Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись






Живопись обладает специфической терапевтической ценностью.
Подобно тому, как растекается краска, часто ведут себя и эмоции.
Дети получают удовольствие, когда они пишут красками. Они часто
не имеют возможности возобновить этот опыт после того, как
перестают посещать ясли и детский сад. Если они и рисуют краска-
ми, то только из маленьких баночек с акварелью. Дети любят сво-
йство красок струиться и блеск различных цветов. Им нравится
писать красками, и часто я предлагаю им, чтобы они просто изобра-
зили краской что-нибудь, а я тем временем буду ждать и смотреть,
что происходит.

Семилетняя Нэнси нарисовала небо с облаками и большой
летящий самолет. Когда она закончила, мы говорили о ее рисунке
и полете. Она подхватила кисть и сделала пятно из краски на одном
из окон. «Это моя мама», —сказала она. Я попросила ее рассказать
побольше о том, куда направлялась ее мать. «Моя мама находится
в самолете. Она куда-то летит, но я не знаю куда». Я попросила ее
сказать что-нибудь своей матери в самолете. «Я не хочу, чтобы ты
улетала и покидала меня». Я спросила ее, говорила ли она об этом
своей матери когда-нибудь. (Она с матерью жили только вдвоем.)
Тогда открылся ее страх быть покинутой. «Нет, я не говорила моей
маме; я только один раз сделала это, и она сказала, что это глупо».
Этот страх, который был связан с разводом родителей, дальним пе-
реездом и разлукой с отцом, а также другими близкими, должно
быть, привнес многое в привычку Нэнси хныкать и ее потребность
цепляться за мать. Когда я обеспечила выход ее чувствам и пред-
оставила ей возможность убедиться в том, что эти чувства принима-
ются всерьез, удалось произвести на Нэнси огромное впечатление.
Я посвятила этому несколько занятий, давая ей возможность
сконцентрироваться на своих чувствах, предлагая ей рассказывать
различные истории, рисовать картинки или разыгрывать сценки, в
которых она изображала себя покинутой, или заставляя ее сочу-
вствовать по этому поводу маленькой кукле и спрашивая ее, что она
может сделать.

Поскольку оттенки, цвет и жидкая консистенция красок соот-
ветствуют состоянию чувств, я иногда прошу ребенка нарисовать
картинку о том, как он чувствовал себя в тот или иной момент или
как он чувствует себя, когда печален или весел. По-видимому, детям
легче всего изображать свои чувства красками. Когда они берут
пастель или фломастер, они могут представлять всё в более нагляд-
ной и характерной форме.


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________59

Рис 27

 

Я попросила девятилетнюю Кэнди нарисовать, как она чувствует
себя счастливой и печальной. На одной стороне листа бумаги она
изобразила красками абстрактный рисунок (рис, 27), о котором
позже сказала: «Я чувствую себя особняком и открыто. Я чувствую
себя, словно нахожусь повсюду. Пятна краски — это мои чувства,
которые приходят и уходят, это разные чувства, но главным образом
приятные». О рисунке на другой стороне листа она сказала, рассмат-
ривая свои линии и цвета: «Я ощущаю нервозность, как будто
внутри пробегает маленький черный жучок или сороконожка. Эта
картина изображает такое состояние, когда я думаю, что нужно
отложить решение на утро».

Тринадцатилетний мальчик написал красками очень большую
картинку о том, как он чувствует себя после того, как обмочится в
постели. Рисунок состоял из больших голубых, черных и серых
Пятен. Перед тем, как он начал рисовать, я спросила его, каким
образом он чувствует это. Он пожал плечами и сказал: «Я не знаю».

Маленькие дети любят рисовать без инструкций. Они становятся
очень сосредоточенными, когда распределяют и смешивают краски.
Потом они описывают то, что видят, в форме фантастического
Рассказа. Шестилетний Джон сказал о своей картинке: «Это маши-
*№, из которой что-то вытекает. Это трубы, из которых выходит
сМазка. Это трубы, из которых течет масло. Это горячее масло, и вы

 

 

60 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

не сможете дотронуться до него». Я попросила его побыть в роли
этой машины и снова рассказать мне о его смазке. Он энергично это
изобразил. «Да, — сказал он, — я забрызгаю маслом всех, кто будет
беспокоить меня». Затем он поднялся с места и стал ходить по
комнате, согнувшись, вытянув руки, гримасничая, сплевывая и
сердито выкрикивая: «Я вам задам! Погодите!». Наконец, он сел на
пол рядом со мной и мы поговорили с ним немного о его чувстве
гнева.

Другой шестилетний мальчик использовал преимущественно
черную краску. Справа, ближе к краю, было небольшое кольцо яр-
кого цвета. Он сказал: «Это нефть и вода. Нефть попадает сюда, а
туда попадает вода из океана» (показывая на цветное кольцо). Я
предложила ему провести беседу нефти с океанской водой. Он
сказал от имени нефти: «Не приближайся ко мне. Я отравлю тебя.
Ты получишь всю грязь». Когда я позже спросила его, напоминают
ли чем-то нефть и вода его чувства, он сказал: «Эта нефть —тогда,
когда я сержусь! Не подходите ко мне, когда я разгневан!». У этого
мальчика были по всему телу корочки от расчесов и ранки, которые
он наносил себе: до настоящего времени это был для него еди-
нственный способ как-то выразить свой гнев. У нас с ним было
много занятий с красками и другими средствами, чтобы помочь ему
выразить свой гнев, не причиняя себе вреда.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.