Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема. Политическая система бщества.

Общество представляет собой сложную систему, состоящую из многих подсистем (экономической, семейной, культурной и пр.). Политическая система — одна из них. Именно она обеспечивает адаптацию общества к изменяющейся среде его функционирования. Она представляет собой упорядоченную совокупность политических институтов, политических отношений, подчиненных кодексу политических, юридических, нравственных норм, историческим традициям конкретного общества.

Понятие «политическая система» стало разрабатываться сравнительно недавно – с середины XX в. За точку отсчета обычно берется вышедшая в 1953 г. работа американского политолога Д.Истона «Политическая система». В последующие годы в западной политологии это понятие употребляется уже постоянно. Большой вклад в изучение этого вопроса внесли Т. Парсонс, Г.Алмонд, К. Дейч, М. Дюверже, Ф. Бро и др. Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая область.

Смысл понятия «система» заимствован из биологии Л. фон Берталанфи и означает наличие некой целостности элементов, взаимодействующих между собой и с внешней средой. Это означает: 1) элементы системы взаимодействуют друг с другом; 2) элементы системы взаимозависимы. Развитие системы обусловливается из­менением элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.

Введение в научный оборот политологии понятия «политическая система» было вызвано необходимостью комплексного, системного осмысления современной политической реальности, политических изменений и процессов, потребностью в теоретическом обобщении многообразных явлений политической жизни общества.

В самом общем плане политическую систему можно определить как одну из сфер жизнедеятельности общества, связанную с политикой. Именно политика и политические отношения лежат в основе политической системы.

Д.Истон, основоположник системного подхода в политологии, рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти для распределения ресурсов и ценностей общества. При этом функционирование политической системы должно убеждать граждан в справедливости такого распределения и предотвращать возникновение по этому поводу конфликтов между чле­нами общества. Системе необходимо адекватно реагировать на внутренние и внешние воздействия.

Исходный момент в подходе Д. Истона к анализу политической системы состоит в признании ее открытой системой. Он полагает, что политическая система тесно связана со своим окружением и функционирует в режиме постоянного взаимодействия с ним. Истон, значит, сосредоточивает свое внимание на вопросах отношений политической системы с ее окружением.

Истон предложил рассматривать политическую систему как черный ящик. Он объявил, что его не интересует все то, что происходит внутри этого ящика. Анализ нацеливается на изучение отношений между черным ящиком (политической системой) и его окружением. Отношения между черным ящиком и окружающей средой (обществом) Истон представил в виде кибернетической схемы. Любое изначальное требование включает в себя предшествующее ему обратное действие.

Согласно Д. Истону, политика не присутствует вне черного ящика. В нее не входят, к примеру, требования. А вот ответы на требования общества являются политическими. И потому политическая система охватывает и значительную часть своего окружения (общества). Политическая система (черный ящик) получает импульсы от своего окружения гак на «входе», так и на «выходе». На «входе» различают треб ования и поддержки. Требования вызывают неравновесие системы, поддержки способствуют поддержанию и укреплению устойчивости политической системы. На «Выходе» политической системы представлены решения или действия, которые осу­ществляются с учетом требований и поддержек. С помощью петли обратной связи требования и поддержки могут возрастать или уменьшаться.

Окружение рассматриваемой системы представляется в виде двух элементов. Один из них — интрасоциетальное окружение, представленное совокупностью других систем, входящих в глобальное общество. Другой — экстрасоциетальное, включающее внешние по отношению к данному глобальному обществу системы. Это окружение посылает определенные импульсы на «вход» политической системы. В свою очередь, политическая система своими решениями и действиями оказывает воздействие на окружение и, взаимодействуя с ним, через петлю «обратной связи» оказывает воздействие на «вход».

Требования. Это совокупность запросов к политической системе, запросов, политически выраженных. Дело в том, что наличие некоего недовольства в социальном организме общества не является требованием. Требование не всегда выражается в точных формулах и вовсе не обязательно должно быть реализованным. Требования, поступающие на «вход» политической системы, подвергаются структурной и культурной регулировке.

Структурная регулировка отвечает на вопрос: кем она осуществляется? Она осуществляется соответствующими политическими структурами «черного ящика». Лица, осуществляющие такую регулировку, не только принимают требования или отказываются от них, но и придают им соответствующую форму для последующего принятия политических решений (депутаты, партии и т.д.). Структурная регулировка далеко не всегда является результативной. Об этом могут свидетельствовать массовые выступления граждан, недовольные теми или иными решениями властей. Их можно рассматривать как спонтанное или организованное проявление «голоса народа» (регулируется административно).

Культурная регулировка является своеобразным механизмом торможения, используемым политической системой для предотвращения превращения потребностей в требования. Культура в данном случае выступает как регулятор.

Функционирование политической системы осуществляется не без трудностей. Нередки случаи ее перегрузки. Д. Истон рассматривает перегрузку с точки зрения кибернетики и теории связи.

Уменьшение политических требований является главным инструментом регулирования, их масштабов. В процессе ограничения или уменьшения политических требований последние канализируются, согласовываются и сводятся к некоторым ограниченным альтернативам. Требования могут сводиться к некой общей совокупности. Обобщение разнообразных требований имеет важное значение, т.к. позволяет выработать оптимальное решение. При этом открывается возможность сформулировать приоритеты.

Политическая система включает структуры уменьшения требований. К ним относятся, например, политические партии. Представляя различные социальные силы и выражая их подчас расходящиеся требования, политические партии предоставляют правительству возможность выбора и учета различных позиций.

Д. Истон уделяет большое внимание понятию «поддержка», без поддержки любая политическая система разрушается при первой же сколько-нибудь существенной перегрузке. Мера поддержки, необходимой для нормального функционирования политической системы, зависит от степени перегрузки требованиями. Поддержка выполняет роль своеобразного компенсатора перегрузки.

Поддержка со стороны политического сообщества чрезвычайно важна. Политическая система основывается на такой организации, для которой характерно разделение политического труда. Подчеркнем: политическое сообщество не совпадает с социальным. Оно является основанием политической системы. Именно н а это политическое сообщество система и опирается. Высшая опасность для политической системы заключена в распаде политического сообщества.

Поддержка политической системы понимается Д. Истоном и как совокупность правил игры», на основании которых она функционирует. Эти правила игры вырабатываются с учетом ценностей, лежащих в основании политической системы. Разрушение этих ценностей неизбежно ведет к разрушению политической системы. Не меньшее, чем ценности, значение имеют и политические нормы (конституционные например), а также привычки и ожидания.

Главным элементом поддержки политической системы является легитимность власти.

Требования и поддержки действуют на «входе» политической системы. Но они дают о себе знать и на «выходе» этой системы. Именно здесь, на выходе, решения и действия, предпринимаемые политический системой, имеют (должны иметь!) целью удовлетворение некоторых из требований с тем, чтобы сохранить или даже увеличить поддержку.

Теория политической системы Г.Алмонда. Сравнивая различные политические системы, ученый выделяет их основные функции, без которых невозможно обеспечить эффективное социальное развитие. При этом анализу подлежали не только формальные институты, но и политическое поведение вовлеченных в политику субъектов. Политическая система определялась Г.Алмондом как совокупность ролей и их взаимодействия между собой, осуществляемых не только правительственными институтами, но и другими элементами общества (партии, элиты, группы давления и т.д.).

Г.Алмонд и Д.Пауэл приходят к выводу, что политическая система должна выполнять три группы функций:

1) функцию взаимодействия с внешней средой;

2) функцию внутри политической сферы;

3) функции, обеспечивающие сохранение и адаптацию системы.

Коммуникативный подход (К. Дойч) – уподобил политическую систему кибернетической машине. Под политикой ученый понимает процесс управления и координации усилий людей по достижению поставленных целей. Цели определяются и корректируются на основе информации о положении общества и его отношении к заданным целям, о результатах предыдущих действий, о расстоянии до цели.

Политические решения, утверждает К.Дойч, принимаются на основании двух потоков информации: внешнем и внутреннем.

Политическая система общества - это упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), осуществляющих политическую власть в обществе, а также отношения между ними по поводу власти. По сути она представляет собой механизм, с помощью которого осуществляется власть в обществе, руководство и управление им. Деятельность политической системы направлена на урегулирование существующих в обществе политических отношений и происходящих в нем политических процессов.

Политическая система является одной из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этнической, правовой, культурной, образующими ее общественную среду.

Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления, типом государства, характером политического режима, социально-политических отношений, исторической и национальной структурой, традициями уклада политической жизни и т. д.

Политическая система, выделяют следующие подсистемы:

Институциональная подсистема — это «каркас», «несущие конструкции» политической системы. Она включает государство, политические партии и общественные движения, многочисленные общественные организации, избирательную систему, средства массовой информации, церковь и пр. В рамках этой подсистемы создается нормативно-правовая база для функционирования всей политической системы, определяются формы ее воздействия на другие общественные системы, международная политика. Центральное место в этой подсистеме занимает государство. Институциональная подсистема складывается из трех уровней власти и связанных с ними политических отношений — двух институциональных уровней:

—высшего (макроуровня), состоящего из центрального аппарата государственной власти, правящей партии, верховного и конституционного судов, арбитражно-контролирующих органов и т.д.;

—среднего (мезоуровня) — аппараты управления, органы выборной и назначаемой власти областного, местного масштабов, региональная и муниципальная администрация, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциаций. Структуры среднего уровня связывают макроструктуры политической системы с обществом, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции властным центрам;

—неинстуционального — нижнего, массового уровня. Он образуется из массового участия общественных групп, классов, индивидов в политических и неполитических организациях, участия в политических акциях поддержки власти или протеста, в выборах, референдумах. На этом уровне создаются политические народные движения, формируется общественное мнение. Институциональная подсистема подобна пирамиде с массовой социальной базой у основания, верховной государственной властью на вершине.

Регулятивная ( Нормативная ) подсистема — это правовые и моральные нормы, традиции и обычаи, господствующие в обществе политические взгляды, воздействующие на политическую систему.

Функциональная подсистема — это форма и направление политической деятельности, методы осуществления власти, состоит из средств (согласие, принуждение, насилие и т.д.). Обобщенное выражение данная подсистема находит в понятии «политического режима».

Коммуникативная подсистема охватывает все формы взаимодействия между различными элементами политической системы, между политическими системами разных стран.

Политико-идеологическая подсистема включает в себя совокупность политических идей, теорий и концепций, на основе которых возникают и развиваются различные общественно-политические институты. Она играет существенную роль в определении политических целей и путей их достижения.

Взаимодействуя с внешней средой, политическая система выполняет следующие функции ( любое действие, направленное на поддержание системы в устойчивом состоянии и обеспечение ее жизнедеятельности ):

1. Функция политической социализации заключается в приобщении индивида к политическим ценностям, стандартам политического поведения, выработке у него лояльного отношения к институтам власти.

2. Функция адаптации состоит в политическом рекрутировании — подготовке и отборе субъектов власти (лидеров, элит), способных с помощью эффективных средств решать актуальные проблемы общества.

3. Функция реагирования обеспечивает реакцию общества на импульсы, идущие как извне, так и изнутри системы. Эта функция обеспечивает адаптацию системы к меняющимся условиям функционирования.

4. Экстракционная функция обеспечивает получение ресурсов из внутренней или внешней экономической, природной и иной среды.

5. Дистрибутивная (распределительная) функция обеспечивает их распределение.

6. Регулирующая функция обеспечивает управление обществом. Она реализуется путем введения норм и правил, на основе которых взаимодействуют индивиды, группы, а также путем санкций, которые применяются к нарушителям этих правил.

7. Политическая коммуникация, обеспечивающая связь между элементами политической системы, а также между системой и средой. Информация дает возможность властным структурам принимать оптимальные решения, обеспечивать поддержку системы управления со стороны населения, формировать общественное мнение.

8. Управление обществом. Оно заключается в определении целей развития, в выработке и реализации политического курса, в контроле за деятельностью всех элементов системы, в ее идеологическом и информационном обеспечении.

Критерии типологизации современных политических систем чаще всего принимают следующие: характер общественного строя, политический режим, форму господства, господствующую в обществе идеологию, географическую, национальную, религиозную принадлежность и т. д.

Если судить о политической системе, оценивая характер ее взаимодействия с внешней средой, то мы получим открытые и закрытые системы. Последние сводят к минимуму общение с внешней средой, они невосприимчивы к ценностям иных систем, такие системы самодостаточны, так как пользуются исключительно внутренними ресурсами. Напротив, открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, восприимчивы к ценностям других систем, а потому динамичны и адаптированы. Закрытые же системы рано или поздно исчерпывают внутренние ресурсы, утрачивают эффективность и клонятся к упадку.

Марксистский подход. Он опирается на такие фундаментальные категории, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Такая типология позволяет различать политиче­ские системы по коренным, классовым признакам. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

Американский политолог Г.Алмонд выделил (её основой является тип политической культуры и разделение политических ролей) англо-американскую ( с высокой степенью разделения политических ролей между участниками политической деятельности и однородной политической культурой ), континентально-европейскую ( неоднородной политической культурой и как следствие распределением политических ролей не в масштабах общества, а внутри групп, партий, классов ), тоталитарную ( основаны на признании приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей. Они характеризуются предельной концентрацией власти в руках правящей партии или группы лиц. Власть постоянно и тотально контролирует все проявления общественной и индивидуальной жизни. ) и доиндустриальную ( местные политические субкультуры основаны на племенных, клановых, родовых ценностях, компромисс между которыми маловероятен. Интеграция общества достигается насильственными мерами, распределение ролей минимально, власть сосредоточена в руках узкого круга лиц ) системы.

Дж. Коулмен писал о конкурентной, полуконкурентной и авторитарной системах, а Д.Эптер — о диктаторской, олигархической, косвенно-представительной и прямой представительной системах.

Если в основу классификации положен тип политического режима, то все многообразие политических систем сводится к трем видам: тоталитарные, авторитарные и демократические системы. Иногда к ним добавляют либеральный тип политической системы.

Французский политолог Ж.Блондель предложил оценивать политические системы по содержанию и формам управления. В его интерпретации политические системы бывают:

1) либеральными демократиями, в которых в основе политических решений лежат ценности индивидуализма, частной собственности, свободы;

2) коммунистические (авторитарно-радикальные) системы исходят при определении политики из ценностей равенства и социальной справедливости;

3) традиционные политические системы, в которых олигархический тип правления определяет неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов;

4) популистские политические системы характерны для развивающихся стран, в которых авторитарные режимы исходят из традиционных представлений о равенстве;

5)авторитарно-консервативные системы, стремящиеся сохранить социальное и экономическое неравенства, ограничить участие населения в политической деятельности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Структура политической культуры | 




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.