Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание и обучение детей с выраженными интеллектуальными нарушениями в России






Проводимая в настоящее время в нашей стране политика рав­ных прав и возможностей — это положительный результат разви­тия всего общества, науки и культуры. Пренебрежение, предрас­судки и страх — это те социальные факторы, которые на протя­жении многих лет вели к изоляции лиц с тяжелой интеллектуаль­ной недостаточностью.

В настоящий момент воспитание и обучение детей с резко сни­женной интеллектуальной деятельностью осуществляется в спе­циализированных домах-интернатах Министерства здравоохране­ния и социального развития (до 1992 г. — Министерство социаль­ного обеспечения), которое сегодня, к сожалению, не охватывает всех нуждающихся, не учитывает их потенциальных возможно­стей развития. Во многих городах страны — Москве, Санкт-Пе­тербурге, Казани, Пскове, Новгороде и др. — открыты реабили­тационные центры, которые пытаются оказывать помощь родите­лям, имеющим таких детей, в вопросах воспитания и обучения. Во многом эта ситуация явилась отражением социально-эконо­мической политики и общих условий жизни.

Воспитание и обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью очень специфично и основывается на ряде ве­дущих принципов. Помимо общепринятых принципов организа­ции процессов воспитания и обучения необходимо выделить и глубоко специальные принципы:

- социальной направленности воспитания и обучения;

- практической направленности;

- деятельностного подхода;

- эмоциональности среды и индивидуальной комфортности.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми этой ка­тегории — социальная адаптация, приспособление к условиям жизни.

Достижению цели способствует решение основных задач кор­рекционно-воспитательной работы.

1. Максимально возможное развитие всех психических функ­ций и познавательной деятельности детей в процессе воспитания и обучения.

2. Максимальная социальная адаптация за счет трудового обучения и подготовки к посильным видам труда, поскольку лица данной категории плохо ориентируются в окружающей действительности, практически беспомощны в самостоятель­ной жизни.

3. Воспитание, формирование правильного поведения в со­циуме.

Сложный процесс коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с выраженными интеллектуальными нарушения­ми, направленный на их развитие, социальную адаптацию, необ­ходим для того, чтобы они смогли занять определенное место в окружающей жизни.

Согласно существующей инструкции Министерства здравоох­ранения и социального развития, в дома-интернаты системы со­циального обеспечения «направляются и принимаются дети с ум­ственной отсталостью в степени имбецильности и идиотии, а также в степени дебильность и при наличии нарушений опорно-двига­тельного аппарата».

По данным Федерального центра медико-социальной экспер­тизы и реабилитации инвалидов (ФЦМСЭ и РИ), в 1992 г. в уч­реждения данного типа медико-педагогическими комиссиями были направлены дети из семей и домов ребенка. В этом же году из семей поступило более 50 % всех детей, из них в возрасте от четы­рех до восьми лет — 37, 7 %.

Сегодня можно отметить положительную тенденцию к росту количества семей, которые хотели бы воспитывать такого ребенка дома, без изоляции его от окружающего мира. Но современное состояние обучения и воспитания детей-дошкольников с выра­женной интеллектуальной недостаточностью практически исклю­чает такую возможность.

В то же время Министерство социальной защиты и труда раз­рабатывает широкую программу содействия лицам с выраженной глубокой интеллектуальной недостаточностью и их семьям. Вся работа данных учреждений направлена на максимальную соци­альную адаптацию и реабилитацию таких лиц. Многие исследова­тели отмечают, что эти люди с удовольствием трудятся, труд становится для них необходимой потребностью, как для любого че­ловека. Занимаясь простейшими видами труда, обучаясь элемен­тарным трудовым и школьным навыкам, лица с тяжелыми ин­теллектуальными нарушениями оказываются способными приоб­щиться к окружающей жизни (А.В.Бабушкина, А.Р.Маллер, Н.В.Погосов, Я. Г. Юдилевич).

В 1962 г. Министерство социального обеспечения РСФСР реко­мендовало к использованию в специальных учреждениях методи­ческого письма о воспитательной работе с глубоко умственно от­сталыми детьми в возрасте от четырех до десяти лет (автор А. А. Ватажина). Этот документ явился основным руководством по орга­низации практической работы домов-интернатов с детьми-имбецилами. Однако практика работы по данной методике показала ее недостаточность.

В 1971 г. в Центральном научно-исследовательском институте экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов (ЦИЭТИН) и Научно-исследовательском институте дефектологии АПН СССР было разработано «Методическое пособие по воспита­нию и обучению детей в возрасте от четырех до десяти лет с глубо­кой умственной отсталостью». Оно впервые включило клинико-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста данной категории, раскрыло принципы комплектования дошкольных групп, рассмотрело особенности воспитательной работы и методику орга­низации жизни этих детей в специальном учреждении.

Исходя из основной цели — компенсации психофизических дефектов и подготовки к трудовому обучению и школьному обра­зованию — в методической разработке определены основные вос­питательные задачи, заложена основа для программного обуче­ния детей с тяжелой умственной отсталостью. Были определены следующие обучающие задачи: расширение познания окружаю­щего мира, развитие речи ребенка, привитие элементарных сани­тарно-гигиенических навыков и простейших навыков самообслу­живания, привитие навыков личной и коллективной организо­ванности, физическая закалка организма детей. Эти задачи могут осуществляться в процессе воспитательной работы, в ходе по­вседневной жизни и путем организации специальных занятий с детьми. В качестве одного из наиболее важных видов занятий оп­ределено рисование. Основные направления, содержащиеся в этом методическом пособии, были даны бегло, отрывочно, без учета необходимости развития, формирования деятельности детей с выраженными интеллектуальными нарушениями.

Это методическое пособие явилось одним из первых в ряду программ коррекционного обучения и воспитания тяжело умствен­но отсталых детей дошкольного возраста, в его основу был поло­жен деятельностный подход. Оно определило организационную структуру работы учреждений: продолжительность учебного дня, общие рамки занятия, наполняемость учебных групп, тематичес­кое содержание обучающих занятий.

В то же время программа не была связана с программой для специального школьного обучения, поэтому работа по этой про­грамме не позволила целенаправленно готовить детей к школьно­му и трудовому обучению и воспитанию.

В связи с тем что детские дома-интернаты системы социально­го обеспечения с 1981 г. работают по «Программе обучения глубо­ко умственно отсталых детей школьного возраста», возникла не­обходимость совершенствования дошкольной подготовки.

Министерство социальной защиты в 1993 г. рекомендовало ис­пользовать «Программу обучения и воспитания детей с выражен­ными интеллектуальными нарушениями дошкольного возраста» (Н.Ф.Дементьева, Т.Н.Исаева, Г.Н.Багаева, А.А.Еремина, Г. В.Цикото).

Данная программа рассчитана на четырехлетнее обучение детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью. В ней сфор­мулированы условия, основное содержание и применяемые ме­тоды — все то, что определяет коррекционную направленность воспитательно-образовательной работы.

В программе представлены основные виды занятий, которые включены в учебный план как дошкольного, так и школьного воспитания. На основе данной программы можно осуществлять развитие и коррекцию всех психических функций детей дошколь­ного этапа развития, планомерно и систематически готовить де­тей к школьному обучению.

В настоящий момент все большее распространение получают индивидуальные реабилитационные программы, построенные в системе «Шаг за шагом» (Step by step). В основе таких программ лежит метод модификации поведения. Данный подход позволяет быстро и эффективно обучать ребенка необходимым объемам на­выков, знаний, умений. В таких программах, как правило, рас­крывается каждый конкретный навык, который должен быть сфор­мирован у ребенка.

Комплексное и систематическое взаимодействие специалистов, родителей позволяет добиться значительных результатов в созда­нии благоприятных условий для того, чтобы ребенок делал это с той скоростью и теми шагами, на которые он способен. Работая по индивидуальной реабилитационной программе, родители, спе­циалисты определяют посильный для ребенка круг образователь­ных задач.

К сожалению, межведомственная разобщенность (вопросами обучения и воспитания детей с выраженными интеллектуальны­ми нарушениями занимаются Министерство здравоохранения и социального развития и Министерство образования) мешает де­тям и родителям выбрать адекватную индивидуальную программу развития. Так, в соответствии с «Положением о комплектовании специальных школ» от 2001 г. в специальное (коррекционное) уч­реждение не могут быть приняты дети для обучения с диагнозом «олигофрения в степени имбецильности». Хотя мировая практи­ка, опыт ведущих коррекционных педагогов показывают широ­кие адаптивные возможности таких детей, особенно при целе­направленном коррекционном воздействии.

В рамках экспериментальной площадки Министерством про­свещения были открыты две школы для детей с тяжелыми интел­лектуальными нарушениями. Программа охватывает основные учеб­ные разделы общеобразовательного цикла, а также выделяет спе­циальные разделы — ознакомление с окружающим миром, соци­ально-бытовая ориентировка, ремесло, обучение игре и др., что позволяет коррекционным педагогам подготовить детей к буду­щей жизни.

Этот опыт показал хорошие результаты и способность к обуче­нию у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью, но, к сожалению, дальнейшего распространения он не получил. В настоящий момент рассматривается вопрос об организации интегративных вариантов обучения детей данной категории в массо­вых школах, а также в специальных (коррекционных) школах VIII вида.

Для решения вопросов профессиональной подготовки и обу­чения лиц с выраженными интеллектуальными нарушениями тре­буется объединение усилий практических, научных и государствен­ных работников.

В настоящий момент лица этой категории нарушений могут обучаться по очень узкому кругу специальностей: картонажно-переплетное дело, швейное дело, несколько сельскохозяйственных специальностей.

Таким образом, в нашей стране есть различные возможности помощи лицам с выраженными интеллектуальными нарушения­ми. Однако работа по обучению, воспитанию, социальной адап­тации детей этой категории требует дальнейшего расширения и продолжения.

 

Вопросы и задания

1. Дайте психолого-педагогическую характеристику детей с выражен­ными интеллектуальными нарушениями.

2. Каковы особенности развития детей с выраженными интеллекту­альными нарушениями?

3. Каков прогноз развития детей с выраженными интеллектуальными нарушениями?

4. Какова степень речевого недоразвития у детей с выраженной ин­теллектуальной недостаточностью?

5. Опишите способы невербальной коммуникации с детьми с выра­женной интеллектуальной недостаточностью.

6. Охарактеризуйте метод «глобального чтения» в процессе работы с глубоко умственно отсталыми детьми.

7. В чем заключается особенность применения метода «пиктограмм»?

8. Охарактеризуйте современные подходы к обучению и воспитанию детей с тяжелыми интеллектуальными нарушениями.

9. Перечислите основные виды помощи лицам с выраженными ин­теллектуальными нарушениями в зарубежных странах.

10. Укажите основные виды деятельности общественных организаций в построении помощи лицам с интеллектуальными нарушениями.

11. Перечислите основные принципы, цели, задачи обучения детей с

выраженными интеллектуальными нарушениями.

12. Каковы современные подходы к организации воспитания и обуче­ния детей с тяжелой умственной отсталостью?

13. Назовите основные организационные формы процесса обучения детей данной категории.

 

Рекомендуемая литература

Баряева Л. Б. Характеристика основных этапов организации коррекционной поддержки детей с психофизическим и интеллектуальным не­доразвитием // Обучение детей с выраженным недоразвитием интел­лекта: программно-методические материалы / Л. Б. Баряева, А. Зарин. — М.; СПб.; Псков, 1999.

Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуаль­ной недостаточностью / А. Р. Маллер, Г. В.Цикото. — М., 2003.

Выготский Л. С. Собрание сочинений / Л. С. Выготский. — Т. 5. — М., 1982.

Государственный стандарт образования лиц с ограниченными воз­можностями здоровья: проект. — М., 1999.

Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью / Н.Ф.Дементьева, Г.Н.Багаева, А. А. Еремина //Дефектология. — 1994. — № 6.

Дети с нарушениями общения / под ред. К.С.Лебединской. — М., 1989.

Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. — М., 1995.

Леб-система.— Минск, 1997.

Маллер А. Р. Проблемы воспитания и обучения глубоко умственно от­сталых детей за рубежом // Дефектология. — 1990. — № 4.

Маллер А. Р. Обучение, вопитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М., 1988.

Материалы Международной научно-практической конференции 12 — 14 мая 1999 г. — Псков, 2000.

Моргачева Е. Н. История специального образования в США / Е. Н. Моргачева. — М., 2001.

Питерси М. Маленькие ступеньки: программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии / М. Питерси, Р.Трилор. — М., 1998.-Кн. 1-8.

Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. — М., 2001.

Шипицина Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе / Л. М. Шипицина. - СПб., 2002.

Школы для умственно отсталых детей за рубежом / под ред. Т. А. Вла­совой. — М., 1966.

Юдилевич Я. Г. Учет индивидуальных особенностей олигофренов-имбецилов в коррекционно-воспитательной работе // Дефектология. — 1981. — №3.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.