Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 9. Монетарная политика. 1. Монетарная политика: ее сущность, цели и инструменты.






 

План.

1. Монетарная политика: ее сущность, цели и инструменты.

2. Виды монетарной политики.

3. Воздействие монетарной политики на экономику.

 

Цели и инструменты монетарной политики. Монетарная (кредитно-денежная) политика представляет собой меры, проводимые центральным банком по регулированию денежного рынка с целью стабилизации экономики. Монетарная политика поэтому является разновидностью стабилизационной (антициклической) политики. Она направлена на сглаживание циклических колебаний экономики (наряду с фискальной, внешнеторговой, валютной и др.) и используется для воздействия на экономику в краткосрочном периоде.

Целями монетарной политики выступает обеспечение:

1) стабильного экономического роста,

2) полной занятости ресурсов,

3) стабильного уровня цен,

4) равновесия платежного баланса.

Для стабилизации экономики государство проводит стимулирующую (экспансионистскую) экономическую политику в период спада и сдерживающую (контрактивную) политику в период бума.

Монетарная политика оказывает влияние на экономическую конъюнктуру, воздействуя на совокупный спрос. Объектом регулирования выступает денежный рынок и, прежде всего, денежная масса.

Монетарную политику определяет и осуществляет центральный банк.

Тактическими целями (целевыми ориентирами) монетарной политики центрального банка могут выступать:

1) контроль за предложением денег (денежной массой);

2) контроль за уровнем ставки процента;

3) контроль за обменным курсом национальной денежной единицы (национальной валюты).

Изменение предложения денег центральный банк осуществляет посредством воздействия на резервы коммерческих банков (и поэтому на их кредитные возможности) и на денежный мультипликатор. Фактический объем денежной массы является результатом операций коммерческих банков по приему депозитов и выдаче кредитов. Рост предложения денег соответствует стимулирующей, а сжатие денежной массы – сдерживающей монетарной политике.

К инструментам монетарной политики, дающим возможность центральному банку контролировать величину денежной массы, относятся:

1) изменение нормы обязательных резервов;

2) изменение учетной ставки процента;

3) операции на открытом рынке.

· Первым инструментом монетарной политики является изменение нормы обязательных

резервов (required reserve ratio). Обязательные резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они не имеют права выдавать в кредит и должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в центральном банке. Величина обязательных резервов (R обяз.) определяется в соответствии с нормой обязательных резервов (rr), которая устанавливается центральным банком и представляет собой процент от общей суммы депозитов коммерческого банка (D). Величина обязательных резервов может быть рассчитана по формуле:

R обяз. = D × rr

Для каждого вида депозитов (до востребования, сберегательные, срочные) устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма. Например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.

Если центральный банк повышает норму обязательных резервов, то предложение денег сокращается по двум причинам:

- во-первых, уменьшаются кредитные возможности коммерческого банка, т.е.

величина резервов, которую банк может выдать в кредит. Как известно, кредитные возможности представляют собой разницу между суммой депозитов и величиной обязательных резервов (К = D – R обяз.). При росте нормы обязательных резервов сумма обязательных резервов, которую коммерческий банк не имеет права использовать на цели кредитования, увеличивается, и поэтому кредитные возможности коммерческих банков уменьшаются. Например, если общая сумма депозитов в коммерческом банке составляет 1000 долл., то при норме обязательных резервов, равной 10% (rr1 = 0, 1), его кредитные возможности, т.е. сумма средств, которые он может выдать в кредит, составят:

К1 = D – R обяз. = D – (D × rr1) = 1000 – 1000 × 0.1 = 900

а при норме обязательных резервов, равной 20% (rr2 = 0, 2):

К2 = D – R обяз. = D – (D × rr2) = 1000 – 1000 × 0.2 = 800

- во-вторых, норма обязательных резервов определяет величину банковского

мультипликатора, который равен:

mult банк. = 1/rr

Рост нормы обязательных резервов с 10% до 20% сокращает величину банковского

мультипликатора с 10 (1/0.1) до 5 (1/0.2).

Таким образом, изменение нормы обязательных резервов оказывает влияние на денежную массу по двум каналам:

1) и через изменение кредитных возможностей коммерческих банков

2) и через изменение величины мультипликатора.

В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут

привести к существенным и непредсказуемым изменениям денежной массы. В нашем примере, при норме обязательных резервов, равной 10% (rr1 = 0, 1), изменение предложения денег составит:

1 = К1 × mult 1 = 900 × 10 = 9000

а при норме обязательных резервов, равной 20% (rr2 = 0, 2), изменение предложения денег будет равно:

2 = К2 × mult 2 = 800 × 5 = 4000

Кроме того, стабильность нормы обязательных резервов служит основой для спокойного

ведения дел коммерческими банками. Поэтому этот инструмент, как правило, не используется в развитых странах для целей текущего контроля над предложением денег. Изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы (например, в США этот инструмент последний раз использовался в период кризиса 1974-1975 гг.). К тому же, с начала 80-х годов процедура пересмотра этого показателя в развитых странах стала достаточно громоздкой и технически сложной, поэтому этот инструмент перестал быть средством оперативного и гибкого управления денежной массой.

· Вторым инструментом монетарной политики выступает регулирование учетной

ставки процента ( discount rate ), которая в России носит название «ставки рефинансирования». Учетная ставка процента – это ставка процента, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они неожиданно сталкиваются с необходимостью срочного пополнения резервов или для выхода из сложного финансового положения. В последнем случае центральный банк выступает в качестве кредитора последней инстанции.

Денежные средства, полученные в кредит у центрального банка (через «дисконтное окно») по учетной ставке, представляют собой дополнительные резервы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения денежной массы.

Поэтому, изменяя учетную ставку, центральный банк может воздействовать на предложение денег. Коммерческие банки рассматривают учетную ставку как издержки, связанные с приобретением резервов. Чем выше учетная ставка, тем меньше займов берут коммерческие банки у центрального банка, и поэтому тем меньше величина резервов, которые они могут выдать в кредит. А чем меньше кредитные возможности банков, тем меньший объем кредитов они предоставляют, и, следовательно, тем меньше денежная масса. Если же учетная ставка процента снижается, то это побуждает коммерческие банки брать кредиты у центрального банка для увеличения своих резервов. Их резервы увеличиваются, кредитные возможности расширяются, начинается процесс мультипликативного увеличения денежной массы, изменение которой может быть подсчитано по формуле:

DM = DК × mult банк. = DК × (1/rr)

Таким образом, в отличие от воздействия на предложение денег изменения нормы обязательных резервов, изменение учетной ставки процента влияет только на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков, не изменяя величину банковского мультипликатора.

.Изменение учетной ставки также не является самым гибким и оперативным инструментом монетарной политики. Это связано, прежде всего, с тем, что объем кредитов, получаемых коммерческими банками путем займа у центрального банка, в развитых странах относительно невелик и, например, в США не превышает 2-3% общей величины банковских резервов. Дело в том, что центральный банк не позволяет коммерческим банкам злоупотреблять возможностью получения у него кредитов. Он предоставляет средства только в том случае, если, по оценкам экспертов, банк действительно нуждается в помощи, а причины его финансовых затруднений являются объективными.

Поэтому изменение учетной ставки скорее рассматривается как информационный сигнал о намечаемом направлении политики центрального банка. Например, объявление о предполагаемом повышении учетной ставки центральным банком информирует экономических агентов о его намерении проводить сдерживающую монетарную политику, как правило, для борьбы с инфляцией. Дело в том, что учетная ставка является своеобразным ориентиром для установления межбанковской ставки процента (ставки процента, по которой коммерческие банки предоставляют кредиты друг другу) и ставки процента, по которой коммерческие банки выдают кредиты небанковскому сектору

 

 

Рис.9.1. Воздействие изменения предложения денег

на ставку процента

а) Уменьшение денежной массы б) Увеличение денежной массы

S1 МS2 R МS1 МS2

R2 R1

R1 R2

МD МD

               
     
 
   


М2 М1 М М1 М2 М

 

- домохозяйствам и фирмам. Когда центральный банк повышает учетную ставку процента, денежная масса сокращается (сдвиг влево кривой предложения денег от МS1 до МS2), а рыночная ставка процента растет (от R1 до R2) (рис.9.1(а)).

Поэтому даже если центральный банк только объявляет о возможном повышении учетной ставки процента, экономические агенты знают, что эта мера должна привести к уменьшению денежной массы, поэтому экономика быстро реагирует, коммерческие банки повышают ставку процента по кредитам, деньги (кредиты) становятся «дорогими», и денежная масса сокращается.

· Наиболее важным и оперативным средством контроля за денежной массой выступают

операции на открытом рынке ( open market operations ). Операции на открытом рынке представляют собой покупку и продажу центральным банком государственных ценных бумаг на вторичных рынках ценных бумаг. (Деятельность центрального банка на первичных рынках ценных бумаг, как правило, запрещена законом.) Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно казначейские векселя и краткосрочные государственные облигации

Государственные ценные бумаги покупаются и продаются коммерческим банкам и населению. Покупка центральным банком государственных облигаций и в первом, и во втором случае увеличивает резервы коммерческих банков.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму его резервов, что увеличивает кредитные возможности банка и ведет к депозитному (мультипликативному) расширению.

Если центральный банк покупает ценные бумаги у населения (домохозяйств или фирм), то если продавец вкладывает полученную у центрального банка сумму на свой счет в коммерческом банке, резервы коммерческого банка увеличатся, и предложение денег возрастет по тем же причинам, как и в случае, когда ценные бумаги продает коммерческий банк. Отличие однако состоит в том, что когда продавцом выступает коммерческий банк, его резервы увеличиваются, как уже отмечалось, на всю сумму, полученную от продажи облигаций. А если ценные бумаги продает частное лицо и кладет полученные средства на депозит, то увеличивается величина депозитов коммерческого банка, поэтому кредитные возможности банка и поэтому банковской системы в целом будут меньше, поскольку часть депозита в соответствии с нормой обязательных резервов должна будет отчислена в обязательные резервы.

Предположим, что норма обязательных резервов равна 20% (rr = 20%). Если центральный банк покупает ценные бумаги у коммерческого банка на $1000, то резервы банка, а поэтому его кредитные возможности увеличатся на всю сумму $1000 (DК = $1000), поэтому максимальное увеличение предложения денег в результате этой операции, составит

DМ = DК × mult банк. = DK × 1/rr = 1000 × 1/ 0.2 = 1000 × 5 = 5000

А если покупателем выступит частное лицо, которое положит полученные от центрального банка $1000 на свой депозит в коммерческом банке (DD = $1000), то кредитные возможности коммерческого банка возрастут лишь на $800 (DК = $800), поскольку на $200 банк должен будет увеличить обязательные резервы (DR обяз. = DD × rr = 1000 × 0, 2 = 200). В результате денежная массы вырастет в меньшей степени, чем когда Центральный банк покупает государственные облигации у коммерческого банка:

DМ = DК × mult банк. = DK × 1/rr = 800 × 1/ 0.2 = 800 × 5 = 4000

Таким образом, как и изменение учетной ставки процента, операции на открытом рынке влияют на изменение предложения денег, воздействуя лишь на величину резервов и поэтому кредитных возможностей коммерческих банков, а изменение величины банковского мультипликатора не происходит.

Покупка ценных бумаг центральным банком используется как средство оперативного воздействия на экономическую ситуацию в период спада. Если же экономика «перегрета», то в целях борьбы с инфляцией центральный банк должен продавать государственные ценные бумаги на открытом рынке. Это существенно ограничивает кредитные возможности коммерческих банков, сокращая их резервы, что ведет к мультипликативному сжатию денежной массы и в том случае, когда Центральный банк продает государственные ценные бумаги коммерческим банкам, и тогда, когда покупателями выступают домохозяйства и фирмы (небанковский сектор). Это оказывает сдерживающее влияние на экономическую активность.

Возможность проведения операций на открытом рынке обусловлена тем, что покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению (домохозяйствам и фирмам). Если центральный банк хочет уменьшить предложение денег, он начинает продавать государственные ценные бумаги. Предложение ценных бумаг увеличивается, и их цена падает. Низкие цены на государственные облигации делают их покупку привлекательной для коммерческих банков и населения. И, наоборот, если центральный банк решает увеличить предложение денег, он начинает покупать государственные ценные бумаги, спрос на них возрастает, поэтому цена повышается. Владельцы государственных облигаций (и коммерческие банки, и население) начинают продавать их центральному банку, поскольку это позволяет получить доход (capital gain) за счет разницы между более низкой ценой, по которой облигация была куплена, и более высокой ценой, по которой она теперь продается центральному банку.

Итак, инъекции в банковские резервы, как результат покупки, и изъятия из них, как результат продажи центральным банком государственных ценных бумаг, приводят к быстрой реакции банковской системы, действуют более тонко, чем другие инструменты монетарной политики, поэтому операции на открытом рынке представляют собой наиболее эффективный, оперативный и гибкий способ воздействия на величину предложения денег.

Виды монетарной политики. Различают два вида монетарной политики: стимулирующую и сдерживающую.

· Стимулирующая монетарная политика проводится в период спада, имеет целью

«взбадривание» экономики, стимулирование роста деловой активности и используется в качестве средства борьбы с безработицей. Стимулирующая монетарная политика заключается в проведении центральным банком мер по увеличению предложения денег. Ее инструментами являются:

1) снижение нормы обязательных резервов

2) снижение учетной ставки процента

3) покупка центральным банком государственных ценных бумаг

Рост предложения денег ведет к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо от AD1 до AD2), что обеспечивает рост выпуска от Y1 до Y* и, следовательно, преодоление рецессии и использование ресурсов на уровне их полной занятости (рис.9.2 (а)).

· Сдерживающая монетарная политика проводится в период бума, «перегрева»

экономики, направлена на снижение деловой активности и рассматривается как средство борьбы с инфляцией. Сдерживающая монетарная политика состоит в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег. К ним относятся:

1) повышение нормы обязательных резервов

2) повышение учетной ставки процента

3) продажа центральным банком государственных ценных бумаг

Уменьшение предложения денег сокращает совокупный спрос (сдвиг влево кривой совокупного спроса от AD1 до AD2), что обеспечивает снижение уровня цен от Р1 до Р2, (поэтому выступает антиинфляционной мерой), и возвращение величины выпуска к своему потенциальному уровню Y* (рис.9.2 (б)).

 

Рис. 9.2. Воздействие монетарной политики на экономику

а) Стимулирующая монетарная политика б) Сдерживающая монетарная политика

Р LRAS Р LRAS






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.