Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 5.4. Пожарные мотопомпы.






 

 

Современные мотопомпы играют важную роль в обеспечении тушения пожаров различной степени сложности, в том числе в труднодоступных районах. Таким образом, от конструктивного совершенства, надежности работы и технических параметров мотопомп во многом зависит успешное выполнение задач, связанных с тушением пожаров.

Назначение и классификация ПМ.

Пожарные мотопомпы предназначены для подачи во­ды из водоисточника (река, озеро, пруд, колодец и т. п.) к месту пожара как в сельской местности, так и на не­больших промышленных объектах, где содержание авто­цистерн и насосно-рукавных автомобилей невозможно или нецелесообразно по экономическим причинам. Мото­помпы являются одним из основных моторизованных средств, используемых на пожаре добровольными фор­мированиями. Они также применяются при тушении лес­ных пожаров, для заполнения водяных емкостей пожар­ных вертолетов, приспособленной сельскохозяйственной техники и транспортных автоцистерн, используемых для подачи воды к месту пожара. Мотопомпы входят в комп­лект пожарного оборудования пожарных поездов.

Все имеющиеся на вооружении пожарных формиро­ваний пожарные мотопомпы подразделяются:

по виду транспортирования — на переносные и прицеп­ные;

по виду двигателя — с двигателем внутреннего сгорания и газотурбинным двигателем;

по типу двигателя — с одноцилиндровым двухтактным двигателем (с подачей до 600 л/мин), с двухцилиндровым двухтактным двигателем (с подачей 800 л/мин) и с четырехцилиндровым четырехтактным двигателем (с подачей 1600 л/мин).

К пожарным мотопомпам предъявляются следующие требования:

· небольшие габариты и масса;

· постоянная готовность к работе;

· хорошие пусковые качества;

· высокая надежность работы;

· двигатель МП должен быть хорошо уравновешен на всех режимах работы агрегата;

· время забора воды с высоты 5 м. не должно превышать 40 с.;

· запас топлива в баке должен обеспечивать работу на номинальном режиме не менее 2 часов;

· простота управления и удобство обслуживания;

· колея прицепных мотопомп должна вписываться в колею грузовых автомобилей.

 

Устройство и принцип действия пожарных мотопомп.

 

В общем виде пожарные мотопомпы имеют три основных части: рама, двигатель, насос. Как и в других моторизированных средствах, в устройстве мотопомп можно выделить следующие системы:

· система питания топливом и воздухом;

· система смазки;

· система охлаждения;

· система удаления отработавших газов;

· система зажигания;

· система запуска;

· система забора воды;

· система управления.

 

Таблица 5.5. Тактико-технические характеристики мотопомп.

Показатель   МП-600А МП-800Б   МП-13   МП-1600
Тип Переносная Прицепная
Масса, кг        
Подача насоса, л/мин        
Напор, МПа        
Наибольшая геометрическая высота всасывания, м                
Двигатель бензиновый карбюраторный Двухтактный с водяным охлаждением     Двухтактный с воздушным охлаждением Четырех тактный ЗМЗ-24-01  
Марка карбюратора К-28В К-28В К-16В К-126Г
Мощность двигателя, кВт 9, 5   17, 2   17, 6   40, 4  
Система зажигания   Магнето М-17Б Магнето М- 135 Магнето М- 135 Батарейная  
Вместимость топливного бака, л   17, 5      
Внутренний диаметр патрубка, мм: всасывающего напорного                
Время забора воды, с          
Наличие пеносмесителя Нет Нет Нет Есть

Мотопомпа МП-600А (рис. 5.59) (ГОСТ 8554—69) представляет собой агрегат, состоящий из одноцилиндро­вого двухтактного карбюраторного двигателя внутрен­него сгорания, одноступенчатого центробежного насоса 7 и ротационного вакуум-аппарата 4, смонтированных на легком сварном основании 6, которое имеет ручки для переноса. Работу двигателя и насоса обеспечивают си­стемы запуска двигателя, зажигания, питания, охлажде­ния, выхлопа, вакуумная, всасывающая и напорная ли­нии. В верхней части картера имеется расточное отвер­стие для установки цилиндра, в нижней части имеется отверстие с резьбой для спускного крана. Крышка кар­тера крепится к корпусу картера двигателя четырьмя шпильками и гайками. Для наблюдения за сальником в крышке картера предусмотрены два больших окна. В нижней части находится отверстие для слива воды, просачивающейся через сальник насоса. Между гильзой и наружными стенками цилиндра имеется водяная ру­башка.

На рабочей поверхности цилиндра расположены вса­сывающие и выхлопные окна. Всасывающие окна соеди­нены через патрубок с карбюратором 9, выхлопные - с глушителем 3. Предусмотрены также перепускные (продувочные) окна, которые сообщаются с камерой карте­ра.

 

 

Рис. 5.59. Мотопомпа МП-600А:

1—топливный бак; 2 — отверстие для свечи; 3 — глушитель; 4 — ротационный вакуум-аппарат; 5 — магнето; 6 — основание вакуумметра;

7 — центробежный насос; 8—напорный патрубок;

9 — карбюратор; 10 — воздухоочиститель; 11 — кран

Головка цилиндра (из алюминиевого сплава) соеди­няется с корпусом цилиндра и крепится к нему шпилька­ми с гайками. Рубашки охлаждения цилиндра и голов­ки сообщаются между собой. Головка цилиндра снизу имеет сферическую поверхность, которая служит каме­рой сжатия. В боковой стенке головки цилиндра имеется отверстие для штуцера, по которому отводится нагретая вода из рубашки охлаждения.

В верхней части головки цилиндра расположены резь­бовое отверстие для свечи 2, наклонное декомпрессионное отверстие для заливного крана, через который зали­вают топливо в цилиндр двигателя перед запуском двигателя мотопомпы. Коленчатый вал, шатун с ролико­подшипником, поршень с поршневыми кольцами, порш­невой палец и маховик составляют кривошипно-шатунный механизм двигателя мотопомпы.

Коленчатый вал в сборе с шатуном устанавливают в картере двигателя на двух подшипниках. Осевое уси­лие на вал от рабочего колеса насоса воспринимается шарикоподшипником, расположенным в крышке картера. В картере вал уплотняется войлочными сальниками, про­питанными графитовой смазкой. Шатун представляет собой стальную фасонную поковку.

В верхней головке шатуна запрессован подшипник из листовой бронзы с четырьмя отверстиями для подвода смазки к поршневому пальцу. В нижней головке шату­на расположены две канавки для подвода смазки к под­шипнику. Поршень мотопомпы отлит из алюминиевого сплава. Поршневой палец плавающего типа изготовлен из стали. В осевом направлении он фиксируется стопор­ными кольцами. Стальной маховик установлен на ко­ленчатом валу. На ободе маховика расположена коль­цевая канавка,, в которую входит фрикционное колесо вакуум-аппарата при включении.

Система питания двигателя состоит из топливного бака 1 вместимостью 12 л топливопровода, крана 11 и карбюратора 9 с воздухоочистителем 10. В качестве топлива применяют смесь бензина с маслом в соотноше­нии 20: 1. Топливо к карбюратору поступает самотеком. На двигателе мотопомпы установлен карбюратор К-28В, который предназначен для образования горючей смеси путем распыления топлива и перемешивания его с воз­духом в определенной пропорции.

Зажигание рабочей смеси в камере сгорания происходит от магнето. В систему зажигания входят запальная свеча 2 и привод высокого напряжения с карболитовым наконечником для присоединения к запальной свече. Магнето предназначено для получения тока низкого напряжения и преобразования его в ток высокого напряже­ния. На мотопомпе устанавливают магнето СК-М-27Б левого вращения 5 с автоматической муфтой опережения зажигания.

Для крепления магнето на основании установлен кронштейн. Магнето с коленчатым валом двигателя со­единяется промежуточной муфтой. Магнето состоит из корпуса и крышки. В корпусе расположен ротор с посто­янным магнитом, кулачком, первичной и вторичной об­мотками. В корпусе размещены полюсные сердечники, состоящие из пластин электротехнической стали.

Прерыватель с подвижным и неподвижным контакта­ми смонтирован в крышке магнето, в которую вмонти­рован конденсатор гашения дуги на контактах прерыва­теля. Зазор между контактами прерывателя 0, 3...0, 35 мм. Двигатель охлаждается водой, подаваемой из напор­ной полости насоса через регулирующий пробковый кран по шлангу в нижнюю часть рубашки цилиндра (прину­дительное охлаждение). Горячая вода отводится из ру­башки головки цилиндра по шлангу во всасывающую полость насоса.

Трущиеся поверхности кривошипно-шатунного меха­низма, поршневой группы двигателя, подшипников верх­ней и нижней головок шатуна, подшипников коленчатого вала смазывают мелкодисперсной смесью масла с бен­зином.

Пусковой механизм двигателя состоит из рычага с зубчатым сектором, зубчатки, зубчатой муфты и разъ­единительной пружины. Рычаг отводится в исходное по­ложение возвратной пружиной, закрепленной на его оси. В холодное время года для пуска мотопомпы через кран дополнительно вводится топливо в цилиндр двигателя. В нижней части картера двигателя ввернут пробковый спускной кран для продувки его внутренней полости и слива конденсата.

Насос мотопомпы одноступенчатый центробежный консольного типа обеспечивает подачу воды 600 л/мин (см. таб. 5.5). Он состоит из корпуса, который крепится к крышке кар­тера двигателя, крышки со всасывающим патрубком, направляющего аппарата, рабочего колеса, установленного непосредственно на валу двигателя, напорного патрубка с вентилем 8. На насосе установлен манометр для определения давления воды.

Переносная мотопомпа МП-800 отличается от МП-600 тем, что имеет двухцилиндровый двигатель. Вакуумный аппарат – газоструйного типа, работает от сжатого воздуха, поступающего от левого цилиндра приводного двигателя.

Двигатель мотопомпы(рис. 5.60) имеет рядное расположение цилиндров 15, которые крепятся к картеру.

Головка цилиндров 13и поршень 14выполнены из алюминиевого сплава и имеют нарезное отверстие подсвечу и краны для заливки бензина в цилиндры. К головке цилиндров крепится ванна 7 для заливки воды. В головку правого цилиндра ввернут контрольный кран 12системы охлаждения. Головка левого цилиндра через распределительный кран 6соединена с вакуум-аппаратом 8.

Коленчатый вал 3разъемный, установлен в картере 16на роликоподшипниках. Рабочее колесо насоса 2 и упорный шарикоподшипник установлены непосредственно на левом конце коленчатого вала. Рабочее колесо насоса в кривошипно-шатунном механизме мотопомпы частично выполняет роль маховика. Крышка насоса 4 имеет резьбовой штуцер для всасывающего рукава и сливной кран 1.

Зажигание рабочей смеси в цилиндрах двигателя происходит от двухискрового магнето М-135 левого вращения 17через привод зажигания. Привод магнето осуще­ствляется от коленчатого вала через промежуточную муфту.

 

Рис. 5.60. Мотопомпа МП-800А:

1 – кран спускной; 2 – рабочее колесо; 3 - коленчатый вал;

4 – крышка насоса; 5- корпус насоса; 6 – распределительный кран;

7 – заливная ванна; 8 – вакуум-аппарат; 9 – бензобак; 10 – кран бензобака;

11 – провод зажигания; 12 – кран спускной; 13 - головка цилиндра;

14- поршень; 15 - цилиндр; 16 картер; 17 магнето М135;

18 - основание мотопомпы.

 

Система питания двигателя состоит из топливного ба­ка 9, крана топливопровода 10, карбюратора К-36П с воздухоочистителем и узла раздельного питания двигателя, подводящего рабочую смесь в один или два ци­линдра. Смесь к цилиндрам подается через распредели­тельный кран. Подачу топлива регулируют заслонкой карбюратора, соединенной с трехрежимным ограничите­лем оборотов.

Для ограничения числа оборотов двигателя на холостом ходу и при заборе воды предусмотрен трехрежимный ограничитель числа оборотов, который состоит из:

· ограничителя оборотов;

· гидравлического диафрагменного датчика;

· масляной системы.

Ограничитель оборотов (рис. 5.61) состоит из патрубка карбюратора 1, узла раздельного питания двигателя, смонтирован­ного на пробке 2, плавающей втулки 3, заслонки 5, порш­ня 6, крышки 9 с плунжером 18, винтом 19 и рычагом 20. Гидравлический диафрагменный датчик смонтирован на корпусе насоса и состоит из крышки диафрагмы 22, са­мой диафрагмы 21, дна диафрагмы 24, уплотнительной прокладки 25 иузла масленки 23.

Масляная система состоит из маслопровода 30, со­единяющего гидравлический диафрагменный датчик с ограничителем оборотов, с маслопроводом 26. Герме­тичность масляной системы достигается манжетами 7 и 8.

Маслокомпенсатор (устанавливался на МП-800) предназначен для восстановления объема масла под поршнем 6 во время всасывания, а также при небольших утечках масла из маслосистемы. Узел маслокомпенсатора состоит из корпуса 12, крышки 13, диафрагмы 14, втулки 15, пружины 10 и заглушки //.

 

 

I II III

Рис. 5.61. Трехрежимный ограничитель оборотов мотопомпы:

I – холостой ход; II – всасывание; III — рабочий ход.

1- карбюратор; 2 –пробка; 3, 15 – втулки;

4, 10, 16, 28 – пружины; 5 - заслонка; 6 — поршень;

7, 8 - манжеты; 9, 13, 22- крышки; 11 - заглушка;

12 -корпус; 14, 21 24— диафрагмы; 17 – кулачок;

18 - плунжер; 19 - винт; 20 -рычаг; 23 - масленка;

25 -прокладка; 26, 30 - маслопроводы; 27, 29 -оси;

31 –глушитель.

 

При пуске двигателя (положение I) плавающая втулка 3 находится в нижнем положении и прижимает­ся к заплечикам патрубка /. На нижней части втулки 3 на оси 27 подвешена заслонка 5, которая удерживается пружиной 28 в горизонтальном положении. После пуска двигателя на холостой ход по мере увеличения числа оборотов потоком смеси заслонка 5 прижимается к дну патрубка / и дальнейшее питание двигателя происходит через тарированную щель заслонки 5.

При переводе мотопомпы на режим всасывания (по­ложение II) пробка 2 отключает питание цилиндра, ра­ботающего по типу компрессора, от карбюратора, соеди­няя его с атмосферой. За время поворота пробки 2 спе­циально профилированным кулачком 17, закрепленным на конце пробки, поворачивается рычаг 20 вокруг оси 29, толкая винтом 19 плунжер 18. Плунжер 18 в свою оче­редь толкает поршень 6, который фиксирует заслонку 5 в горизонтальном положении (положение II). При под­нятии поршня 6 в пространстве под поршнем создается разрежение, и масло из маслокомпенсатора под дейст­вием атмосферного давления, которое передается через диафрагму 14, заполняет разреженное пространство под поршнем.

После перевода мотопомпы на рабочий режим в на­сосе повышается давление воды, которое передается втулке 3 через гидравлический диафрагменный датчик и маслосистему. Втулка 3, перемещаясь в крайнее верх­нее положение, полностью открывает проходное отвер­стие патрубка для поступления горючей смеси от кар­бюратора. Таким образом мотопомпа введена в рабочий режим.

При случайных сбросах воды во всасывающей линии давление в насосе падает, вследствие чего усилие на поршень со стороны масла будет снято и силами пру­жин 4 и 16 заслонка 5 займет положение I (холостой ход).

Чтобы в зимних условиях эксплуатации в диафрагменном датчике и в подводящем канале насоса не за­мерзла вода, от глушителя 31 тепло излучением переда­ется диафрагменному датчику.

Пожарная мотопомпа МП-13, модель 162 (выпуска­ется с 1977 г.), состоит из двухтактного двухцилиндро­вого двигателя с муфтой сцепления, центробежного на­соса с всасывающей водокольцевой ступенью, смонтиро­ванных на раме. Рама состоит из двух стальных труб, связанных поперечинами, к которым крепятся двига­тель и насос. Для удобства транспортирования или пе­реноса имеются четыре откидные ручки. На мотопомпе установлен двигатель с принудительным воздушным охлаждением от осевого вентилятора, вращение которо­му передается от коленчатого вала с помощью клиноременной передачи.

Для поддержания заданного режима работы на дви­гателе установлен регулятор частоты вращения. Рабо­чая смесь в цилиндре зажигается от магнето М-135 ле­вого вращения. К топливной системе относятся бак, перекрывной кран, топливопровод и карбюратор К-16В.

Пусковое устройство механическое. Для передачи крутящего момента валу насоса на валу двигателя смон­тирована центробежная муфта сцепления, которая вклю­чается автоматически при вращении с частотой 1200... 1500 мин" 1. На мотопомпе установлен центробежный на­сос с системой автоматического забора воды из водо­ема. Для удобства управления все рычаги управления, педаль запуска двигателя и контрольные приборы раз­мещены с одной стороны.

Для доставки к месту пожара переносных мотопомп с комплектом пожарного оборудования используется тележка Т-44. Она состоит из рамы, ходовой части, при­способлений для крепления пожарного оборудования и защитного чехла. На раме из стальных труб устанав­ливают мотопомпу и комплект пожарного оборудования. Ходовая часть одноосная, двухколесная на пневматических шинах. Укомплектованную тележку перемещают один или два человека вручную. Мотопомпа и комплектую­щее оборудование защищено от атмосферных осадков и пыли брезентовым чехлом.

Прицепная пожарная мотопомпа МП-1600(рис. 5.62), предназначенная для подачи воды или воздушно-меха­нической пены при тушении пожаров, также может быть использована для перекачки воды в хозяйственных це­лях. Она представляет собой одноосный прицеп (рама 5 и ходовая часть специальной конструкции), на кото­ром смонтированы двигатель 1 и центробежный на­сос 4.

Насос, имеющий два напорных патрубка с шаровы­ми задвижками, приводится в действие от двигателя ти­па ЗМЗ-24-01. Разрежение во всасывающей полости на­соса и всасывающей линии 7 для всасывания воды из водоисточника создает газоструйный вакуум-аппарат, работа которого основана на принципе эжектирования воздуха из всасывающей линии и насоса отработанны­ми газами двигателя, проходящими через насадку ва­куум-аппарата 3. Для определения давления разреже­ния во всасывающей полости и давления, развиваемого насосом, установлены два мановакуумметра на пульте управления 2, один из которых сообщается со всасыва­ющей полостью насоса, другой - с его нагнетательной полостью. Насос оборудован стационарным пеносмесителем, а мотопомпа укомплектовывается ГПС-600 6. Двигатель и насос закрыты капотом. Зажигание рабо­чей смеси двигателя осуществляется от аккумуляторной батареи напряжением 12 В.

 

Рис. 5.62. Мотопомпа МП-1600:

1 — двигатель; 2 — пульт управления; 3 — вакуумный кран; 4 — центробежный насос;

5 — рама; 6 — генератор пены ГПС-600; 7 — всасывающий рукав.

К системе питания относятся бензобак, расположен­ный в ящике крыла, трубопроводы, фильтр, отстойник, бензиновый насос, карбюратор К-126Г и воздушный фильтр. Двигатель имеет систему охлаждения с прину­дительной циркуляцией. В систему входит водяной на­сос центробежного типа с ременным приводом от колен­чатого вала, трубчато-ленточный трехрядный радиатор и шестилопастной вентилятор, который приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клино­видным ремнем. Для охлаждения масла служит масля­ный радиатор. Двигатель приводит в действие электро­стартер СТ-21.

Насос (центробежный, одноступенчатый, с двумя спиральными камерами, консольного типа) присоеди­нен к картеру муфты сцепления двигателя. Он состоит из корпуса, крышки и рабочего колеса, отлитых из алю­миниевого сплава, вала, который одновременно служит валом муфты сцепления, всасывающего патрубка и уз­ла уплотнения. Вал вращается на двух шарикоподшип­никах: передний расположен в маховике двигателя, зад­ний — в корпусе насоса.

Узел уплотнения состоит из трех резиновых армиро­ванных сальников, которые установлены в стакане, при­вернутом к корпусу насоса. На насосе установлены мас­ленка для смазки сальников, гидрокамера, датчики дав­ления и сливной кран.

Напорные патрубки насоса проходят через ящики крыльев, на которых имеются малогабаритные шаровые краны. Для заполнения водой всасывающего рукава и насоса предусмотрена вакуумная система, в которую вхо­дят вакуум-клапан, гидрокамера, газоструйный вакуум-аппарат, трубопровод и ручное дублирующее управ­ление. Вакуум-клапан соединяет и разъединяет полости насоса с газоструйным вакуум-аппаратом. Верхняя по­лость клапана через штуцер соединена с всасывающей полостью насоса, а полость за эксцентриком — с газо­струйным вакуум-аппаратом.

При отсутствии давления в напорном патрубке на­соса вакуум-клапан открыт и полость всасывающего патрубка насоса соединена с газоструйным вакуум-ап­паратом. Разрежение в насосе и всасывающей линии создается газоструйным вакуум-аппаратом.

В насосном отделении на щите расположены следу­ющие приборы управления мотопомпой:

рукоятка выключения вакуум-аппарата на правой стороне рамы мотопомпы (для выключения вакуум-аппарата рукоятку перемещают «на себя» и устанавли­вают фиксатор);

рукоятка выключения сцепления на левой стороне рамы (при выключении рукоятку перемещают «на себя» и устанавливают фиксатор);

рукоятка управления жалюзи на щите приборов в левой части насосного отделения (при перемещении рукоятки «на себя» жалюзи закрываются);

кнопка газа на щите приборов (для открывания дроссельной заслонки кнопку следует подать «на себя»);

кнопка управления воздушной заслонкой карбюра­тора на щите приборов (для закрывания воздушной за­слонки кнопку перемещают «на себя»);

мановакуумметры и другие приборы на щите при­боров.

Мотопомпа оборудована автоматической системой остановки двигателя при срыве столба воды во всасы­вающей линии. Она состоит из реле РКМ-1, контакты которого шунтируют механический контакт прерывате­ля, сигнальной лампы и датчика давления с нормально замкнутым контактом. Датчик установлен в корпусе насоса.

При запуске двигателя, когда давление воды в насо­се отсутствует, включатель «Пуск» переводят в нижнее положение (контакты его разомкнуты, сигнальная лам­па не горит). После пуска двигателя, забора воды и соз­дания давления в насосе нормально замкнутый кон­такт датчика давления размыкается. Переключатель «Пуск» переводят в верхнее положение. Если нет дав­ления воды в насосе, то при срыве столба жидкости во всасывающей линии замкнется контакт датчика давле­ния, реле РКМ-1 сработает и контакты зашунтируют прерыватель. Двигатель остановится, а на щите прибо­ров загорится лампа, сигнализирующая о причине оста­новки.

Во время работы мотопомпы запрещается вы­ключать систему автоматической остановки двигателя.

Мотопомпа МП-1600 создана на базе мотопомпы МП-1400. Она оборудована стационарным пеносмесителем, который установлен между всасывающим и напор­ным патрубками. Пеносмеситель состоит из корпуса крана и корпуса эжектора со всасывающим патрубком. На всасывающем патрубке установлено дозирующее устройство. Всасывающий патрубок закрыт заглушкой. При заборе воды из водоема заглушку снимают с вса­сывающего патрубка и присоединяют шланг, который опускают в емкость с пенообразователем. Пенообразова­тель засасывается во всасывающую полость насоса, сме­шивается с водой, и полученный раствор по напорным рукавам поступает к воздушно-пенному стволу или ге­нератору высокократной пены, входящему в состав ПТВ мотопомпы (см. таб. 5.6).

При заборе воды из гидранта пенообразователь по­ступает в насос через эжектор. Для этого открывают кран пеносмесителя, и вода из напорной линии под дав­лением поступает в эжектор. В камере эжектора созда­ется разрежение, и пенообразователь поступает в пеносмеситель.

Таблица 5.6. Комплектация пожарных мотопомп.

Пожарно -техническое вооружение, шт. МП -600 МП-800 МП -1600 МП-13
Рукав всасывающий          
Рукав напорный:                  
диаметром 51 мм          
» 66 мм          
Сетка всасывающая          
Разветвление       I    
Стволы ручные напорные          
РС-70, РС-50, РС-Б                  
Головка соединительная переходная          
Зажим рукавный          
Ключи для головок соединительных           2  
Комплект запасных частей          
Генератор пены ГПС-600   —   —     —  
Техническое описание и инструкция по          
эксплуатации                  

Эксплуатация пожарных мотопомп.

Новая мотопомпа перед постановкой в боевой расчет обязательно проходит обкатку. Перед обкаткой прово­дят расконсервацию мотопомпы и внешний осмотр для выявления повреждений наружных деталей, а также проверяют надежность крепления отдельных узлов и агрегатов, удаляют смазку с наружных поверхностей.

Переносные мотопомпы. Для расконсервации двига­теля удаляют консервационное масло, промывают ци­линдр и картер двигателя. Перед промывкой выверты­вают свечу (или вынимают заглушку) из свечного от­верстия головки цилиндра и открывают спускной кран картера. Затем вводят зубчатый сектор рычага пусково­го механизма в зацепление с зубчаткой и, энергично на­жимая на педаль рычага, провертывают несколько раз коленчатый вал двигателя до полного удаления масла из цилиндра и картера. После этого в цилиндр заливают 3...5 см3 бензина, проворачивают несколько раз ко­ленчатый вал и удаляют бензин через спускной кран картера. Запальную свечу промывают в бензине, просу­шивают, ввертывают в отверстие головки цилиндра и надевают на нее наконечник провода зажигания. Убе­дившись в исправности всех узлов и механизмов, мото­помпу готовят к работе.

Во время обкатки происходит приработка рабочих поверхностей деталей, удаляются заусенцы и незна­чительные неровности, прирабатываются вал и под­шипник, гильза цилиндра и кольца. Долговеч­ность новой мотопомпы зависит от соблюдения ре­жима обкатки. Период обкатки не должен превы­шать 40 ч.

При обкатке переносных мотопомп применяют топ­ливную смесь, состоящую из 1 ч. масла, 16 или 18 ч. бензина по объему. Давление в пожарном насосе под­держивают не более 0, 4 МПа при насадке диаметром 16 мм для мотопомпы марки МП-600А и диаметром 22 мм для мотопомпы марки МП-800.

После обкатки мотопомпу готовят к работе, для че­го проверяют надежность крепления отдельных узлов и их исправность. Затем наполняют топливные баки го­рючим, масленки маслом, систему охлаждения водой. Проверяют узлы механизмов и отдельные агрегаты мо­топомп.

При подготовке мотопомпы МП-600А к работе про­веряют:

не заклинило ли поршень в цилиндре или рабочее колесо в корпусе насоса (вращением маховика);

разбрасываются ли ролики вакуум-аппарата (вра­щением фрикционного колеса).

Убедившись в исправности вакуум-аппарата, в его корпус заливают 50...60 см3 масла М10-ГИ.

Далее вывертывают свечу и соединяют ее с прово­дом высокого напряжения. Проворачивая коленчатый вал, проверяют наличие искры между электродами. После проверки свечу ввертывают в головку блока ци­линдра и соединяют с проводом высокого напряжения. Заливают воду в рубашку охлаждения, закрывают кра­ны водяного охлаждения и центробежного насоса, при­соединяют всасывающие и напорные рукава. Всасыва­ющую линию опускают в водоем на глубину не менее 200 мм, открывают топливный кран, нажимают на кнопку утолителя поплавка и проверяют поступление топли­ва в карбюратор.

Для подготовки мотопомпы МП-800Б к работе руко­ятку распределительного крана переводят в крайнее положение (в сторону напорной задвижки насоса), от­вертывают пробку заливной ванны и открывают конт­рольный кран на головке правого цилиндра. Заливают воду в рубашку охлаждения. При появлении воды кон­трольный кран закрывают.

При подготовке мотопомпы МП-13 к работе во вса­сывающую систему перед ее пуском через заливочную горловину наливают 1 л воды (зимой антифриз или ди­зельное топливо).

Пуск переносных мотопомп:

рычаги фиксатора ставят в такое положение, чтобы в карбюраторе образовывалась обогащенная смесь; для облегчения пуска в цилиндр холодного двигателя зали­вают 2...3 см3 бензина;

рукоятку распределительного крана мотопомпы (МП-800Б) переводят в крайнее положение до упора (в сторону глушителя);

правой ногой нажимают на педаль рычага пускового механизма и вводят в зацепление сектор с зубчаткой; далее медленным нажатием на педаль переводят пор­шень двигателя в положение начала сжатия и резким нажимом педали вниз производят запуск; после запуска быстро снимают ногу с педали и, управляя рычагами карбюратора, регулируют работу двигателя.

Заполнение насоса водой:

движением рукоятки вакуум-аппарата «от себя» вво­дят фрикционное колесо в паз маховика и держат там (без сильного нажима) до появления воды из выходно­го отверстия вакуум-аппарата (на мотопомпе МП-800Б рукоятку распределительного крана переводят в край­нее положение в сторону напорной задвижки насоса); выход струи воды из диффузора вакуум-аппарата сви­детельствует о заполнении насоса водой (на мотопомпе МП-13 вода забирается автоматически);

убедившись по манометру, что в насосе создалось давление, приоткрывают задвижку напорного патрубка;

после поступления воды в напорные рукава на МП-600А выключают вакуум-аппарат (перемещают ру­коятку «на себя»), а на МП-800Б переводят рукоятку распределительного крана в крайнее положение до упоpa (в сторону глушителя); частоту вращения двигателя регулируют при полностью открытой задвижке напорно­го патрубка.

Для остановки мотопомп:

устанавливают минимальную частоту вращения дви­гателя, после чего выключают зажигание; на мотопомпе МП-800Б прежде, чем выключить зажигание, рукоятку распределительного крана переводят в промежуточное положение; после остановки двигателя у мотопомп МП-800Б и МП-600А топливный кран закрывают, от­соединив дюритовый шланг от штуцера карбюратора, и сливают через кран остатки бензина;

закрывают задвижку на напорном патрубке насоса и открывают сливной кран насоса, а также краны си­стемы охлаждения.

Отсоединяют всасывающую и напорную линии и на­вертывают заглушку на всасывающий патрубок насоса. Если мотопомпы МП-600А или МП-800Б подавали гряз­ную воду, то по окончании работы промывают систему охлаждения двигателя. Кроме того, у мотопомпы МП-600А снимают вакуум-аппарат с пробки-оси и про­мывают сетчатый фильтр. Затем удаляют остатки воды из вакуум-аппарата и заливают в него масло М10-ГИ.

У мотопомпы МП-800Б проверяют плавность переме­щения рукоятки распределительного крана. При необхо­димости снимают газоструйный вакуум-аппарат, рас­пределительный кран. Промывают и смазывают поса­дочные места пробок, а также пробки вакуум-аппарата и распределительного крана. Заправляют бензобак топ­ливом.

После работы мотопомпы проверяют систему зажи­гания, очищают нагар с электродов свечей, смазывают поршневую группу двигателя (заливают в цилиндры 20...30 см3 масла, наполняют пресс-масленки солидо­лом). У мотопомп МП-600А и МП-800Б насухо протира­ют неокрашенные поверхности пускового механизма и смазывают их маслом М10-Б. Промывают напорные и всасывающие пожарные рукава и просушивают их. Подготовленную мотопомпу ставят в пожарное депо.

Прицепные мотопомпы. При расконсервации мото­помпы МП-1600 удаляют с деталей консервационную смазку, обмывают их керосином или бензином и проти­рают насухо. Перед пуском двигателя вывертывают свечи, промывают их в бензине и просушивают. Затем в каждый цилиндр заливают по 15...20 см3 моторного масла и, вращая заводную рукоятку, делают коленчатым валом 10...15 оборотов. Проверив уровень масла в кар­тере двигателя, приступают к подготовке мотопомпы к работе.

Прицепную пожарную мотопомпу МП-1600 перед об­каткой заправляют бензином с октановым числом, ука­занным в заводской инструкции. К каждому напорному штуцеру присоединяют напорный рукав со стволом, имеющим диаметр насадки 16 мм.

Обкатку проводят по нагрузке на двигатель в соот­ветствии с требованиями заводской инструкции. После обкатки снимают ограничительную шайбу между кар­бюратором и всасывающим коллектором. Составляют акт, в котором указывают режим обкатки.

Затем заменяют масло в двигателе и проверяют уста­новку зажигания. Кроме того, проверяют и регулируют натяжение ремня вентилятора.

Обкатку и испытание прицепных мотопомп после ре­монта проводят в такой последовательности:

проверяют устойчивость работы двигателя на малых оборотах холостого хода, герметичность соединений тру­бопроводов и фланцев, а также действие рычагов и ру­кояток управления;

обкатывают мотопомпу в течение 30 мин при мано­метрическом давлении в насосе 0, 4...0, 5 МПа;

измеряют подачу насоса при полном напоре, уста­новленном для каждого типа мотопомпы при геометри­ческой высоте всасывания 3, 5 м.

Герметичность всасывающей системы и исправность газоструйного вакуум-аппарата проверяют путем опро­бования на «сухой вакуум».

Ежедневно при смене караула моторист проверяет: крепление болтовых соединений; состояние всех частей, механизмов; укомплектованность инструментом и пожарно-техническим оборудованием; заправку топливом и смазку отдельных узлов. Кроме того, кратковремен­ным запуском проверяют работу двигателя мотопомпы, герметичность всасывающей системы и работу газо­струйного вакуум-аппарата путем опробования на «су­хой вакуум».

После остановки двигателя прицепных мотопомп 15...20 раз поворачивают рукоятку фильтра грубой очист­ки масла.

Пуск прицепной мотопомпы МП-1600 в работу:

устанавливают опоры мотопомпы на ровную площад­ку у водоисточника, присоединяют всасывающие и на­порные пожарные рукава и опускают всасывающую сетку в водоем;

включают зажигание и нажатием на кнопку «Стар­тер» (или пусковой рукояткой) заводят двигатель; изме­нением положения дроссельной заслонки увеличивают частоту вращения двигателя и следят за показанием ма­нометра на щите приборов (слышен характерный шум вакуум-аппарата). Когда давление по манометру дости­гает 0, 2...0, 3 МПа, вентиль напорного патрубка плавно открывают и включают систему автоматической останов­ки двигателя.

При работе мотопомп следят за тем, чтобы всасыва­ющая сетка была полностью погружена в воду, а также смазывают сальники насоса (крышку колпачковых мас­ленок поворачивают на 2...3 оборота), наблюдают за уровнем топлива в топливном баке и температурой во­ды в системе охлаждения. Температуру регулируют с помощью жалюзи или вентилей на линии теплообмен­ника. Давление в масляной системе должно быть в пре­делах 0, 2...0, 4 МПа.

Техническое обслуживание мотопомп.

Обслуживание включает: осмотр, уход, чистку, регу­лировку узлов и механизмов, проверку укомплектован­ности и состояния пожарно-технического вооружения, заправку топливно-смазочными материалами. Техничес­кое обслуживание мотопомп по объему выполняемых работ и их периодичность подразделяют на следующие виды: во время работы, после работы, техническое об­служивание № 1 (ТО-1) и №2 (ТО-2). Техническое обслуживание во время работы и после нее выполняют независимо от времени, проработанного мотопомпой. Техническое обслуживание № 1 и 2 произ­водят через определенные периоды работы мотопомп со­гласно требованиям заводских инструкций: ТО-1 — один раз в месяц, ТО-2 - один раз в полгода.

При техническом обслуживании № 1 (ТО-1) прово­дят внешний осмотр мотопомпы, убеждаются в исправ­ности ее узлов и деталей, отсутствии течи топлива, мас­ла и воды. Протирают мотопомпу и очищают ее от грязи и пыли. Пускают двигатель, прогревают его и проверяют:

устойчивость его работы на разных оборотах (при необходимости регулируют режим работы на малых оборотах);

показания контрольно-измерительных приборов, т. е. указателя температуры воды в системе охлаждения, ам­перметра и масляного манометра мотопомпы МП-1600;

крепление приборов на двигателе и двигателя на ра­ме, затяжку болтов и гаек головки блока цилиндров двигателя;

состояние сцепления мотопомпы МП-1600, соедине­ние тяги с рычагом сцепления; выжимной подшипник смазывают через 20 ч работы двигателя завертыванием крышки колпачковой масленки;

состояние пускового устройства (мотопомпы МП-600А и МП-800Б) — сектор пускового механизма должен свободно входить в зацепление с пусковой зуб­чаткой и возвращаться в исходное положение.

Проверяют систему питания: снимают с карбюрато­ра воздушный фильтр, промывают его в бензине; в кор­пус воздушного фильтра мотопомпы МП-1600 заливают свежее масло; устанавливают воздушный фильтр на место; сливают топливо из бака, отсоединяют бензо­провод, отвертывают крышку бака и топливный кран, промывают бензином бензопровод и кран, продувают и устанавливают их на место; проверяют состояние и крепление карбюратора, а также работу приводов дроссельной и воздушной заслонок; при необходимости разбирают, чистят и регулируют карбюратор; у мото­помпы МП-1600 проверяют работу топливного насоса, удаляют отстой грязи из фильтра-отстойника. Проверя­ют систему смазки: через 48ч работы меняют масло в картере двигателя мотопомпы МП-1600, одновременно меняют фильтрующий элемент тонкой очистки; проверя­ют уровень масла в картере двигателя и при необходи­мости доливают; смесь топлива в мотопомпах МП-600А и МП-800Б тщательно перемешивают чистой деревян­ной лопаточкой; узлы мотопомпы смазывают.

В системе охлаждения проверяют: состояние и креп­ление узлов и деталей системы охлаждения двигателя '(летом также состояние дополнительного охлаждения двигателя на мотопомпе МП-1600); состояние и натя­жение ремня вентилятора.

В системе зажигания и электрооборудования прове­ряют: чистоту и состояние контактов прерывателя (при необходимости зачищают контакты и устанавливают требуемый зазор); состояние свечей зажигания (нагар с электродов свечи счищают ветошью, смоченной в бен­зине); состояние электроприборов и проводов высокого напряжения; уровень и плотность электролита в бан­ках аккумулятора МП-1600 и при необходимости подза­ряжают аккумуляторную батарею, очищают вентиляци­онные отверстия в пробках и зачищают выводные зажи­мы батареи.

В центробежном насосе проверяют: крепление насо­са к раме; затяжку гаек; состояние кранов, патрубков и контрольных приборов (при необходимости разбирают насос, обращают особое внимание на состояние шпоноч­ного соединения рабочего колеса на валу); крепление трубок, соединяющих полость насоса с газоструйным вакуум-аппаратом; состояние рычагов и тяг включения газоструйного вакуум-аппарата (при необходимости у мотопомпы МП-1600 очищают от нагара газоструй­ный вакуум-аппарат, у мотопомпы МП-600А снимают вакуум-аппарат, разбирают, промывают в керосине корпус и ротор с роликами, собирают вакуум-аппарат, устанавливают его на место и заливают маслом); стук разбрасываемых роликов при провертывании фрикци­онного колеса; герметичность насоса.

В пожарном оборудовании проверяют состояние вса­сывающих и напорных рукавов, рукавных соединений, всасывающей сетки, соединительных головок, уплотнительных колец, а также разветвления и стволов.

При техническом обслуживании№ 2 (ТО-2) прово­дят работы, предусмотренные ТО-1, и дополнительно выполняют следующие операции: частично разбирают двигатель, удаляют нагар с головки цилиндров, днищ поршневых колец, канавок, поршней, каналов и выхлоп­ных окон цилиндров у мотопомп МП-600А и МП-800Б. Нагар с головки блока цилиндров и днищ поршней у мотопомпы МП-1600 удаляют в случае детонации, уменьшения мощности двигателя и увеличения расхода бензина. Проверяют: состояние прокладки головки ци­линдра (блока цилиндров); зазоры между клапаном и коромыслами у мотопомпы МП-1600 (при необходи­мости регулируют); компрессию в цилиндрах двигате­ля. Промывают в бензине детали, очищенные от нагара, просушивают узлы и собирают двигатель. Заменяют в двигателе масло соответственно сезону эксплуатации и промывают систему смазки мотопомпы МП-1600.

В системе охлаждения проверяют состояние трубо­проводов, спускных кранов, прокладок и мест соедине­ний, работу термостата мотопомпы МП-1600; промыва­ют от накипи и осадков систему охлаждения.

В системе питания снимают и разбирают карбюра­тор, промывают детали в бензине, продувают жиклеры, проверяют и при необходимости регулируют уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, регулиру­ют работу карбюратора; проверяют крепление приборов системы питания, герметичность топливного бака и сое­динений топливопроводов; промывают ацетоном или уайт-спиритом бензобак, фильтры и топливопроводы.

В системе зажигания и электрооборудования прове­ряют: состояние свечей зажигания (удаляют нагар, ре­гулируют зазоры между электродами); состояние и ра­боту стартера, реле-регулятора на мотопомпе МП-1600; установку зажигания; доводят уровень и плотность элек­тролита до заданного значения.

При переходе на зимний период эксплуатации утеп­ляют аккумуляторную батарею теплоизолирующими ма­териалами. После проведения ТО-1 или ТО-2 испытыва­ют подачу мотопомпой воды из открытого водоема. При этом проверяют соответствие требованиям инструкции: времени заполнения насоса водой с помощью вакуум-аппарата, полного напора, создаваемого насосом, пода­чи при геометрической высоте всасывания (для мото­помпы МП-600А-1, 5м, для мотопомп МП-800Б, МП-13 и МП-1600 -3, 5м).

От правильной установки зажигания зависит нор­мальная работа двигателя мотопомпы. Даже небольшие ошибки и небрежность в выполнении операций по уста­новке зажигания затрудняют пуск двигателя. Прежде­временное зажигание приводит к сильной детонации, в результате которой может произойти пробивка про­кладки цилиндров, а также прогорание клапана и порш­ней. Позднее зажигание способствует увеличению расхо­да топлива и перегреву двигателя.

Для установки батарейного зажигания у мотопомпы МП-1600 выполняют следующие операции:

снимают крышку распределителя и ротор, проверя­ют зазор между контактами прерывателя (в случае необходимости регулируют), ставят ротор на место, вы­вертывают свечу первого цилиндра;

закрыв пальцем отверстие свечи первого цилиндра, проворачивают коленчатый вал двигателя пусковой ру­кояткой до начала выхода воздуха из-под пальца;

убедившись, что сжатие началось, осторожно пово­рачивают вал двигателя до совпадения установочного отверстия на шкиве коленчатого вала со штифтом на крышке распределительных шестерен;

устанавливают ротор распределителя против внут­реннего контакта его крышки, соединенного с проводом от свечи первого цилиндра; гайками плавной настройки устанавливают шкалу октан-корректор на нулевое деление; ослабив винты крепления, поворачивают корпус распределителя против часовой стрелки до замыкания контактов; контрольную лампочку (напряжением 12 В) одним проводом соединяют на массу, а другим — с клем­мой низкого напряжения на катушке (к которой крепят провод, идущий к распределителю);

включают зажигание и осторожно поворачивают кор­пус распределителя по часовой стрелке до зажигания лампочки; вращение распределителя прекращают в мо­мент вспыхивания лампочки; если этого не удается сде­лать, то все движения нужно повторить, вернув корпус распределителя в исходное положение; удерживая кор­пус распределителя от проворачивания, затягивают винт крепления распределителя и ставят крышку, а также центральный провод на место. Проверяют правильность присоединения проводов от свечей (начиная с первого цилиндра провода должны быть присоединены последо­вательно против часовой стрелки); вращением гаек ок­тан-корректора производят доводку установки зажига­ния на двигателе, прогретом до 90 °С; при большой на­грузке должен работать со слабой детонацией.

Для установки зажигания у мотопомпы МП-600А выполняют следующие операции: вывертывают свечу за­жигания, вставляют щуп в отверстие под свечу и, пово­рачивая маховик, подводят поршень в верхнюю мерт­вую точку; в этом положении на щупе делают две риски (одну на уровне отверстия, другую выше его на 1, 5 мм), поворачивают маховик до тех пор, пока верхняя риска не дойдет до первой верхней метки, так называемой мертвой точки - это положение соответствует углу опережения зажигания 12...16° в статическом положении 30...34 ° при частоте вращения 1050 мин" 1;

поворотом ротора магнето по часовой стрелке уста­навливают контакты в положение размыкания и соеди­няют муфту опережения зажигания с кулачковой муф­той привода, неподвижно сидящей на коленчатом валу двигателя;

поворачивают корпус магнето в пределах овальных отверстий фланца корпуса до -совпадения риски на ку­лачке с острием указателя и закрепляют магнето бол­тами;

ввертывают свечу зажигания в головку цилиндра и соединяют проводом высокого напряжения централь­ный электрод свечи с контактом высокого напряжения магнето.

Для установки зажигания у мотопомпы МП-800Б поршень первого цилиндра (считая от магнето) перево­дят в верхнюю мертвую точку, поворачивают муфту маг­нето так, чтобы красная метка на муфте опережения зажигания оказалась в верхнем положении, и закрепля­ют корпус магнето на картере двигателя. Соединяют проводами высокого напряжения «свечу зажигания пер­вого цилиндра с первой клеммой на магнето, свечу вто­рого цилиндра - со второй клеммой на магнето.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.