Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Направления совершенствования оценок ненаблюдаемой экономики






Дальнейшее совершенствование оценок ненаблюдаемой экономики намечается производить по следующим направлениям.

1. Совершенствование регистра предприятий в направлении не столько полного охвата всех единиц, сколько охвата единиц, превышающих установленный лимит.

Это предполагает отказ от включения в регистр единиц, не использующих наемный труд, и других мелких единиц (до определенного лимита с учетом отраслевых и региональных особенностей) и концентрацию внимания на охвате крупных предприятий, доминирующих в отраслях и регионах.

2.Выделение и изучение характерных типов предприятий: государственные, приватизированные, новые частные, неформальные.

3.Уточнение стратегии сбора данных с учетом типов и размеров предприятий.

В рамках этого направления необходимо определить для каждого типа теневой деятельности наиболее оптимальные методы сбора информации:

• должен ли он быть сплошным (по всему кругу изучаемых предприятий или домашних хозяйств) или достаточно выборочного обследования;

• от каких единиц лучше собирать информацию (от получателей доходов или от их контрагентов);

• с какой частотой осуществлять сбор информации;

• каковы должны быть объем и содержание информации.

4.Повышение уровня представления данных и их достоверности. С этой целью необходимо выявлять и своевременно исключать из расчетов фактически не действующие единицы, а по действующим единицам — оценивать степень непредставления данных и выявлять их причины. Необходимо регулярно определять степень достоверности отчетности с помощью сопоставлений индивидуальных и средних значений производительности труда, фондоотдачи, оплаты труда, рентабельности, а также использования данных альтернативных источников (налоговых органов и др.); при этом особое внимание должно быть уделено приоритетным единицам (или их группам), существенно влияющим на качество информации для изучаемого круга единиц. Важное значение имеет выяснение причин недостоверности: носит ли она умышленный характер или возникает из-за непонимания форм отчетности и вопросников. Необходимо совершенствовать формы отчетности и вопросники, устанавливать реальные объемы и сроки отчетности по согласованию с предприятиями, стремиться к сотрудничеству с администрацией предприятий, заинтересовывать ее в получении полезной для деятельности предприятия информации (например, о средних показателях по их отрасли), убеждать в необходимости предоставления достоверной информации органам статистики, гарантируя сохранение ее конфиденциальности.

5.Совершенствование обследований домашних хозяйств (бюджетов домашних хозяйств и рабочей силы) на основе внедрения международных стандартов в методологию обследования.

Это предполагает использование территориального принципа формирования выборочной совокупности, ротацию обследуемых домашних хозяйств, учет ежедневных расходов в течение двух недель, проведение основного интервью, ежеквартальное обследование доходов и расходов, корректировку затрат на некоторые товары и услуги (например, на алкогольные напитки, расходы на которые опрашиваемые часто занижают). С целью актуализации базы для формирования достоверной территориальной выборки необходимо проводить перепись населения. Выборка должна регулярно проверяться по ключевым характеристикам (доходы, возраст, пол, отрасль, профессия) во избежание систематического исключения из нее определенных типов домашних хозяйств.

6. Расширение специальных выборочных обследований, например:

а) структуры промежуточного потребления и затрат на оплату
труда по ограниченному кругу крупных и мелких предприятий;

б) крупных предприятий для получения информации о второстепенных видах деятельности, затратах, научных исследованиях,
социальных пособиях в денежной и натуральной форме, основных фондах;

в) малых предприятий, оказывающих платные услуги домашним хозяйствам, для определения их средней рентабельности, заработков их работников, доли промежуточного потребления;

г) расходов домашних хозяйств, в том числе на услуги частных
лиц, чаевые и т.п.

7. Формирование информационной базы для использования
косвенных методов количественной оценки теневой (ненаблюдаемой) экономики и ее компонентов.

Необходимо использовать метод товарных потоков, обеспечивающий согласование данных, поступающих из разных источников информации. Важным элементом данного метода является система натуральных и стоимостных балансов сельскохозяйственной продукции в хозяйствах производителей (сельскохозяйственных предприятий и населения), обеспечивающая согласование данных о ресурсах и использовании сельскохозяйственной продукции, значительная часть которой производится в неформальном секторе и учет которой требует особых методов.

Для анализа степени достоверности расчетов ВВП и повышения их аналитической ценности оценки ненаблюдаемой экономики должны показываться отдельно с выделением следующих элементов:

1) ненаблюдаемая деятельность некорпорированных предприятий в секторе домашних хозяйств:

а) скрытая деятельность;

б) другая неучитываемая деятельность;

2) ненаблюдаемая деятельность предприятий (юридических
лиц):

а) скрытая деятельность;

б) другая неучитываемая деятельность.

Накопление таких данных за ряд лет позволяет отслеживать изменения в динамике и структуре ненаблюдаемой экономики, изучать тенденции ее развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите факторы, способствующие развитию теневой экономики.

2. Охарактеризуйте общие черты и различия между незаконным и скрытым производством.

3. Какие формы теневой деятельности характерны для экономики:

а) с жестким государственным регулированием?

б) с развитым частным предпринимательством?

3. Дайте определение неформальной деятельности; приведите примеры теневой и нетеневой неформальной деятельности.

4. Каким образом недоучет теневой экономики влияет на ВВП?

5. Какие виды незаконной деятельности не должны включаться в ВВП?

6. Назовите основные направления совершенствования оценок теневой и неформальной экономики.

 

 


[1] В данной главе не ставится задача осветить все детальные аспекты методо­логии платежного баланса, и полное представление о методологических ос­новах платежного баланса можно получить, обращаясь к Руководству по ПБ и другим официальным публикациям МВФ по платежному балансу. Среди них: Учебник по платежному балансу (Balance of Payments Textbook) и Руко­водство по составлению платежного баланса (Balance of Payments Compilation Guide), в котором изложены основные практические аспекты сбора данных для разработки платежного баланса и публикации последнего.

 

[2] Financial Derivatives, A Supplement to the Fifth Edition (1993) of the Balance of Payments Manual. МВФ, 2000. В 2002 г. последовал ряд уточнений.

 

 

[3] Наиболее детальные критерии отнесения тех или иных активов к резерв­ным содержатся вдокументе МВФ «International Reserves and Foreign Currency Liquidity Guidelines For A Data Template».

 

[4] Международные активы, созданные МВФ для расчетов между центральными банками различных стран.

Требования страны к МВФ в иностранной валюте (обычно образуются в Результате взносов стран в капитал МВФ).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.