Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности газетной верстки






Композиция газетной полосы. Отдельные части газетной поло­сы имеют характерные названия, связанные с расположением ста­тей или иллюстраций в газете.

Каждая газета начинается с заголовочной части. Основные ее элементы: название газеты, название организации, выпускающей газету, помещаемое под названием газеты; календарные сведения и номер выпуска. Название газеты постоянно и располагается в верхнем левом углу первой полосы или в верхней строке первой полосы.

Название отделено от текста чаще всего жирной линейкой. Текст названия может быть наборным или рисованным. Календарные сведения и номер выпуска размещают под названием газеты или в рамке справа

Передовую статью помещают в левой верхней части первой полосы. Ее набирают на наибольший формат и заверстывают на одну или несколько колонок. Передовую статью отбивают линей­кой от другого материала или заключают в рамку.

Подборка— материал, однородный по теме; размещают на не­скольких колонках и объединяют одним общим заголовком — «шап­кой». Подборки могут быть тематическими и разнотемными.

Окно — статья (рисунок), заверстанная в верхнем правом углу полосы. Окно отбивается от текста жирными линейками.

Фонарь - статья (рисунок), заверстанная в центре или внизу полосы на две-три колонки. Высота такой колонки должна быть больше ее ширины; статью отделяют от другого материала жирны­ми или фигурными линейками.

Подвал — статья, размещенная в нескольких или во всех колон­ках внизу полисы. Подвал отделяется от предыдущего текста линей­кой; заголовок подвала располагается над первыми двумя-тремя колонками. Высота подвала должна быть не больше 1/3 и не мень­ше 1/4 высоты полосы.

Стояк статья, заверстанная на две-три колонки по всей высо­те полосы.

Уголок — статья или иллюстрация, заверстанная в одном из уг­лов полосы, за исключением правого верхнего. Уголок отделяют от другого материала линейками.

Чердак крупный материал, подобный подвалу, но размещен­ный вверху полосы и заверстанный на всю ширину или на несколь­ко колонок. Его отбивают от последующего текста жирными линей­ками или заключают в рамку.

Подверстка материал, которым заполняют пустое место под статьей, тематически с ней не связанный.

Объявления заверстывают в зависимости от вида газеты.

Колонтитулы располагают либо сверху на весь формат поло­сы, либо внизу заверсткой в углу на формат одной колонки. Колон­титул содержит название газеты, ее номер, дату и колонцифру.

Оригинал и макет газетных полос. В связи со сжатыми сроками производства газет допускаются оригиналы с небольшим процен­том правки.

Оригинал, поступающий в набор, должен быть тщательно вычи­тан и размечен; сокращения и условные обозначения должны быть унифицированы. На оригинале помечают время сдачи материала в производство.

Заголовки размечаются с указанием гарнитуры, кегля и на­чертания шрифта, формата и заверстки заголовков.

Для правильного расположения и выделения материа­ла составляют макет каждой газетной полосы, на котором точно рассчитано расположение текста всех статей, иллюстраций, заголовков и других элементов.

При изготовлении графического макета используют листы-бланки, на которых нанесены вертикальные линейки, деля­щие газетную полосу на нужное число колонок, и горизонтальные линии, соответствующие определенному числу газетных строк в зависимости от кегля набора. Размеры листа-бланка должны точно соответствовать размерам газетной полосы в определенном масш­табе. В графическом макете хорошо видны все особенности разме­щения и оформления текстовых, иллюстрационных материалов и заголовков.

Графический макет или модульная сетка для опреде­ленной газеты может быть записан в библиотеку компьютера для постоянного использования.

Текстовая информация на полосе газетного формата может иметь блочную или ступенчатую (ломаную) конфигурацию. Более удобочитаемой является блочная конфигурация, хотя вариант об­текаемости текстом иллюстраций не лишен определенной привле­кательности для менее официальных газет и легко выполняется с использованием компьютерного набора и верстки.

Ломаная конфигурация возникает при разверстке материала на разноформатные колонки или при заверстке иллюстрации в обор­ку, придавая полосе некоторое разнообразие и легкость компози­ции, но необходимо при таком оформлении учесть основную зада­чу газет — наиболее полное восприятие читателем содержания ма­териалов с выделением наиболее важных.

В настоящее время при компьютерном макетировании газетных и журнальных полос широко используется модульный принцип по­строения композиции. Основой композиции является модуль—пря­моугольник, исходные размеры которого повторяются во всех эле­ментах полосы. Правильно выбранная модульная сетка автоматически обеспечивает соблюдение ритма и пропорций в струк­туре полос и облегчает компьютерный процесс макетирования, на­бора и верстки. При использовании модульной сетки возможны вер­тикальная, горизонтальная и смешанная структура композиции по­лос, облегчается также ступенчатая (ломаная) структура.

Особенности технологии газетной верстки. Первая особенность— сжатые сроки. Верстку выполняют строго по макету. Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все полосные колонки должны быть одинаковой длины.

Многие правила книжно-журнальной верстки приемлемы и для газетной. Исключение состоит в том, что необязательно выдержи­вать приводность строк, выдерживается лишь горизонтальная при­водка строк в одной статье и приводка последних строк всех коло­нок; допустима разбивка отдельных абзацев на шпоны; допустимы переносы более чем в пяти строках подряд; формат иллюстрации обычно равен одной или нескольким колонкам и др.

Некоторые правила верстки характерны только для газет:

линейки внутри статьи выравнивают по последней и первой строкам колонки, а линейки, разделяющие статьи, должны доходить до колонтитула и горизонтальных линеек, отделяющих подвал;

шапки и заголовки отбиваются от колонтитула на 10—12 п.;

отбивка рубрик не зависит от условий приводности полос; заго­ловки от последующего текста отбиваются на 4—6 п., а от предыду­щего — на 8—12 п.;

текст статей, заключенных в рамки, отбивают от рамок на 2—4 п., а линейки рамки от текста смежных статей — на 4—8 п.;

линейку над подвалом отбивают от текста подвала на 10 п., а от предыдущего текста — на 4—6 п.;

в качестве знаков сносок используются звездочки, сноски завер­стываются внизу колонки, к тексту которой относится сноска.

Газетные полосы, как правило, подвергаются большой правке после введения текста и в процессе верстки. Например, внесение новых информационных сведений может вызвать отступление от макета; возникает необходимость набора некоторых материалов другим шрифтом, на другой формат или выделения какого-либо текста иными графическими или текстовыми приемами. При этом часто возникает необходимость «вгонки»/«выгонки» строк, т.е. новый набор.


3. ИЗДАТЕЛЬСКИЕ ТЕКСТОВЫЕ ОРИГИНАЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ

 

Оригинал (original — лат.) — первоначальный, подлинник. В по­лиграфии оригиналом принято считать все, что поступает из изда­тельств в типографии или комбинаты для полиграфического воспро­изведения: специально подготовленный оригинал рукописи произ­ведения автора, фотографии, рисунки, чертежи и т.д.

Все издательские оригиналы подразделяются на текстовые и изобразительные (иллюстрационные).

Текстовые оригиналы ОСТ 29.115 — 88 в основном делятся на следующие виды: машинописный, полиграфический, рукописный, оригинал-макет, репродуцируемый оригинал-макет (РОМ) и коди­рованный.

Машинописный издательский оригинал представляет собой отпечатанный на пишущей машинке с соблюдением определенных требований текст прорецензированной и отредактированной руко­писи. Оригинал должен быть отпечатан на одной стороне листа бу­маги форматом 210x297 мм. Бумага должна быть хорошего качества, чтобы при внесении дополнений или разметке оригиналов чернила не расплывались.

Текст должен быть отпечатан через два интервала; поля на странице оригинала — левое не менее 20 мм, правое -— 10 мм, верх­нее — 20 мм и нижнее не менее 20 мм. В одной полноформатной строке должно быть 56—57 знаков, включая пробелы, 30 строк на странице оригинала, тогда емкость такой страницы составит в сред­нем 1700 знаков, а емкость 24 таких страниц — 40 000 знаков. Ав­торский лист содержит 40 000 знаков.

Встречающиеся в тексте иностранные символы, математические и другие специальные знаки, отсутствующие на клавиатуре, могут быть вписаны в оригинал четким почерком чернилами черного цвета.

Оригинал должен быть вычитан корректором, про­нумерован цветным карандашом, кроме красного, арабскими циф­рами, а на титульном листе оригинала должно быть указано общее число страниц.

Вычитка оригинала — важная задача обнаружения грамматичес­ких и стилистических ошибок и неточностей.

Печатный (полиграфический) оригинал может быть целиком для всего издания или с частично включенным машинописным тек­стом. Целиковый полиграфический оригинал используется при пе­реиздании. Для изготовления такого оригинала страницы книги наклеивают на одну сторону листов стандартной бумаги указанно­го размера.

Многоколонные издания должны быть разрезаны по колонкам, точно скомплектованы по порядку следования текста и наклеены по одной колонке на стандартный лист бумаги. Шрифт должен быть не мельче кегля 10 п., нормальной плотности и прямого начертания. Оригиналы, напечатанные шрифтами узкого начертания и кеглем мельче 10 п., в производство не принимаются, исключение состав­ляют документальные издания и издания, сложные для перепечат­ки, набранные шрифтом Новой газетной гарнитуры, кеглем 8 п. Никаких исправлений и добавлений в полиграфический оригинал делать не разрешается; все страницы с добавлениями и исправле­ниями должны быть перепечатаны, вычитаны и включены в ориги­нал под общей нумерацией.

Оригиналы с частичным включением вырезок из отпечатанных изданий должны отвечать всем перечисленным выше условиям. Вырезки должны быть вклеены в текст на свои места.

Рукописный оригинал допускается для текстов на языках, не имеющих соответствующих клавиатур на пишущих или наборно-пишущих машинках. Частично такие оригиналы оформляют­ся для сложного словарного текста, лингвистических и формуль­ных текстов.

Рукописный оригинал должен быть написан крупным четким почерком чернилами черного, темно-синего цвета, расстояние меж­ду строками должно быть равным 1 см.

Для всех частей рассмотренных оригиналов, предназначенных для набора на другом оборудовании или другими способами, изго­товляются дубликаты — оригиналы, представляющие собой точ­ную копию частей основного оригинала (например, таблицы, фор­мулы или части текста, которые предполагается набирать отдель­но от основного оригинала). Такая технология используется и в на­стоящее время при фотонаборе и компьютерном наборе. Наличие дубликатов позволяет производить набор по основному оригина­лу и дубликатам одновременно на разном оборудовании и соеди­нять все тексты в процессе верстки автоматически или в диалого­вом режиме.

Закодированный текстовой оригинал — электронный файл. Электронный файл может содержать текстовую информацию и сопровождаться распечаткой и необходимыми пояснениями. Ис­пользование файла освобождает от набора, но оригиналом счита­ется распечатка текста, для первой корректуры, вычитанная корректором после необходимой редакционной правки, если она предусмотрена.

Второй вариант электронного файла — закодированный ориги­нал-макет. Он может быть изготовлен в издательстве и готов для монтажа, хранения или передачи без изменения.

Третий вариант электронного файла — авторский закодирован­ный оригинал-макет, или «оригинал в авторской обработке», кото­рый может быть использован только для простых работ типа мето­дических пособий, так как материал, представленный на дискете автором, не отредактирован в издательстве, не вычитан корректо­ром и может содержать разного рода ошибки.

Кроме того, указанный вид оригинала может быть неправильно отформатирован и размечен, что в значительной степени усложнит работу с ним. В этом случае легче набрать и сверстать заново по оригиналу, чем воспользоваться таким закодированным оригина­лом-макетом.

Оригинал-макет — точная копия полос будущего издания, пре­дусматривающая построчное совпадение. Такой оригинал-макет, предварительно прошедший все стадии издательской обработки, изготавливался на наборно-пишущих машинках, типа ИГВ и более сложных типа IBM Композер, оснащенных девятиширинным шриф­том, быстросменными шрифтоносителями для набора на различных графических основах текстов любой сложности, монитором, счет­ным устройством, делающим возможность использовать внешнюю память.

Оригинал-макет, предназначенный для набора, в настоящее вре­мя утратил свое значение и не используется.

Репродуцируемый оригинал-макет (РОМ) используется для фотографирования, если он изготовлен на бумаге, а также для ко­пировальных процессов или контактного копирования, если он из­готовлен на прозрачной основе. Репродуцируемый оригинал-макет может содержать иллюстрации, если он изготовлен на компьютер­ных издательских системах (КИС), или для иллюстраций могут быть оставлены места на полосах, в которые они монтируются при мон­таже (традиционном или электронном).

Репродуцируемый оригинал-макет может быть закодирован пос­ле его изготовления в соответствии с правилами набора и верстки и готов для последующих операций или хранения в виде электронно­го файла.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.