Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация и проведение аварийно – спасательных работ на авиационном и водном транспорте.






Особенностью возникновения и развития ЧС на авиатранспорте является высокая скорость передвижения в воздухе, наличия на борту большого количества горючего, нахождение людей в замкнутом пространстве, отсутствие эффективных мер воздействия на судно во время движения. Основными факторами травматизма и гибели людей являются силы, воздействующие при ударе о препятствие и при возникновении пожар на борту летящего судна.

Причинами ЧС здесь являются: взрывы и пожары, сходы со взлетно-посадочной полосы, падение воздушных судов. До 80 % ЧС происходит в районе аэропорта (на стоянке, при взлете и при заходе на посадку). Первоочередным мероприятием при спасении людей в ЧС является эвакуация, хотя эвакуационная возможность для различных судов не одинакова. Она зависит от типа ВС, компоновки, количества пассажирских мест. Согласно требованию ИКАО все пассажиры должны покинуть борт через выходы, расположенные с одной стороны, за 90 секунд. Эвакуация может происходить также через проломы в фюзеляже. Запоры дверей и люков устроены так, что их можно открыть как изнутри, так и снаружи. Для эвакуации используются трапы, приставные и пожарные лестницы, корпуса автомобилей, веревки.

В случае заклинивания дверей необходимо произвести вскрытие фюзеляжа. Место вскрытия отмечено уголками желтого цвета. В самом ВС находится надувной трап ТН-2. Трап, освобожденный от чехла и шпилек, удерживающим чехол в закрытом положении, выбрасывается наружу. После выправления трапа открывают вентиль баллона со сжатым воздухом и заполнить его (10 - 12 секунд). Пропускная способность трапа 100 человек за 2, 5 - 3 минуты. Также используют матерчатые желоба, но они обладают малой пропускной способностью - один человек при страховке. Кроме того, есть еще спасательные канаты (через аварийные люки). В первую очередь эвакуируют детей, женщин, стариков.

Поисковые работы проводят в следующих случаях:

· получения сигнала бедствия;

· неприбытия ВС после 10 минут расчетного времени;

· если экипаж получил разрешения на посадку, но не произвел ее в установленное время;

· если при полете по трассе в течение 20 минут с бортом не было связи;

· во всех других случаях по требованию экипажа.

Возрастание роли водного транспорта в мировой экономике определяется исключительной экономичностью перевозки водным путем самых различных номенклатуры грузов. На морские перевозки приходится свыше 60 % всего мирового грузооборота. Разные страны располагают около 60 тыс. крупнотоннажных судов и свыше 20 млн. мелких судов. Ежегодно гибнет 300 - 400 судов, а аварию терпят свыше 8 тыс. судов. Причем погибает при этом более 200 тысяч человек. Почти каждое третье судно возвращается в порт после длительного рейса с повреждениями. Большинство аварий и катастроф на судах происходит по вине людей. В России в 1995 г. только с рыболовецкими судами произошло 118 аварий, из них 4 кораблекрушения.

6 декабря 1917 г. в порту Галифакс (Канада) произошел самый сильные неядерный взрыв за всю историю человечества. Французский пароход «Монблан» столкнулся с норвежским пароходом «Имо». На борту «Монблана» находилось 2300 тонн пикриновой кислоты, 200 тонн тринитротолуола, 35 тонн бензина, 10 тонн порохового хлопка. Была разрушена большая часть Галифакса, погибло 1963 человека, 2000 пропало без вести, ранено 9000 многие остались без крова.

Внутренние водоемы (реки, озера, водохранища) не представляют большой опасности при условии, что правила передвижения по воде строго выполняются. Но моря и океаны довольно часто создают проблемы, с которыми требуется считаться всем, кто использует морские суда для работы и развлечений. Поэтому следует иметь представление о бедствиях и спасении на море после кораблекрушения, то есть, как правило, катастрофы.

Основными причинами ЧС на водном транспорте являются:

· потеря остойчивости с опрокидыванием судна на борт или вверх килем;

· потеря плавучести;

· посадка на мель;

· столкновение с другим судном или препятствием;

· пожары и взрывы;

· вытекание из судна горюче-смазочных веществ или АХОВ.

Сейчас создана всемирная космическая система поиска аварийных судов и самолетов - международная спутниковая система приема радиосигналов бедствия с выдачей координат терпящих бедствие под названием КОСПАС-САРСАТ. При бедствии, когда возможна гибель судна, радиобуй сбрасывается в воду и начинает работать на частотах 121, 5 и 406 мегагерц. В сигнале буя приводятся цифровые коды государства, порт приписки, название или номер судна. Данные передаются через спутники на вычислительный центр, где определяются координаты аварии и передаются спасательным службам. Точность определения координат не превышает 3-5 км.

В зоне катастрофы спасатели из спецотряда и спецчасти, специализированные на водном спасении, незамедлительно приступают к:

· спасению людей, оказавшихся в воде без каких-либо спасательных средств;

· затем тех, кто удерживается на плаву с помощью каких-либо предметов;

· затем тех, кто находится в индивидуальных спасательных средствах;

· тех кто находится в групповых спасательных средствах.

После оказания помощи людям, находящимся в воде, спасатели переходят на терпящее бедствие судно: по трапу или сходням, по канату, с использованием сетей и корзин, через иллюминаторы, через специально проделанные люки. Эвакуацией руководит капитан судна. В экстренных ситуациях, когда нет времени на проветривание помещений от вредных веществ, в каютах, трюмах, ангарах, следует проводить АСР в изолированных противогазах с использованием страховочной веревки. Имеется шифр передачи сигналов по веревке. При затоплении судна АСР и деблокирование пострадавших проводят спасатели - аквалангисты и водолазы. Связь с пострадавшими устанавливается путем простукивания. Далее делают проемы в корпусе судна с помощью газорезки, электропил, гидравлическими ножницами как можно ближе к ко дну, чтобы сохранить запасы воздуха.

 

 

Приложение 1.

Некоторые АХОВ и средства их обеззараживания:

Наименование Основные характеристики, агрегатное состояние Обеззараживающий раствор Расх т/т
Азота оксиды Бесцветная жидкость со сладковатым и острым запахом 10% р-р шел. Вода  
Аммиак Бесцветный газ с удушливым запах. 10% р-р солян. 10% р-р серная  
Водород фтористый Бесцветная жидкость с резким запахом Вода  
Окись этилена Бесцветный газ со сладковатым, тошнотворным запахом 10% р-р аммиак Вода 4-5
Сероводород Бесцветный газ Вода  
Сернистый газ Бесцветный негорючий газ с резким запахом, в атмосфере дымит 10% р-р щелоч. Вода 12, 5
Соляная кисл. Бесцветный прозрачный раствор с острым запахом хлористого водорода 5% р-р щелочи Вода 7, 4
Фосген Бесцветный газ с неприятным запахом прелого сена 10% р-р щелоч. Вода  
Синильная кислота Бесцветная прозрачная жидкость 10% р-р гидр.хл. кальция Формалин  
Фтор Газ светло-зеленого цвета с резким запахом (смесь озона и хлора) Вода  
Хлор Газ желто-зеленого цвета с резким раздражающим запахом 15% р-р щелоч. Вода  

 

 

Приложение 2.

 

Окраска и надписи на баллонах со сжатым и сжиженным газом

Назначение баллонов Цвет окраски баллона Текст надписи на баллоне Цвет надписи на баллоне   Цвет полосы на баллоне
Для ацетилена Для водорода Белый Темно-зеленый Ацетилен Водород Красный Красный - -
Для сероводорода Белый Сероводород Красный Красный
Для аргона сырого     Верхняя половина желтая, а нижняя - черная Сырой аргон   Черный   Белый  
Для кислорода Голубой Кислород Черный -
Для аммиака Желтый Аммиак Черный -
Для хлора Защитный - - Зеленый
Для фосгена Защитный - - Красный
Для гелия Коричневый Гелий Белый -
Для всех остальных горючих газов   Красный Наименование газа Белый -
Для азота Черный Азот Желтый Коричневый
Для аргона очищенного Черный Аргон Синий Белый
Для воздуха Черный Сжатый газ Белый -
Для сернистого ангидрида   Черный   Сернистый ангидрид Белый   Желтый  
Для углекислоты Черный Углекислота Желтый -
Для всех остальных негорючих газов Черный   Наименование газа Желтый   -  

Приложение 3.

Знаки безопасности и их характеристики (ГОСТ 12.4.026 - 76)

Важным элементом профилактики аварии на дорогах, складах и при различной работе, включая аварийно-спасательные, являются знаки безопасности.Различают запрещающие, предупреждающие, предписывающие и указательно-информационные знаки безопасности.

Основу запрещающих знаков обычно составляют красные круги, заполненные внутри условным символом того, что они запрещают. При этом круг перечеркнут наклонной (по диаметру) красной линией. Например, круг «Запрещается пользоваться открытым огнем» заполнен горящей спичкой. Но круг не перечеркивается в том случае, когда внутри его указывается словами, что запрещено, например, «Опасная зона» или «Не загромождай проход».

 

 

Предупреждающие знаки помещают обычно в треугольник с толстыми внешними линиями. Например, предупреждение о легковоспламеняющейся жидкости - это язык пламени в центре треугольника. Так же помещен трилистник, предупреждающей о радиационной опасности. Восклицательный знак в треугольнике «Осторожно! Прочие опасности» применяется, когда причина опасности не известна.

Предписывающие знаки размещаются внутри двойной окружности. Внутренний круг затемнен и только внутри показаны контрастным (белым) цветом тот предмет, о чем предписывается. Например, костюм в знаке под названием «Работать в защитной одежде» или рукавицы в знаке «Работать в защитных рукавицах».

 

Указательные знаки помещены в затемненном прямоугольнике с закругленными вершинами, внутри которого, как в окне, имеется вырез и в нем помещен тот или иной указательный знак: «Место курения» - зажженная спичка, «Разрешается пользоваться электронагревательным прибором» - контур кипятильника и т.п.

 

 

 

Список использованной литературы.

Основная:

1. Бессмертнов В. Ф., Вязигин В. Г., Малыгин И. Г. “Пожарная тактика в вопросах и ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский институт ГПС МЧС России, 2003.

2. Климушкин Н. Г., Кононов В. М. «Тушение пожаров в зданиях повышенной этажности». – М.: Стройиздат, 1983г.

3. Каммерер Ю. Ю., Харкевич А. Е. Аварийные работы в очагах по­ражения. М: Энергоатомиздат, 1990.

4. Савчук О. Н. «Методика выявления последствий аварий на АЭС и химически опасных объектах». Учебное пособие. – СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России. 1999г.

5. Повзик Я. С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001.

Дополнительная:

1. Абдурагимов И. М. и др. Процессы горения. М.: ВИПТШ МВД СССР, 1984.

2. Плеханов В. И. Организация работы тыла на пожаре. М.: Стройиздат, 1987.

3. Повзик Я. С, Некрасов В. Б, Теребнев В. В. Пожарная тактика в примерах. М.: Стройиздат, 1992.

4. Максимов М. Т., Оджогов Г. О. «Радиоактивные загрязнения и их измерения». Учебное посо­бие. М: Энергоатомиздат, 1989.

5. Повзик Я. С. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Спецтехника, 2001.

6. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам. М.: МПС, Транспорт, 1984.

7. Рекомендации по тушению пожаров нефти и нефтепродуктов в резервуарах. М.: ГИПН МВД РСФСР, ВНИИПО МВД СССР, 1991.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.