Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейные портреты






Очень полезны упражнения, при котором дети должны нарисо-
вать свою семью с помощью символов или животных. «Закройте гла-
за и войдите в свое собственное пространство. Теперь представьте
себе каждого члена своей семьи. Если бы вы нарисовали их на листе
бумаги в виде изображения, напоминающего скорее какую-нибудь
вещь, чем реальных людей, что бы это было? Если бы кто-нибудь из
вашей семьи напоминал вам бабочку, потому что много порхает
повсюду, изобразите ли вы его в виде бабочки? Или, может быть,
какие-то лица напоминают вам круг, потому что они всегда окружа-
ют вас? Начинайте с того, кого вы представили первым. Если вы
зашли в тупик, закройте глаза, вернитесь обратно в свое про-
странство и снова представьте себе свою семью. Вы можете исполь-
зовать капли краски, абстрактные формы, предметы и животных, и
всё что угодно, всё, что придет вам на ум».

Рис. 12

 

Один мальчик нарисовал разнообразные символы своей семьи
(рис. 12). Вот что он сказал (пояснения в скобках мои): «Я нахожусь
внутри клетки в середине ее (зеленая морская звезда внутри образо-


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________ 35

 

вания, похожего на ящик). Мой брат (16 лет) считает, что он номер
один (большой пурпурный круг с огромным номером один в середи-
не). Моя сестра (12 лет) думает, что она замечательная: она обманы-
вает всех, кроме меня (голубой круг с красным сердцем в середине,
выходящими из него и охватывающими его когтистыми лапами).
Моя мама замечательная (цветок). Я изобразил отца в виде мозга,
потому что он считает, что знает всё. Донна (8 лет) хорошая: она не
дает мне прозвищ (голубая и розовая бабочка). Мой брат (10 лет)
ябедничает на меня. Он делает скверные вещи, хотя улыбается всё
время. Люди не знают этого, и поэтому он выходит сухим из воды
(лицо с безучастным взглядом и улыбкой). Ближе всего мне мама.
Все поучают меня, дразнят, ябедничают. Я заперт в середине».

Рис. 13

 

 

Пятнадцатилетняя девочка так рассказала о своей картинке (рис.
13): «Мне ближе моя мама (сердце, пронзенное стрелой), иногда она
Даже слишком хорошая. Она слишком легко уступает. Я думаю, она
любит меня. Она берет меня в магазин за покупками и покупает мне
разные вещи. Я не знаю, что чувствуют другие дети в нашей семье
(брат 11 лет и сестра 13 лет). Мой брат играет в шары, и это всё, о
чем он говорит. Моя сестра сладкоежка и любит жевательную резин-
ку. Она ест слишком много. Мой отец — светило, он полон идей.
Я— волны, потому что люблю плавать. Мой отец выслушивает меня,
Но мы постоянно затеваем споры; ему, похоже, никогда не понять,
Что я пытаюсь сказать на самом деле». Ее рисунок был сделан во вре-


36 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

мя семейного занятия, в котором участвовала вся семья, члены ко-
торой рисовали и обменивались впечатлениями, чего они никогда
не делали раньше.

В ответ на последние слова девочки се одиннадцатилетний брат
сказал: «Да, она один раз сказала папе, что она чувствует, и он
похвалил ее за это, так что теперь она думает, что всегда может рас-
сказывать о своих чувствах, и они все время затевают споры. Я хочу,
чтобы она хоть иногда молчала». Брат, который не мог терпеть
постоянные конфликты, сказал о своем рисунке: «Я капелька некта-
ра на моем любимом цветке. Мои сестры — бабочки. Мои родите-
ли— птицы. Все находится в движении: мне нравятся вещи, которые
движутся. Все счастливы, веселы, вокруг все цветет (его рисунок
включает много цветных мягких линий). Солнце курит трубку, как
папа. Оно говорит: Мне нравится твоя семья там, внизу! ". Очень
хорошо, что папа теперь не пьянствует. Всем нам стало жить лучше.
На этой неделе у нас, детей, не было ни одной драки. Четыре меся-
ца назад я перестал воровать. Я решил, что это просто недостойное
занятие. Я по-прежнему иногда попадаю в неприятное положение,
но из-за пустяков. Мне нравится поддерживать мир. Мне не нравят-
ся ссоры».

При этом после завершения картин я часто дополняю инструк-
цию. После того как ребенок даст общее описание, я прошу его рас-
сказать о каждом изображенном человеке (если этого недостаточно
в общем описании) или сказать что-нибудь каждому человеку на
картинке, или сделать так, чтобы каждый человек сказал что-то ему
Иногда я более определенно говорю о том, что меня интересует.
«Скажи каждому что-нибудь из того, что тебе нравится и что не
нравится. Спроси об этом от лица каждого из людей». Я могу попро-
сить его изобразить диалог между двумя любыми символами. Такое
упражнение дает так много материала, что иногда это производит
ошеломляющее впечатление. Вести разговор посредством описания
картинки гораздо безопаснее и легче, чем вести разговор членов
семьи друг о друге на занятиях, а также со мной во время индивиду-
альных занятий. То же самое упражнение (или любое другое из этой
книги) можно проводить ежемесячно каждый раз с новыми ощуще-
ниями К тому же интересно вернуться назад, взглянуть на старые
картинки и поговорить с ребенком о том, что в них все еще верно,
а что изменилось.


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________ 37

 

Рис 14

 

Тринадцатилетняя девочка: «Папа самый хороший, я люблю его
больше всех. Я связана с ним (желтый круг с сердцем в середине).
Я круглая, похожая на него (она — круг, соединенный линией с
отцом) и поэтому считаю себя толстой. Мама слишком сладкая
(розовый цветок). Мой брат находится в середине рисунка и связан
со всеми нами. Он пытается ладить со всеми. Мама ближе к моей
сестре: они связаны друг с другом. Моя сестра — кирпичная стена
(рисунок с изображением стены из кирпича), потому что трудно
пробиться к ней. Я сделала ее голубой стеной, потому что это ее
любимый цвет и я хотела сделать ей приятное. Я хочу, чтобы мы
стали ближе» (рис. 14).

Часто на занятиях с семьями мы переходим от картинки к
человеку. Я попросила эту девочку прямо сказать ее сестре, что хо-
чет быть к ней ближе Ее сестра ответила: «Между нами немного об-
щего». Это было вначале. На более позднем занятии, когда семья
нарисовала подобные картинки, тринадцатилетняя девочка нарисо-
вала стену с отверстием в ней и сказала: «Я начинаю проникать
через стену».

Одиннадцатилетняя девочка нарисовала свою семью просто в
виде капель краски с кодом цветов в углу. Каждый цвет обозначал
Для нес что-то определенное: любимый цвет, грустный цвет и т. д.
Это была ее собственная идея, но с этого времени я часто пользова-
лась ею в работе с другими детьми. Некоторые дети использовали
формы — квадраты, круги и т. д. — вместо цветов.


38 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Хотя большинство детей вначале не понимает слова «символ»,
они способны его понять и использовать. Я употребляю слово «сим-
вол» в своих инструкциях и затем даю ряд примеров его значения.

Иногда я прошу детей нарисовать их идеал семьи в виде симво-
лов. Тринадцатилетняя девочка изобразила свою семью в виде груп-
пы кругов, треугольников, точек и звезд. «Мой папа — оранжевый
треугольник. Я близка ему, несмотря на то, что он не живет с нами.
Мне нравится проводить с ним время. Он еще добрее с тех пор, как
не живет с моей мамой. Я часто дерусь со своей сестрой и мамой.
Все время мы много спорим и браним друг друга. У нас постоянно
кто-то берет верх, мы слишком часто задеваем друг друга. Иногда
мне хочется уйти от всего подальше. Мой идеал семьи — это цветок
здесь на рисунке Я — оранжевая точка в середине». Девочка
рассказала о ситуации в семье только тогда, когда объясняла фигуры
на картинке, и указывала на них, пока рассказывала. Такое положе-
ние дел в их семье было представлено как само собой разумеющееся

Маленькие дети, в основном младше восьми лет, предпочитают
изображать людей, когда их просят нарисовать свою семью (хотя
иногда они могут согласиться нарисовать животных). Попросить
ребенка нарисовать его семью — традиционная диагностическая
техника. Несомненно, при этом можно многое узнать о ребенке. Ис-
пользование информации, касающейся отношений, для последую-
щей работы с ребенком делает описанную технику еще более значи-
мой и полезной для терапии. Семилетняя девочка, когда ее попроси-
ли нарисовать свою семью, упорно ошибалась. Фигуру своей матери
она рисовала выше, чем фигуру отца, приговаривая при этом: «О, я
сделала ошибку, моя мама ниже ростом, чем папа!». Потом она над-
писывала имена над изображениями и начала писать «Мама» над
изображением отца. Она зачеркнула это и сказала: «О, это папа».
Сначала она нарисовала отца с руками, заложенными за спину. За-
тем она изменила положение одной руки таким образом, что рука
касалась руки матери (которую отец на рисунке обнимал сзади), и
сказала. «Я должна заставить папу держать маму за руку. Так надо».
(Мне стало ясно, что какие-то ее проблемы связаны с чувствами к
отцу, и я посвятила несколько последующих занятий выражению
этих чувств) Затем она нарисовала маленького мальчика на некото-
ром расстоянии от себя, матери и отца, которые теперь стояли ря-
дом, касаясь друг друга У младенца был круглый открытый рот.
Девочка и ее мать улыбались, а лице отца была мрачная усмешка. Я
спросила. «Ребенок плачет7» Лаура ответила: «Да».


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________ 39

 

Я. Почему ребенок плачет?

Лаура. Да ведь я не беру его на руки (она нарисовала дом вокруг
всей семьи, включая младенца).

Я. Ты рада, что ребенок там, в доме?

Лаура. О, да! Я люблю малыша, а он любит меня.

Я. Бываешь ли ты иногда рада, что ребенка в доме нет? (Мне
представляется сейчас, когда я пишу это, что вопрос слишком сло-
жен, но Лаура, похоже, поняла его значение).

Лаура. Иногда мне хочется, чтобы он вовсе не родился!

Затем она стала рассказывать мне о том, как ее мать позволяет
ей брать ребенка на руки и ухаживать за ним, но после этого у нее
болит шея Она все более и более откровенно выражала свои чувства
и все более спокойно воспринимала мысль о том, что может испы-
тывать как положительные, так и отрицательные чувства к своему
маленькому брату

Похожая беседа была у меня с пятилетним Джимми. Я попроси-
ла его побыть младенцем на картинке.

Джимми. Уа! Уа!

Я. Он так кричит?

Джимми. По ночам. И я не могу спать.

Я. Да, от этого можно действительно сойти с ума.

Джимми. Да. Я не могу спать, и я устал.

Я. Твоя мама знает об этом?

Джимми. Нет, мама не знает.

Потом он гневно говорил о своей матери, которая не понимает,
как младенец влияет на его жизнь. Его мать сказала мне: «О, он лю-
бит маленького Он никогда не проявлял никакой ревности». Он
действительно любил маленького брата, но брат при этом отбирал
У матери значительную часть времени, будил Джимми по ночам и
раздражал его Почему-то он не смог или не пожелал выражать от-
крыто свои чувства. Но они проявились в ночном" недержании мочи
и в нарушениях поведения в школе. Я попросила его поговорить с
Матерью и младенцем на картинке, и после того, как он выразил
свои чувства, он начал рассказывать мне с гордостью, что собирает-
ся многому научить малыша: в конце концов, ведь он его старший
брат!


40 В. Оклендер. Окна в мир ребенка _________________

Рис 15

 

Восьмилетний Лэнс совершал поджоги. Он нарисовал изображе-
ние своей семьи, на котором его мать, отец и сестра были рядом, а
он сам далеко от них, в другом конце листа (рис. 15). Глядя на эту
картинку, я уже могла оценить ситуацию. Но даже если я оценила
ее правильно, запись об этом в протоколе исследования ничего не
дает ребенку. Если же я смогу добиться от ребенка выражения
чувств, мы будем на пути к решению его проблем. После того как
Лэнс описал свою картинку, назвав мне изображенных на ней лю-
дей, я попросила его рассказать мне о каждом человеке: что он
делает в течение дня и что любит делать. Затем я сказала: «Ты очень
далеко от остальных членов твоей семьи на картинке». Он ответил.
«Да, у меня нет комнаты на их стороне».

Я. А я подумала, может быть, ты так и чувствуешь себя иногда,
как будто очень далеко от них.

Лэнс. Да, иногда бывает. Я думаю, что они уделяют больше вни-
мания моей сестре, чем мне. Они всегда кричат на меня по всякому
поводу, и не важно, что я делаю на самом деле.

Это было началом нашего продолжительного общения и обсуж-
дения его чувств. Позднее, когда я работала со всей семьей, я подня-
ла этот вопрос (с разрешения Лэнса) и это стало для других членов
семьи первым указанием на его чувства. До того он не мог серьезно


_________________Глава 2. Рисунок и фантазия____________________41

обсуждать то, что чувствовал, в их присутствии. Лэнс, возможно,
даже не осознавал того, что чувствовал. Часто приходится слышать
от взрослых: «Мне надо дать выход своим чувствам». У детей при от-
сутствии этой возможности легко возникает «путаница в голове» и
состояние растерянности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.