Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Написание рассказов






Я редко прошу детей писать сочинения не потому, что не вижу
в них большой ценности, а потому, что у большинства детей нет
достаточного навыка. У меня вызывает сожаление, что большинство
детей неохотно пишет, поскольку я считаю письмо одним из самых
ценных инструментов для самовыражения и самопознания.

Каждый раз я снова и снова делаю попытки стимулировать детей
к написанию сочинений, но из-за их сопротивления и недостатка
времени у меня я начинаю помогать детям. Я предлагаю им перейти
к другой технике. Тем не менее, поскольку письмо — это просто
другая форма представления слов, которые мы используем при
рассказе, я даю понять детям, что они уже могут считаться писателя-
ми. Если рассказ ребенка записывался на магнитофонную ленту, я
печатаю его и потом показываю ребенку. Я могу также записать или
напечатать рассказ под его диктовку.

Поскольку я считаю, что непосредственное вербальное самовы-
ражение обладает мощным воздействием на внутренний мир ребен-
ка, я часто прошу его дать словесное заключение по рисунку, кото-
рый он сделал во время какой-то части нашей терапевтической
работы. Когда он сделает такое заключение, я записываю его прямо
на рисунке, чтобы можно было его снова прочитать для дальнейшего
усиления эффекта. Иногда я поощряю детей, чтобы они написали
несколько слов в качестве начала к более полным рассказам.
«Напишите любые слова, какие вам хочется, которые в ваших
мыслях, которые могут соответствовать вашей картинке». Один
одиннадцатилетний мальчик после такой инструкции написал
поперек картинки: «Мистер и миссис мать... (нецензурное слово)».
Если вы хотите, чтобы дети полностью выражали свои чувства, вы
не можете выступать цензорами!

Я думаю, что дети часто неохотно пишут потому, что в школе
первостепенное внимание уделяют орфографии, форме и структуре
предложений, даже чистописанию, и таким образом подавляется
поток творческих мыслей ребенка. Мне кажется, что грамматику и
произношение нужно отделять от письма, изучать отдельно или
может быть позднее, после того как письмо станет хорошо знако-
мым ребенку занятием. Представьте себе, что произошло бы, если
бы мы настаивали на том, чтобы ребенок формулировал предложе-
ния совершенно правильно, прежде чем мы научим его произносить
какие-нибудь слова! Маленькие дети учатся правильно говорить,
повторяя разговор окружающих их взрослых людей. Если бы мы
оставили детей в покое и не пугали бы их письмом, они научились


110 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

бы писать таким же способом, как и говорить. Я даю каждому
ребенку, с которым работаю, маленький блокнот для письма. Я
предлагаю ему использовать записную книжку, чтобы отмечать
эпизоды с ночным недержанием мочи, для записи вещей, которые
заставляли его «сходить с ума» на этой неделе, или для того, чтобы
записывать свои сны. Вот записи девятилетнего мальчика о тех
вещах, которые сердили его: «1. Мистер С. не разрешил мальчикам
играть с мячом. 2. Я должен был убираться в ванной комнатеи
постирать одежду и повесить полотенца. 3. Мне нужно было лечь,
спать в половине девятого вечера и встать в половине восьмого утра..;
И я должен был поесть, причесаться, одеться и выйти из дома щ
половине девятого». Десятилетняя девочка написала: «Моя мама нв|
позволяет мне ничего рассказывать девочкам. Она заставила меня*
мыться в ванной, когда мне хотелось кое-что рассказать своей 4
подруге». Ч

Иногда мы делаем маленькие буклеты в обложках с названиями
типа «Жалобы», «Гнев», «Счастье», «Хезстовство», «Вещи, который?
я ненавижу», «Вещи, которые мне нравятся», «Мои желания», «Если!
бы я был президентом», «Если бы я был моей мамой» и т. д. Один?
буклет назывался «Кое-что обо мне». Один мальчик написал: «Глаза [
карие. Некрасивый мальчик». Другой нарисовал самого себя й«
написал: «У меня коричневые и черные волосы. У меня зеленые i
глаза. Я ношу голубые брюки. Я ношу черные ботинки. Я ношу
желтую и светло-голубую рубашку. Я ношу белые носки. У меня две '
ноги. У меня два зеленых глаза. У меня десять пальцев на обеих?
руках. Мне десять лет. Мой рост 4 фута и 10 дюймов. Я худой —
кожа да кости. У меня два уха». Другой мальчик (8 лет) написал
просто: «Я уродлив». А один десятилетний мальчик написал: «У
меня была собака, когда я был один. Она была больше меня, намно-
го больше меня. Она обычно все время играла со мной» (слова были
написаны с орфографическими ошибками, без знаков препинания).
Он сделал небольшой набросок, на котором изобразил маленького
мальчика, играющего в мяч с собакой, которая «больше его».

Шестилетний ребенок озаглавил тетрадь, которую он вел в
школе, «Чувства». Каждая страница начиналась с фразы, которую
учитель писал на доске, чтобы дети переписывали ее и дополняли
собственными мыслями. У него получилось что-то вроде: «Любовь
это... когда человек говорит я люблю тебя и никто не ссорится и это
заставляет всех чувствовать плохо. Поэтому будь хорошим (учитель
написал „Переделай", потому что был недоволен написанным!). Я
боюсь, когда... Я устраиваю ссоры. Потерялся посередине неизвес-


____________ Глава 5 Сочинение рассказов, поэзия, куклы ___________ 111

тно чего (маленькая картинка с изображением мальчика, стоящего
в пустыне)».

Другие предложения начинались так: /«Это несправедливо,
когда... Я чувствую себя счастливым, когда... Мой лучший друг это...
Что мне нравится в себе... Три важных собыжя, которые произошли
в моей жизни, это... Лучшее, что я могу сделать, это... Три желания,
которые я бы выбрал, были бы... Самый счастливый день в моей
жизни был, когда... Самая прекрасная вещь, которая происходила со
мной, была... Самая красивая вещь в мире — это... Если бы я был
учителем... Если бы я был президентом США... Мои родители
довольны, когда... Если бы я был отцом, я бы... Если бы я был
начальником...».

Завершение незаконченных предложений — отличный способ
стимулировать детей к декларативным заключениям о самих себе,
побуждать их вступать в контакт со своими желаниями, потребнос-
тями, разочарованиями, мыслями и чувствами. Тест «Незакончен-
ные предложения» предоставляет большие возможности для этого.
Поскольку мне нравится поощрять у детей осознание полярности
человеческих чувств и личности, я часто использую пары противопо-
ложных предложений, например: «Я счастлив, когда...» и «Я схожу
с ума, когда...», «Мне легко...» и «Мне трудно...», «Одна вещь,
которая мне нравится в тебе — это...» и «Одна вещь, которая мне не
нравится в тебе — это...».

Иногда я прошу детей написать целую страницу предложений,
начинающихся словами «Я — это» или «Я хочу». Двенадцатилетний
мальчик написал: «Я мальчик. Я счастлив. Я смешной. Я холодный.
Я теплый. Мне очень надоело делать это». И другую сторону страни-
цы он по собственной инициативе исписал предложениями типа «Я
не...» («Я не немой», «Я не девочка» и т. д.).

Детям, которые хотят начать писать что-нибудь, я могу дать
такую инструкцию: «Представьте себе, что сегодня у вас есть воз-
можность сделать что-нибудь из того, чего вы хотели бы добиться в
этом мире. Напишите о том, что вы хотели бы сделать». Или
«Напишите письмо некоторым частям своего тела, например так:
Дорогойжелудок! Я хотел бы тебе сказать..."».

При работе с группой моя коллега попросила каждого из детей
Написать свой секрет, но не подписываться, а сложить записку и
Положить ее в общую кучу в середине комнаты. Затем каждый
ребенок по очереди выбирал одну записку и читал ее вслух группе
так, будто это его собственный секрет. Это занятие было живым и
вызвало всеобщую заинтересованность.


112 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Herbert Kohl [23] рассказывает о проблеме научения ребенка
письму. Он утверждает, что в любом случае в школе дети не начнут
писать, если они боятся рассказывать. Дети будут писать, если они
смогут писать о тех вещах, которые они знают лучше всего, о вещах,
которые важны для них. Если они не могут рассказывать об этих
вещах свободно, как можно ожидать, что они напишут о них?

 

Поэзия

Попросите ребенка написать стихи, и он автоматически начнет
сопротивляться при необходимости поиска рифмы. Я не говорю, что
в стихах рифмы не нужны, но поиски рифмы — это отдельная техни-
ка. Рифмованные стихи не самая лучшая форма свободного самовы-
ражения.

Стихи идут от сердца. Кто-то может говорить в стихах о вещах,
которые трудно выразить в обычном разговоре или рассказе. В поэ-
зии человек может позволить себе быть свободным и увлеченным
даже чрезмерно. Есть ряд хороших книг, подходящих для работы с
детьми в области стихосложения. Kennet Koch [22] предлагает раз-
личные способы, позволяющие стимулировать детей к написанию
стихов, и приводит много стихов, написанных детьми, хотя на пер-
вый взгляд может показаться, что эти стихи не отражают чувств
детей, их написавших. В разделе «Ложь» одно стихотворение один-
надцатилетнего ребенка выглядит так:

Я лечу в школу к 12.00 в полночь

Я прибегаю к завтраку в 9.00

Меня зовут Клоунараунд Джеймс Джампингбин

Синараунд Джимми и Флипфлоп
Моя толова родилась на Сатурне,

мои руки родились на Луне
Мои ноги родились на Плутоне и остальные

части тела — на Земле
Мой друг пчела взмывает вверх, доставляя меня

домой

 

Стихи, подобные этому, могут быть первым шагом к тому, чтобы
позволить себе свободу в излиянии чувств. Посмотрите на эти стихи
двенадцатилетнего мальчика (раздел «Думы»):


____________ Глава 5 Сочинение рассказов, поэзия, куклы ___________ 123

 

Ветер вылетает из вашего рта

Подобно ветру в темной аллее

Когда вы слышите, как разговаривают пожилые люди

Вы слышите стон

Когда вы ударяете по креслу линейкой

Вы слышите звуки, подобные пулеметной стрельбе

Собачий вой, который вы слышите

Подобен сирене пожарной машины

Видеть двух боксеров, обменивающихся ударами,

Все равно что пулю, ударяющуюся в жестяной бидон.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.