве;

иметь навыки:

· анализа стадий политического процесса и применения, калькирования результатов анализа на российские реалии;

· принятия решений в будущей профессиональной деятельности по аналогии с принятием политического решения;

· анализа конкретных избирательных систем, их преимуществ и недостатков, а также используемых избирательных технологий при формировании органов государственной власти в Российской Федерации.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 9 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: политические отношения, общественные отношения, экономические отношения, политический процесс, стадии политического процесса, политическая модернизация, референдум, выборы, всеобщность, равенство, тайна выборов, наличие выбора, альтернативный кандидат, конкурентность выборов, мажоритарная, пропорциональная и смешанная избирательные системы, свободные выборы и др.;

· выполнить тест по теме 9 из практикума по дисциплине;

· ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Сформулируйте определение политического процесса и сущности политических отношений.

2. Назовите основные виды политических процессов.

3. Выделите стадии политического процесса.

4. Что такое политическая модернизация и политическая технология?

5. Сформулируйте определение референдума и назовите его виды.

6. Что такое выборы?

7. Какие функции выполняют выборы?

8. Назовите правовые и организационные принципы демократических выборов.

9. Что такое избирательная система и какие бывают избирательные системы?

10. Сформулируйте особенности выборов и избирательной системы в Российской Федерации.

 

 

Тема 10. Политические партии и организации

 

Цель: усвоить сущность политической партии и общественной организации, а также партийной системы и понять роль политической партии как связующего звена между гражданским обществом и государством.

Учебные вопросы:

1. Политические партии и партийные системы.

Политические партии, их сущность и предназначение в обществе. Политические партии и электоральные системы. Факторы влияния политических партий на массы. Закон Российской Федерации «О политических партиях». Социальные, теоретические, идеологические, организационные функции партии. Структура политической партии. Основания для классификации и типологизация политических партий. Блоки и коалиции политических партий. Партийные системы и их типология по количеству партий, действующих в стране, и по количеству партий, участвующих в управлении государством.

2. Общественные организации и движения.

Политические организации и движения. Общественные организации как форма участия масс в политической жизни. Самодеятельная природа общественных организаций. Классификация общественных организаций. Общественно-политические движения, стадии их становления и развития. Политические партии, общественные организации и общественно-политические движения в современной России.

Изучив тему, студент должен:

знать:

· сущность политической партии как основного связующего звена в механизме взаимодействия гражданского общества и государства;

· характерные, определяющие признаки политической партии;

· структуру и функции политических партий, предназначение политической партии согласно Закону Российской Федерации «О политических партиях»;

· классификацию политических партий по различным основаниям;

· основные политические партии, общественные организации и общественно-политические движения современной России;

· сущность партийных систем и их типологию по различным основаниям;

· сущность общественных организаций и общественно-политических движений и их роль в политической жизни;

· специфику становления и развития многопартийности в России;

уметь:

· различать политические партии по идеологической направленности их доктрин;

· типологизировать политические партии, общественные организации и общественно-политические движения по различным основаниям;

· отличать политические партии от общественных организаций и общественные организации от общественно-политических движений;

· обосновать роль политической партии как основного институционального посредника между гражданским обществом и государством;

· обосновать необходимость многопартийности и плюрализма для развития демократии в России;

· различать партийные системы в различных странах по количеству партий, участвующих в управлении государством;

· аргументированно доказать роль общественной организации как опосредованного участника политической жизни;

иметь навыки:

· самостоятельного определения политических партий по идеологической направленности их доктрин, а также анализа сущности политических партий по их программным документам и практической деятельности.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 10 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: политическая партия, общественная организация, общественно-политическое движение, политические организации, партийная система, партийная фракция, многопартийность, плюрализм, функции политической партии, структура политической партии и др.;

· выполнить тест по теме 10 из практикума по дисциплине;

· ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Сформулируйте определение политической партии.

2. В чем особенность марксистско-ленинского определения партий?

3. Сформулируйте важнейшую характерную черту политической партии.

4. Каковы основные функции партии?

5. По каким основаниям можно типологизироватъ политические партии?

6. Чем отличаются политические партии, предназначенные для выборов, от парламентских партий?

7. Правомерно ли в современных условиях выделять в особую группу «карманные партии»?

8. Что такое партийная система?

9. Дайте определение общественно-политическим организациям и движениям и сформулируйте их основное отличие от политических партий.

10. Каковы принципы деятельности общественных объединений?

11. Назовите основные общественно-политические движения и кратко их охарактеризуйте.


Тема 11. Личность в политике

 

Цель: изучить личность как начальный субъект политики и ее роль в политической жизни.

Учебные вопросы:

1. Личность как субъект политики.

Личность как носитель конкретно-исторических общественных отношений. Структура личности. Личность в политике. Мотивация участия личности в политике. Типы личностей по отношению к политической деятельности. Политическое сознание, его виды и уровни. Права и свободы личности.

2. Политическая социализация.

Сущность политической социализации. Функции и фазы политической социализации Направления и институты политической социализации.

Изучив тему, студент должен:

знать:

· понятие личности в политике;

· структуру личности;

· мотивацию участия личности в политической деятельности;

· типологию личности по участию в политике;

· сущность политического сознания, его уровни и виды;

· сущность политической социализации;

уметь:

· определять мотивацию участия личности в политической деятельности;

· типологизировать личности по политическому участию;

· определять уровень политического сознания;

иметь навыки:

· анализа политического участия личности.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 11 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: личность, личность в политике, политическое участие, политическое сознание, права и свободы личности, политическая социализация, направления, фазы, функции и институты политической социализации;

· выполнить тест по теме 11 из практикума по дисциплине;

· ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Что такое личность в политике?

2. Какова структура личности?

3. Назовите типы личностей по политическому участию.

4. Что такое политическое сознание?

5. Назовите виды и уровни политического сознания.

6. Какие вы знаете права и свободы личности?

7. В чем сущность политической социализации?

8. Каковы институты и направления политической социализации?

 

 

Тема 12. Политические элиты и политическое лидерство

 

Цель: изучить сущность политической элиты и политического лидерства, их роль и значение в политической жизни демократического общества.

Учебные вопросы:

1. Понятие и современные теории элит.

Политические элиты, сущность политической элиты как основного звена политической власти. Современные теории элит, характерные черты политической элиты. Типы элит. Рекрутирование элит. Функции политической элиты. Политическая и экономическая элиты. Политическая бюрократия и ее формы. Политическая элита современной России.

2. Политическое лидерство.

Политическое лидерство, признаки и сущность лидерства. Политическое лидерство как механизм интеграции определенных социальных групп. Теории лидерства. Типология лидерства. Функции лидеров. Политическое лидерство в современной России.

Изучив тему, студент должен:

знать:

· суть политической элиты как неотъемлемой части любого общества;

· характерные черты политической элиты и особенности политической элиты современной России;

· типы политической элиты;

· способы рекрутирования политических элит;

· характерные отличия и сходство политической и экономической элит;

· сущность политической бюрократии и ее формы;

· суть политического лидерства и определение лидера как личности, объединяющей и руководящей, выразителя интересов различных социальных групп;

· основное содержание современных теорий политического лидерства;

· типы политического лидерства;

· основных политических лидеров современной России;

уметь:

· различать типы политических элит по разным основаниям;

· выделять особенности современной политической элиты России;

· различать открытый и закрытый способы рекрутирования элит;

· видеть различие между бюрократией и бюрократизмом;

· выделять характерные черты, которыми должна обладать личность, претендующая на лидерство;

· определять тип лидера по результатам его деятельности;

иметь навыки:

· анализа сущности политических элит и политического лидерства современной России по результатам их деятельности и объему пользы, которую они приносят руководимой ими группе, организации или обществу и государству.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 12 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: элита, политическая элита, макиавеллистская школа элит, ценностные теории элит, концепция множественности элит, правящая элита, элита оппозиции, псевдоэлита, контрэлита, антиэлита, элита «львов», элита «лис», система гильдий, антрепренерская система, политическое лидерство, политический лидер, лидер нации, партийный лидер, лидер региона, харизматический лидер, лидер в демократическом обществе, лидер оппозиции и др.;

· выполнить тест по теме 12 из практикума по дисциплине;

· ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Что такое политическая элита?

2. Назовите современные концепции элит.

3. Назовите основные типы элит.

4. Какие вы знаете системы рекрутирования элит?

5. Каковы функции политической элиты?

6. Что такое политическое лидерство?

7. Назовите основные теории политического лидерства.

8. Какие вы знаете типы лидеров?

9. Каковы функции политического лидера?

10. Каковы условия недопущения деспотизма, культа личности?

 

 

Тема 13. Национальная политика

 

Цель: изучить сущность национальных отношений и национальной политики как инструмента их регулирования.

Учебные вопросы:

1. Национальные отношения и политика.

Национальные отношения. Этносы – субъекты национальных отношений: род, племя, народность, нация. Субэтносы и метаэтносы. Современная нация.

2. Содержание национальной политики.

Сущность национальной политики. Субъекты национальной политики. Принципы национальной политики РФ. Национальный вопрос. Национальное самоопределение. Национализм. Национальный конфликт. Методы предотвращения национального конфликта.

Изучив тему, студент должен:

знать:

· сущность национальных отношений;

· характеристики этносов как субъектов политики и национальных отношений;

· содержание современной нации;

· национальную политику;

· принципы национальной политики РФ;

· сущность национального вопроса;

· содержание национализма;

· сущность национального конфликта и методы его предотвращения;

уметь:

· идентифицировать национальные отношения;

· определять этносы по характерным признакам;

· определять субъекты национальной политики;

· отличать национальное от национализма;

· идентифицировать национальные конфликты;

иметь навыки:

· толерантного поведения с учетом национально-этнических отличий и особенностей.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 13 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: этнос, род, племя, народность, нация, национальные отношения, субэтносы, метаэтносы, национальная политика, национальный вопрос, национальное самоопределение, национализм, национальный конфликт и др.;

· выполнить тест по теме 13 из практикума по дисциплине;

· ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику национальным отношениям.

2. Что такое этнос?

3. Дайте определение нации.

4. Что такое национальная политика?

5. Назовите принципы национальной политики РФ.

6. Что такое национальное самоопределение?

7. Раскройте содержание национального вопроса.

8. Сущность национального конфликта.

 

 

Тема 14. Политические конфликты

 

Цель: уяснить сущность политических конфликтов и их роль как стимуляторов политической модернизации и обновления.

Учебные вопросы:

1. Политические конфликты и кризисы.

Объективные и субъективные предпосылки напряженности и дестабилизации в обществе. Политический конфликт: сущность, причины, типы политических конфликтов. Стадии протекания политического конфликта. Политические конфликты и политические кризисы. Виды политических кризисов. Военный конфликт как особая форма политического конфликта.

2. Пути разрешения политических конфликтов.

Позитивные и негативные функции-последствия политических конфликтов. Управление политическим конфликтом. Анализ политического конфликта. Пути разрешения политических конфликтов.

Изучив тему, студент должен:

знать:

· сущность политических конфликтов как вида социальных конфликтов и основной формы общественной жизнедеятельности;

· объективные и субъективные предпосылки напряженности и дестабилизации в обществе и причины политических конфликтов;

· типы политических конфликтов;

· функции-последствия политических конфликтов;

· пути разрешения и предотвращения политических конфликтов;

· сущность и виды политических кризисов;

· взаимосвязь и взаимозависимость политических конфликтов и политических кризисов;

· сущность военного конфликта как особой формы политического конфликта;

· меры предотвращения военного конфликта;

уметь:

· определять сущность политического конфликта и его тип по различным основаниям;

· предвидеть возможность конфликта по характерным признакам напряженности и дестабилизации;

· определять стадии реально существующих политических конфликтов современности;

· различать политический конфликт и политический кризис;

· определять пути разрешения политических конфликтов;

· намечать меры предотвращения военного конфликта;

· предлагать конкретные меры для решения реально существующего политического конфликта;

иметь навыки:

· анализа причин и протекания политического конфликта и политического кризиса и выработки мер по разрешению политического конфликта.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 14 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: конфликт, социальный конфликт, политический конфликт, политический кризис, правительственный кризис, парламентский кризис, межгосударственный конфликт, этнический конфликт, мировой конфликт, региональный конфликт, динамика конфликта, функции-последствия конфликта, военный конфликт, избегание, переговоры, третейское разбирательство и др.;

· выполнить тест по теме 14 из практикума по дисциплине;

· ответить на следующие контрольные вопросы:

1. Что такое политический конфликт?

2. Что такое политический кризис?

3. Назовите типы конфликтов.

4. Какие вы знаете стадии политических конфликтов?

5. В чем причины политических конфликтов?

6. Что такое военный конфликт?

7. Назовите меры предотвращения военного конфликта.

8. Каковы пути разрешения политического конфликта?

9. Раскройте сущность и содержание межнационального конфликта.

10. Назовите методы предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.

 

 

Тема 15. Мировая политика и международные отношения

 

Цель: уяснить сущность мировой политики, международных отношений и роль международных организаций как субъектов мировой политики.

Учебные вопросы:

1. внешняя политика и международные отношения.

Мировая политика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Международное сотрудничество. Современные тенденции международных отношений. Внешняя политика. Сущность, принципы внешней политики Российской Федерации. Специализированные органы внешней политики.

2. Международные организации как субъекты мировой политики.

Международные организации. Типология международных организаций. Организация Объединенных Наций. Европейское экономическое сообщество. Европейский союз. НАТО.

Изучив тему, студент должен:

знать:

· сущность мировой политики, внешней политики и международных отношений;

· современные тенденции международных отношений;

· основные международные организации – субъекты мировой политики и участники международных отношений;

· основные принципы внешней политики Российской Федерации и ее приоритеты;

· специализированные органы внешней политики;

уметь:

· идентифицировать такие понятия, как мировая политика, внешняя политика, международные отношения;

· определять основные тенденции современных международных отношений;

· типологизировать международные организации по различным основаниям;

приобрести навыки:

· самостоятельного, рационально-критического анализа внешней политики Российской Федерации, ее действий на международной арене и мер, принимаемых руководством государства для обеспечения национальной безопасности.

При освоении темы необходимо:

· изучить тему 15 из учебного пособия, а также материал по данной теме из других источников;

· обратить особое внимание на содержание следующих категорий и терминов: мировая политика, международные отношения, внешняя политика, международное сотрудничество, мирное сосуществование, территориальная целостность и суверенитет, равенство и взаимная выгода, невмешательство, международные организации и др.;

· выполнить тест по теме 15 из практикума по дисциплине;

· ответить на следующие контрольные вопросы:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.