Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Введение. Учебно-методическое пособие






ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

ХРЕСТОМАТИЯ

Учебно-методическое пособие

Томск 2012

Федеральное агентство по образованию

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

Кафедра философии

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

ХРЕСТОМАТИЯ

Учебно-методическое пособие

Томск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 6

Раздел 1. Философия как особый вид знания. 7

1.1 Специфика философского знания. Предназначение философии. 7

А.Ф. Лосев. Дерзание духа (отрывки). Как же научиться думать?. 7

М.К. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа. 12

М.К. Мамардашвили. Как я понимаю философию.. 14

Н.А. Бердяев. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения 17

Б. Рассел. Проблемы философии. Ценность философии. 32

1.2 Основной вопрос философии. Соотношение философии с религией и наукой 38

Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии 39

А.Л. Доброхотов. Введение в философию. Размышления автора, предназначенные как читателю, так и самому себе 42

М.К. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа. 45

Н.В. Хамитов. Отрывок из книги «Философия человека: от метафизики к метаантропологии» 49

Раздел 2. Проблема бытия. 54

А.Н. Чанышев. Трактат о небытии. 54

Э. Фромм. Иметь или быть. 64

М. Хайдеггер. Время и бытие. 79

Н. Гартман. Основной онтологический вопрос. 88

Раздел 3. Философское учение о материи. 98

3.1 Трудности философского определения понятия «материя». 98

Ф. Энгельс. Диалектика природы.. 98

В.И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.. 100

А.Ф. Лосев. Диалектика мифа. Из ранних произведений. 102

К.Э. Циолковский. Монизм Вселенной. 109

С.Н. Трубецкой. О природе человеческого сознания. 112

3.2 Пространство и время. 124

С.А. Аскольдов. Время и его преодоление. 125

Н.А. Бердяев. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения 128

Раздел 4. Философские проблемы сознания. 139

4.1 Сознание. Самосознание как особое специфическое свойство сознания человека. 139

А.Н. Книгин. Философские проблемы сознания. 140

Ф. Фукуяма. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции 149

4.2 Сознательное и бессознательное. 155

З. Фрейд. Я и Оно. Сознание и бессознательное. 155

Раздел 5. Теория познания. 160

5.1 Проблема истины и заблуждения. 160

Э.М. Чудинов. Природа научной истины. Классическая концепция истины, ее проблемы и альтернативы 161

К. Поппер. Факты, нормы и истина: дальнейшая критика релятивизма 168

М. Хайдеггер. О сущности истины.. 170

П.А. Флоренский. Столп и утверждение истины.. 177

5.2 Виды познавательной деятельности. 183

Б. Рассел. Факт, вера, истина и познание. 183

В.С. Соловьев. Статьи из Энциклопедического словаря Ф.Д. Брокгауза — И.А. Ефрона 196

Р. Карнап. Философские основания физики. 206

Раздел 6. Философская антропология. 214

6.1 Природа человека. 214

М.К. Мамардашвили. Появление философии на фоне мифа. 214

А. Сервера Эспиноза. Кто есть человек? Философская антропология 217

Ф. Фукуяма. Наше постчеловеческое будущее: последствия биотехнологической революции 221

Э. Фромм. Человек для самого себя. 234

6.2 Смысл жизни как философская проблема. Основные экзистенциалы человека 235

Э. Фромм. Человек для самого себя (продолжение) 235

А.Н. Книгин. Философские проблемы сознания. 243

Е.Н. Трубецкой. Смысл жизни. 246

С.Л. Франк. Смысл жизни. 258

Н.Н. Трубников. О смысле жизни и смерти. 266

А. Камю. Миф о Сизифе. 270

Раздел 7. Социальная философия. 273

К. Ясперс. Смысл и назначение истории. 273

Н.Я. Данилевский. Россия и Европа. 307

Н.А. Бердяев. Смысл истории. 347

Ф. Фукуяма. Конец истории и последний человек. 378

Раздел 8. Философские проблемы науки и техники. 407

8.1 Проблема демаркации. Критерии научности. 407

Д.И. Дубровский. Многомерность знания и незнания. 407

И. Пригожин, И. Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой 411

8.2 Проблема соотношения искусственного и естественного. 423

В.Н. Сагатовский. Картина мира и мир. — «Вызов и Ответ» современной культуры 424

И.П. Меркулов. Эволюционная эпистемология: история и современные подходы 439

Раздел 9. Проблема развития в философии. 455

9.1 Диалектика. 455

В.С. Соловьев. Философские начала цельного знания. 455

9.2 Синергетика. 462

К. Поппер. Что такое диалектика?. 462

Раздел 10. Глобальные проблемы человечества. 466

10.1 Феномен глобализации. Проблема войны и мира или проблема выживания человечества 466

А.М. Адам. Глоссарий по экологии, экологической безопасности техносферы, природопользованию и охране окружающей среды.. 466

В.И. Дашичев. Политика глобального господства — от XX к XXI веку 467

В.Д. Зотов. Реквием по Западу. 473

10.2 Взаимодействие цивилизаций. Сценарии будущего. 487

Ю.Г. Сумбатян. Проблемы современной цивилизации. 487

Н. Винер. Движется ли Вселенная к концу. 494

В.С. Малахов. Глобальные компиляции. 497

З. Бауман: «Завтра будет стыдно за то, чем можно гордиться сегодня» 503

Конспект лекций З. Баумана. 507

 


Введение

Хрестоматия по курсу «Философия» предназначена для студентов высших учебных заведений, которые только начинают изучение дисциплины с самых азов.

Главная задача хрестоматии заключается не в том, чтобы вложить в память читателей некоторую сумму философских знаний, а путем столкновения противоположных позиций показать сложность и неоднозначность рассматриваемых проблем. Столкновение противоположных убеждений, на наш взгляд, будет способствовать не только формированию активной личностной оценочной позиции, но и расширению границ сознания в целом.

Содержание хрестоматии охватывает основные разделы современного философского знания. Составлена она таким образом, чтобы каждая глава была понятна читателю независимо от того, изучил ли он предыдущий материал.

Авторские названия статей или глав книг, из которых взяты фрагменты для хрестоматии, сохранены.

Среди огромного количества публикаций по каждой теме и множества проблем в ней содержащихся, мы выбрали только те, которые, на наш взгляд, являются наиболее обсуждаемыми и актуальными. К сожалению, нам пришлось преодолеть желание построить учебный курс как полноценный историко-философский очерк, показав системность и логику развития философских проблем в истории. В силу недостатка времени, отведенного на освоение дисциплины, мы ограничились рассмотрением логики лишь отдельных ее проблем в современном контексте.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.