Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цвета, кривые и прямые лини, формы






Мне нравится побуждать детей постарше, подростков и взрослых
изображать свои чувства и ассоциации в цветах, кривых и прямых
линиях, разнообразных формах. Я предлагаю им отказаться от
изображения реальных вещей и перейти к выражению чувства. Один
из методов, которые я для себя открыла и успешно применяю, —
попросить человек или группу посмотреть на какую-нибудь вещь,
представляющуюся мне очень красивой. Я могу использовать в
частности цветок, лист, растение, раковину, закат солнца, если это
доступно, или живопись. Любой предмет (например игрушка или
предметы домашнего быта) вызовет выражение каких-нибудь чувств.


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________55

Я также могу предложить послушать отрывок прекрасного музыкаль-
ного произведения.

Иногда людям необходимо потренироваться, чтобы заставить
себя расслабиться, довериться своим собственным чувствам и выра-
жать эти чувства. Я прошу детей: «Нарисуйте картинку о том, как
вы чувствуете себя каждый день в определенное вами время. При-
несите картинки с собой на следующее занятие, и мы посмотрим
их». Вероятно, сначала я предложу им сделать это вместе со мной.
«Закройте глаза и осознайте, как вы себя чувствуете, как чувствует
себя ваше тело. Как меняется ваше настроение, меняются ваши
телесные ощущения. Посмотрите, каково вам сейчас. Затем выра-
зите это на бумаге, используя только цвета, линии и формы». Я
часто делаю это сама, чтобы дать детям примеры того, о чем я
спрашиваю их.

 

Групповой рисунок

Иногда у меня бывает семья или двое детей, или даже один
ребенок, с которыми я вместе рисую картинку на одном листе.
«Изобразите просто ряд кругов, разнообразных форм и цветов на
листе бумаги. Понаблюдайте, как вы чувствуете себя, занимаясь
этим. Я буду наблюдать за всем происходящим, а затем мы обсудим
результаты». Иногда возникает борьба за пространство на бумаге, и
интересно наблюдать, как решается эта проблема. Уступает ли один
дорогу другому, существует ли согласие, вторгается ли один на
территорию другого? Детям постарше может быть дана инструкция
выполнять это упражнение молча, в то время как с детьми младшего
возраста нужно разговаривать. Я могу спросить: «Какие чувства
возникают у вас, когда вас вытесняют из вашего пространства?
Испытываете ли вы такого рода чувства в жизни? Чувствуете ли вы
себя подобным образом дома?». Состояние ребенка во время этого
упражнения часто достаточно хорошо отражает его состояние в
жизни.

Я прошу большую группу детей вместе нарисовать картинку.
Существует несколько способов выполнения этого задания. На-
пример, в группе из восьми детей я раздаю каждому по листу бумаги
и прошу начать рисовать. Затем по моей команде рисование прекра-
щается и лист бумаги передается следующему, который добавляет к
Картинке что-то свое. Цикл повторяется, пока не будут закончены
все восемь рисунков. Затем можно рассматривать их и рассказывать
о них. Дети получают удовольствие от этого упражнения. Они
Веселятся, рассказывая о том, какой им представляется картинка, и
Делятся впечатлениями о том, какие штрихи к групповой картинке
они добавили.

56 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Другой способ создания групповой картинки требует только
одного листа бумаги, но каждый должен ждать, пока другой ребенок
в свою очередь добавляет что-то к изображению. Как и при рассказе
в групповом варианте, ребенок может рассказывать о том, что он де-
лает, в то время как другие наблюдают за ним и слушают. Иногда я
начинаю рисунок сама с какой-либо специфической темы. Или я
начинаю с изображения линии, формы или пятна краски и
рассказываю об этом. Один из детей продолжает рассказ, по ходу
добавляя что-то к моему рисунку, и так по кругу. Опять-таки наибо-
лее интересно здесь состояние каждого ребенка. Я могу начать так:
«Когда то здесь жил да был маленький красный кружок. Он был
один в большом пространстве. Однажды...». В свою очередь ребенок
может продолжить: «Однажды пришел фиолетовый квадрат и сказал
кружку: «Не хотел бы ты поиграть со мной?». Кружок ответил: „Да",
и они начали играть». Следующий ребенок говорит: «Зачем пришел
большой черный треугольник и начал толкать кружок и квадрат?»
(черные линии отходят от треугольника к кружку и квадрату, как бы
выражая толчки). Когда рисунок закончен, я спрашиваю ребенка,
который нарисовал кружок, как чувствовал себя кружок, когда его
толкали, и толкал ли он когда-нибудь других в реальной жизни.
Специфический материал, подобный этому, может и не раскрывать-
ся в групповом рисунке, но это не столь существенно. Важно то, что
происходит при рисовании: сотрудничество в группе (или его отсу-
тствие), терпение или нетерпение отдельного ребенка и т. д. Не
следует также мешать шуткам, которые почти наверняка окажутся
частью такого упражнения. Многие дети с проблемами эмоциональ-
ного характера нуждаются в более радостных переживаниях для
поддержания вкуса к жизни.

Рисунок на свободную тему

Дети часто предпочитают рисовать или писать красками то, что
хочется им самим, а не то, о чем их просят. Это не уменьшает
ценности терапевтического процесса; важно то, что находится на
переднем плане для самого ребенка.

Девятилетний Аллен нарисовал очень большого динозавра и
говорил о своей огромной силе и могуществе, что резко контрасти-
ровало с беспомощностью, которую он испытывал в жизни.

Шестилетний Филипп нарисовал дом и автобус поблизости от
него. Он рассказал очень детально разработанную историю о том,
откуда автобус привез его.


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________5 7

Рис 26

 

Тодд, пяти лет, нарисовал большой цветок рядом с деревом
(рис. 26). Я попросила его поговорить с ними. Он сказал: «Ха, де-
рево и цветок. Я хочу говорить с вами. Ха, дерево и цветок. Я люб-
лю вас. Вы растете большие и высокие. Не думаете ли вы, что в
один прекрасный день я тоже вырасту большим и высоким?». Я
записала его высказывания на картинке, пока он говорил, зачитала
их ему после того, как он закончил рассказ. Мы обсудили его пере-
живания, касающиеся его роста, и затем он попросил меня добавить
к уже написанному ответ на его собственный вопрос: «Да».

Пятилетний Карл нарисовал несколько абстрактных форм. Он
посмотрел законченный рисунок и продиктовал: «Это детский
бассейн, а тот — для пап и мам, а также больших людей. Я буду
ходить в большой бассейн, потому что я большой». От этого мы
перешли к обсуждению того, как было, когда он был маленьким. «Я
жил со своими мамой и папой». (В это время он жил у приемных
родителей.) На следующем занятии он дал заключение к другой
картинке. «Это большой бассейн для великана. В нем плавает вели-
кан. Это всё». Он восторгался тем, что становится великаном. Еще
об одной картинке он сказал: «Это колорадский жук без глаз. Это
Краб. Это Кинг Конг. Это ядовитый паук. Он надоест некоторым
людям и ребенок убьет его. Он не хочет стать убитым чудовищем».
Карл начинал признавать и ощущать свое чувство гнева и обретать
Уверенность в своих силах.


58 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.