Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Смирение






 

Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради ее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудевает, то первые будут напрасны

(Преп.Исаак Сирин. Сл. 34).

Смирению уступают все страсти, а с ними отгоняется и полк бесов. Все добродетели усматриваются последующими за ним... (Преп. Симеон Новый Богослов)»

(Свт. Игнатий (Брянчанинов) т.2 стр.72).

 

Схииг. Иоанн:

* Наш должен быть труд во всякой добродетели, а успех уже зависит от Божией благодати, а благодать Бог дает не за труды, но за смирение: насколько человек смиряется, настолько и благодать посетит (№ 3).

* Еще замечу, пишут святые Отцы, что природные недостатки остаются и у святых - для их смирения (№ 5).

* Если будешь строго следить за собой, поистине увидишь себя хуже всех, тогда и хвалящий тебя не повредит, ибо люди смотрят только на внешность человека, а внутренно его не знают (№ 12).

* Стремись, чадо, к смирению и не верь себе, пока не ляжешь в гроб (№ 17).

*...благодать дается от Бога именно только смиренным - а без смирительных случаев не смиришься (№ 28).

*...благодать дается не за труды, а за смирение: кто насколько смирится, настолько и благодать приходит; и в добродетели устоять зависит не от нас, а от благодати (№ 29).

* Святой Петр Дамаскин пишет: “Если человек увидит свои грехи аки песок морской, и это знак здоровья души”. При этих чувствах отчаянию нет места, а наполняется душа умилением и любовью ко всем живущим на земле (№ 38).

* Хорошо иногда вспомнить прошлые свои грехи, ибо от этого рождается смирение, а когда от воспоминаний прошлых грехов приходит отчаяние, тут уже явно враг старается возмутить душу; не слушай его, успокойся, не мятись, не унывай, старайся молитвой отогнать подобные возмутительные мысли (№ 39).

* Господь дает дарования не за труды, а за смирение, так нас учат святые Отцы (№ 55).

* На Валааме проходил послушания разные, и все такие, которые мне не нравились, однако не унывал, а был мирен. От святого послушания рождается смирение и сила воли укрепляется (№ 79).

*...насколько человек смирится, настолько и преуспевает в духовной жизни (№ 80).

* Истинное смирение вот до чего должно распростираться: до полного сознания в чувстве сердца, что они на всем земном шаре хуже всех человеков, даже скотов. Святые Отцы сказали: “Смирение божественно, оно приклонило небеса и сошло на землю принять нашу плоть и бысть Богочеловек” (№ 95).

*...от него (смирения - сост.) происходит кротость, приветливость, удобоумиление, милосердие, тихость, благопокорность. Смиренный не любопытствует о предметах непостижимых, а гордый хочет исследовать глубину судеб Господних. Смиренный не хвалится природными дарованиями и гнушается людскими похвалами - как человек, одетый в шелковую одежду, отбегает, если брызнуть на него дегтем, чтобы не замарать своей дорогой одежды, так и смиренный убегает человеческой славы (№ 110).

* Свойство смирения видеть свои грехи, а в других - добрые качества; а гордости свойственно видеть в себе только хорошее, а в других - только худое. Вот еще черта смирения: простота, откровенность и естественность. А что такое смирение и как оно рождается в душе, никто не может выяснить словами, если человек не научился сему из опыта. Из одних слов нельзя сему научиться (№ 110).

* Ты пишешь, простит ли тебя Господь. Эта мысль дьявольская; он пугает тебя по своей злобе, не слушай его. Нет такого греха, чтобы превышало Божие милосердие (№ 113).

Иг. Никон:

* Смиряться [необходимо] не наружно, а внутренно. А наружно будьте просты. (№ 1).

*... за смирение и терпение других и нас потерпит Господь по закону: в нюже меру мерите, возмерится вам. Царство Божие есть царство мира, любви, радости, кротости и проч., а с противоположными качествами в Царство Божие мы не будем допущены (№ 7).

*... через самооправдание мы лишаем себя возможности к росту духовному. Если же не делаем того, что должны, да еще не терпим обид и скорбей, и через то не сокрушаемся и не смиряемся, то не знаю уж, что и сказать. Чем мы будем лучше неверующих тогда? (№ 11).

* Главное - надо осознать себя достойным всяких оскорблений и скорбей (достойное по делом нашим приемлем) (№ 11).

*... Явный грешник скорее может смириться и прийти к Богу, и спастись, чем наружные праведники. Потому и сказал Господь Иисус Христос, что мытари и грешники предваряют в Царствии Божием многих внешних праведников (№ 21).

* По великой премудрости Божией грехи и бесы содействуют смирению человека, а через это - спасению. Вот почему Господь не велел выдергивать плевелы из пшеницы, без плевел легко возникла бы гордость, а Бог гордости противится. Гордость и высокомерие - гибель для человека (№ 21).

*... смирения не может быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть самооправдание. Так что все делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия... (№ 24).

* Всегда мы рабы неключимые. Только милость Божия прощает кающихся и включает в Царствие Божие (№ 25).

* Господь говорит: Не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние. Что это значит? Слово Божие говорит, что несть праведного, несть до единого; вкупе непотребни быша. Все грешны, и чем святее человек, тем больше он видит в себе грехов. Господь и пришел призвать к покаянию и через покаяние спасти грешников, то есть тех, кто сознает свои грехи, кается пред Господом, просит прощения. А кто или не видит своих грехов, или сам себя оправдывает лукаво, тех отметает от Себя Господь. Так отверг Господь и осудил еще на земле фарисеев, которые считали себя праведниками, даже примером для других. Страшно такое состояние (№ 37).

* А проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: “Достойное по делам нашим приняли, помяни нас, Господи, когда приидешь в Царствие Твое” (№ 42).

* За смирение получишь благодать Божию здесь, на земле, а в будущей жизни - вечное блаженство (№ 50).

* Слезы фальшивые очень и очень могут быть, чистых слез достигают единицы, а плачут все (№ 65).

*... только рукою смирения человек может принять безвредно для себя любые дары от Господа (№ 73).

*... по-духовному хорош только тот, кто искренне от всей души считает себя хуже всех (№ 73).

* Считайте себя достойной, заслуживающей ада и умоляйте Господа, чтобы не воздал Вам по заслугам... (№ 73).

* Самым основным свойством “нового” человека является смирение (научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен...), без которого исполнение всех даже заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает даже врагом Божиим, т. к. если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого (№ 85).

* При внимании себе, при постоянной борьбе с грехом человеку станет видно, как глубоко испорчен человек и как пронизано все существо человека гордостью (№ 85).

* Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически, познает свою порчу, свое бессилие и постепенно приобретает смирение (№ 85).

* Господь предупреждает тебя болезнями и неприятностями, чтобы ты оглянулась на себя и смирилась (№ 107).

* Что нужно делать? (чтобы смириться. - сост.) Вот что:

1. Примирись искренне, а не языком только, со всеми.

2. Всегда обвиняй себя во всех столкновениях, хотя бы ты была и невиновна; говори себе так: “За прежние мои неправды я сейчас получаю то, что заслужила”.

3. Перестань излишне заботится о теле и соблюдай посты не по качеству только, но и в количестве пищи...

4. Обязательно утром и вечером молитвы...

5. Каждый день хоть полчаса думай и представляй, что ты сегодня или, крайне, завтра умрешь и что ожидает тебя. Читай, что найдешь, о смерти.

Главное же – смирение…

6. Перестань осуждать других. Если увидишь, что кто-либо делает нехорошо, то не осуждай, а пожалей его и мысленно помолись о нем, чтобы Господь простил ему.

7. Перестань празднословить, оставь смехотворство, шутки и проч.

8. Вечером от всего сердца проси прощения за все нарушения заповедей за день: делом, словом или помыслом.

9. Старайся добиться сокрушения сердца и не давай ему охладеть (№ 107).

* Помни слово преподобного Петра Дамаскина, что признаком начинающегося здравия души является “видение грехов своих бесчисленных, как песок морской”. Если этого нет, то пусть никто не думает о себе, что он находится в удовлетворительном устроении, нет, он или в слепоте душевной или, еще хуже, - в самообольщении (№ 114).

* Не думай, что легко увидеть свои грехи. Недаром Святая Церковь с земными поклонами учит нас молиться: “даруй ми зрети моя прегрешения”. Так учит потому, что грех и диавол ослепляют человека, усыпляют его, чтобы он не прибег к покаянию и погиб (№ 119).

* Успех духовной жизни измеряется не духовными утешениями, которые могут быть и от лукавого, а глубиною смирения (№ 132).

* Я перестал удивляться самым невозможным вещам. Падение человека и микробы зла все могут сделать. Сети непроходимы ни для кого, кроме смиренных, а для приобретения смирения и попускает Господь попадать в самые грубые и отвратительные сети тем, кто иначе не может приобрести его. Без смирения не может быть успеха в духовной жизни, а может быть, и спасения (№ 138).

* Мы все так тяжко пали, так глубоко гнездится в нас грех, так он многообразен, часто тонок и ядовит, что святые угодники каялись и плакали до самой смерти. Да и Господь не положил предела покаянию (№ 152).

*... как смириться? Сам человек не может стяжать этого свойства. Надо во всем: и в мелочах, и в крупном – познавать свою немощь и ограниченность, свое бессилие, свою “ветхость” и “плотяность” и каждое проявление их употребить в свою пользу - укорять себя, считать себя негодной и непотребной рабой Божией, постоянно нуждающейся в милосердии Божии и помощи (№ 153).

* Хорошо, что Вы видите свои недостатки, они гораздо хуже и их больше, чем Вы видите, но из-за этого не следует приходить в уныние, безнадежие или даже в отчаяние. Это должно приводить в смирение и приводит всех тех, кто стремится к Господу. К этому именно состоянию относятся слова: любящему Господа вся поспешествуют во благое (Рим 8; 28), т. е. служит к пользе душевной. Без недостатков и слабостей мы возгордились бы (№ 153).

* Без этого качества (смирения - сост.) все подвиги, самые великие, не только бесплодны, но и губительны. Начинающие этого не видят и не могут видеть (№ 161).

*... учитесь смирению. Без этого свойства душевного нигде не найдете ни покоя, ни роста духовного, ни правильной молитвы, т. е. ничего доброго. Недаром же Господь призывает научиться от Него Самого смирению, как самому важному свойству души, самому необходимому (№ 161).

* Когда в тысячах случаях человек убедится, что он не может подавить ни одного греха, ни одной страсти, то невольно смирится и будет прибегать к Единому Спасителю Иисусу Христу, пришедшему на землю, чтобы взыскать и спасти погибшего... (№ 162).

* Нужно свои падения и свою ветхость использовать как средство для приобретения смирения. Человек, приобретший смирение, обладает особым внутренним состоянием, при котором все нападения дьявола отражаются (№ 165).

* Словами нас не смирить. Вот Господь и попускает впадать во всякий срам, чтобы невольно человек пришел в сознание своей ничтожности и безобразия (№ 177).

* Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния - это не признак смирения, а гордости... Искренность и глубина покаяния доказываются тем, что человек впредь старается на повторять грехов (№ 187).

* Без смирения высшие ангелы стали бесами, а Адам и Ева изгнаны из рая. Как же нам без смирения да еще с грехами войти в потерянный рай (№ 188).

* Не правила, не поклоны, не посты, не чтение Слова Божия, а смирение приближает человека к Богу (№ 192).

* Мерою духовного роста человека является его смирение. Чем выше духом человек, тем он смиреннее. И наоборот, чем смиреннее, тем выше (№ 192).

* Со смирением никак не совместимо осуждение ближних и обидчивость. Если мы осуждаем других или обижаемся, когда нас чем-либо оскорбят, то у нас вовсе нет никакого смирения (№ 192).

* Истину скажу: никогда человек не познает себя (и не оплачет, следовательно), если 1) занимается самооправданием и 2) приписывает себе разные положительные качества (№ 204).

* Чтобы приобрести смирение, а с ним мир Божий (в душе), превосходящий всякое разумение, надо много потерпеть неудач, падений, оскорблений и проч. Постоянные успехи могут погубить духовного человека, поэтому Промысл Божий вынужден посылать нам всякие испытания, неудачи, скорби, болезни и проч., чтобы человек на тысячах примеров познал свою немощь и отдался всецело в руки Божии, а не на себя надеялся (№ 214).

*... Господь и должен был избрать такой путь для человека, чтобы он и в пакибытии не возгордился, как дьявол, а сознательно возлюбил Бога, покорился Ему окончательно на веки без возможности отпадения. А так как свойством души, противоположным гордости, является смирение, то и Слово Божие, и Матерь Божия, и святые Отцы так высоко и ценят смирение. Без смирения никакие подвиги не помогут человеку, он всегда может впасть в гордость и отпасть от Бога. Соединяет человека с Богом любовь, но без смирения не может быть и любви (№ 241).

* Самый успех в духовной жизни измеряется глубиной смирения. Вот почему надо как от руки Божией (так это и есть) принимать всякие унижения, оскорбления, обиды, даже падения - все содействующее подавлению нашего “Я”, не с ропотом, а с благодарностью. Даже и при таком действовании до конца жизни человек не может вполне освободиться от тщеславия и высокоумия. Без смирения человек не может без вреда для себя получить и какие-либо дарования Божии. Вот почему и предсказано, что в последние времена, ввиду усилившейся гордости, люди будут спасаться только терпением скорбей и болезней, а подвиги от них будут отняты (№ 251).

* При правильном духовном устроении ты на всякую обиду, несправедливость, скорбь будешь говорить от всего сердца: «Достойное по делам моим приемлю, слава Тебе, Господи, что Ты обучаешь меня терпению и исполнению заповедей Твоих» (№ 298).

* Истинное смирение не может быть препятствием ничему хорошему, а от всего худого оно верная защита (*№. 13).

* У кого отверзается зрение для в и дения грехов, тот видит не отдельные грехи, а полную искаженность своей души, которая постоянно источает всякие грехи, больше того - даже добрые дела и те пропитываются ядом греха.

Когда человек ясно это увидит, а также совершенно убедится на тысяче случаев, что исцелить проказу души своей сам не может, тогда он естественно (а не искусственными приемами или самоубеждением) смирится, и естественно перестанет осуждать других или оскорбляться на обиды. Он только видит и в других такое же падение, как в себе, и уже жалеет их, как товарищей по несчастью. Тогда перестанет возвышать одних и уничижать других, перестанет вовсе судить, ибо, с одной стороны, все находятся в падении, а с другой - «лживы мерки человеческие», как бы мы ни старались быть объективными. Как может тогда человек оправдывать себя в грехах своих? Как может обижаться, если кто обвинит его в том, в чем как будто он и не виновен, когда имеет бесчисленное множество самых отвратительных грехов, о которых никто не знает по милосердию Божию, покрывающему наши грехи (*№. 34).

* Ищущим Царствия Божия не может Господь попустить впасть в окончательную гордость на погибель. Бесконечная премудрость Божия найдет средство смирить человека (*№. 35).

* Не верь себе ни в чем. Поверь только тогда, когда искренне скажешь от глубины души: «Я ничего не ст о ю, ничего во мне нет хорошего, я ничтожество, но ты, Господи, не оставь меня, прости за все и веди, как Ты знаешь». Вот краеугольный камень, на котором можно начать строить свой дом духовный. Все прочее, особенно утешения, святые минуты и т.д. - или ловушка или волнение крови и нервов (за редкими исключениями) (*№. 38).

* Можно ли воспомянуть смирение Божественного “Отроча” - Господа нашего Иисуса Христа, и не содрогнуться от своей гордости, надмения и тщеславия?

Можно ли вспомнить бегство во Египет, и не почувствовать мужества к перенесению несправедливостей мира? (Проповеди. «О причинах Воплощения»).

Иг. Арсения:

*... на почве смирения вырастают хорошие плоды. В познании греховности своей душа верою познает Господа. А в самости, что она будет видеть и знать кроме себя? А свое “я” как бы оно ни было хорошо и украшено добром, что оно может дать? Ни света, ни жизни. В нем есть сила, страшная, воюющая против всех заповедей Божиих, против ближних, против самого Бога, сила убивающая самую душу, лишающая ее добра, жизни, Бога (с.159).

*... да будет воля Твоя! Но как познать эту волю всесвятую? А принявши от Господа некоторое познание ее, как творить, и когда к творению собственной греховной воли влечет неудержимое стремление моего падшего естества? Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? А потому единственная правильная деятельность души, пребывающей на реках Вавилонских: сидеть и плакать (№ 46, с.176-177).

* Все хорошо в свое время, а не вовремя и самое хорошее может послужить во вред. Но есть одно дело, для которого всегда время, это дело - смирения духа, оно лучше всего (№ 61, с.186).

* Мир и радость - это плод смирения. Вот пристань, где находили свой покой все добрые подвижники, все скорбящие душою, все жаждущие спасения. Не бойтесь потерять все для получения смирения... (№ 66, с.189).

* Только познание греховности своей приводит к исканию милости Божией, только познание бессилия, беспомощности, полной немощи своей приводит к познанию Господа прещедрого (№ 69, с.192).

*... как выражаются Отцы, самый ад бессилен поколебать душу верующую и смиренную (№ 78, с.200).

* При всяком смущении и искушении единственный выход и успокоение - это смирение. Только этою стезёй приходит душа к истине, все разрешающей, к теплоте врачующей, к свободе облегчающей. Если потеряешь эту стезю, то окружает душу мрак и теснота. Она приходит к ложному разуму. А это бедственно. Потому, что ложный разум показывает все в превратном виде; все обстоятельства жизни представляются горькими и бедственными, не видишь в них путей Божиих, великих судеб Его спасительного промысла. …Да, одна стезя спасает в это время - стезя смирения (с.237).

Схим. Ардалиона (Игнатова)

* Если они меня не понимают, если они меня осуждают, то так Господь им попустил, так надо для моего смирения, и больше этого надо. Всю жизнь свою я имела одну цель: уничтожить свою самость, чтобы Господь один жил и царствовал для меня во всем мире и в душе моей, чтобы Его силу во всем познавать, Его воле подклоняться, Его заповеди творить. Ведь в Нем одном добро и свет, и жизнь души. Но самость моя, как змея какая, и убитая, а все поднимает свою голову». (с. 483).

* «Смирение – это та земля, на которую зерно [добродетели, подвиг] должно упасть, чтобы умереть, — умереть, чтобы ожить во Христе и оплодотвориться Духом. Если же оно не умрет, то едино пребывает, едино в своем несовершенстве человеческом, неприобщенное Христу» (с. 514-515).

 

Сны

 

Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатью, мы не способны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов

(Свт. Игнатий (Брянчанинов) т.5 стр.347).

 

Схииг. Иоанн:

* Еще пишешь о снах, что читали у святых Отцов: “ Если повторяется, то это правильный сон ”. Снам верить не надо. Преподобный Варсонофий Великий пишет: “ Тот, кто один раз явился ложно, может сделать еще и три раза и более ” (ответ 415-й) (№ 32).

* Мне приходилось слышать, что многие миряне говорят о сновидениях и заключают о них разные свои догадки, некоторые и наши почтенные батюшки-иноки верят снам и придают им свое значение... Вот такие неправильные понятия о снах и побудили меня сделать выписки из некоторых святых Отцов (№ 111).

* Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеющиеся на них подверглись падению. Есть много примеров в отеческих сказаниях, когда веровавшие снам погибали (№ 111).

* Если святым Божиим людям и были сны пророческие, как-то святому Иосифу библейскому, святому Иосифу Обручнику, Пресвятой Богородице и прочим святым, то им и извещение внутреннее было от Бога. В Святом Писании хорошо и ясно сказано, как должно нам спасаться, но наш ограниченный и пытливый умишко недоволен этим и хочет что-то еще узнать о будущности из снов. Не лучше ли нам руководствоваться Священным Писанием и святоотеческими советами, чем увлекаться снами и им доверяться? (№ 111).

Иг. Никон:

*... есть несомненно сны особые или даже откровения, но очень редко и в особых случаях. Они имеют особый характер. Обычно при этом дается и особое удостоверение истинности. Но так как такие сны редки, а дьявол может повредить тем, кто доверяет снам (есть множество примеров этого), то св. Отцы решительно запрещают верить всем снам, даже если будет и сон истинный среди них. Господь найдет средство внушить человеку, когда это необходимо, ту или иную мысль. Поэтому лучше и спокойнее не верить никакому сну (№ 228).

*... сны, которые возбуждают уныние и отчаяние - от врага. Сны от Бога умиляют сердце, смиряют, укрепляют надежду на Спасителя, пришедшего на землю и понесшего Крест ради спасения погибающих... (№ 288).

*... не верь ни хорошим снам, ни дурным, если хочешь избежать многих неприятностей (№ 292).

 

Советы

 

...любви предшествует страх. Всякий, кто не стыдится говорить, что можно приобрести последния без делания первых, несомненно полагает первое основание погибели для души своей

(Преп.Исаак Сирин. Сл. 5).

 

Схииг. Иоанн:

* Если когда тебе приходится покривить душой ради одиночества, чтобы побыть у себя дома, - это не грешно; умудряйся, чтобы все было ради Бога (№ 2).

* Вот и сама замечаешь, что от посещения других и от разговоров после бывает тоска, поэтому по возможности и уклоняйся, ничтоже сумняся; хотя и будут маленько недовольны, ничего, не смущайся этим (№ 13).

* Когда ляжешь в кровать, занимайся богомыслием: что помнишь из Писания, важное из Евангелия; слезы придут - дай им свободу (№ 13).

* Однако знай, куда бы ты ни поехала, свой внутренний хаос с собой повезешь и там встретишь людей, а не ангелов, а Царствие-то Божие не вне, а внутри нас (№ 18).

* Очень-то не отделяйся от других: ходишь на именины - и ходи, только и там будь внимательна, имей присутствие Божие (№ 23).

* Грешных страстей никогда не удовлетворишь: чем больше их кормишь, тем больше они требуют пищи; они подобны псу, который привык ходить лизать мясной стул; как только возьмешь палку и отгонишь его, то и ходить не будет к стулу (№ 26).

* Ты пишешь, “мало надежды, чтобы я попала туда, куда Вы”. Эти слова возьми назад. Божий суд нам неизвестен, кто куда попадет (№ 29).

* В гневе никакое дело не решай и разговор прекращай. Под влиянием гнева всегда грешишь и скажешь неправильно и после будешь сожалеть (№ 47).

* К созерцательной жизни не стремись, старайся проводить жизнь деятельную, ведь я тебе говорил: старайся исполнять евангельские заповеди, ибо суд во второе пришествие будет по Евангелию. Впрочем, Бога не представляй строгим карателем. Он очень милостивый. Слава, Господи, Твоему милосердию! Аще случится пошатнуться в добродетели - не трепещи, ибо наше естество очень изменчиво. Ангелам только свойственно неизменно стоять в добродетели. По апостолу: “Задняя забывай и вперед стремися” (№ 53).

* Особой дружбы не заводи ни с кем, иначе наживешь много бесполезных скорбей и жизнь твоя будет многовоздыхательная (№ 56).

*... святые Отцы сказали: “Духовный разговор серебро, а молчание золото”, а о празднословии - сама уразумей (№ 56).

* Однако должна знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру - вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена Божиим промыслом. Не осуждай никого ни в чем; всего, чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили, - и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин, и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу. А куда ты стремишься - это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного беспопечения, а главнее всего, глубокого смирения; без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами, да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? (№ 57).

* Свое внутреннее утешение и скорбное испытание не надо никому говорить, кроме духовного отца. Неопытные в духовной жизни могут покривить духовное делание (№ 74).

*... в расстройстве не надо решать никакого дела. Так советуют святые Отцы (№ 79).

* Не советую тебе читать гимны святого Отца (преп. Симеона Нового Богослова - сост.), ибо неполезно тебе; читай книги о деятельной жизни и очищай свое сердце от страстей... (№ 81).

*... если предстоит тебе два зла, выбирай меньшее, а если две добродетели предстоят, выбирай большую. Конечно, предварительно помолись, чтобы Господь вразумил (№ 105).

Иг. Никон:

* Живите мирно, трудитесь, терпите друг друга, боритесь с грехом, понуждайте себя на все доброе и будете причислены к лику мучеников бескровных (№ 1).

* Если же добиваться своей воли, то всегда будешь в расстройстве (№ 2).

* Надо... бороться с помыслами, не ссориться из-за пустяков, уступать друг другу, хотя бы и дело пострадало (потом выиграете во много раз больше), скорее мириться, открывать помыслы, чаще причащаться... (№ 11).

*... не осуждай никого, а для этого старайся ни о ком не говорить ничего: ни худого, ни хорошего. Это самый легкий способ не быть осужденным на том свете (№ 55).

* Все надо делать с рассуждением, осторожностью, советом, проверкой словом Божиим и святыми Отцами (№ 83).

*... если сомневаемся, угодно ли что Господу, то надо помолиться, хоть внутри, и говорить себе: “Господи, делаю это ради Тебя, полагая, что это угодно Тебе. Вразуми меня, Господи, все делать во Славу Твою”... (№ 93).

* Старайся быть незаметной везде, сокрушаться в своих недостатках явных и тайных. Сокрушение сердца восполняет недостаток делания заповедей, да они и исполненные не угодны Богу, если нет сокрушения (№ 95).

* Не возвышай голоса ни на кого (№ 107).

* Царство Божие силою берется. Надо понуждать себя на все доброе, тогда Господь пошлет и Свою помощь для нашего спасения (№ 109).

* Надо, как ядовитой змеи, боятся самооправдания и вражды к ближнему (№ 110).

* Не оправдывай себя, чтобы оправдал тебя Господь (№ 111).

* Каждый день на несколько минут представь, что ты умерла и стоишь пред Господом в ожидании определения своей дальнейшей судьбы (№ 112).

* Не стройте своих планов, а если и построите, не пытайтесь их осуществить во что бы то ни стало, своей силой. Все равно будет не так, как Вы думаете и хотите, а так, как найдет полезным для Вас Господь (№ 141).

* Всем надо держать за двумя заборами язык, тогда легче будет жить (№ 144).

* Ищите Царстия Божия, и все приложится Вам - и материальное обеспечение, и книги, и даже люди, все, что только может послужить делу спасения (№ 151).

* Еще раз советую: скрывайте от всех свои душевные состояния, всех жалейте, о врагах своих молитесь (хоть одним умом, если сердце не слушает), и Господь не оставит Вас (№ 152).

* Сидите ли, стоите, лежите, смотрите, отвечаете, говорите, относитесь к ближнему, думаете и проч., попробуйте все это делать по заповеди Божией, как бы пред Самим Богом, ибо воистину везде Господь (№ 157).

* Не теряйте случая, когда можно приобрести хорошие книги (№ 163).

* Сколько бы вы ни падали - не отчаивайтесь и не теряйте совсем веры. Сохраните хоть “одну точку”, которая видит и сознает, и сокрушается иногда о Вашем состоянии - и вы не утоните в море житейском. Господь не допустит до этого, а в критическую минуту подаст вам руку, как утопающему апостолу Петру (№ 165).

* Жизнью, опытом изучайте Евангелие. Жизнь во Христе даст Вам такую полноту, такое разумение всего, радость духовную, твердость, - что жизнь мирских людей покажется (как она и есть на деле) ничтожной, неинтересной, бедной, жалкой, суетной, преисполненной мелких дрязг, неприятностей, а часто и великих скорбей (№ 169).

*... в больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями - грехами (№ 175).

* Делайте со своей стороны, что можете, а Господь сделает все, что нужно для Вашего спасения (№ 177).

* Келейно можно и до Троицы делать поклоны (№ 178).

* Не поддавайтесь внушениям врага, что бесполезно трудиться, что все погибло и т.п. Это дело дьявола, извечного клеветника на Бога и на всех (№ 179).

* Уже внешний вид человека духовного и раба дьявола говорят ясно, к чему ведет тот и другой путь. По плодам их узнаете их, - говорит Господь (№ 194).

* Остерегись, желая спасти ближнего, чтобы он не увлек тебя в гибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом. Не покусись остановить его своею немощною рукою. Устранись, охранись от этого сам: и этого с тебя достаточно [цитата святителя Игнатия (Брянчанинова) – сост.] (№ 210).

* Убойся лицемерства, во-первых, в себе самом, потом в других (№ 210).

* Ради Бога, не делай ничего по спору или соревнованию (№ 211).

*... относительно друзей: не открывай себя никому. Это мнение епископа Игнатия (Брянчанинова) (№ 228).

* Куда бы ты ни ушла - от себя и от врага не скроешься. Все твое будет с тобой и будет мучить на другом месте тебя еще сильнее, чем тут (№ 300).

*... никогда не переноси ничего другим, как камень в море пусть тонут в тебе все слова, какие услышишь... (№ 302).

* О нищете, бездомной старости и прочих безнадежных мыслях скажу: все это от ветхого человека и врага. Гоните их. Ищите прежде всего Царствия Божия и проч. Хозяин у нас богатый и любит нас бесконечно. Чего нам бояться? (*№ 25).

* Преподобный Антоний Великий ото всех брал лучшее, что они имели. Старайся и ты брать от близких то лучшее, что они имеют, научайся, как они приобрели и сохраняют это лучшее (*№ 29).

* Не думай о далеком будущем. Проси один день провести, как должно, а следующий день сам за себя будет заботиться (*№ 29).

* Как из книг понимается лишь то, что соответствует возрасту читающего, так и в беседе с человеком (*№ 35).

Иг. Арсения:

* “Излишнее внимание к своим состояниям может обратить деятельность в область чувств, а не духа, т.к. изменяемость происходит больше в них, и это необходимо по их свойству. Значит, и обращать большого внимания не следует, как на помыслы, так и на чувства; одно нужно знать, что они греховны и нечисты и иными быть не могут, потому что происходят от нечистых ума и сердца, и в себе лучшее желать и ожидать невозможно, а чистота наша, и спасение, и очищение, и освящение - Един Господь. Он неизменяем, непоколебим, непреложен (с.145).

*... не следует вдаваться в богословские вопросы; это не спасительно, а даже вредно, и тонкое разбирательство их может привести к заблуждению, а правильное к кичению (с.146).

* Да избавит нас Господь от дел увлеченных, приятных, сладких, как я выражаюсь, а от труда я не желала бы уклоняться (с.158).

*... сильные порывы смущения, помрачающие сердце и доводящие до ропота. Это самые явные признаки вражеского смущения (с.171).

* Есть одно условие, по которому позволительно бегство и решительная перемена жизни. Это условие то, когда немощь собственная дошла до крайних пределов. Когда не только подвизаться, но даже терпеть не имеет сил душа, когда и физическая немощь ей соответствует. Тогда не погрешим, если убежим от нестерпимого положения (с.215).

* Буква убила много хорошего, много святого в нас и нашем обществе христианском. Нужно стараться, чтобы и буква ожила, чтобы она не убила нас, а, напротив, давала бы нам жизнь духа, или хоть указывала бы путь к жизни (с.221).

* Не шутите чувствами, они, как огонь, все могут истребить в душе и в сердце и в уме: что насадило слово Божие, все сожгут и оставят душу с одними ее страстями и грехами. Надо хранить чистоту тела и души; иначе умрет душа смертью вечною, и эта смерть ужаснее всего, что есть на земле и на небе (с.232).

* Когда совесть и сердце чисты пред Богом, то Он не попускает делать неправильные шаги, а если мы их делаем, то по греховности нашей не познаем воли Божией в своих поступках (с.234).

* Святые Отцы всегда советуют, чтобы никогда не делать никакого решения во время душевного смущения. Когда мы духом смущены, то не можем правильно и здраво рассуждать, а тем менее можем чистою совестью и сердцем мирным познавать волю Божию (с.244-245).

* Когда тебе придет нетерпение, то ты вспомни, как много и долго терпят узники, заключенные в одиночную тюрьму, а ты не в тюрьме, окружена удобством и людьми (с.245).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.