Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фаза 2 фаза 3 фаза






 

 

Рис. 12.3. направление Действия адаптационных и компенсаторных процессов

 

Будучи едиными и разнонаправленными, адаптация и ком­пенсация развиваются в онтогенезе неравномерно. Становле­ние адаптационных процессов явно обгоняет формирование компенсаторных, ибо процесс развития по своей внутренней сущности весьма близок к адаптации. Возрастное развитие — это формирование новообразований, то есть постоянный уход от своего прежнего состояния. Далее, по мере взросления раз­витие компенсаторных способностей усиливается и догоняет адаптационные, приблизительно уравниваясь с ним. По мере старения первыми начинают ослабевать адаптационные ме­ханизмы, а позже компенсаторные. Динамика возрастного соотношения адаптационных и компенсаторных процессов представлена на рисунке 12.4.

 

 

 

 


адаптация

компенсация

 

 

возраст

Рис. 12.4. Возрастная динамика развития адаптационных и компенсаторных процессов

 

 

В современной специальной психологии термин «компен­сация» не является широко употребимым. Куда чаще исполь­зуется понятие «реабилитация». Компенсация — это внутрен­ний процесс; реабилитация — внешний. Реабилитационная проблематика стала активно привлекать к себе внимание оте­чественных специалистов в конце 60-х годов.

Реабилитация определяется как «система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональ­ных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате тру­доспособности, на эффективное и раннее возвращение боль­ных и инвалидов (детей и взрослых) в общество и к обществен­но полезному труду. Реабилитация представляет сложный про­цесс, в результате которого у пострадавшего создается активное отношение к нарушению его здоровья и восстанавливается положительное отношение к жизни, семье и обществу» (Ка­банов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985, с. 10).

Ключевым в этом определении является то, что реабили­тация представляет собой систему мероприятий. Это следует подчеркнуть особо, чтобы отделить данное понятие от терми­на «компенсация».

Отдельно взятое воздействие не может рассматриваться как реабилитационное.

Этот процесс направлен не на само нарушение, а на лич­ность человека с тем или иным нарушением, на восстановле­ние полноценного существования этой личности в обществе, на преодоление социальных последствий заболевания или травмы. Говоря совсем упрощенно, цель реабилитации — не допустить превращение личности инвалида в инвалидную личность. С психологической точки зрения драма инвалид­ности состоит в конфликте полноценных человеческих по­требностей с ограниченными возможностями их реализации. Реабилитация направлена на максимальное преодоление и разрешение этого конфликтного состояния, ибо в противном случае возможна постепенная деформация личности постра­давшего.

Следует также заметить, что реабилитационные меропри­ятия направлены на восстановление того, что выше нами называлось основными жизненными опорами — семья, про­фессия и социальное окружение. Это прямо указано в приве­денном определении. Существуют специальные виды реаби­литации: семейная, социально-психологическая и професси­ональная. Эти направления помощи показаны в том случае, если в результате инвалидизации у человека возникают про­блемы в сфере семейных отношений (в том числе и по вине самого инвалида), трудоустройства и межличностных контак­тов с окружающими людьми.

Будучи внешними по отношению к индивиду, реабилита­ционные мероприятия опираются на компенсаторные внут­ренние процессы. Можно сказать, что реабилитация есть не что иное, как попытка воздействовать на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются и направлены на разные уровни компенсаторных процессов. Так, медицинская реабилитация обращена к био­логическому уровню организации компенсаторных механиз­мов. Ведущая роль здесь принадлежит биологической терапии, включая использование лекарственных средств, лечебной физкультуры и т. д.

Психологическая реабилитация в свою очередь направле­на на оптимизацию протекания компенсаторных процессов на уровне сознания. Она предполагает использование разно­образных психотерапевтических и психокоррекционных ме­роприятий. Их целью является максимальное по возможнос­ти смягчение кризисных переживаний личности, формиро­вание адекватной самооценки и позитивного самовосприятия, расширение представлений о жизненной перспективе, фор­мирование трудовых установок личности инвалида.

Когда мы говорим о социально-психическом и социальном уровне компенсаторных механизмов, то должны указать, что к ним обращены такие формы реабилитации, как семейная, педагогическая (переобучение), трудовая (приобщение к до­ступным видам трудовой деятельности), досуговая, креатив­ная и социальная в широком смысле слова. Последняя подра­зумевает весьма обширный спектр социальных, социально-экономических и государственных мероприятий, представлен­ных не в виде отдельных акций, а как долгосрочная, целенап­равленная политика в отношении разных групп инвалидов с предоставлением определенных льгот и обязательств со сто­роны государства.

И наконец, к сфере социальной реабилитации следует до­бавить формирование сообществ различных групп инвалидов, задачей которых является взаимная помощь, создание усло­вий для социальной адаптации и отстаивание интересов са­мих инвалидов на региональном и государственном уровне.

К вышесказанному следует добавить следующее: как нет четких границ между уровнями протекания компенсаторных процессов, так не существует и жесткого разделения разных форм реабилитационных мероприятий, что подчеркивает их единство и комплексность.

В литературе указывается, что успешность реализации ре­абилитационных мероприятий возможна при соблюдении определенных принципов. К их числу относятся следующие:

1) единство биологических и психосоциальных воздействий;

2) разноплановость усилий для организации реабилитаци­онных мероприятий (психологическая, семейная, про­фессиональная реабилитация);

3) апелляция к личности инвалида с использованием парт­нерских отношений сотрудничества в процессе реаби­литации;

4) ступенчатость или последовательность мероприятий, где предыдущие подготавливают почву для последующих воздействий.

 

Перечисленные принципы сформулированы одним из ав­торитетных специалистов по вопросам реабилитации М. М. Кабановым. Им же разработаны и этапы реабилитаци­онного процесса. Первый этап — восстановительное лечение. Второй этап — реадаптация — заключается в развитии воз­можностей инвалида к условиям внешней среды. Ведущая роль здесь принадлежит психосоциальным воздействиям, направ­ленным на стимуляцию социальной активности личности по­страдавшего. Третий этап — собственно реабилитационный, задача которого состоит в восстановлении прежних отноше­ний инвалида с окружающей действительностью.

Оценивая реабилитационный потенциал человека, мы дол­жны учитывать не только характер и глубину нарушения, но и социально-психологические последствия этого нарушения. Так при одной и той же патологии они могут быть различны­ми, в зависимости от того, каким образом нарушенная функ­ция была связана с прежней профессией и какое место про­фессия занимала в иерархии ценностей личности.

Несколько иную ситуацию воспроизводит другой термин, не менее употребимый в современной специальной психологии, — абилитация, означающий в дословном переводе — пре­доставление прав. При реабилитации речь идет о восстанов­лении, возмещении потерянных свойств, условий, того каче­ства жизни, которое было утрачено индивидом.

Абилитационная ситуация характеризуется иначе. Это те случаи, когда индивид уже рождается с тем или иным поро­ком, отклонением в физическом или психическом развитии. Работа с человеком, имеющим врожденные нарушения, стро­ится на иной основе. В подобных случаях возможны исходная неадаптированность, отсутствие периода нормального разви­тия и какой бы то ни было утраты. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешатель­ства в процесс развития ребенка с целью достижения его макси­мальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.

Последняя категория, которую мы рассмотрим, — коррек­ция, под которой понимается процесс исправления тех или иных нарушенных функций. В специальной психологии длительное время обсуждается вопрос о соотношении коррекции и ком­пенсации. Суммируя все точки зрения, можно сформулиро­вать несколько положений.

Прежде всего, коррекция — это всегда определенное воз­действие на человека с целью исправления чего-либо, это вне­шний процесс по отношению к индивиду, в отличие от ком­пенсации. Безусловно, внешнее коррекционное воздействие должно на что-то опираться, как, например, реабилитация опирается на компенсаторные процессы. Для коррекционных мероприятий в качестве базы выступают механизмы сенсиби­лизации — закономерной способности функций к повыше­нию своей эффективности под влиянием тренировки.

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае нарушения функции, но не ее выпадении. Корригировать, на­пример, зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно. В этом случае речь идет как раз о восполнении утраченной функции.

Обратите внимание, что словосочетание «нарушенная фун­кция» фигурирует в определении и компенсации, и коррекции. Это означает, что вопрос о том, следует ли нарушенную функцию корригировать или компенсировать, решается в за­висимости от того, насколько выражены сами нарушения. Расстройства функции, при которых она еще существует, но уже не способна достичь уровня целесообразной результатив­ности, свидетельствуют о необходимости включения компен­саторных механизмов. Так, например, снижение остроты зре­ния до таких показателей, при которых никакое приближе­ние предмета к глазам, равно как и его увеличение не приводит к формированию образа восприятия, но остаются сохранны­ми лишь элементарные ощущения, можно назвать выражен­ной неспособностью к целесообразной результативности зри­тельной функции. В подобной ситуации говорить об эффек­тивной коррекции не имеет смысла.

Таким образом, мы попытались разграничить обсуждаемые понятия. Тем не менее указанные различия имеют не абсолют­ный, а относительный характер. Ибо коррекция и компенса­ция могут взаимно дополнять друг друга. Даже при незначи­тельном снижении остроты зрения на один глаз, функцию ведущего автоматически берет на себя сохранный, восполняя недостатки больного. По сути своей это компенсаторный акт. С другой стороны, в ситуации выраженного нарушения фун­кций возможно и даже необходимо проведение определенных коррекционных мероприятий. Хорошо известно значение раз­вития остаточного зрения и слуха у слепых и глухих детей для повышения их адаптированности.

Мы рассмотрели в сравнительном плане такие категории, как компенсация, адаптация, реабилитация, абилитация и коррекция. Раскрытие их значений позволяет лучше понять сам феномен отклоняющегося развития. Безусловно, главным критерием эффективности коррекции, реабилитации и абилитации является полученный результат. Но не менее важна и устойчивость достигнутого эффекта, а также временные за­траты, как выражение трудоемкости, а стало быть, стоимости коррекционной или реабилитационной услуги.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что представляют собой компенсаторные процессы?

2. Какова уровневая организация компенсаторных процессов?

3. Охарактеризуйте основные фазы компенсаторного процесса.

4. В чем сходства и различия компенсации и адаптации?

5. В чем состоит сущность таких феноменов, как декомпенсация, псевдокомпенсация и гиперкомпенсация?

6. Что представляет собой реабилитационный процесс?

7. Как соотносятся между собой такие понятия, как компенса­ция и реабилитация?

8. Что представляет собой процесс абилитации?

Литература

 

1. Адлер А. Теория и практика индивидуальной психологии. М.; СПб., 1996.

2. Анохин П. К. Общие принципы компенсации нарушенных фун­кций и их физиологическое обоснование. М., 1963.

3. БратусьБ. С Аномалии личности. М., 1988.

4. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. М., 1996.

5. Воложин А. К, Субботин Ю. К. Адаптация и компенсация — универсальный биологический механизм приспособления. М., 1987.

6. Выготский Л.С. Дефект и сверхкомпенсация // Проблема де­фектологии. М., 1996.

7. Грановская Р. М., Никольская И. М. Психологическая защита у детей. СПб., 2000.

8. Зейгарник Б. В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 4982.

9. Земцова М. И. Пути компенсации слепоты. М., 1956.

10. Кабанов М. М. Реабилитация психически больных. Л., 1985.

11. Кабанов М. М. Психосоциальная реабилитация и социальная психиатрия. СПб., 1998.

12. Литвак А. Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. Л., 1974.

185 13. ЛитвакА. Г. Тифлопсихология. М., 1985.

14. Мамайчук И. И. Психокоррекция детей и подростков с нару­шениями в развитии. СПб., 2000.

15. Манова-ТЬмова В. С. Психологическая реабилитация при на­рушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.

16. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002.

17. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — па­топсихология. М., 1996.

18. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети. М., 2000.

19. Солнцева Л. И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. М., 1980.

20. ЦвешковаЛ. С. Нейропсихологическаяреабилитация. М., 1985.

21. Ярмоленко Н.Д. Проблемы компенсации глухоты. Киев, 1976.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.