Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мониторинг интернет-издания lenta.ru

(раздел «В России» от 22.12.2011года)

 

 

Выполнила:

студентка гр. ФР-501

Кошкова А.

Проверила:

Месеняшина Л.А.

 

 

Челябинск


 

Введение

Что такое СМИ? СМИ – это организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки: 1) массовость; 2) периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год; 3) принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей. Интернет, несомненно - СМИ. Главное – быстро передать информацию, ведь от этого зависит популярность сайта. Для большинства интернет-изданий качество этой информации (а иногда и достоверность) не важно. И что мы имеем: в большинстве случаев статьи пишут неквалифицированные специалисты, статьи редко подвергаются корректировке.

На наш взгляд, важно проводит периодический мониторинг изданий.

Для нашего мониторинга мы выбрали интернет-издание www.lenta.ru (раздел «В России» от 22.12.2011 года). Укажем, что мы выбрали не периодическое печатное издание, где статьи все-таки редактируются руководителями, а новостной сайт, где корреспондент практически сразу выкладывает заметку, у него нет, собственно, времени на тщательную обработку статьи.

Цель нашей работы – выявить и классифицировать ошибки, встречающиеся в статьях из раздела «В России».


Классификация ошибок

Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения; это нарушение какой-либо грамматической нормы – словообразовательной, морфологической, синтаксической. В свою очередь делятся на:

ü Словообразовательные. Слова, в которых нарушена структура: «беспощадство», «бессмертность»

ü Морфологические: ошибки, связанные с ненормативным образованием форм слова. К этому виду ошибок относятся:

а) ошибки в образовании форм существительных: «англичаны»; б) ошибки в образовании форм прилагательных: «Один брат был богатей другого»; в) ошибки в образовании местоимений: «Я пошел к ему»; г) ошибки в образовании глагола: «Он ни разу не ошибился»; д) неправильное конструирование видовой пары, чаще всего парного глагола несовершенного вида: «Мы с братом отпиляем все лишние ветки».

Речевые ошибки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в ее использовании, чаще всего в употреблении слова. По преимуществу это нарушения лексических норм.

1. Непонимание значения слова. Употребление слова в несвойственном ему значении: «Костер все больше и больше распалялся, пылал». Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики: «Благодаря пожару сгорел большой участок леса». Выбор слов-понятий с различным основанием деления: «Предлагаем полное излечение алкоголиков и других заболеваний». Неправильное употребление паронимов: «Человек ведет праздничную жизнь».

2. Лексическая сочетаемость. Далеко не все слова могут сочетаться друг с другом. Границы лексической сочетаемости определяются семантикой слов, их стилистической принадлежностью, эмоциональной окраской, грамматическими свойствами и т.д.: «Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным».

3. Употребление синонимов, омонимов, многозначных слов. У синонимов может быть разная функционально-стилистическая окраска. Слова ошибка, просчет – стилистически нейтральны; проруха, накладка – просторечные; оплошка - разговорное; ляп - профессионально-жаргонное. Например, «совершив оплошку, директор завода сразу же стал ее исправлять». Благодаря контексту омонимы, как правило, понимаются верно. Но все же в определенных речевых ситуациях омонимы не могут быть поняты однозначно: «Экипаж находится в отличном состоянии». Очень часто к двусмысленности приводит употребление в речи омофонов и омоформ. При употреблении многозначных слов очень важен контекст. Если контекст отвечает своим требованиям, то каждое слово в предложении понятно: «Он уже распелся».

4. Многословие. Плеоназм – употребление в речи близких по смыслу и потому логически излишних слов: «Все гости получили памятные сувениры». Использование лишних слов: «Тогда о том, чтобы вы могли улыбнуться, 11 апреля об этом позаботится книжный магазин». Тавтология – повторение однокоренных слов или одинаковых морфем: «Руководители предприятий настроены на деловой настрой». Расщепление сказуемого: «Ученики приняли решение произвести уборку школьного двора». Слова-паразиты: «В небольших дешевых кафе, ну, куда ходят люди из своего квартала, обычно нет свободных мест».

5. Лексическая неполнота высказывания. Новые слова и устаревшие слова. Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова: «Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего». Неудачно образованные неологизмы являются речевыми ошибками: «А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи рублей». Устаревшие слова: «Ныне в университете был день открытых дверей» (архаизм); «Крестьяне не выдерживают своей тяжелой жизни и идут к главному губернатору города» (историзм).

6. Слова иноязычного происхождения. Диалектизмы. Разговорные и просторечные слова. Жаргонизмы. Фразеологизмы. Штампы и клише. Слова иноязычного происхождения: «Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов». Диалектизмы: «Пришла ко мне шаберка и просидела целый вечер». Разговорные и просторечные слова: «У меня совсем худая куртка». Профессиональные жаргонизмы: «Хотел пригласить на праздник гостей, да хибара не позволяет». Фразеологизмы. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов: «Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят». Ошибки в усвоении формы фразеологизма: «Я привык отдавать себе полные отчеты». Лексическое видоизменение фразеологизма: «Пора уже тебе взяться за свой ум». Изменение лексической сочетаемости фразеологизма: «Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии науки». Клише и штампы: «Имеет место отсутствие запасных частей» (канцеляризм»); «При голосовании поднялся лес рук» (штамп).

Синтаксическая ошибка заключаются в неверном построении словосочетаний, в нарушении структуры простых, осложненных и сложных предложений. Нарушение согласования с главным словом в роде, числе и падеже слова зависимого: «Нынешнее летом я был в Ростове». Нарушение управления: ошибки в беспредложном управлении («Если в жаркий день дотронешься к березе, то почувствуешь прохладный ствол»). Неправильный выбор падежа при правильно выбранном предлоге: «Он был похож на смертельно усталым человеком». Пропуск предлога: «Пообедав торопливо, сел за штурвал, поехал поле». Употребление лишнего предлога: «Жажда к славе». Пропуск зависимого компонента словосочетания: " Снова крутить лоснящийся от ладоней штурвал, ехать». Ошибки в строении и значении предложений. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым: «Но не вечно ни юность, ни лето». Отсутствие смысловой законченности предложения: «Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд». Синтаксическая двузначность: «Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись». Нарушение видовременной соотнесенности глаголов в составе предложения: «Гринев видит, как Пугачев садился в карету». Ошибки в простом двусоставном предложении. Местоименное дублирование подлежащего: «Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца». Нарушение согласования подлежащего и местоимения: «Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасностей». Ошибки в конструировании сказуемого: «Все были счастливые». Нарушение согласования сказуемого в роде и числе с подлежащим: «Я с мамой остались дома». Неправильное использование несогласованного определения: «Справа висят светильник и мой портрет из садика». Нагромождение согласованных и не согласованных определений, относящихся к одному члену предложения: «Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг». Неверный выбор морфологической формы обстоятельства: «Я учу уроки на столе». Ошибки в односоставном предложении. Использование деепричастного оборота в безличном предложении: «Увидев собаку, мне стало жаль ее».

Орфографические и пунктуационные ошибки – это нарушение правил орфографии и пунктуации; они могут быть допущены только на письме.

Ошибки графические – разновидность ошибок, связанных с графикой, т.е. средствами письменности данного языка, фиксирующими отношения между буквами на письме и звуками устной речи.

Логическая ошибка - нарушение последовательности (логики) изложения приводит к появлению логических ошибок. Логические ошибки состоят в нарушении правил логического мышления.

Ошибки фактические - разновидность неязыковых ошибок, заключающаяся в том, что говорящий или пишущий, недостаточно хорошо владея информацией по обсуждаемой теме, приводит факты, противоречащие действительности. Например: «Входят купцы Бобчинский и Добчинский».


Анализ статей

Статья «Активные поиски пропавших с платформы «Кольская» прекращены». Уже в названии встречается ошибка. Из содержания статьи мы узнаем, что поиски пропавших людей прекращены в принципе. Эту ошибку можно расценить и как логическую (нарушение правил логического мышления: видимо, по мнению автора статьи, поиск людей может быть пассивным), и как фактическую (поиск людей прекращен).

Как пояснили в ведомстве, решение принято руководством Морского спасательно-координационного центра Южно-Сахалинск в связи с " потерей разумной надежды на спасение потерпевших". В данном случае – лексическая несочетаемость. Необходимо опустить определение.

…и дальнейшее участи в операции представляет опасность для экипажей участвующих в ней судов. Мы видим опечатку в слове участие; также тавтологию (участие и участвующих).

…затонула в 18 декабря во время буксировки… Опять опечатка. …спасателями были обнаружены и подняты на поверхность тела еще 17 моряков. Еще 36 человек числятся пропавшими без вести. Неоправданный повтор.

Статья «Участников акции протеста у Госдумы наказали арестами». Опять ошибка в самом заглавии: арест – это вид наказания, поэтому нельзя сказать «наказали арестами». Это речевая ошибка (плеоназм).

При этом судья Ольга Боровкова, выносившая приговор, отказалась зачитать его и выдала решение на руки заключенным, сообщают " Грани.ру". Пунктуационная ошибка: неправильное оформление косвенной речи; пропущен союз «как» («…заключенным, как сообщают «Грани.ру»).

10 декабря митинги проводились во многих городах России, самый многочисленный из них - в Москве на Болотной площади - собрал, по разным оценкам, от 25 до 80 тысяч человек. 24 декабря согласованный митинг за честные выборы пройдет в Москве на проспекте академика Сахарова. Пунктуационная ошибка: нет обособления уточнения.

Статья «Моряки со " Спарты" залатали пробоину в корпусе». Ошибка в заглавии: залатать – починить с пометой прост. в словаре Ожегова и Шведовой. Это речевая ошибка (употребление просторечных слов).

Морякам остается дождаться прибытия на место крушения южнокорейского ледокола. Речевая ошибка (неверное словоупотребление): из статьи мы узнаем о небольшой аварии, а не о крушении корабля.

Статья «Мосгорсуд утвердил штраф Навальному».

Мосгорсуд отклонил жалобу адвоката Алексея Навального на решение Люблинского районного суда, приговорившего блогера к штрафу в 100 тысяч рублей по иску бизнесмена Владлена Степанова, сообщает " Интерфакс". Пунктуационная ошибка: неправильное оформление косвенной речи; пропущен союз «как».

опровержение фактов, вызвавших претензии бизнесмена. Речевая ошибка (нарушение лексической сочетаемости): факт – это то, что действительно было.

Степанов подал иск к Навальному в июле 2011 года. Речевая ошибка (лексическая несочетаемость). Иск можно подать в суд на кого-то.

Статья «МИД России объяснил запрет книги «Бхагавад-гита как она есть».

…с комментариями к нему, сообщает " Интерфакс" со ссылкой на выступление официального представителя МИД Александра Лукашевича. Пунктуационная ошибка: неправильное оформление косвенной речи; пропущен союз «как».

Статья «Скончался исполнитель роли Кости Иночкина».

В Москве в четверг, 22 декабря, на 62-м году жизни скончался актер театра и кино Виктор Косых, сообщается на сайте Союза кинематографистов России. Пунктуационная ошибка: неправильное оформление косвенной речи; пропущен союз «как».

Статья «Четверть россиян поддержали повторные выборы в Госдуму».

В статье ошибок не обнаружено.

Статья «Сергей Иванов стал главой президентской администрации».

В статье ошибок не обнаружено.

Статья «Путин поручил вернуть авторские права «Союзмультфильму».

Премьер-министр Владимир Путин дал правительству поручение вернуть " Союзмультфильму" права на советские мультфильмы, пишет газета " Ведомости" в номере от 22 декабря со ссылкой на неназванных чиновников. Речевая ошибка (лексическая неполнота высказывания): авторские права. Пунктуационная ошибка: неправильное оформление косвенной речи; пропущен союз «как».

Летом 2011 года аниматоры пожаловались Путину и президенту России Дмитрию Медведеву на недостаточное финансирование… Речевая ошибка (плеоназм).

Статья «Нарышкин опроверг связь инициатив президента с митингом на Болотной».

… что предложения появились под нажимом Болотной площади. Часть из предложений обсуждалась и ранее… Речевая ошибка (лексическая несочетаемость): под нажимом Болотной площади. Или закавычить словосочетание «Болотная площадь», или заменить «Болотная площадь» на «людей, митинговавших на болотной площади». Нажим – разговорный вариант; заменить на «давление». Неоправданный повтор: «предложения» и «предложений».

Статья «ЦБ возобновил выпуск десятирублевых купюр».

банки начали жаловаться на дефицит монет, объяснил Лунтовский. Речевая ошибка (использование просторечных выражений). Пунктуационная ошибка: неправильное оформление косвенной речи; пропущен союз «как».

Напомним, печать десятирублевых купюр сворачивалась с октября 2009 года… Пунктуационная ошибка: неправильная постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. В данном случае нужно поставить либо союз «что», либо двоеточие.

Печать бумажных десятирублевок возобновилась потом… Речевая ошибка (использование просторечия).

Статья «Никита Иванов стал сенатором от Ингушетии».

…назначил нового представителя республики в Совете Федерации, сообщается на официальном сайте Ингушетии. Пунктуационная ошибка: неправильное оформление косвенной речи; пропущен союз «как».

…касающихся социально-экономического и культурного развития республики", отмечается в официальном заявлении. Пунктуационная ошибка: неправильное оформление косвенной речи; пропущен союз «как».


Заключение

В данной работе мы проанализировали некоторые статьи с новостного сайта.

Вот классификация ошибок, выявленных при исследовании:

1. Речевые ошибки:

1.1. Нарушение лексической сочетаемости

1.2. Неоправданный повтор

1.3. Тавтология

1.4. Плеоназмы

1.5. Лексическая неполнота высказывания

2. Фактические ошибки

3. Логические ошибки

4. Пунктуационные ошибки:

4.1. Неправильное оформление косвенной речи

4.2. Отсутствие обособления уточнения

4.3. Неправильная постановка знаков препинания в бессоюзном сложном предложении

В текстах статей также встречались опечатки.

Наличие данных ошибок в тексте объясняется низким уровнем грамотности корреспондентов.


Список использованной литературы

1. www.lenta.ru [электронное информационное издание]

2. www.akbulak-roo.ru [электронное информационное издание] – сайт Акбулакской школы //Методическая копилка.

3. Лазутина, Г.В. Жанры журналистского творчества [Текст]: учеб. пособие для студентов вузов/ Г.В. Лазутина, С.С. Распопова. – М., 2011. – 320с.

4. Розенталь, Д.Э. и др. Современный русский язык [Текст] – М., 2001. – 448 с.

5. Толковый словарь русского языка [Текст] Под ред. С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой — М., 2005. – 607 с.

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Механізм реалізації кредитно – грошової політики. | ISBN 978-966-7971-67-0




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.