Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пластическое моделирование






Разновидность пластического материала, называемая пластили-
ном, никогда не высыхает, не затвердевает, не подлежит обжигу в
печи. Пластилин трудно использовать при низкой температуре, и
приходится разминать сто руками, чтобы сделать этот материал
мягким и податливым. Поскольку лепка из пластилина не требует
приготовлений, которые необходимы для работы с настоящей гли-
ной (смачивание, предупреждающее затвердение, и т. д.), он очень
удобен в обращении и пригоден для самостоятельного применения.
Он не так чист, как настоящая глина: прилипает к рукам и к мебе-
ли, труднее смывается.

Когда я разговариваю с ребенком, я могу вертеть в руках кусок
пластилина, одновременно предложив другой кусок ребенку, чтобы
он тоже делал с ним что-нибудь. Если ребенок рассказывает о своем
брате, я могу быстро слепить фигурку его брата и сказать: «Вот он.
Скажи ему, что ты сейчас говоришь». Таким образом я могу пе-
ренести в текущую ситуацию его переживания. Это позволяет рабо-
тать с ними более продуктивно, чем если бы он просто рассказывал
о ситуации. Разговор «о чем-то» обнаруживает тенденцию увести в
никуда, часто отстраняя настоящие чувства.

Когда семилетняя Джулия пришла на свое занятие, ее мать
заметила: «Посмотрим, сможете ли вы узнать, почему Джулия не
любит принимать ванну. Она просто не хочет делать это». Потом мы
с Джулией обсуждали ее проблемы с ванной. Она не захотела много
говорить о своем отвращении к купанию, но начала рассказывать о
своем маленьком брате и о том, как она помогает матери купать его.


90 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Мое предположение заключалось в том, что Джулия ревновала мать
к своему маленькому брату, когда та купала его. Это подтолкнуло
меня к поиску пути, который позволил бы работать с замещающими
переживаниями, когда Джулия пребывала бы в роли ребенка, прини-
мающего ванну. Когда она стала рассказывать, я быстро вылепила
примитивную фигурку ребенка и ванну. Я объявила, что ребенок —
это Джулия, и я начала купать ее, используя все выражения, кото-
рые обычно нашептывают маленькому ребенку, когда купают его
(«Теперь я буду мыть твои миленькие маленькие ножки» и т. д.).
Джулия отвечала широкой улыбкой, пока слушала, иногда отвечая
подобно ребенку, хихикая и воркуя. Я полностью проделала всю
процедуру. Затем Джулия стала очень сосредоточенно лепить свою
собственную фигурку из пластилина. Она объявила, что эта фигур-
ка — она сама, и посадила ее на большой кусок пластилина, кото-
рый, как она сказала, служит креслом с подголовником. «У моего
папы есть кресло с подголовником, но он никогда не позволяет мне
садиться в него. Он говорит, что я его сломаю. Это я сижу в кресле
и читаю». Я прошу пластилиновую фигурку описать, как она чу-
вствует себя, находясь в кресле. Джулия, отвечая мне от лица фигур-
ки, говорит, что ей удобно. Мы продолжаем диалог в течение
какого-то времени, и наконец, как раз ко времени окончания наше-
го занятия, Джулия объявляет: «Я думаю, я скажу своей маме, что
я достаточно большая, чтобы принимать душ» (до этого она пренеб-
регала этим полезным предложением матери).

Я не уверена в том, что произошло во время этого занятия, хотя
я определенно могла бы высказать ряд предположительных объясне-
ний. Я знаю одно, что Джулия испытала что-то такое, что помогло
ей вырасти как личности.

При работе в группе детей можно разбивать на пары и предла-
гать им делать предметы, которые должны иметь отношение друг к
другу или каким-либо образом сочетаться. Когда группа разъединя-
ется, дети от имени сделанных ими предметов делятся ощущениями:
«Я дерево», «Я цветок, растущий под деревом». Они могут вести
диалог между собой как цветок и дерево, создавая таким образом
спонтанное взаимодействие. Они могут также позднее обсуждать
свое состояние: каково чувствовать себя во время совместной рабо-
ты, кто принял больше всех решений и т. д.

 

Тесто

Вы можете купить тесто для игры или приготовить свое. Вот его
рецепт: 4 чашки муки, 2 столовые ложки масла, 2 чайные ложки
соли, 1 чашка воды, 1 столовая ложка пищевой краски по выбору.


__________________________Глава 4. Поделки ____________________91

Перемешайте соль и муку. Смешайте с водой масло и краситель в
отдельной посуде. Медленно добавляйте жидкость к смеси, пока не
получите массу желаемой консистенции. Ее сохраняют в течение
какого-то времени в воздухонепроницаемом пластиковом пакете.
Этот материал обеспечивает разнообразные ощущения при прикос-
новении, но не заменяет глину. Работа с ним особенно увлекательна
для детей постарше, которые «доросли» до его использования дома.
Сделанные из него фигурки затвердевают, и потом их можно раскра-
шивать. Забавляясь с тестом, разливая его по формочкам, используя
все виды инструментов и оборудования для выпечки, дети получают
приятные сенсорные ощущения. Можно также добавлять в тесто
воду, пока оно не приобретет полужидкую пудингообразную консис-
тенцию, налить его на бумагу или стол и размазать пальцами точно
так же, как при рисовании с помощью пальцев.

 

Вода

Есть что-то очень успокаивающее в воде. Большинству из нас
знаком расслабляющий эффект ванны. Такое же влияние оказывает
вода и на детей. Когда мои дети были в дошкольном возрасте, они
могли простаивать часами на стуле у раковины на кухне, наливая и
разливая воду.

Иногда я могу предложить ребенку поиграть в бассейне с водой
со множеством пластиковых предметов для наливания воды. У нас
с ребенком возникает много хороших бесед в то время, когда он
занят этой водной игрой. У меня есть медицинская система, состоя-
щая из нескольких миниатюрных сосудов. Дети в возрасте 12 лет с
удовольствием наливают и выливают воду через них. Некоторые
дети, особенно младшего возраста, не станут выражать свои чувства
вербально или каким-либо другим способом до тех пор, пока они не
поиграют с водой. Работу с использованием воды вместе с песком
я описываю ниже, при обсуждении использования песка.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.