Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Куст роз






 

J. Stevens [49] приводится ряд замечательных фантазий, которые
можно использовать в сочетании с рисованием. Я часто использую
фантазию с кустом роз. Я прошу детей закрыть глаза, войти в свое
пространство и вообразить себя кустом роз. Когда я работаю с тако-
го рода фантазиями, я даю множество подсказок и предлагаю воз-
можные варианты. Дети с выраженными психологическими защита-
ми, часто находящиеся в состоянии напряжения, нуждаются в таких
предложениях, чтобы раскрыть себя в творческих ассоциациях. Они
выбирают те предложения, которые больше им подходят, или осоз-
нают, что могут подумать и о других вариантах. Поэтому я говорю:
«Какой ты куст роз? Ты очень маленький? Ты большой? Ты пыш-
ный? Ты высокий? На тебе есть цветы? Если есть, то какие? (Они
не обязательно должны быть розами.) Какого цвета твои цветы?
Много ли их у тебя или только несколько штук? Полностью ли
распустились твои цветы или у тебя только бутоны? Есть ли у тебя
листья? Какие они? Как выглядят твои стебель и ветки? Как выгля-
дят твои корни?.. Или, может быть, у тебя их нет? Если есть, какие
они: длинные и прямые или извилистые? Глубокие ли они? Есть
ли у тебя шипы? Где ты находишься? Во дворе? В парке? В пустыне?
В городе? За городом? Среди океана? Находишься ли ты в каком-
нибудь сосуде или растешь в земле, или пробиваешься сквозь ас-
фальт? Ты снаружи или внутри чего-либо? Что окружает тебя? Есть
ли там другие цветы или ты в одиночестве? Есть ли там деревья?
Животные? Люди? Птицы? Есть ли вокруг тебя что-нибудь наподо-
бие изгороди? Если да, то на что это похоже? Или ты находишься
на открытом месте? На что это похоже — быть кустом роз? Как ты
поддерживаешь свое существование? Кто-нибудь ухаживает за
тобой? Какая погода сейчас: благоприятная или нет?


 
 

 

43 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

рили с ней о том, что было самым важным для нее. Я должна была
плавно подвести ее к рассказу о некоторых других аспектах ее
чувств, например о том, каково это —быть волшебницей или хотеть
быть волшебницей. Возможно, она и не захотела бы разговаривать
со мной обо всем этом, что тоже было бы важно. Она обнаружила
большую готовность говорить о тех вещах, которые она сама выби-
рала.

Рис 17

 

Девятилетний Дэвид сказал, представляя себя кустом роз (рис.
17): «Я маленький, но достаточно большой для розового куста. Люди
ухаживают за мной и дают мне достаточно воды. У меня нет шипов.
Я не люблю колоть людей, если только они не причиняют мне
вреда, как мой брат. Одна из моих роз осыпалась. Мои корни ма-
ленькие, но они поддерживают меня. Вокруг меня нет других расте-
ний, люди сажают их в других местах. Вокруг меня большая изго-
, родь, так что моему брату не достать меня. Я не позволю моему
брату быть около розового куста. Ветви образуют мое имя. Некото-
рые розы как сердца, одно пробито стрелой. Мне нравится быть
розовым кустом. На меня не ложится снег. На моем кусте много
листвы, но мало роз».

Многое из того, что Дэвид сказал, он связывал со своей жизнью.
Он очень сердился на своего брата. У Дэвида было также много
Жалоб на родителей, но теперь в роли розового куста он оказался
способным почувствовать, что «люди (его родители) сильно заботят-
ся обо мне». Я попросила его изобразить диалог между розой, кото-

44 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

рая осыпалась, и розовым кустом В роли розы он сказал «Я чув-
ствую себя очень одиноким на земле, но люди поставят меня в воду
и не дадут мне умереть» Он часто выражал ощущение, что его
«выбросили», покинули, не замечают И чувство, что родители
любят его и заботятся о нем, было для него новым

Рис 18

 

Восьмилетняя Джина (рис 18) сказала «У меня есть красные
розы, нет шилов или листьев и нет корней Почва помогает мне Я
в Диснейленде, потому что я люблю чувствовать себя счастливой Я
нахожусь под защитой — не так, как в жизни, сторож заботится обо
мне и поливает меня водой один раз в день Сейчас солнечный день
Я хорошенькая Иногда я чувствую себя одиноко Сегодня вечером
я собираюсь навестить моего папу Я маленькая и густая Я хочу
быть маленькой я слишком высокая Здесь никогда не идет дождь —
я не люблю дождя Иногда идет снег — мне не хватает здесь снега
Я могу видеть людей Меня окружает трава Мне лучше расти без
корней, если они захотят пересадить меня, мне будет легче У меня
всегда есть бутоны»

Иногда дети легко идентифицируют себя с розовым кустом, как
это сделала Джина Джину удочерили, а ее родители были в разводе,
со времени ее разлуки с ними она ощущала сильную тревогу в связи
со своим положением, беспокойство по поводу того, чго с ней


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________45

 

произойдет Ее идентификация с розовым кустом облегчила нам на-
чало работы по устранению этого беспокойства

Рис 19

 

Десятилетняя Черил жила в различных приютах с тех пор, как
ее мать оставила ее в возрасте пяти лет В связи с законодательством
до недавнего времени ее нельзя было удочерить Черил была очень
живым, привлекательным существом До недавнего времени она по-
лучала терапию в связи с явлениями снохождения и выраженными
ночными страхами Она сказала о своем розовом кусте (рис 19) «Я
очень большая У меня есть всякие цветы разного цвета У меня
прямые ветви Когда они отходят в стороны, они изгибаются Я в
мягкой почве, у меня длинные корни, спрятанные очень глубоко в
земле У меня много друзей Птицы сидят на заборе и разговаривают
со мной Вокруг меня большой черный забор, поэтому люди не
Могут наступить на меня или сорвать меня Я живу во дворе Я
обычный розовый куст У меня зеленые листья»

Я. Кто ухаживает за тобой;

Черил. Природа заботится обо мне— дождь, солнце и почва

Я. Кто живет в доме }

Черил. Несколько человек


46 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Я. Ты их любишь?

Черил. Я никогда не встречала их. Они всегда куда-то идут. Я
сама по себе.

Исходя из этого опыта, мы смогли открыто обсудить некоторые
вопросы, которые Черил таила в глубине души. Одним из вопросов
был «большой черный забор», который защищал ее. Она держалась
отчужденно, и другие дети часто называли ее «снобом». Мы разгова-
ривали с ней о людях, связанных с розовым кустом, и о ее собствен-
ных отношениях с людьми, которые заботились о ней. Это привело
к выражению чувств, касающихся ее матери и проблемы удочерения.
Хотя было совершенно очевидно, что эти проблемы тревожили ее,
Черил предпочитала не говорить о них. Нарисованный ею розовый
куст и некоторые другие аналогичные занятия что-то высвободили
внутри нее. Она действительно чувствовала себя так, как ее розовый
куст, но она никогда не говорила никому о своем ощущении. К кон-
цу этого занятия она сказала' «О, да, есть еще одна вещь. Добавьте:
„Благодаря разнообразным цветам я знаменитый куст"».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.