Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Взаимосвязь структуры личностных черт наркоманов с типологическими особенностями субъектной регуляции






В настоящий момент весьма актуальным является аспект изучения субъектной регуляции в связи с различными формами социальной дезадаптации и вытекающими отсюда последствиями в виде разнообразного девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, бродяжничество, проституция и пр. При этом наиболее существенным является вопрос изучения личностных черт наркоманов, так как наркомания становится все более актуальной проблемой для современной молодежи.

До сих пор проблема наркомании рассматривалась, в основном, с клинической, социальной и экономической сторон, тогда как ее психологический аспект изучен недостаточно, а вопросы личностно-типологических особенностей субъектной регуляции наркоманов не затрагивались вообще. В то же время представляется значимым выявить связь наркотической зависимости с нарушениями произвольной субъектной регуляции. В этом аспекте интересным является вопрос о взаимосвязи структуры личностных черт наркоманов с типологическими особенностями их субъектной регуляции.

Цель данного исследования состояла в том, чтобы дать сравнительную характеристику личностных черт наркоманов, обладающих «автономным» и «зависимым» типами субъектной регуляции деятельности. Исходя из названной цели, были сформулированы следующие задачи: провести теоретический анализ личностных особенностей наркоманов; выявить личностные черты наркоманов указанных типов субъектной регуляции; экспериментально выявить наличие или отсутствие различий в их личностных профилях.

Ставилась также более утилитарная задача – определить возможность применения методик Р. Кеттелла, К. Леонгарда и опросника «автономности-зависимости» в работе с наркоманами.

Согласно гипотезе исследования, существуют значимые различия в личностных профилях наркоманов, имеющих различные личностно-типологические особенности субъектной регуляции, в частности, по таким чертам, как уверенность, самоконтроль, эмоциональная стабильность, консерватизм.

Прежде чем проанализировать полученные данные, рассмотрим коротко методологический аспект настоящей работы. В.И. Моросанова (1998), опираясь на концепцию К. Леонгарда, отмечает, что для каждого типа акцентуаций можно выделить характерные нарушения в звеньях модели регуляции. Это касается, прежде всего, индивидуальных особенностей в осуществлении регуляторных, психических функций. Однако, наряду со специфическими особенностями, присущими только для какого-то одного регуляторного компонента имеются и такие качества, которые характеризуют функционирование процесса регуляции в целом. К таким качествам, носящим системный характер, следует отнести и «автономность».

Нами же были показаны различия в функционировании системы субъектной регуляции у «автономных» и «зависимых» испытуемых: уровень сформированности таких компонентов системы, как «модель субъективно значимых условий деятельности», «принятая субъектом программа исполнительских действий», «субъективные критерии успешности выполнения деятельности», «информация о достигаемых результатах», – у испытуемых с «автономным» типом субъектной регуляции значительно выше, чем у «зависимых». «Автономный» тип субъектной регуляции основан главным образом на «внутренней стимуляции», на учете внутренних субъективных факторов. Другой тип личностной регуляции в основном опирается на «внешнюю стимуляцию», на внешние условия и требования, в своих крайних проявлениях субъект с таким типом субъектной регуляции оказывается практически полностью зависимым от внешних обстоятельств.

С другой стороны, в психологии существуют два основных подхода к исследованию личности: подход на основе выделения черт личности и типологический подход. Оба подхода предназначены для формирования понятийного аппарата, систематизирующего информацию об индивидуальных различиях. Первый предполагает существование конечного набора базисных качеств, и личностное развитие определяется степенью их выраженности (Хьелл, Зиглер). При втором типологическом подходе исходят из постулата, что «тип» (личности) является целостным образованием, не сводимым к комбинациям отдельных личностных факторов. «Типы объединяют группы похожих испытуемых и составляют набор объяснительных понятий, где в качестве имени понятия выступает название соответствующего типа, а содержание раскрывается описанием типичного (или усредненного) представителя. Черты объединяют группы тесно связанных признаков и выступают как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков» (Мельников, Ямпольский, с. 18).

На наш взгляд, для адекватного рассмотрения данной проблемы важно также затронуть аспект акцентуированных черт характера, поскольку акцентуированные черты характера имеют склонность переходить в патологию. К. Леонгард писал, что на тех ступенях развития, которые еще остаются в пределах нормы, черты составляют особенности человека лишь в той степени, в какой они накладывают индивидуальный отпечаток на его личность. Тем не менее, у акцентуированных черт существенная особенность – это возможность превращения их в чрезмерные. Хотя К. Леонгард говорит об «акцентуированных личностях», правильнее будет сказать «акцентуированный характер», так как в нашем разумении личность – понятие гораздо более широкое и сложное, чем характер.

Проблемой акцентуации характера также занимались и отечественные ученые, в частности, А.Е. Личко. Он определял акцентуацию следующим образом: «акцентуация характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [Личко, 1985, с. 34].

Проанализируем теперь в общих чертах, что такое «наркомания», каковы механизмы ее формирования и к чему она приводит (к каким личностным изменениям). Попытаемся также определить «психологический портрет» наркомана, который описывается в научной литературе. Хотя составить подобный портрет довольно трудно, поскольку в данных, касающихся различных аспектов личностных и типологических особенностей наркоманов, наблюдается значительная пестрота. По сути, идет сближение «психологического портрета» наркомана с характерологическими особенностями лиц с другими различными видами отклоняющегося поведения (Кириллова, 1999).

Итак, «Наркомания – это болезненное состояние, характеризующееся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной потребностью в повторном, многократном употреблении психоактивных средств, принимающее форму непреодолимого влечения» [Ларионов, 1997, с. 18].

Для адекватного понимания проблемы наркомании необходимо принять определение психической и физической зависимости как структурных составляющих большого наркоманического синдрома. «Синдром психической зависимости состоит из симптомов психического влечения к одурманивающему веществу и способности достигать психического комфорта в состоянии интоксикации. Синдром психической зависимости включает в себя физическое (компульсивное) влечение, способность достижения физического комфорта в состоянии интоксикации и абстинентный синдром (психическое напряжение, эмоциональные расстройства, нарушение витальных потребностей, вегетативные расстройства)» [Бухановский и др., 2000, с. 243].

В аспекте настоящего исследования большой интерес представляют особенности нарушений в сфере психике, где под влиянием наркотиков происходит отрыв эмоций от смыслового содержания, приводящий к изменению личности, упрощению и уплощению эмоций, что выражается в «аффективной лабильности, неустойчивости, злобных чувствах, потребности в разрушении, эмоциональной “дизметрии”, и поэтому бывает трудно предсказать поведение наркоманов» [Ларионов, 1997, с. 24].

А.В. Ларионовым были проведены исследования по изучению степени самопонимания человека и его способности к рефлексии; проведение теста на определение самоактуализации личности наркоманов выявило:

1) низкий показатель по шкале компетентности во времени (дискретное восприятие своего жизненного пути – нет ощущения целостности, неразрывности жизни);

2) достаточно высокий показатель по шкале поддержки (измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне);

3) низкий показатель по шкале ценностных ориентаций (показывает, в какой степени человек разделяет ценности, характерные для самоактуализирующейся личности);

4) пониженный показатель по шкале гибкости поведения (характеризуют степень гибкости при реализации ценностей, способность быстро реагировать на изменяющиеся аспекты ситуации);

5) высокий показатель по шкале принятия агрессии (показывает отношение человека к состояниям раздражения, гнева, агрессивности).

Все больше специалистов, изучающих наркоманию, приходят к убеждению, что главная причина употребления наркотиков находится в самом наркомане, т. е. в субъекте, превратившемся в объект. Поэтому можно сказать, что «индивидуальность минус индивидуальная ответственность, или автономность, равно наркоману» [там же, с. 32]. Таким образом, субъект, отказавшийся от личностных усилий, преимущественно превращается в объект. Существует интересное, с нашей точки зрения, мнение, что проблемы наркомании как таковой вообще не существует, а есть проблема ответственности перед собой за свою жизнь и проблема инфантилизма. Буквально понятие «инфантильный» означает психически незрелый, ведущий себя по-детски. Это означает и повышенную внушаемость, и неспособность отсрочить получение удовольствия, учесть последствие своих действий, подчинение чувству стадности.

Характерные черты незрелости: неадекватная самооценка, недостаточный прогноз и рефлексия, несоразмерность притязаний, нереалистичный оптимизм по поводу будущих событий, нестабильность интересов, недоразвитость совести и завистливость. У наркоманов развивается готовность служить внешним для них целям, и ценой этого является утрата своей индивидуальности и даже собственная жизнь.

Для лучшего понимания феномена наркозависимости рассмотрим главные факторы ее формирования. Первая возможная причина формирования склонности к наркотизации – это биологический фактор (в силу специфики данной статьи мы не будем его рассматривать).

Второй возможный фактор (который будет интересовать нас в большей степени) возникновения наркоманийной зависимости – это мотивационно-потребностная сфера. Познавательная деятельность, особенно на этапе раннего юношества, играет важную роль в дальнейшем становлении личности. Юношество – наиболее пластичный период в формировании фундамента качеств личности и самокоррекции тех черт характера, которые не устраивают саму личность, в приобретении ее жизненных установок и позиций. Если познавательная деятельность низкая, то возрастание внутренних возможностей и привязанностей подростка сталкивается с бедностью реального содержания их деятельности и общения.

Фактор личностного роста (потребность в самоутверждении) также играет не последнюю роль. «Если эта потребность успешно реализуется в творчестве, самостоятельности какого-либо бытового вида деятельности и реализации накопленного самостоятельного опыта и потенциала, то психологически индивид чувствует себя независимо, а главное – способным сделать это, опираясь на самого себя» [Набатникова, 1999, с. 16].

Следующим фактором, обусловливающим появление наркомании, является семейное воспитание и жизненный опыт, который ребенок приобретает к моменту своего перехода из детства в юношество и взрослую жизнь. Здесь рассматриваются нарушения в воспитании детей (гипоопека, предпочтение детских качеств) и акцентуации характера, которые формируются на почве органической недостаточности или генетической предрасположенности, а психотравмирующая ситуация в семье только усугубляет эти тенденции.

Опыт работы с семьями больных алкоголизмом показал (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999), что такие лежащие в основе патологического влечения к алкоголю мотивы, как использование его в качестве средства повышения самооценки, компенсации каких-либо недостающих форм или способов удовлетворения потребностей, общения – коммуникации, межличностной защиты – манипуляции, формируются в основном в результате неправильного семейного воспитания – по типу явного и скрытого эмоционального отвержения, гипопротекции и т.д.

По данным НИИ психологии Украины (Набатникова, 1999), значительную часть наркоманов составляют лица, имеющие гипертимную, неустойчивую, эпилептоидную и истероидною акцентуацию характера или психопатологию. А.Е. Личко (1985) также указывал на существование склонности лиц определенного типа акцентуации характера и психопатии к употреблению «одурманивающих веществ», в частности, к алкоголю. Например, наиболее склонны к выпивкам подростки неустойчивого, эпилептоидного, гипертимного и истероидного типов.

Л.Д. Набатникова (1999) отмечает, что главной сущностной характеристикой принятия наркотика является потеря способности к логическому мышлению, к структурному рациональному восприятию действительности и переход к эмоционально-образному, внепонятийному мышлению, которое способно продуцировать самые неожиданные ассоциации. Создается пребывание во внутреннем психическом пространстве самого себя со сказочным, мечтательным пребыванием.

Итак, «группа риска», начинающая употреблять наркотики, психологически характеризуется: социальной незрелостью, инфантилизмом, несформированностью нравственной и духовной сфер. Наряду с этим, неразвитостью познавательной потребности, мыслительных функций высшего порядка: синтеза, абстрагирования, прогнозирования.

Можно отметить, что в научной литературе описание личностных особенностей людей, больных наркоманией, относится в основном к тем, кто только начал употреблять наркотики. Следовательно, трудно говорить о степени влияния наркотического вещества на личность наркомана (хотя вопрос о критериях того, что считать началом употребления и что считать длительным употреблением наркотических веществ, до сих пор остается открытым).

Процедура проведения исследования. Объектомнашей работы явились лица, больные наркоманией. Исследование проводилось на гетерогенной выборке (14 женщин, 31 мужчина) в возрасте от 16 до 29 лет в составе 45 человек; диагностика велась на базе ГНД г. Набережные Челны.

Для проверки гипотезы использовались три методики: тест 16PF Кеттелла, опросник Леонгарда и опросник «автономности-зависимости». При диагностике больных наркоманией учитывалась возможность наличия измененного сознания от употребления наркотических веществ, поэтому обязательным условием психодиагностики наркозависимых была, как минимум, десятидневная ремиссия (воздержание от употребления наркотических веществ). В связи со спецификой контингента испытуемых, обследование проходило в несколько этапов, так как приходилось учитывать высокую утомляемость при выполнении тестов и затруднения в понимании инструкции и тестовых заданий. Каждому испытуемому предлагалось заполнить в индивидуальном порядке все три теста. В ходе обследования были сформированы группы наркоманов «автономного» (17 человек) и «зависимого» типов (28 человек) регуляции. Затем по результатам диагностики опросников Кеттелла и Леонгарда были простроены усредненные личностные профили группы «автономных» и «зависимых» наркоманов (см. графики ниже). По данным профилям были составлены характерологические описания «автономного» и «зависимого» типов наркоманов.

Анализ и обсуждение результатов. Для выявления существенных особенностей в личностных профилях «автономного» и «зависимого» типов мы сравнили данные графики и просчитали значимость различий средних показателей (по всем факторам) двух групп по t-критерию Стьюдента.

Были получены значимые различия по следующим шкалам опросника Кеттелла (см. рисунок 23): шкала 1 – «А»: «общительность» (при р ≤ 0, 05); шкала 3 – «С»: «эмоциональная устойчивость» (при р ≤ 0, 01); шкала 7 – «H»: «социальная смелость» (при р ≤ 0, 01); шкала 12 – «О»: «склонность к чувству вины – самоуверенность» (при р ≤ 0, 01); шкала 13 – «Q1»: «гибкость – ригидность» (при р ≤ 0, 05); шкала 15 – «Q3»: «высокий – низкий самоконтроль поведения» (при р ≤ 0, 05).

Рис. 23. Профили личности (по Кеттелу) наркоманов «зависимого» и «автономного» типов

Были получены также значимые различия по следующим шкалам опросника Леонгарда (см. рис. 24): тревожность (5) (при р ≤ 0, 01); циклотимность (6) (при р ≤ 0, 05); экзальтированность (10) (при р ≤ 0, 05).

Рис. 24. Профили личности (по Леонгарду) наркоманов «зависимого» и «автономного» типов

 

Таким образом, по данным опросника Кеттелла, «автономный» наркоман более эмоционально стабилен, уверен в своих силах, проявляет большую социальную смелость, лучше контролирует себя, чем «зависимый». Общительность «автономного» также несколько более выражена, чем «зависимого» наркомана. Наркоман с «зависимым» типом субъектной регуляции более гибок во взглядах, а «автономный» склонен придерживаться традиций, консервативен.

По данным опросника Леонгарда, у «зависимых» наркоманов по сравнению с «автономными», наиболее выражены такие черты, как обеспокоенность, смена настроения и лабильность психики.

Следующим моментом нашей работы было решение одной из поставленных задач: определить возможность применения методик Кеттелла и Леонгарда в психологической практике с наркоманами. Для этого мы построили единый график средних показателей по шкалам Кеттелла и Леонгарда и получили профиль личности наркомана, максимально приближенный к средним значениям, не выявляющий яркие черты, характеризующие именно данную категорию людей. Следовательно, применение тестов Кеттелла и Леонгарда без опросника «автономности» нецелесообразно.

В завершении отметим еще одну любопытную особенность. Мы предположили, что в стратегии ответов наркоманы будут придер­живаться нейтральной позиции, так как им трудно оценивать себя четко и однозначно. Чтобы проверить наше предположение, мы подсчитали, на какое количество ответов по опроснику Кеттелла испытуемые выбирали нейтральную позицию. Оказалось, что та­ких ответов около 19 %, таким образом, наркоманы старались все-таки выбирать определенную позицию, по крайней мере, при за­полнении опросников.

Итак, можно наметить следующие перспективы дальнейшей работы. Полученные результаты позволяют говорить лишь о тенденциях в выделении специфических черт наркоманов «автономного» и «зависимого» типов субъектной регуляции. Чтобы получить более достоверные результаты, в дальнейшем необходимо увеличить выборку испытуемых, которая должна быть уравнена по полу, стажу употребления наркотических веществ и виду используемого наркотика.

Необходимо также четко выделить критерии сохранности личности наркомана, специфичные только для него, а не для алкоголика. Например, провести сравнительное исследование личностных особенностей «автономного» и «зависимого» типов субъектной регуляции токсикоманов, алкоголиков, чтобы выявить специфику субъектной регуляции людей с разной химической зависимостью. Наконец, исследовать сформированность компонентов системы субъектной регуляции у наркоманов.

По результатам данного исследования можно сделать следующие предварительные выводы:

— образ «автономного» наркомана отличается по личностным чертам от образа «зависимого» наркомана;

— существуют значимые различия в личностных чертах наркоманов «автономного» и «зависимого» типов субъектной регуляции, таких, как эмоциональная стабильность, уверенность, самоконтроль, общительность, ригидность взглядов, обеспокоенность, смена настроений, лабильность психики;

— применение методик Кеттелла и Леонгарда по отдельности в психологической работе с наркоманами нецелесообразно, их использование возможно только в совокупности друг с другом или другими методиками (например, опросником «автономности», MMPI и др.).

7.1.2. Структура самооценки у больных наркоманией, имеющих «автономный» и «зависимый» типы субъектной регуляции

Настоящее исследование является логическим продолжением описанного ранее и посвящено изучению особенностей структуры самооценки у зависимых от наркотиков людей, относящихся к различным типам осознанной субъектной регуляции.

В рамках теории, раскрывающей типологические особенности субъектной регуляции, проблема самооценки затрагивалась, но она не касалась столь специфических выборок, какими являются субъекты с наркоманийной зависимостью. Тем не менее, предположение о том, что индивиды с разным типом субъектной регуляции деятельности отличаются по степени самооценивания, было сделано нами в работах (Прыгин, 1984, 2001). Эти исследования проводились на выборках «нормальных» (здоровых) испытуемых. Поэтому особый интерес представляет изучение особенностей структуры самооценок у индивидов с наркотической зависимостью, относящихся к разным типологическим группам субъектной регуляции. Следует отметить, что данное исследование является поисковым, проблемным. В связи с этим, результаты его скорее позволят оценить перспективы применения концепции субъектной регуляции деятельности в рамках клинической психологии, чем будут служить доказательством или опровержением выдвинутых гипотез.

Цель данного исследования состояла в том, чтобы выявить: присуще ли наркозависимым испытуемым, имеющим разные типы субъектной регуляции, разные структуры самооценок. Исходя из цели работы, были сформулированы следующие задачи: а) выявить структуру самооценок у наркоманов с «автономным» и «зависимым» типом субъектной регуляции деятельности; б) проанализировать различия в структуре самооценок двух типологических групп.

Была сформулирована гипотеза исследования, в которой предполагалось, что существуют значимые различия в структуре самооценок у «автономных» и «зависимых» наркоманов, причем структуры самооценок «автономных» и «зависимых» наркоманов будут отличаться по тем личностным качествам, которые являются базовыми характеристиками самих типов субъектной регуляции деятельности, и не будут отличаться по характеристикам, принадлежащим к социально-моральным качествам.

Объектом исследования явилась группа находящихся в стадии ремиссии наркозависимых в возрасте от 18 до 28 лет, из которых 43 мужчины и 11 женщин. Предметомисследования явилась структура самооценок у наркоманов с разными типами субъектной регуляции деятельности.

Рассмотрим коротко понятие «самооценка». Самооценка в психологии наиболее часто понимается как оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, относясь к ядру личности, она является важным регулятором поведения. От нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности. Самооценка – компонент самосознания, которое включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка (Общая психодиагностика, 1987).

Исследованию самооценки посвящено большое количество исследований, поэтому мы не будем детально рассматривать особенности формирования и проявления самооценки у психически здоровых людей, а остановимся несколько более подробно на особенностях самооценки лиц, страдающих различными формами наркозависимости.

В нашей работе мы опирались на то, что представления человека о себе многоплановы и могут относиться к разным сферам проявления его активности. Воспользовавшись предложенными К. Роджерсом (1999),
В. Джеймсом (1902), формами представлений о себе: «Я реальное», «Я идеальное», «Я в будущем», мы провели исследование структуры самооценки у наркоманов.

Влечение к наркотическим веществам как средство повышения самооценки и самоуважения, достижения самоутверждения. Потребность в позитивной и устойчивой самооценке – один из важнейших мотивов человеческого поведения. Высокий уровень ценностных ориентаций может быть связан с притязаниями личности на высокую самооценку. В этом случае высокая и нередко неадекватная самооценка сопровождается чувством самонеудовлетворенности. Стремление к завышенной самооценке, неудовлетворяемой в реальной жизни, является, по сути, феноменом неудовлетворенного самоутверждения, которому соответствует определенное поведение личности.

Б.Ф. Ломов (1984) выделяет следующие разновидности самоутверждения: рядовое (присущее большинству здоровых людей) и доминирующее (присущее отдельным лицам, претендующим на высокую оценку окружающих), насыщаемое и ненасыщаемое, заниженное и завышенное, адекватное и неадекватное. По-видимому, при алкоголизме и наркомании речь должна идти о доминирующем, ненасыщаемом, неадекватно завышенном (или заниженном) самоутверждении, иллюзорно удовлетворяемом с помощью наркотика. При наркомании происходят грубые нарушения в самооценке (Ларионов, 1997). Самооценка страдает утратой пластичности, гибкости, адаптивности, она нередко неадекватно завышается (занижается). Часто неадекватно повышается уровень притязаний, развивается манипулятивное поведение, имеет место уменьшение способности перестроить свои отношения в связи с реально изменившимися обстоятельствами и согласовывать личные притязания с изменившимися, нередко значительно сниженными возможностями (Немчин, Цыцарев, 1989; Соколова, 1989).

Мотивационные процессы, возникающие в результате взаимодействия биологических и социальных детерминант наркотического (алкогольного) поведения, могут осознаваться больным, но чаще остаются бессознательными. Выделяются следующие ведущие мотивы удовлетворения потребностей наркозависимых больных: редукция напряжения, изменение эмоционального состояния, получение удовольствия, компенсация, средство общения и коммуникации, результат научения или подражания, межличностная защита – манипуляция, средство повышения самооценки и самоуважения.

Стремление к высокой и устойчивой самооценке представляет собой один из ведущих мотивов поведения, как в норме, так и при алкоголизме. Вследствие разных причин, таких, как преморбидные особенности характера, неправильное воспитание, нерешенность задач самоопределения, неблагополучные в психологическом аспекте семейные отношения, неудовлетворяющий больного социальный статус, а также последствия употребления наркотиков и алкоголя в виде укоренившегося в структуре чувства вины, больные наркоманией имеют резко сниженный уровень самооценки и самоуважения. В свою очередь, употребление алкоголя и наркотиков значительно повышает самооценку и уменьшает патогенное для личности рассогласование между реальным и идеальным «Я».

Эффективное, хотя и непродолжительное восстановление психологического благополучия в сфере самосознания составляет одну из главных детерминант влечения к наркотикам и алкоголю. Поэтому низкая или неустойчивая самооценка может выступать в качестве самостоятельного мотива обращения к наркотику (алкоголю) и в период формирования наркозависимости, и в его развернутой стадии, и во время ремиссии. Важным механизмом, участвующим в снижении самооценки в ремиссии, является так называемая выученная беспомощность. Повторение однотипных ситуаций, в которых человек переживает собственную некомпетентность (в семье, на работе, в учебе, в интимных отношениях и других сферах общения) достоверно чаще приводит к обращению к наркозависимости не только больных алкоголизмом, но и здоровых. Появление переживания беспомощности снижает самооценку и запускает вышеописанный механизм влияния самооценки на влечение к алкоголю.

Основными чертами психологического портрета больных этой группы являются робость, неуверенность, зависимость, чувствительность, склонность к формированию чувства вины, сочетающиеся с гиперкомпенсаторной тенденцией самоутвердиться за счет высокомерия, деланной рискованности и бравады в поведении (факторы H и Q2 по Кеттеллу). Это люди с характерной для них слабостью «Я», которая, помимо самоосознания, проявляется и в эмоциональной сфере низким самоконтролем над эмоциями, импульсивностью. Однако другая часть подобных больных может характеризоваться иным сочетанием индивидуальных особенностей, т.е. обнаружить повышенный самоконтроль, хорошее осознание и безоговорочное выполнение социальных требований и стандартов, высокую мотивацию достижения поставленных целей. Тем не менее, нормативность и связанная с ней ригидность часто поворачиваются своей оборотной стороной – переживание неудовлетворенности и несостоятельности перед лицом требований, которые не могут быть выполнены. В эти жизненные периоды злоупотребление алкоголем (наркотиками) служит средством ослабления острого и трудноразрешимого конфликта между реальным и идеальным «Я». Наряду с этим, осознание самого факта принятия наркотиков (пьянства), как правило, осуждаемого лицами этого типа, приводит к еще более тягостному переживанию своего бессилия, малоценности, вины, способствует возникновению депрессии и суицидальных тенденций.

Для характеристики психического дефекта при наркомании (алкоголизме) важную роль играет определение степени выраженности и типа личностных изменений. Выделяют следующие критерии, на которые следует опираться при диагностике характера психического дефекта – это: выраженная интровертированность, наличие слабоумия, отсутствие социальных контактов, отсутствие критичности к своим суждениям (Немчин, Цыцарев, 1989). Поэтому при отборе испытуемых основным критерием выступал не только период ремиссии не менее 8—10 дней, но и критерии, приведенные выше.

Процедура проведения исследования. На первом этапе данной работы проводилась диагностика типов субъектной регуляции с помощью опросника «автономности». Для реализации второй части исследования использовался метод опроса, что позволяло выявить истинную структуру самооценок, в отличие от искусственной, предложенной извне, структуры. Обследуемым давалась следующая инструкция: «Постарайтесь на листе бумаги написать в течение 10 минут ответ на вопрос " Какой я? "». Всего по этому тесту было опрошено 8 человек, основными ответами которых были: общительный, заботливый, слабовольный, трудолюбивый, сообразительный, больной. Данный этап работы позволил сделать выводы о том, что наркоманы оказались неспособными охарактеризовать себя в целом. Поэтому для изучения структуры самооценок возникла необходимость в конструировании методики самооценки.

Личностные качества, включенные в тест самооценки, подбирались исходя из следующих соображений. Во-первых, в тест необходимо было включить те качества, по которым группа «автономных» испытуемых отличается от «зависимых». Из полного описания «образа автономного субъекта» нами были взяты наиболее характерные и, вместе с тем, понятные качества, а именно: независимость, самоконтроль, уверенность, целеустремленность, ответственность. Эти пять качеств были дополнены шестью качествами, полученными в ходе опроса больных (см. выше). Остальные девять характеристик дополнили тест с учетом того, чтобы в нем были представлены нравственные, коммуникативные, физические, деловые качества личности, которые можно условно объединить в блок социально-моральных качеств. Это терпеливость, хорошая внешность, доброжелательность, воспитанность, образованность, аккуратность, скромность, правдивость. В конечном варианте тест содержал 20 личностных качеств (см. ниже).

 

Качества Качества
  Сила воли   Самоконтроль
  Правдивость   Самосовершенствование
  Общительность   Воспитанность
  Сообразительность   Уверенность
  Терпеливость   Заботливость
  Здоровье   Образованность
  Трудолюбие   Целеустремленность
  Хорошая внешность   Ответственность
  Доброжелательность   Аккуратность
  Независимость   Скромность

 

Примечание: жирным шрифтом выделены качества, относящиеся к блоку типологических особенностей субъектной регуляции.

 

Далее каждый испытуемый получал бланк, содержащий 20 качеств, расположенных слева, и свободные колонки справа для ранжирования качеств. Испытуемому давалась следующая инструкция: «Подумай о том, каким бы ты хотел быть. Просмотри предложенные 20 качеств, выбери из них то, которое в идеале тебе хотелось бы иметь больше всего, и поставь напротив него 1, затем выбери из них то, которое тебе хотелось иметь чуть поменьше, и поставь напротив него 2 и т.д.»

После того, как испытуемый ранжировал качества, ему давалось следующее задание: «А теперь подумай о том, какой ты в действительности, затем из 20 качеств выбери то, которое присутствует в тебе больше остальных, и поставь напротив него 1 и т.д.» После некоторого времени ему давалась следующая инструкция: «Постарайся ответить на вопрос, каким ты будешь в будущем, не каким бы ты хотел быть, а каким ты будешь в действительности, выбери из качеств то, которое будет в тебе развито больше всего, и поставь напротив него 1 и т.д. При ответе не стремись к тому, чтобы произвести заведомо благоприятное впечатление – здесь не существует ни хороших, ни плохих ответов».

Анализ и обсуждение результатов. По результатам диагностики из 54 обследуемых больных оказалось: 21 человек «смешанного» типа, «автономных» и «зависимых», соответственно, 14 и 17 человек (в дальнейшем это обязывает нас обсуждать все полученные результаты на уровне тенденций). Можно говорить о том, что среди наркоманов преобладают индивиды со «смешанным» и «зависимым» типом субъектной регуляции.

Исследование выявило неспособность наркоманов самостоятельно описать себя и выделить в себе достаточное количество качеств, по которым они затем могли бы себя оценить. Свидетельство этому то, что каждый из них затруднялся описать себя в течение выделенного им времени, а по прошествии его называли 2—3 характеристики (не более) или вовсе отказывались от данного им задания. Типичный ответ в данном случае был: «Я не хочу думать о себе». Но, несмотря на подобные ответы, все же удалось выявить некоторые качества, которые наркозависимые назвали – общительность, трудолюбие, заботливость, слабость воли, сообразительность, слабое здоровье. Большинство из них указывали на такие свои черты, как слабость воли, общительность, сообразительность. Это можно объяснить тем, что слабость воли они связывают с неспособностью отказаться от наркотиков, с неспособностью сказать «нет» друзьям, которые предлагают им героин (эти данные также подтверждаются результатами индивидуальных бесед). Общительность они выделяют потому, что под наркотическим опьянением изменяется сознание, что облегчает процесс общения. Сообразительность ими выделяется вероятнее всего с умением быстро находить наркотик и деньги на его приобретение. Это также доказывают слова, сказанные одним из наркоманов: «Когда ищешь наркотик, то в голове рождаются такие идеи и задумки, что если все это переложить в нормальную жизнь, то мы, наверное, были бы гениями».

Дальнейший анализ данных ранжирования личностных качеств проводился в сравнении:

— типологических групп по критериям «Я реальное», «Я идеальное», «Я в будущем» между собой;

— внутри каждой типологической группы по этим же критериям.

Рассмотрим оба направления. Если обратиться к рисункам 25 и 26, то можно заметить следующее. Во-первых, сила воли в реальности получает у наркоманов, как у «автономных», так и у «зависимых», 19 ранг (из 20).

Рис. 25. Блок качеств субъектной регуляции

 

Рис. 26. Блок социально-моральных качеств

 

Примечание: Условные обозначения: «Р_з» и «Р_а» – ранги, показывающие степень выраженности имеющихся личностных качеств, соответственно у «зависимых» и «автономных» испытуемых; «И_з» и «И_а» – ранги личностных качеств, которыми испытуемые хотели бы обладать в идеале; «Б_з» и «Б_а» – ранги личностных качеств, которые испытуемые хотели бы иметь в будущем.

 

Это означает то, что наркоманы действительно считают, что это качество у них отсутствует. Однако они считают его важным и в будущем хотели бы им обладать.

Такое качество, как общительность и сообразительность, в реальности занимают самые высокие ранги (1 и 2). В то же время в идеале общительность, как качество личности, не представляет ценности для наркозависимых, а «автономные» испытуемые и в будущем не стремятся обладать им. По-видимому, общительность является «вынужденной», так как позволяет наркозависимым испытуемым решать их главную проблему – приобретение наркотиков. Можно отметить, что такие качества личности, как самосовершенствование, терпеливость, заботливость, скромность вообще не представляют ценности для наркозависимых.

Интересно, что для наркоманов с «зависимым» типом субъектной саморегуляции, такой фактор, как собственное здоровье, имеет более существенное значение (6 ранг), чем для «автономных» (20 ранг), что, на наш взгляд, можно использовать в терапевтических целях.

Анализ структуры самооценок двух типологических групп (по критериям «Я реальное», «Я идеальное» и «Я в будущем») по всем другим качествам блока социально-моральных качеств не обнаружил существенных различий.

Наиболее существенные различия были получены при сравнении оценивания наркоманами себя в реальности относительно блока «регуляторных» качеств (см. рисунки 25, 26). Видно, что наибольшие различия обнаружены между группами по таким качествам, как независимость, уверенность, целеустремленность, ответственность. Причем эти качества получили существенно более высокие ранги в группе «автономных», чем в группе «зависимых» наркоманов.

При сравнении двух групп наркоманов по критерию «Я идеальное» также наблюдаются наиболее существенные различия по таким качествам, как независимость и самоконтроль (см. там же). Такие качества, как уверенность, целеустремленность, в группе «автономных» наркоманов также получили несколько более высокий ранг. В то же время можно констатировать, что «ответственность» как качество личности (в идеале) больше привлекает «зависимых», чем «автономных» испытуемых, однако в будущем «автономные» рассчитывают стать более ответственными. В свою очередь, «зависимые» испытуемые видят себя в будущем более независимыми и уверенными (не придавая при этом особой ценности развитию «самоконтроля»).

В целом анализ указывает на то, что для «автономных» наркоманов такие качества, как независимость, самоконтроль, уверенность, целеустремленность, ответственность более значимы, чем для «зависимых» наркоманов.

Итак, можно сделать следующие выводы:

— по блоку социально-моральных качеств не найдено существенных различий при сравнении двух типологических групп по критериям «Я реальное», «Я идеальное», «Я в будущем»;

— обнаружены различия по блоку качеств субъектной регуляции при сравнении двух типологических групп по указанным выше критериям.

Можно констатировать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась – действительно существуют различия в структуре самооценок у «автономных» и «зависимых» наркоманов, причем эти структуры отличаться по тем личностным качествам, которые являются базовыми характеристиками самих типов субъектной регуляции деятельности, и не отличаются по характеристикам, принадлежащим к социально-моральным качествам. Нам представляется, что результаты работы можно использовать в практике работы психологов и психотерапевтов с наркозависимыми субъектами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.