Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тактико-техническая характеристика АЦ

План-конспект

 

Для проведения занятий со слушателями группы профессионально подготовки радиотелефонистов.

 

по предмету: Специальная подготовка.

 

Тема № ___ Основные и специальные пожарные автомобили.

Вид занятия: урок

 

Количество часов: 2

 

Место проведения: учебный класс

 

Цель занятия: Изучить со слушателями пожарные автомобили, их классификацию и ТТХ.

 

Материальное обеспечение: плакаты и макеты

 

Литература:

  1. Иванов А.Ф., Пожарная техника ч.1, Пожарно-техническое оборудование, Стройиздат, Москва, 1988г.;
  2. Пожарная техника: Учебник / Под ред. М.Д. Безбородько.-М.: Академия ГПС МЧС России, 2004.-550 с.

 

Учебные вопросы:

1. Классификация пожарных автомобилей.

2. Основные пожарные автомобили, назначение, устройство, ТТХ.

3. Специальные пожарные автомобили, назначение, устройство, ТТХ.

 

1. Организационный момент (доклад командира группы, приветствие, проверка личного состава, сообщение о ходе предстоящего занятия) - 2мин.

2. Опрос слушателей по пройденному материалу - 7мин.

3. Подведение итогов опроса слушателей - 1мин.

4. Изложение нового материала - 70мин

 

1. Классификация пожарных автомобилей.

Пожарные машины – это моторизованные средства с оборудованием, предназначенные для использования при тушении пожаров. Пожарными машинами являются: автомобили, самолеты, вертолеты, поезда, суда, мотопомпы.

Пожарные автомобили предназначены для:

¨ Доставки в требуемый район боевых расчетов, огнетушащих средств и пожарного оборудования;

¨ Подачи в необходимом количестве огнетушащих средств в очаги горения;

¨ Выполнения ряда специальных работ перед началом и во время тушения пожаров.

 

В зависимости от назначения оборудования, которым укомплектованы пожарные автомобили, их разделяют на основные, специальные и вспомогательные.

 

Основные - служат для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и запаса огнетушащих средств, а также для подачи их в очаги горения.

Их делят на две группы:

1. Пожарные автомобили общего применения – для тушения пожаров в городах и населенных пунктах:

2. Пожарные автомобили целевого применения – для тушения пожаров на предприятиях народного хозяйства.

 

Специальные – предназначены для выполнения специальных работ при тушении пожаров.

Вспомогательные – обеспечивают заправку топливом, подвоз грузов, ремонт пожарной техники и т. д.

2. Основные пожарные автомобили, назначение, устройство, ТТХ.

Основные пожарные автомобили общего применения

 

Первичным тактическим подразделением в пожарной охране является отделение на автоцистерне (АЦ). Эти пожарные автомобили являются технической основой вооруженности пожарных частей. В России они выпускаются на шасси грузовых автомобилей отечественного производства: Урал, ЗИЛ, ГАЗ, КАМАЗ.

АЦ имеет емкости с запасом воды и пенообразователя. Для тушения пожаров можно также использовать воду из водоемов, водопроводных сетей. АЦ оборудуется системами забора воды, насосами с водо-пенными коммуникациями, трансмиссией к насосу, дополнительной системой охлаждения двигателя и приводами управления.

 

 

В пожарной охране используются АЦ:

- легкие с вместимостью цистерны до 2000 л: АЦ-30 (53 А) 106Б, АЦ-30 (66) 146 и др.;

- средние с запасом воды 2000-4000 л: АЦ-40 (130) 63Б, АЦ-40 (131) 137 и др.;

- тяжелые с запасом воды более 4000 л: АЦ-40 (43202), АЦ-40 (5557) 002ПС и др..

Тактико-техническая характеристика АЦ

 

Показатели АЦ-30(3307) АЦ-40(131) АЦ-40(375) АЦ-40(5557) АЦ-40(43202) АЦ-40(4310)
Шасси ГАЗ ЗИЛ Урал Урал Урал КАМАЗ
Число мест б/р            
Насос пожарный   ПН-40   ПН-40   ПН-40У   ПН-40УВ   ПН-40УВ   ПН-40У
Емкость, л -воды -ПО            
Полная масса машины, кг            

Пожарные автомобили первой помощи (до утверждения " Типажа пожарных автомобилей" они обозначались как АБР – автомобили быстрого реагирования) также относятся к основным пожарным автомобилям общего применения, и в настоящее время приобретают всё большее распространение, зачастую решая те же задачи, что и автоцистерны. Возросшая роль АПП напрямую связана с увеличением интенсивности дорожного движения в городах, где небольшие габариты и высокие динамические характеристики этих машин могут стать решающим фактором для своевременного прибытия к месту пожара и его тушения в начальной стадии. Чаще всего АПП изготавливаются на шасси грузовых автомобилей или микроавтобусов " Газель" различных модификаций.

Основные пожарные автомобили целевого применения

 

Пожарный автомобиль порошкового тушения АП-5 (53213) предназначен для тушения пожаров на промышленных объектах нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности, служит для доставки к месту пожара личного состава, пожарного оборудования и порошковых огнетушащих составов ПФ и ПСБ.

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси КАМАЗ – 5323
Число мест боевого расчета  
Масса с полной нагрузкой, кг  
Емкость цистерны для порошка, куб.м 5, 5
Масса вывозимого порошка, кг 5500-6000
Лафетный ствол, шт. Пропускная способность, кг/с Дальность струи, м 30-50
Ствол ручной, шт. Пропускная способность с рукавом 40м, кг/с Дальность струи, м 3-5
Способ подачи порошка Сжатым воздухом
Рабочее давление у порошковой установки, МПа (кгс/см2)   0, 43 (4, 3)

 

 

Пожарный автомобиль пенного тушения АВ-40 (375Н) Ц50А применяется в тех случаях, когда пожары могут быть потушены воздушно-механической пеной. Они предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарного оборудования и пенообразователя. Любая АЦ имеющая насос и пеносмеситель может быть использована как автомобиль пенного тушения, если ее емкость заполнена пенообразователем. Например АВ-40(375Н), отличается от АЦ-40(375)Ц1 только комплектом дополнительного оборудования: двумя ручными переносными пеноподъемниками, стационарным комбинированным лафетным стволом с подачей пенообразующего раствора до 40л/с, шестью ГПС-600 и двумя дозирующими вставками.

Пожарный автомобиль пенного тушения наиболее целесообразно использовать совместно с АЦ, АНР, ПНС. В этом случае пенообразователь из автомобиля пенного тушения насосом подается в напорную рукавную линию через переносной пеносмеситель. При наличии водоисточника у места пожара пенообразователь в пожарный насос подается через стационарный ПС-5.

При техническом обслуживании особое внимание следует обращать на чистоту внутренних полостей цистерны, коммуникаций, арматуры и лафетного ствола. После окончания подачи пены все агрегаты и узлы должны быть промыты водой для удаления остатков пенообразователя.

 

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси УРАЛ
Число мест боевого расчета  
Масса с полной нагрузкой, кг  
Емкость цистерны для пенообразователя, л  
Лафетный ствол, шт.: Производительность по пене, м3/мин Производительность по воде, л/с  
Пеноподъемник: Тип   Высота подъема, м   Ручной, переносной, разборный, 2шт. 13, 2
Число ГПС-600, шт.  
Число дозирующих вставок, шт.  

 

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической, нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, электрических подстанциях и аэродромах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и легковоспламеняющихся жидкостей путём подачи на очаг пожара огнетушащего порошка через лафетный и ручные стволы.

Основой такого автомобиля является установка порошкового тушения, смонтированная на стандартном шасси грузового автомобиля, которая состоит из следующих составных частей: емкости для порошка, источника сжатого газа, системы соединяющих трубопроводов, запорной и регулирующей арматуры, лафетных и ручных стволов, контрольных приборов. На отечественных автомобилях порошкового тушения источником сжатого газа являются, как правило, воздушные баллоны. Принцип действия автомобиля основан на подаче аэрированного порошкового состава на очаг пожара аэрозольным способом при рабочем давлении в цистерне 0, 43 – 1, 2 МПа (в зависимости от модели ПА) за счёт подачи сжатого воздуха из баллонов под аэроднище цистерны. Рабочее давление воздуха в цистерне поддерживается регулятором давления и контролируется с помощью мановакуумметров, расположенных у лафетного ствола и на панели приборов баллонного отсека.

 

Пожарный автомобиль газоводяного тушения АГВТ-150 (375)168 предназначен для тушения газонефтянных фонтанов. Представляет собой шасси транспортного автомобиля, на грузовой платформе которого расположена авиационная турбина. При сгорании топлива в турбине образуется поток отработанных газов с пониженным до 14-16% содержанием кислорода. В газовый поток при помощи стационарно установленных лафетных стволов подается вода. Газовый поток и является огнетушащим средством. Механизм тушения газо-водяного потока основан на снижении температуры горящего объекта в зоне подачи огнетушащего средства, а также разбавление горючих паров и газов инертными.

Водяные коммуникации АГВТ включают систему трубопроводов с оросителями для защиты от теплового излучения путем орошения водой задних колес автомобиля, топливного бака, кабины водителя и топливной цистерны. Вода для питания лафетного ствола подается в трубопроводы от других автомобилей, например от ПНС-110 через две соединительный головки диаметром 150мм, а для питания системы орошения – через соединительные головки диаметром 77мм.

 

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси УРАЛ
Число мест боевого расчета  
Турбореактивный двигатель Р11В-300
Емкость цистерны для топлива, л  
Производительность установки, кг/с  
Система связи Радиостанция с ларингофонной арматурой

 

 

Аэродромные пожарные автомобили АА предназначены для доставки к месту аварии самолета личного состава, пожарного оборудования и средств механизации.

По назначению АА разделяются на стартовые и основные. На стартовых АА пожарные подразделения несут службу в непосредственной близости от стартовой полосы. К ним относятся АА-40(131)139, АА-40(43105).

Основные пожарные автомобили располагаются, как правило, в пожарной части и выезжают по сигналу тревоги. К ним относятся АА-60(7310)160.01.

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси МАЗ-7310
Число мест боевого расчета  
Насос ПН-60Б
Емкость цистерны для воды, л  
Емкость для пенообразователя, л  
Подача лафетного ствола: По воде, л/с По пене, л/с  
Дальность подачи: Водяной струи, м Пенной струи, м  

 

 

3. Специальные пожарные автомобили, назначение, устройство, ТТХ.

Автомобиль аварийно-спасательный АСА-20(4310)ПМ-523 предназначен для доставки к месту пожара или аварии боевого расчета, специального аварийно-спасательного инструмента, оборудования, средств связи и освещения.

Автомобиль рассчитан на эксплуатацию в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от –40 до +40оС. монтируется на шасси автомобиля КАМАЗ 4310, причем доступ к жизненно важным узлам не затруднен, что способствует выполнению всех рекомендаций по техническому обслуживанию шасси.

 

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси КАМАЗ 4310
Число мест боевого расчета  
Генератор: Номинальная мощность, кВт Напряжение, В Частота тока, Гц  
Грузоподъемный кран: Тип крана Максимальная грузоподъемность, кг Вылет стрелы, м Максимальная высота поднятия груза, м Угол поворота, градус   Гидравлический 5, 5
Количество прожекторов: На телескопической мачте, шт. Переносных, шт.  
Телескопическая мачта, м  
Лебедка, м: Назад Вперед  
Оборудование вывозимое на АСА-20: Дымосос ДПЭ-7, шт. Комплект пневмо и гидроинструмента, шт. Коробка разветвительная, шт.  

 

К управлению и техническому обслуживанию автомобиля допускаются только специально обученный персонал, хорошо изучивший и освоивший все правила обращения с автомобилем. Для работы с грузоподъемным краном обслуживающий персонал должен быть аттестован по правилам Госгортехнадзора с выдачей удостоверения, а при работе с электрооборудованием напряжением 220В должен быть аттестован по правилам технической эксплуатации электроустановок с выдачей удостоверения Госэнергонадзора.

 

Рукавный автомобиль АР-2(4310), АР-2(131)133А предназначены для доставки к месту пожара боевого расчета и необходимого количества рукавов, подачи огнетушащих средств на дальние расстояния, прокладки рукавных линий на ходу движения автомобиля со скоростью 9-12 км/час, механизированную намотку рукавов в скатки, погрузку и транспортировку их с места пожара. Работает в паре с ПНС-110.

 

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси ЗИЛ-131
Число мест боевого расчета  
Общее количество вывозимых рукавов, м: Диаметром 150мм Диаметром 110мм Диаметром 77мм  
Скорость выкладки рукавов в линию, км/ч 9-12

 

Для погрузки скаток рукавов, которые имеют массу до 50кг, в кузове имеется подъемный механизм грузоподъемностью 100кг. На АР дополнительно к электрооборудованию базового шасси установлены фара-прожектор, сигнальная фара, задняя фара для освещения места прокладки рукавной линии.

 

Автолестница АЛ-30(131) предназначена для доставки к месту пожара личного состава, проведения спасательных работ и тушения пожара на верхних этажах зданий, а также для подачи воды через лафетные стволы, закрепленные на автолестнице.

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси ЗИЛ-131
Число мест боевого расчета  
Длина выдвинутой лестницы, м  
Угол подъема, град.  

 

Автомобильный коленчатый подъемник АКП-30(53213) предназначен для доставки к месту пожара боевого расчета, пожарно-технического вооружения и подачи огнетушащих веществ в резервуары высотой до 20метров.

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси КАМАЗ 53213
Число мест боевого расчета  
Максимальная высота подъема, м  

 

 

Штабной автомобиль АШ-5-452 предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения, доставки к месту пожара личного состава и комплекта специального оборудования.

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси УАЗ-39621
Число мест боевого расчета  
Средства связи: Радиостанция стационарная, шт. Радиостанция переносная, шт. Телефонный аппарат, шт.  
Громкоговорящая установка, шт.  
Средства защиты органов дыхания: АСВ-2, шт.  
Стол штабной со справочно-методической литературой, шт.  
Фонари групповые, шт.  

 

Пожарные насосные станции ПНС-110(131)131А относятся к основным пожарным автомобилям и предназначены для подачи воды по магистральным рукавным линиям непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар, кроме того ПНС может использоваться для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.

В настоящее время ПНС выпускаются на шасси автомобиля ЗИЛ-131 и на прицепах. ПНС используют для подачи воды непосредственно к месту пожара по магистральной линии диаметром 150мм и с использованием разветвления РЧ-150 и рабочих линий диаметром 77мм. Они могут подавать воду на значительные расстояния по рукавным линиям диаметром 150мм, а также работать в режиме перекачки с использованием двух или нескольких насосных станций и рукавных автомобилей с рукавами диаметром 150мм.

 

Тактико-техническая характеристика:

Тип шасси ЗИЛ-131
Число мест боевого расчета  
Насос ПН-110Б
Пеносмеситель ПС-12
Двигатель привода насоса Дизельный 2Д-12
Рукав всасывающий, диаметр 200мм, шт.  
Разветвления РЧ-150, шт.  

 

Для управления работой насосной установки и двигателя шасси на автомобиле ПНС-110(131)131А предусмотрена система которая включает: механизмы управления вакуумным насосом, механизм управления подачей топлива дизеля, механизм управления подачей топлива двигателя шасси, механизм управления жалюзи радиатора.

Для подъема и опускания всасывающей линии в комплекте приспособлений на автомобиле имеется лебедка.

Пожарные автомобили связи и освещения предназначены для доставки к месту пожара (аварии, катастрофы) личного состава, средств связи и освещения, специального оборудования; могут обеспечивать работу штаба пожаротушения, являясь одновременно передвижной электростанцией, питающей агрегаты освещения, аппаратуру оперативной связи и специальное оборудование.

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей:

§ базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;

§ кабины водителя;

§ салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;

§ электросиловой установки;

§ средств радиосвязи и проводной телефонной связи;

§ аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;

§ средств вычислительной техники;

§ стационарной осветительной мачты.

По своему конструктивному исполнению пожарный автомобиль связи и освещения во многом напоминает пожарный автомобиль газодымозащитной службы: на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.

 

Задание для самостоятельной работы слушателей:

 

1. Автомобили вспомогательные и приспособленные для тушения, их назначение, общее устройство, технические характеристики.

 

План-конспект составил

Начальник цикла ТТД

подполковник вн. службы Д.О. Семёнов

Рассмотрено на заседании цикла

______________ 200__г.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оценка основных средств, приобретенных по договору мены | Пожарные автоцистерны и автонасосы




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.