Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Для конкретизации стратегических задач служат тактические задачи.






Задачи, которые решаются на глазах детей и при участии детей, называются оперативными. Главной особенностью оперативных задач является невозможность полностью предусмотреть их все заранее и подготовиться к их решению.

Успех в педагогической деятельности зависит от того, как педагог умеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. А это возможно только в том случае, если учитель отдает себе отчет в конечных результатах своей деятельности. В противном случае все задачи решаются как отдельные, не связанные между собой. Вот почему предмет преподавания для педагога никогда не должен выступать для педагога самоцелью.

Этапы решения педагогических задач:

- постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;

- конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);

- процесс решения педагогической задачи;

- анализ результатов решения педагогической задачи.

Важнейшей предпосылкой профессионального продуктивного решения педагогической задачи при любой технологии является активно заинтересованное взаимодействие субъектов педагогического процесса – педагогов и воспитанников.

РЕПРОДУКТИВНОЕ обучение, нацеленное на максимально быстрое освоение индивидом имеющегося опыта, не требует пояснений, это — наши традиции. Учебные программы, учебники, привычный стиль взаимодействия с учеником, устоявшиеся формы обучения и, в первую очередь, сам урок, организация кабинетов и всего учебного здания — все это сегодня максимально приспособлено к требованиям данного типа учебного процесса.

Репродукция готовила грамотного работника, но — исполнителя, не способного создавать новое. Новую социальную потребность выразил в 60-х годах уже нашего столетия советский философ Э.В. Ильенков: “Да, современные школьники знают гораздо больше, чем Сократ, но мыслят ли они так, как он? ”. Выпускников массовой средней школы автор не без оснований назвал интеллектуальными тунеядцами и, перефразируя древних, добавил: “Ученик — не сосуд, который можно заполнить, а факел, который нужно зажечь.” Ответом на социальный заказ стала пропаганда проблемного обучения, позже — активных методов обучения. Необходимость продуктивного типа доказывать нет необходимости: у всех на устах развитие творчества, активизация познавательной деятельности. Следует только трезво признать, что антураж сегодняшней школы не меняется со времен основателя дидактики. Урок, крайне неуклюжий с позиций творческой активности, признается в качестве “основной организационной формы обучения” в школе. Этот факт нельзя рассматривать как недостаток педагогической практики: из него следует, согласно еще одной закономерности образования, что стрелка социальной потребности еще не указывает на выпускника-творца и продуктивный тип не может быть массовым.

И все-таки, ПРОДУКТИВНЫЙ тип — это требование времени, логичный шаг развития педагогической практики. Характерными его особенностями являются самостоятельная, а не организованная преподавателем познавательная деятельность учащегося и творческое мышление как ключевой элемент результата образования. Понятно, почему все современные рекомендации по совершенствованию процесса обучения сходятся на развивающем обучении и использовании активных методов обучения. Образованный человек сегодня должен уметь создавать свой собственный опыт.

Репродуктивная учебная деятельность - это выполнение упражнений по указанному образцу; деятельность по комплексному применению знаний, когда учащимся известен алгоритм действия; воспроизведение изученных теоретических фактов или практических заданий; прослушивание объяснения учителя; чтение текста книги и т.д.

Под продуктивной учебной деятельностью учащихся понимается деятельность по самостоятельному установлению свойств и различных отношений, ответы на проблемные вопросы, решение нестандартных учебных задач, выполнение исследований и проектных работ.

Репродуктивный тип деятельности, по Л.С. Выготскому, заключается в том, что ученик «воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений»[2]. Известный психолог А.М. Матюшкин подчеркивал, что «запоминание и упражнение — два основных способа, обычно применяемые вшколе для усвоения учебного материала». Они не требуют «от ученика творческого мышления... И каким бы знаниям и навыкам мы не учили детей, в том числе и навыкам рассуждения, в результате такого обучения ребенок становится как бы интеллектуальным иждивенцем, постоянно обслуживаемым учителем»[3].

Творческий (продуктивный) тип деятельности направлен на создание чего-то нового, «все равно, будет ли это созданием творческой деятельностью какой-нибудь вещи внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке»[4] - рассуждал Л.С. Выготский.

Психологами установлено, что важным средством развития творческого (продуктивного) мышления являются диалоги (полилоги), дискуссии, проблемные и поисковые задачи, исследовательская деятельность. Такие виды учебной деятельности являются высшей формой творческой активности ученика. Исследователи процессов развивающего обучения (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов и др.) утверждают, что процесс развивающей учебной деятельности способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического мышления, основными компонентами которого являются содержательные абстракции, обобщения, анализ, планирование и рефлексия. Задания поискового, исследовательского, дискуссионного характера служат развитию мышления, формируют умения самостоятельно анализировать факты и явления и развивают способность использовать знания на практике.

Сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности учащихся в учебном процессе, которое предполагает переход к продуктивной деятельности тогда, когда репродуктивная исчерпывает себя, подготавливая все необходимое для продуктивной деятельности, является необходимым условием развития учащихся и обуславливает эффективность обучения. Многие исследователи подчеркивают значение репродуктивной деятельности: подражание, как элемент репродукции, является одним из естественных для человека путей усвоения каких-либо навыков и ценностей. Иногда повторить результат или способ действия даже сложнее, чем впервые случайно получить его. Однако, ведущую роль в деятельности человека играет именно продуктивная деятельность, которая всегда индивидуальна, уникальна, творчески окрашена и позволяет осуществлять поиск чего-то нового.

В репродуктивных технологиях обучения выделяют следующие признаки [5]:

· Передача знаний в «готовом» виде.

· Сообщение и объяснение учителем материала.

· Критерием усвоения учащимися знаний является правильное воспроизведение (репродукция) знаний.

· Прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения.

Главное преимущество данного метода – экономность. Метод обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время, в целом же репродуктивные методы обучения не позволяют в должной мере развивать мышление школьников, и особенно самостоятельность, гибкость мышления; формировать у учеников навыки поисковой деятельности.

Продуктивный вариантучебной деятельности содержит ряд иных элементов [6]:

· Формулирование проблемы, изучению которой будет посвящен определенный отрезок времени.

· Перенос имеющихся знаний в незнакомые, нестандартные ситуации и их трансформация применительно к новым условиям.

· Самостоятельный поиск необходимых материалов.

· Высокая интенсивность образовательного процесса, выдвижение и проверка гипотез, перебор и оценка вариантов и т.д.

· Проявления творчества в деятельности.

· Высокая мотивация и личная заинтересованность.

· Создание субъективно нового знания, генерирование новой информации, способа деятельности, оригинального продукта.

Таким образом, связанные между собой репродуктивная и продуктивная деятельности представляют различные ступени одного и того же процесса освоения.

Другие исследователи называют любое проявление личности ученика продуктом. С нашей точки зрения, не все проявления личности можно назвать продуктивным или продуктом, результатом образования. Не смотря на то, что личность – выражение уникального опыта саморазвития человека в процессе плодотворной деятельности и общения, осмысления опыта и взаимодействий с миром, самоактуализации и рефлексии, не все личностные проявления являются продуктивными и созидательными.

Существуют следующие педагогические технологии: репродуктивные, продуктивные и алгоритмические.

 

Репродуктивное обучение включает в себя восприятие фактов, явлений их осмысление (установление связей, выделение главного и т.д.), что приводит к пониманию. Репродуктивный характер мышления предполагает активное восприятие и запоминание сообщаемой учителем и другим источником учебной информации. Применение этого метода не возможно без использования словесных, наглядных и практических методов и приемов обучения, которые являются как бы материальной основой этих методов.

 

Продуктивный вариант учебной деятельности содержит ряд элементов: логическое и интуитивное предвосхищение; выдвижение и проверка гипотез; перебор и оценка вариантов и др. Его стержнем является стимулирование учащихся к творчеству в познавательной деятельности. Продуктивный вариант обучения состоит из ориентированного, исполнительного и контрольно-систематизирующего этапов и добывание, и применение знаний, и определение отношений и оценок носит поисковый, творческий характер. Однако по многим дисциплинам продуктивный вариант используется, к сожалению, спорадически, вне системы.

 

Алгоритмизация обучения предполагает выявление алгоритмов деятельности учителя и умственной деятельности учащихся. Алгоритм - это общепринятое предписание о выполнении в определенной последовательности элементарных операций для решения любой из задач, принадлежащих к некоторому классу, например, как решать задачу [2].

 


[1] Словарь по социальной педагогике. – М., 2002

[2] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. С. 3.

[3] Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972. С. 6.

[4] Выготский Л.С. Там же.

[5] Репродуктивные, продуктивные, алгоритмические педагогические технологии. Электронный ресурс – [https://old.ysu.ru/institut/pedinst/tecnology/files/gl5.html]

[6] Павлуцкая Н.М. Организация продуктивной познавательной деятельности учащихся при обучении решению физических задач. Электронный ресурс – [https://www.dissercat.com/content/organizatsiya-produktivnoi-poznavatelnoi-deyatelnosti-uchashchikhsya-pri-obuchenii-resheniy-0? _openstat=cmVmZXJ1bi5jb207bm9kZTthZDE7]






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.