Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация управления силами и средствами при проведении АСР в различный условиях.






На протяжении последних лет личный состав пожарной охраны МЧС и, в частности специализированных подразделений ГПС по проведению первоочередных АСР, накопил богатый опыт ведения боевых действий в экстремальных условиях при различного вида чрезвычайных ситуациях. Оценивая опыт ликвидации пожара и последствий аварии на ЧАЭС, достаточно отметить, что в этих работах приняли участие до 50 % личного состава гарнизонов пожарной охраны всех областей Украины и Белоруссии; значительное количество личного состава выделяли подразделения ГПС МЧС приграничных областей Российской Федерации.

Невозможно переоценить успех боевых действий подразделений пожарной охраны Свердловского гарнизона при тушении пожара, возникшего около 2-х часов ночи в результате аварии в машинном зале Белоярской АЭС 31 декабря 1978 года. Несмотря на позднее сообщение о пожаре на ЦППС (только в 2 часа 40 мин.), личный состав был своевременно задействован по плану привлечения сил и средств. К моменту прибытия основного количества пожарных подразделений, горение с покрытия машинного зала распространилось по кабельным шахтам №№ 3 и 5 к рабочим площадкам на отметках - 3.6; 0.0; 8.0 и 12.35 метров. В 3 часа 57 мин. на отметке 20.0 м был создан штаб ликвидации аварии (пожара), а также три боевых участка: БУ-1-на отметках 0.0 и 8.0 м; БУ-2-на отметке 12.35 м; БУ-3- на отметке 16.40 м.

Пожар был локализован в 18 час. 55 мин. и ликвидирован в 23 часа 30 мин. В тушении пожара приняли участие 35 отделений, 270 работников пожарной охраны, в том числе 150 газодымозащитников, из них 100 - из г. Свердловска. Пострадало, получив легкие отравления, 25 человек из числа обслуживающего персонала и работников пожарной охраны.

Проведенными комиссией исследованиями было установлено, что предполагаемой причиной аварии послужила разгерметизация (разрушение) трубопроводов маслохозяйства 2-го турбогенератора (ТГ-2). Это способствовало выбросу масла с последующим его воспламенением при попадании на нагретые до высокой температуры турбины ТГ-2 или паропровод.

11 декабря 1991 года только силами подразделений пожарной охраны Украины был ликвидирован пожар на 4-ом генераторе второго энергоблока, возникший в 20 часов 09 мин. из-за отказа электрического распределительного устройства. Огонь очень быстро распространился на покрытие турбинного зала. Это привело к тому, что ядерный реактор был заглушен и переведен в режим расхолаживания. В тушении пожара приняло участие около ста человек из более чем 300 пожарных, привлеченных из г. Киева, Киевской, Черниговской и Житомирской областей. Было задействовано около половины из 80 прибывших к месту пожара единиц пожарной техники.

В результате пожара, ликвидированного около 23 часов 30 мин., обрушилось покрытие над 4-ым генератором, обслуживающий персонал и личный состав пожарной охраны не пострадал.

Большой объем работ по тушению пожаров и ликвидации опасных факторов при авариях на промышленных объектах в зонах массовых разрушений зданий (сооружений) при землетрясении на территории Армении в декабре 1988 года проделали подразделения пожарной охраны республики.

Современный этап развития нашего общества характеризуется возрастанием числа чрезвычайных ситуаций (ЧС) техногенного характера, к числу которых в первую очередь относятся производственные аварии и транспортные катастрофы, сопровождающиеся взрывами, пожарами, а также выбросами отравляющих веществ (ОВ), аварийных химически опасных веществ (АХОВ) и радиоактивных веществ (РВ).

Анализ причин крупных производственных аварий на потенциально опасных объектах экономики показывает, что независимо от типа и технического совершенства производства, каждой на первый взгляд предшествуют незначительные явления. Вначале образуются и накапливаются какие-либо незаметные дефекты в оборудовании или возникают почти не ощутимые отклонения от нормального ведения технологического процесса. Обслуживающий персонал или не обнаруживает этого, или привыкает к такого рода явлениям, у него притупляется ощущение опасности. Производственный процесс продолжается, но уже на грани риска и в определённый момент различные дефекты или отклонения срабатывают, что и приводит к чрезвычайным ситуациям.

Многие современные потенциально опасные производства спроектированы так, что вероятность возникновения на них крупных производственных аварий оценивается величиной порядка 10-4, следовательно, несмотря на предпринимаемые меры в области безопасности, полностью исключить вероятность возникновения на них ЧС практически невозможно. Не менее сложная ситуация существует и на транспортных путепроводах и магистралях страны.

Вместе с тем опыт работы свидетельствует о возрастании в последние годы частоты возникновения ЧС техногенного характера на территории большинства регионов страны. При этом, для подразделений ГПС МЧС стало характерным постепенное увеличение числа выездов, связанных с локализацией опасных факторов и ликвидации последствий аварий и катастроф. Они первыми пребывали в районы возникновения и вынуждены были выполнять первоочередные аварийно спасательные работы (АСР). Именно так было при аварии на Чернобыльской АЭС, землетрясении в Армении, железнодорожных катастрофах в Арзамасе, Свердловске, на станции Ельниково, пожарах на нефтеперерабатывающих заводах Уфы, Ярославля, Тюменской области и в других местах.

Широкое привлечение подразделений пожарной охраны к выполнению первоочередных АСР при различных ЧС техногенного характера вызвало необходимость создания в 1984-91 г.г. в большинстве регионов страны на базе ПО МЧС региональных специализированных частей (РСО и СЧ) по проведению первоочередных АСР.

Возникновение техногенных ЧС, прежде всего регионального характера, приводит к резкому обострению оперативной обстановки на значительной территории, нарушению привычного ритма жизни населения, связанных с угрозой массового поражения людей и разрушения зданий и сооружений. Это вызывает необходимость создания межрегиональных систем экстренного реагирования на ЧС. Координирующая роль при этом возлагается на руководящие органы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуациях (ЕГС ЧС).

Характерными особенностями крупных производственных аварий и катастроф на радиационно и химически опасных объектах с выбросом большого количества ОВ, АХОВ и РВ является быстрое их развитие в начальный период времени. Это сопровождается резким изменениями оперативной обстановки в связи с возможностью возникновения вторичных очагов поражения в пределах зон химического заражения и радиоактивного загрязнения, что связано с неустойчивостью приземного слоя воздуха, другими метеорологическими условиями и характером местности. Всё это создаёт угрозу поражения не только рабочих и служащих предприятия, а также проживающего в близлежащих жилых районах населения, но и личного состава аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных (АС и АВ) подразделений, участвующих в локализации опасных факторов аварий и ликвидации их последствий.

Так 20 марта 1989 г. в результате разрушения железобетонной изотермической ёмкости на территории предприятия ПО " Азот" в г. Ионава (Литва) произошёл вылив на производственную площадку около 7 тыс. тонн аммиака и его последующее воспламенение (спустя 2-3 минуты). Горение распространилось по всему зеркалу разлившегося жидкого аммиака слоем до 20 см площадью около 10 тыс. кв. метров, на здания отделения доработки и склад хранения нитрофоски, а затем и галерею транспортировки хлористого калия. Концентрация аммиака в воздухе над поверхностью разлива составляла 100 %. В дальнейшем наблюдался перенос облака заражённого воздуха (ЗВ) с непереносимой концентрацией аммиака на удаление до 10-15 км от места аварии (пожара), причём, направление переноса облака ЗВ в течение первых 8-10 часов непрерывно менялось. Это вызывало необходимость эвакуации населения в количестве около 40 тыс. человек.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС общая площадь зоны радиоактивного загрязнения, образовавшейся в результате выброса радионуклидов при тепловых взрывах, сопровождавшихся разрушениями реактора, достигла 100 тыс. кв. км на территории Российской Федерации, Украины и Белоруси. При этом почти на 20 % загрязнённой радионуклидами территории плотность радиоактивного загрязнения достигла 15 Ки/кв. км, что исключает возможность длительного пребывания людей в этих районах.

Особенности управления подразделениями Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС в условиях крупных производственных аварий (пожаров) и катастроф зависят от их вида и масштабов последствий, складывающейся обстановки, количества и степени готовности привлекаемых сил, времени года, суток, погодных условий и некоторых других факторов. Объём и содержание решаемых задач при этом вызывают необходимость осуществления специфических методов управленческих воздействий и, следовательно, их организационного обеспечения. Организационное обеспечение включает в себя создание:

- специальных органов управления (оперативных штабов);

- особой группировки сил и средств, например, внештатных сводных отрядов ГПС МЧС;

- новой системы управления и связи.

Указанные и иные меры, необходимые в данной обстановке, осуществляются на основании специальных планов, разрабатываемых с учетом видов особых условий, и являющихся организационной основой деятельности подразделений ГПС МЧС в этот период. Данные планы должны разрабатываться практически в каждом управлении ГПС МЧС согласно приказа от 29 июня 1993 г. № 301 дсп, а их основу составляют результаты прогнозирования обстановки в районах возможных аварий и катастроф. Отражаются в плане также вопросы организации оповещения и связи, порядок приведения в готовность и всестороннее обеспечение привлекаемых к действиям при ЧС сил и средств службы, организация взаимодействия.

Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 23 августа 1993г. N 849 по вопросам обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации ГПС МЧС РФ несколько изменён перечень и содержание основных задач службы, одной из которых является: "...тушение пожаров и проведение связанных с ними первоочередных АСР". Одновременно, в соответствии с возложенными на неё задачами, ГПС МЧС разрабатывает и осуществляет военно-мобилизационные мероприятия и выполняет другие установленные для неё функции в ЕГСЧС. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. 3 1113, ГПС МЧС является функциональной подсистемой ЕГС ЧС, органы повседневного управления которой представляют дежурные службы и специализированные подразделения, действующие в различных режимах: повседневной деятельности, режима повышенной готовности и при чрезвычайном режиме. Учитывая, что в режиме повседневной деятельности одним из основных мероприятий, осуществляемых ГПС МЧС, является "...поддержание высокой готовности, совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям в ЧС", следует сконцентрировать действия личного состава внештатных сводных отрядов ГПС МЧС на выполнение задач мирного времени в условиях чрезвычайных ситуаций. При этом, согласно приказа МЧС РФ от 19 ноября 1993 г. № 502 дпс, определившем организационные вопросы создания внештатных отрядов ГПС МЧС, целесообразно в состав их подразделений пожаротушения включать специализированные подразделения ГПС МЧС по проведению первоочередных АСР, личный состав которых наиболее подготовлен к действиям в условиях ЧС. Создание особых группировок сил и средств на базе специализированных подразделений ГПС МЧС в значительной степени облегчит деятельность при ЧС специальных органов управления (оперативных штабов), позволит более качественно решать вопросы взаимодействия МЧС России и Министерства по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных действий, предусмотренных совместным приказом указанных министерств от 22 сентября 1992 г. № 336/123.

Одной из отличительных особенностей оперативного управления силами и средствами ГПС МЧС в чрезвычайных ситуациях является функционирование специальных органов управления (оперативных штабов) в режиме повышенной готовности и, особенно, в чрезвычайном режиме при проведении АСР на ХОО. Это обусловлено: увеличением объёма информации, необходимостью её срочной переработки для принятия управленческих решений и доведения этих решений до исполнителей; быстрыми и резкими изменениями оперативной обстановки; сложностью выполняемых задач; концентрацией большого количества сил и средств; необходимостью выполнения в короткие сроки большого объёма управленческих решений.

Большое значение для эффективного управления силами ГПС в этих условиях является организация взаимодействия с другими силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации последствий ЧС, определяемая приказами:

1. " Положение о взаимодействии АСС министерств, ведомств и организаций на море и водяных бассейнах России" от 28.07.1995 г. № 917 (МЧС, МВД, МО, Минтранс, Минфин и др.).

2. Приказ МО и МВД от 13.07.1993 г. № 350/334 " О введении в действие Инструкции о порядке взаимодействия МО и МВД по предупреждению и ликвидации пожаров".

3. " О порядке взаимодействия Спецстроя и МВД... " от 18.04.1994г.

4. " О взаимодействии ГПС, ГАИ, и Рос. транспортной инспекции Минтранса в контроле за обеспечением пожарной и дорожной безопасности при перевозке и реализации нефтепродуктов в передвижных АЗС" от 30.05.1994 г.

В числе наиболее сложных проблем, стоящих перед органами управления (оперативными штабами) на этапе оперативного управления силами ГПС МЧС является организация непрерывного радиационного и химического контроля (ДК и ХК) в местах тушения пожаров и проведения первоочередных АСР. Известно, что в составе сил ГПС МЧС не предусмотрено формирований, подготовка и оснащение которых позволяла бы осуществлять непрерывный дозиметрический и химический контроль при ведении боевых действий в районах радиоактивного загрязнения и химического заражения. Опыт показывает, что специальные химические лаборатории и другие соответствующие службы большинства радиационно и химически опасных объектов не готовы к организации и проведению ДК и ХК в интересах АС и АВ подразделений, в том числе и подразделений ГПС МЧС.

Не располагают указанными службами и территориальные руководящие органы ЕГС ЧС, областные и городские комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), призванные координировать действия АС и АВ подразделений различных министерств и ведомств, привлекаемых к локализации опасных факторов и ликвидации последствий производственных аварий (пожаров) на потенциально опасных объектах.

Тема 1.41. Назначение и организационная структура специализированных отрядов и частей. Особенности оснащения и возможности специализированных подразделений по тушению крупных пожаров и ликвидации последствий ЧС.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.