Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды науч-поп изданий.






 

В числе науч-поп произведений есть такие, которые могут быть отнесены к тому же жанру, что и научные произведения - монография и статья. На основе жанра научно-популярной монографии (ГОСТ 7.60-2003) осуществляется создание издания науч-поп монографии.

 

Как и во всякой монографии в науч-поп должны быть изложены сведения по одной проблеме, по одной теме. Например, какое-то открытие, изобретение, создание теории, проблема научного поиска, вопросы становления и развития науки. В биографическом произведении освещается жизнь ученого, показано формирование его мировоззрения, дается характеристика его вклада в науку. Примерами могут быть научно-биографические монографии, посвященные академику Сахарову и Энштейну.

 

Таким образом науч-поп монография имеет 2 разновидности: собственно науч-поп мон. и биографическая.

 

Наряду с науч-поп монографией широкое распространение имеют науч-поп журналы и сборники науч-поп произведений.

 

Журналы - прежде всего известные издания " Наука и жизнь", " Природа", " Gео", " Вокруг света". Nature, Science. Издания об основах наук, о теоретических и эксперемантальных исследованиях в области науки, культуры и практической деятельности.

 

Функциональное назначение: служить распространению научных знаний и самообразованию, способствовать формированию научного мировоззрения и расширению кругозора читателя, популяризировать достижения науки, техники, культуры и искусства. Науч-поп жур публикуются также материалы практического, развлекательного и лит-худож содержания. Это подчеркивает их широкую читательскую аудиторию.

 

Науч-поп сборник состоит из статей, воспоминаний, очерков, выжек из официальных документов. Пример: науч-поп сборник 1992 года " Современник" " Сеятели и хранители. Открытия и судьбы". В 2 томах собраны материалы об основатели русской агрохимии Болотове, о первом отеч агрохимике-практике Энгельгарде, о естественно-испытателе Тимирязеве и о генетике Николае Вавилове.

 

6.Работа редактора над содержанием научно-популярного произведения.

 

Этот процесс в работе редактора можно разделить на 2 составляющие:

 

1. Редактор должен дать оценку научности содержания.

2. Редактору необходимо оценить приемы отображения содержания, которые обеспечивают популяризацию (принципы популяризации).

 

Научности содержания предполагает соответствие приводимых в научно-популярном произведении фактов требованиям, которые предъявляются к фактам научным.

 

Фактический материал, на котором строится научно-популярное произведение, должен быть точным, достоверным, обоснованным и опираться на результаты научного исследования. Научность предполагает так же соответствие авторской концепции выводам теоретических и экспериментальных исследований, которые относятся к соответствующей отрасли знания.

 

Научность содержания предопределяет выбор и использование приемов популяризации. Эти приемы направлены на облегчением понимания и восприятия материала, а так же на активизацию творческого мышления читателя. При рассмотрении средств популяризации редактор исходит из того что есть у автора. Замысел, концепция, отбор определенных элементов и связь между ними а также способы освещения темы, варианты раскрытия понятий и т.д.

 

Отбор фактического материала должен осуществляться с оптимальной точки зрения. Стремление автора привести как можно больше сведений, хотя бы вскольз сказать о множестве различных фактов обычно вредит содержанию научно-популярного произведения. Читатель распаляет свое внимание и теряет главное, в результате произведение не достигает своей цели. Гораздо важнее сказать о немногих фактах, но полно и ясно. Из всей совокупности фактов следует выбрать главные, наиболее яркие.

 

В научно-популярном произведении используется 3 способа изложения материала:

 

1. Описательный.

2. Повествовательный.

3. Объяснительный/проблемно-аналитический.

 

Выбор того или иного способа изложения зависит от особенностей содержания, целевого назначения и читательского адреса издания. Но главное - творческие возможности автора. При описательном способе изложения анализ проблем и явлений иллюстрируется заранее подобранными схемами. При таком изложении материала издание способствует исключительно количественному накоплению информации читателем. Повествовательный способ связан с использованием творческого метода популяризации и рассчитан на активное восприятие читателем. Сущность труда автора как популяризатора заключается в переработке информации, в выявлении соответствия между принципами максимально эффективного восприятия текста и законами науки. Проблемно-аналитический способ предполагает интерпретацию научных фактов, при этом автор научно-популярного произведения вносит субъективную оценку этих фактов. В одном случае это может быть новая точка зрения на рассматриваемую проблему. В другом случае - обоснование перспектив развития той или иной области науки

 

Изложение материала в научно-популярном произведении достигает цели при соблюдении принципа " от известного к неизвестному". Автору научно-популярного произведения не следует отпугивать читателя с первых страниц сложностью темы. Рекомендуется вести изложение от простого к сложному. В научно-популярном произведении важно не ограничиваться объяснением явлений, событий, а создавать общую картину, показывать роль данного факта в общем процессе познания.

 

Наличие в произведении индивидуальной авторской концепции придает рассуждениям завершенность. Умение автора дать свою оценку фактам и явлениям, его стремление познакомить читателя со своим взглядом на науку, - все это относится к необходимому условию занимательности научно-популярного произведения.

 

Широко используемый прием популяризации - авторские отступления. Основное их назначение - создание пауз в подаче информации, не нарушая логической последовательности изложения, авторские отступления вносят в повествование динамизм, эмоционально его насыщают.

 

Автор может использовать различные формы подачи материала:

- письмо

- диалог с читателем

- разного рода рассуждения

 

Иногда автор высказывает предполагаемую точку зрения читателя для того, чтобы впоследствии ее опровергнуть.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.