Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Выживание в уличной толпе






Удивительно, но большинству людей выживание в уличной толпе представляется целью более легко достижимой, чем, к при­меру, в замкнутом пространстве кинокон­цертного зала. Нет узких дверей, нет кро­мешной темноты, не мо­гут обрушиться на голову потолки и стены, через каждый квартал — поперечные ули­цы и переулки. Как здесь можно не вы­браться?

Может быть, улица будет и пошире входных дверей в театральный или киноконцертный зал, но и людские толпы там случаются побольше, чем на премьерных спектаклях и концертах. А чем больше толпа, тем напряженней ее психическое состояние, тем большая пред­расположенность к агрессии, тем легче на­ходится провокатор, поджигающий запал эмоционального взрыва, тем страшнее по­следствия возможной паники. Любая улич­ная толпа в отличие, например, от «зритель­ской» опасна изначально. Улица не киноте­атр; если люди там собираются в массовом количестве, значит, чаще всего преследуют какие-то определенные цели — митинг ли это, шествие, демонстрация верноподданни­ческих чувств своим правителям или, наобо­рот, протест — не суть важно. В любом слу­чае такая толпа в той или иной степени иде­ологизирована.

Для превышения критической массы по­коя бывает довольно одного кирпича, бро­шенного в витрину, или одного крика «На­ших бьют!», чтобы законопослушное сбори­ще людей превратилось в не боящуюся кро­ви и смерти толпу, которая высвобождает худшие животные инстинкты, создавая ил­люзию кажущейся безнаказанности. Такая безнаказанность в масштабах много­тысячной толпы заразительна, как бубонная чума. «Бей! Громи!» — любимые лозунги беснующихся толп. Массовая вседозволенность иногда переходит в новое качество — ощущение всемогущества. Такая толпа ищет жертвы уже сознательно, поэтому смертель­но опасна для всего живого, встретившегося на ее пути.

Отсюда самый главный совет: в дни социальной напряженности или даже массовых гуляний не выходите лишний раз на улицу, не ищите на свои ребра приключений. Все, что вы хотите увидеть, вам потом покажут по телевизору. Особенно следите за де­тьми, в силу природной любознатель­ности они часто стремятся попасть в самые горячие точки событий, за что и расплачиваются. Если в силу каких-то обстоятельств избе­жать участия в массовых шествиях вам не удается, не забывайте о мерах личной про­филактической безопасности.

Изберите наиболее рациональный с точки зрения выживания в толпе гар­дероб — более прилегающую, крепко на вас сидящую, с надежными застеж­ками верхнюю одежду. Широкие пальто и плащи опасны тем, что «цеп­ляются» за толпу и встретившиеся на пути препятствия. Шарфы, галстуки, «цени» могут задушить вас. Распус­тившиеся шнурки — уронить. Туфли на высоком каблуке — убить упавших людей. Собираясь в места массового скопления людей, предпо­читайте одежду поплоше, ее не так жалко бросить в случае необходимости.

Следующий после осмотра одежды шаг — ревизия вещей. Уберите из карманов все потенциально опасные предметы (ост­рые, объемные, бьющиеся и пр.), которые в давке могут поранить вас. Оставьте дома портфели. И сумки со стеклом — стеклян­ные банки и бутылки.

А вот контактные линзы, если вы их но­сите, обязательно возьмите! Они защищают глаза от воздействия боевых (используемых милицией) слезоточивых газов.

Снимите с одежды все знаки профессио­нальной или идеологической принадлежнос­ти. Вообще старайтесь внешним обликом быть усредненно-нейтральным.

Если возможно, обойдитесь без транспа­рантов, флагов и т.п. митинговой атрибутики, которую можно использовать в качестве оружия (древки, шесты, каркас транспаран­тов и пр.), в том числе и против вас, и плюс к тому — как вещественное доказательство, если вас надумают привлечь по «политичес­кой» статье.

Не рекомендуется иметь при себе фото­аппараты и видеокамеры, их не жалуют ни погромщики, ни органы правопорядка, раз­гоняющие толпу.

Старайтесь не лезть в гущу событий: в голову идущей колонны, к митинговым трибунам, к местам концентрации сил правопорядка и противостоящих им стихийно созданных боевых дружин. В этом случае лучше держаться окра­ин толпы, чем центра, — там больше шансов вовремя и, главное, без потерь покинуть поле боя.

Не высказывайте свою идеологическую программу. Если она понравится, вас могут выдвинуть в лидеры, что опасно последую­щими правоохранительными «разборками», если не понравится, у вас могут найтись «кулачные» оппоненты.

Все эти рекомендации касались в боль­шей степени выживания в толпе разбуше­вавшихся идейных борцов. А что делать просто в толпе, в которой возникла паника давка?

В первую очередь вспомните план окру­жающей местности.

Зачастую от того, насколько хорошо вы ориентируетесь в своем местоположении и помните характер и расположение ближай­ших площадей, улиц, переулков, проход­ных дворов и даже подъездов, зависит ваша жизнь. Поднимитесь мысленно над местом событий, взгляните на окружающую мест­ность с высоты птичьего полета. Куда выхо­дит улица, по которой движется толпа? Какие улицы выходят на нее? Особенно опасны возможные транспортные суже­ния — переходы с магистральной улицы в более тесную, ее выход к участкам, частич­но перегороженным из-за ремонта проезжей части, строительства перехода или реставра­ции дома.

Любое такое сужение — это капкан. Толпа не сможет остановиться, так как да­лекие задние ряды не видят препятствия и продолжают напирать. Головные колонны будут вынужденно спрессовываться, что не­безопасно для людей, составляющих их. Но это еще полбеды. Беда, если проход будет не настолько широк, чтобы пропустить тол­пу пусть и за счет сжимания, но без сниже­ния скорости движения. Если такое случит­ся, то у входа в сужение создастся неизбеж­ный затор, а значит, давка и паника, прово­цирующая новую, уже более масштабную давку.

Прикиньте, где «ваша» толпа может со­единиться с другой и где ее может поджи­дать милиция, — все это опять-таки создает предпосылки для заторов и паники.

Если вы заранее просчитаете воронку, у вас останется шанс, до того как толпа уплот­нится и закаменеет, покинуть ее. Здесь до­пустимы любые методы — толкайтесь, ры­дайте, умоляйте пропустить вас по причине оставленного на рояле включенного утюга, предупреждайте, что у вас плохо со здоро­вьем и что сейчас, не сходя с этого самого места, вы испустите дух, скажите, что у вас понос, изобразите сердечный приступ или тошноту. Мало будет слов — вызывайте рвоту. Это ничего, что вы запачкаете свою одежду и одежду своих соседей — быстрее расступятся, вы же предупреждали!

Помните, толпа живет по физическим за­конам текущей жидкости. В широких местах — на площа­дях, перекрестках — толпа разливается, в сужениях убыстряет ход и запруживает ули­цу (вот здесь наблюдается некоторое разли­чие с рекой — вода в запрудах поднимается вверх, людской поток уплотняется до самых трагических степеней), в местах препятст­вий образует стоячую волну (где люди, увы, могут подминать друг друга).

Если вы знаете, что один из потоков раз­деляющейся толпы хлынет в левую протоку-улицу, которая ведет в тупик или закан­чивается свежим строительным котлованом (а это неизбежная давка), а другой — в пра­вую, свободную по всей своей протяженно­сти, то вы должны приложить максимум усилий, чтобы попасть в поток, утекающий вправо! Чуть вы замешкаетесь, чуть расте­ряетесь — и вас не спросят, куда вы хотите, потащат, подталкивая в бока и спину, на­встречу гибели.

В толпе спасаются не тогда, когда спасаются все — в этом случае уже поздно что-либо предпринимать, а тог­да, когда паника и массовое бегство только предполагаются.

В ситуациях, когда вы видите приближа­ющуюся к вам толпу, немедленно уходите в сторону — в боковые улицы, переулки, проходные дворы. Убегать от толпы в направле­нии, куда она движется, не рекомендуется. Во-первых, вы можете спровоцировать пого­ню (инстинкт хищника, догоняющего жерт­ву), во-вторых, упереться в тупик, где вас и накроет вал приблизившихся людей. В-тре­тьих, вы можете оказаться между толпой и органами правопорядка и пострадаете и от тех, и от других.

При начинающейся панике и невозмож­ности эвакуации в боковые улицы допусти­мо уходить в подъезды, где, поднявшись на верхние этажи, просить убежища у жильцов или, забравшись через чердачные люки, пе­режидать события на крыше.

В крайнем случае, разбивайте витрины магазинов и по их внутренним помещениям идите к служебным, обычно расположен­ным с противоположной от парадной сторо­ны выходам, а от них по проходным дворам выбирайтесь на другие улицы.

Как самое крайнее средство можно поре­комендовать при приближении толпы взби­раться на козырьки магазинов, крыши низ­ких зданий, капитальных киосков и даже трамвайных вагонов (только опасайтесь токонесущего провода!), вскарабкиваться на уличные фонари, то есть любым способом стремиться подняться над толпой.

Только обязательно смотрите, чтобы сооружения, на которые вы забираетесь, были прочны и надежно стояли на земле.

Если на облюбованную вами крышу или козырек влезают все новые и новые люди, отчего его прочность или устойчивость начи­нают вызывать сомнение, забирайтесь через окна в квартиры ближайших домов или пол­зите выше в поисках подходящей для спасе­ния площадки. Путь вниз, в толпу, для вас все равно отрезан!

Возможно также (но еще более опасно, чем балансировать на случайных крышах и выступах) искать укрытия на уровне земли, например, забираясь под трамваи, тяжелые грузовые автомобили (прячем предпочитать сильно загруженные порожним), в слухо­вые окна подвалов.

Если вы оказались в толпе, то главное, чего вы не должны делать, — оказывать фи­зическое сопротивление, пытаться сдержи­вать соседей, хвататься за случайные непо­движные предметы, тормозить общее движе­ние. Ваших сил все равно не хватит, чтобы остановить текущую толпу. Вас просто сомнут и затопчут, а руки, ухватившиеся за фонарь, сломают.

Если в разреженной толпе имело смысл «плыть» к ее окраинам, чтобы найти убежи­ще в ближних домах, то в монолитно теку­щей — наоборот, надо держаться от них как можно дальше. Любые выступы на стенах, мимо которых вас тащит людской поток, становятся смертельно опасными. Обогнуть их или оттолкнуться от них вам, затертому в людской массе, не удастся, сколько бы вы ни старались. Особенно страшны декоратив­ные решетки, водосточные трубы, точнее, крюки от них (сами трубы собьет первый же напор людей), крылечки подъездов и вит­рины. Многометровое толстое стекло витри­ны, выдавленное вашим телом, становится гигантским гильотинным ножом, способным в падении перерубить всякого оказавшегося на его пути человека.

Не менее опасны отдельно стоящие фо­нарные столбы, киоски, афишные тумбы, деревья, парапеты ограждений. Желательно заметить их заранее и приложить все воз­можные усилия, для того чтобы благополуч­но миновать.

Для человека, оказавшегося в центре толпы, можно выделить две основные задачи, на которых он должен сосредо­точиться: защитить грудную клетку от сдавливания и постараться не упасть.

Падение наиболее вероятно в еще бегу­щей, то есть достаточно разреженной толпе (в монолитной падать уже некуда). Чтобы не стать подстилкой для тысяч ног, вы должны проявить максимум изворотливости для сохранения равновесия. Для этого пред­почитайте семенящий шаг прыжкам — так меньше шансов быть сбитым боковым толч­ком или угодить в невидимую яму. Вообще старайтесь, пока это возможно, стоять на земле двумя ногами, две опоры лучше, чем одна. Будьте готовы ухватиться при потере равновесия за соседей, для чего освободите руки и заранее наметьте «жертвы». А еще лучше бегите, уже аккуратно держась за них. Да нет же, не в обнимку, а аккуратно, так, чтобы не мешать друг другу.

Избавьтесь от неустойчивой, на высоких каблуках обуви. Вы все равно ее потеряете, но уже вместе с жизнью. Для начала попро­буйте отломить каблуки, а если это не доба­вит устойчивости, сбрасывайте туфли. На­верное, вам в кровь истопчут пальцы на но­гах, но это не так страшно, как падение на землю. Там вам будут топтать уже лицо.

Затяните пояса штанов и юбок, а если это невозможно, сбросьте их.

Конечно, бегать в исподнем среди наро­да некрасиво, но сползшие в критический момент на колени штаны свяжут ваши ноги не хуже веревочной петли, и вы непременно упадете.

Не нагибайтесь за уроненными веща­ми, что бы вы ни потеряли. Нет ни единой вещи, которая была бы дороже вашей жизни. Не реагируйте на боль в ногах и теле, не пытайтесь рассмот­реть нанесенные вам повреждения! Терпите! Любой микрона­клон, любое отвлечение в бегущей толпе от главной задачи — удержания равновесия — чреваты мгновенной и необратимой смертью.

Если вы упали — немедленно, не меш­кая ни мгновения, пока ваша ниша не затянулась, поднимайтесь. Не пытай­тесь переждать вот этих бегущих лю­дей, за которыми будет посвободней. Не будет свободней, за ними следуют еще тысячи людей!

Быстро подтягивайте ноги к себе, груп­пируйтесь и резким и сильным рывком, разжимаясь, подобно пружине, прыгайте вверх. От этого прыжка зависит вся вашажизнь! Вложите в него всю силу! Если вы не упали, а осели на колени, поставьте од­ну ногу полной подошвой на землю и вста­вайте резким толчком. Во всех случаях по­дымайтесь по направлению движения, а не против него.

В частично разреженной толпе можно попытаться как можно более громко и при-казно закричать «Стой!», вдруг бегущие люди, на мгновение замешкавшись, притор­мозят свой бег?

Допустимо также, хоть и не очень нрав­ственно, в мгновение подъема цепко схва­титься за наиболее крепко стоящего на но­гах соседа, чтобы к силе распрямляющихся ног приплюсовать силу сгибающихся рук.

Если подняться вам не удалось — подтя­ните колени к животу, наклоните голову к груди, обхватите ее руками, прикрыв локтя­ми бока, по возможности откатитесь за ка­кое-нибудь препятствие на земле и, не реа­гируя на боль и удары, сохраняйте данную по­зу. Только он в такой ситуа­ции может помочь вам сохранить жизнь.

Другая опасность связана с удушением путем сминания груди. Такое может случиться только в монолитной толпе.

Здесь единственной вашей защитой могут быть ваши же руки. Поэтому не размахи­вайте ими, не отбивайтесь от окружающих, не поправляйте сползающие очки или голо­вной убор (от них лучше заранее избавить­ся!) и вообще не задирайте их лишний раз вверх: когда толпа сдвинется, втянуть их обратно окажется невозможно. В результате они палками будут торчать над толпой, а ва­ши незащищенные ребра будут сдавливать чужие бока и спины до тех пор, пока не выдавят из легких последний глоток воздуха.

Руки в затвердевающей толпе должны быть внизу. Руки в толпе необходимо выставить перед грудью, со сцепленными в за­мок пальцами или выставленными ку­лаками! В таком положении они хоть в какой-то степени защитят грудную клетку. При каждом вдохе вы можете отжимать руки от себя, выигрывая дополнительные миллиметры объема легких.

Когда в поддавшейся панике толпе вы оказались не одни, а, например, с друзьями или рядом нашлись несколько здравомысля­щих мужчин, можно попытаться оказать совместное сопротивление общей панике. Десяток хорошо организованных, согласо­ванно действующих человек остановить тол­пу, конечно, не остановят, но выбраться из нее, в принципе, могут, а уж защитить сво­ими телами детей и женщин — точно.

«Клин», состоящий из десяти пар упира­ющихся в одну сторону ног и десяти пар раздвигающих толпу рук, хоть и медленно, но может дрейфовать в теле толпы. Конеч­но, не против движения, это исключено, а по ходу, постепенно забирая вбок.

Для этого надо сцепиться руками друг с другом, выставив сжатые в кулаки руки вперед, и по команде одновременно качать­ся в избранном направлении. При этом в ос­трие клина должны располагаться наиболее сильные мужчины, а в центре — защищае­мые дети и женщины. Втыкаясь в монолит толпы, клин перекатывает вдоль своих сто­рон людей, ее образующих, от носа к корме и таким образом двигается.

Хорошее отрезвляющее действие на окружающих могут иметь громко скандируе­мые такими людьми команды. Если этот ос­тровок сопротивления не будет сразу смят, то он начнет обрастать новыми, зацепивши­мися за него «бойцами». А это уже реальная заявка на усмирение паники. Сдерживание давления толпы в подобных клиньях проис­ходит, кроме сцепления рук, еще и за счет упора внешней цепи в плечи друг друга и в тела стоящих внутри людей.

Если в толпе возле вас объявился паникер, кото­рый баламутит окружающих людей, найдите способ осадить его. Паникер в растерянной, не знающей, что происходит на ее окраинах, а значит, предрасположенной к панике тол­пе — опаснее гранаты с выдернутой чекой. Один его истеричный выкрик способен сдви­нуть ситуацию в сторону катастрофы.

В самой категорической форме прикажи­те ему замолчать, обвините его в злонаме­ренной лжи, скажите, что вызнаете истину, знаете, что делать, пусть даже растеряны, как и все остальные. Говорите с толпой в то­нальностях, к которым она предрасположе­на, — твердо, уверенно, безапелляционно. Если паникер не успокаивается — примени­те физическую силу вплоть до нанесения травмирующих ударов. Вы спасаете толпу и себя в том числе от паники и, значит, от воз­можной гибели.

Толпа представляет серьезную опасность как для людей, составляющих ее, так и для окружающих. Для человека в толпе харак­терны: пониженные самоконтроль и само­критика, асоциальность, агрессивность и пр. Наиболее опасны политизированные толпы. Толпа, впавшая в панику, равна стихийному бедствию.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.