Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы, влияющие на толпу.






Факторы, оказывающие влияние на характер мнения и верований толпы можно разделить на две составляющих: непосредственные и отдаленные. " Отдаленные" - те, которые подготавливают почву для прочих влияний, это наиболее фундаментальные факторы. Непосредственные же факторы скорее оформляют уже сложившееся мнение и превращают его в конкретное решение и действие.

Наиболее важным фактором является раса, это как бы субстанция общества. Все элементы цивилизации - выражение души расы. Благодаря наследственности, расовые черты закрепляются во всех поколениях. Раса воплощает " идеи, потребности и чувства" в традициях. При анализе исторического процесса возникает искушение предположить, что традиции одной расы переходят к другой (например, вследствие завоеваний). Но ни один элемент цивилизации не переходит к другой расе без радикального изменения. Общество не в состоянии порвать со своим прошлым, как бы не хотелось политикам переделать его в угоду рациональным представлениям о должном. " Народ - это организм, созданный прошлым, и как всякий организм, он может быть изменен не иначе, как посредством долгих наследственных накоплений", в этом плане над расой всегда будет стоять время. Внешние формы и названия, конечно, можно легко изменить, но это не изменение традиций. В этом народном консерватизме есть и положительная черта, ведь без традиций не может быть цивилизации. Трудность заключается в том, чтобы найти баланс между традициями и новациями.

Тезис о том, что социальные и политические организации в состоянии исправить недостатки общества и что прогресс является следствием их развития, это опасное заблуждение. Именно эта идея была предпосылкой преобразований Французской революции. Но нельзя переделать " идеи, чувства и нравы... посредством одного только изменения кодексов", их создает раса и эпоха. Даже в одной и той же стране учреждения, пригодные в одно время, бесполезны или вредны в другое. Можно изменить лишь названия, ярлыки, но они не проникают в суть вещей. В той же Великобритании, например, существует монархический режим, но эта страна, одна из самых демократичных в мире, в отличие от многих республик.

" Непосредственные" факторы.Одним из самых важных непосредственных факторов является использование определенных слов и формул. На толпу они действуют магически, причем чем менее неопределенно слово или выражение, тем больше влияние. Такие слова как демократия, социализм, равенство, свобода воспринимаются толпой так, как будто от них зависит решение всех проблем. " Они вызывают в душе грандиозные и смутные образы, и окружающая их неопределенность только увеличивает их таинственное могущество". Заимствованные слова существенно изменяют свой смысл, что еще больше затемняет обращение с ними. Слово " республика" у римлян означало лишь коммунальную аристократию, опирающуюся на рабство. Свобода тогда вовсе не подразумевала свободомыслие, и считалось преступлением рассуждать иначе, чем большинство, например, о богах или законах. Отечеством же у грека был родной город, а отнюдь не Греция. Французские аристократы, сражавшиеся против своей страны, по-своему были правы, ибо феодальное право прикрепляет вассала к властелину, а не к земле, следовательно, где находится этот властелин, там и отечество.

Значит, " самой главной обязанностью государственных людей должно быть переименование и по именование популярными или же нейтральными названиями тех вещей, которых толпа уже не выносит более под их прежними именами. Могущество слов так велико, что стоит только придумать изысканные названия для каких-нибудь самых отвратительных вещей, чтобы толпа тотчас же приняла их".

Толпе необходимы иллюзии, и руководитель должен умело ими пользоваться, а не разрушать. Разрушение религиозных воззрений, например, приводит к тому, что массы лишаются надежд и смирения. Так и социализм, представляет собой лишь иллюзию, которой принадлежит будущее, несмотря на всю несостоятельность этой идеи. " Главным фактором эволюции народов никогда не была истина, но всегда заблуждение". [8]

Разрушить иллюзии в состоянии только опыт, являющийся следующим важным непосредственным фактором. Однако на толпу действует лишь опыт грандиозных размеров и повторенный несколько раз. Кроме того, он действует лишь на его современников, исторические же примеры на толпу не оказывают влияния.

Что же качается доводов рассудка, то они оказывают на толпу лишь отрицательное влияние. Заранее подготовленные речи произведут лишь негативное воздействие на толпу. Лебон цитирует депутата Декюба, который дал собирательный образ оратора, решившего произвести впечатление на толпу одними аргументами: чем больше он приводит аудитории цифр и умозаключений, тем больше она становится невнимательной, усиливается шум, раздаются выкрики и так до тех пор, пока оратор уже не в состоянии слышать даже самого себя. Чтобы убедить толпу, надо сначала хорошенько ознакомиться с воодушевляющими ее чувствами, притвориться, что разделяешь их, затем попытаться их изменить, вызывая посредством первоначальных ассоциаций какие-нибудь прельщающие толпу образы. Надо также уметь вернуться назад в случае нужды, и главное - уметь угадывать ежеминутно те чувства, которые порождаешь в толпе.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.