Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 12. 12.1. Коррекционно-развивающая работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями






РАБОТА С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

12.1. Коррекционно-развивающая работа с семьей, имеющей ребенка с интеллектуальными нарушениями

Появление ребенка — большое, радостное событие в каждой семье. Ребенку с нарушением интеллектуального развития, как и всем детям, необходимы любовь, забота, внимание. Эти дети нуждаются в постоянной помощи, руководстве в обучении гораздо больше, чем их здоровые сверстники. Воспитание ребенка с проблемами развития в семье требует от родителей, педагогов многих качеств — терпения, настойчивости, понимания проблем ребенка и многого другого. Установление взаимопонимания, тесного контакта специалиста с родителями является необходимым условием успешной психолого-педагогической работы с ребенком.

Социальные изменения, связанные с жизнью общества, неизбежно приводят к смещению взглядов на семью. Детско-родительские отношения в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью, представляют собой важную и сложную проблему. Социальная адаптация ребенка с аномальным развитием зависит от правильного родительского поведения.

Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, другими членами общества. Это значительно затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие ребенка с интеллектуальным нарушением. Семья, где растет ребенок с проблемами развития интеллекта, сталкивается с большим количеством финансовых, социальных и других видов трудностей. От успешности преодоления этого кризиса зависит как будущее семьи, так и будущее ребенка: он будет чувствовать себя как любимый и желанный член семьи и впоследствии — общества либо как ненужная обуза. Вопросами формирования адекватных видов взаимоотношений в рамках семьи занимаются различные специалисты: психологи, психотерапевты и, конечно, специалисты, которые работают с ребенком — олигофренопедагоги, логопеды и др. Рассмотрим основные проблемы отношений в семье, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями.

12.2. Проблемы отношений в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии

В общей и специальной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация начинается с общения с близкими ему людьми. Эмоциональное общение ребенка с матерью — это первый вид его деятельности, в который он вступает в качестве субъекта обучения. Успешное развитие ребенка с ограниченными возможностями в значительной степени зависит от правильного подхода к ребенку в семье. Установлено, что для детей, растущих в атмосфере отчуждения, характерны повышенная эффективность, недостаточность контроля жизни, эмоциональная незрелость, антагонизм и более высокая возбужденность.

Семьи, отдельные члены семьи различаются в своих реакциях на появление ребенка с интеллектуальными нарушениями. Это зависит от многочисленных факторов: индивидуальности, ожиданий родителей по отношению к ребенку, отношения к несчастьям вообще, от наличия и особенностей других детей и т.д. Но, несмотря на индивидуальные различия родителей, социальные, экономические и культурные различия между семьями, существуют проблемы, общие для всех родителей. Как правило, родители с трудом воспринимают диагноз, который определяют ребенку. Многие термины, которые родители услышат («умственная отсталость» или «олигофрения»), пугают. Хотя тяжело избежать начальной эмоциональной травмы, большинство родителей постепенно привыкают к ситуации и воспринимают ребенка как больного. Процесс привыкания определяется рядом взаимодействующих факторов, среди которых важнейшими являются личность родителей, особенности ребенка, окружающая среда. В этот период семья начинает следовать советам специалистов, строить собственные программы помощи. Однако отношение родителей к своему ребенку остается деформированным, специфичным.

12.3. Особенности отношений родителей к ребенку с нарушением интеллекта

Многими исследователями (Н.М.Анисимова, Т.Г.Богданова, Н.Б.Лурье, С.Я.Рубинштейн, М.М.Семаго, В.В.Ткачева, Л.М.Шипицына и др.) проанализированы те трудности и проблемы, с которыми встречаются родители умственно-отсталого ребенка в своей жизни. Выявлено много проблем, связанных с индивидуальной адаптацией и брачными отношениями, а также с затруднениями в воспитании других детей. Умственная отсталость детей действует на родителей не только в психологическом, но и в экономическом и социальном плане. Реакция родителей на диагноз ребенка весьма индивидуальна как по силе, так и по характеру, но вместе с тем обнаруживаются и черты сходства. Как первичная реакция на диагноз обыкновенно происходит сознание «вины»: «Почему именно у меня?»; «Почему я?».

Амбивалентность (двойственность) — второй вид реакции, который часто наблюдается у родителей. При возникновении стресса появляются как позитивные, так и негативные реакции. Гнев, ярость, разочарование — нормальные проявления любви и заботы о ребенке. Амбивалентность проявляется при всяком новом кризисе и с трудом устраняется. Разочарование, стыд и боль — это реакции, типичные для 48 % родителей детей данной категории.

Многочисленные этиологические факторы, разная степень умственной отсталости, специфические проявления патологии, индивидуальные различия и другие формы — все это усложняет проявление реакций.

Кризис девиации (отсутствие правил) — еще одна форма реакции, появление которой зависит от идентификации состояния (установление диагноза) и стресса, который этим вызывается. Родители сталкиваются с неизвестным им явлением и ищут помощи: новой информации, новых знаний и контактов с еще незнакомыми специалистами.

Патология некоторых специфических состояний ребенка вызывает у родителей тяжелейший стресс. В некоторых случаях ребенок имеет не только повреждение центральной нервной системы, но и физические недостатки. Все это может оказать на родителей большее влияние, чем на ребенка. Не так просто принять реальность создавшейся ситуации и научиться новой роли — роли «родителя ребенка с отклонениями в развитии». Кризис хронического напряжения возникает у родителей вследствие расхождения между потребностями умственно-отсталого ребенка и стилем их жизни. Ребенок с отклонениями в развитии нуждается в более интенсивном и постоянном внимании и, таким образом, лишает родителей возможности следовать обычному укладу жизни.

В то время как кризис девиации требует от родителей принятия новой неожиданной роли, кризис хронического напряжения ведет к дезорганизации, реорганизации роли родителей в семье. Например, отец принимает на себя обязанности матери или старшие дети — обязанности родителей. Члены семьи должны понимать, в какой мере и как появление такого ребенка влияет на семейные отношения. В этом обязательно нужен совет специалиста. Нередко, хотя родители и предполагают, что ребенок «не в порядке» (он может выглядеть по-другому, чем остальные дети, медленно развиваться, медленно овладевать речью, с отставанием начинать ходить), они все равно боятся диагноза. Сталкиваясь с истиной, они утешают себя мыслями, что у ребенка пройдет с возрастом такое состояние, сердятся на специалистов, которые выносят такой диагноз. Такое чувство понятно, остается нормальным и то, что острота боли со временем притупляется. Эту форму реакции родителей описывает С.Ольшанский. Он утверждает, что большинство родителей испытывают хронические страдания («хроническую боль»), чего специалисты, которые должны им помочь, не принимают во внимание. Такие родители находятся в этом состоянии постоянно, независимо от того, живет ребенок в семье или находится в специальном (коррекционном) учреждении. Некоторые родители уходят в себя, прерывают все связи со знакомыми и друзьями, другие, напротив, в поисках помощи стремятся к возможно более широким контактам.

Очень большое значение имеет внутрисемейное положение ребенка как члена семьи. Он влияет на жизнь и деятельность остальных членов семьи и изменяет динамику внутрисемейных отношений Чтобы включиться в жизнь семьи, у должны быть сформированы хотя бы минимальные зачатки интеллектуального и эмоционального эффективного поведения. Отсутствие социального опыта у ребенка приводит к отрицательной форме поведения у окружающих людей, что может вызвать у него фрустрацию. Если же семья его принимает, он может научиться многим простым вещам и усвоить обычные нормы поведения. Исходя из выше приведенных данных, можно выделить три наиболее важных свойства родительской позиции, особенно благоприятных для развития ребенка, которые должны сформировать у родителей специалисты.

Адекватность наиболее близких к объективной оценке психических и характерологических особенностей своего ребенка и построение на этой основе процесса воспитания.

Динамичность — как способность изменять методы и формы общения и воздействия на ребенка применительно к ситуации и условиям жизни семьи.

Прогностичность — как направленность воспитательных усилий в будущее.

В специальных исследованиях (Е.А.Игнатьева) установлено, что практически все дошкольники с нарушением интеллектуальной деятельности владеют точными сведениями о составе семьи. У многих детей выявлено ощущение отверженности, отгороженности в системе семейного функционирования. Установлено, что родительское отношение, как правило, зависит от степени тяжести интеллектуального нарушения. При более легкой степени интеллектуального нарушения отношение к нему характеризуется адекватным восприятием его особенностей, конструктивными формами поведения. При умеренных, глубоких степенях нарушений отношение взрослых принимает дисфункциональный характер, а взаимодействие отличается деструктивными формами контроля и поведения (жесткое доминирование, попустительство).

В настоящий период развития специальной педагогики мысль о влиянии семьи на возникновение позитивного прогноза в развитии ребенка с интеллектуальными нарушениями стала очевидной, а необходимость работы с семьей осознается все острее. Осуществляя комплексный подход с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения, работает междисциплинарная команда специалистов — невролог, психиатр, олигофренопедагог, логопед и др. В рамках собственной деятельности каждый специалист проводит специфическую работу с родителями. В специальной педагогике была разработана комплексная коррекционно-развивающая программа, направленная на оптимизацию детско-родительских отношений. При построении программы как базовые выделены принципы: обязательной связи коррекционного обучения с социальным воспитанием; неразрывности процессов обучения и воспитания; осуществления целенаправленного обучения с ориентацией на особенности сензитивного периода развития; преемственности образовательных программ; включения семьи в коррекционно-педагогический процесс. Реализация таких программ взаимодействия должна проходить комплексно. Это может происходить в специальном (коррекционном) учреждении, в медико- психолого-педагогическом, социальном центре и т.д. Комплексность обеспечивается взаимодействием подсистем, включенных в отношения с ребенком данной категории (см. схему 7).

В основное содержание деятельности психолого-педагогического консилиума входят анализ путей развития каждого ребенка, обсуждение направлений коррекционной работы специалистов учреждения в рамках программы оптимизации, разработка оптимальных форм взаимодействия с родителями по вопросам обучения и воспитания ребенка данной категории.

На лекционных занятиях в родительской группе, которые проводят специалисты образовательного учреждения, осуществляется просвещение близких взрослых в области коррекционно-развивающей деятельностей, родители знакомятся с приемами и методами работы в процессе эффективного взаимодействия с ребенком, семинары и тренинги становятся основными способами по формированию адекватного восприятия ребенка родителями

 

 

Схема 7

Организационные формы психолого-педагогической помощи ребёнку и его семье

 
 

 


Специально организованные специалистом занятия с детьми направлены на формирование навыков сотрудничества, повышение уровня сплоченности в детском коллективе. В ходе подобных занятий также уточняются и обогащаются знания детей о семье, семейных ролях, семейном функционировании.

Для непосредственного обучения близких взрослых педагогическим техникам взаимодействия с ребенком, формирования навыков сотрудничества у детей с родителями, со сверстниками, другими взрослыми предназначена групповая форма работы в детскородительском коллективе. Совместные занятия детей и родителей построены с использованием различных игр, в том числе дидактических, которые предлагаются для выполнения в паре (родитель — ребенок), команде (2 — 3 диады), группе (все участники занятия). Данный вид занятий направлен на создание теплых, позитивно-эмоциональных отношений.

Групповая форма работы с родителями служит расширению арсенала средств педагогического и психологического воздействия на ребенка, тренировке родителей в использовании новых приемов взаимодействия.

С целью преодоления различных трудностей в обучении, воспитании ребенка в семье предусматривается индивидуальное консультирование. Встречаются ситуации, когда требуется помощь семейного психолога. К таким ситуациям можно отнести часто встречающиеся случаи: прекращение занятий при некотором улучшении состояния ребенка; лечение у народных целителей, экстрасенсов; неприятие родителями факта инвалидности ребенка и другие.

Эффективность внедрения таких комплексных программ по работе, связанной с оптимизацией детско-родительских отношений в семьях, имеющих ребенка с нарушением интеллекта, может быть подтверждена появлением позитивных изменений как в отношениях между родителями, так и в изменении поведения ребенка. Среди них обращает на себя внимание снижение симбиотической зависимости ребенка от матери, что позволит установить конструктивные отношения с другими членами семьи; включение в психолого-педагогический процесс и матери, и отца; участие ребенка в занятиях детской и детско-родительской групп приведет к позитивным изменениям в области межличностного взаимодействия со сверстниками; сплочение родительской группы, где родители понимают проблемы своего ребенка как личности, окажет существенное влияние на внутрисемейные отношения, отношения семьи и внешнего окружения.

Воспитание ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, требует от родителей настойчивости, терпения. Всем необходимо помнить, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке ребенка к окружающей жизни. Эффективность программ воздействия возможна лишь при их систематическом использовании дома.

 

 

Вопросы и задания

1. Охарактеризуйте основные трудности, с которыми сталкивается семья, имеющая ребенка с интеллектуальными нарушениями.

2. Каковы основные особенности построения детско-родительских отношений в семье?

3. Перечислите позитивные родительские позиции.

4. Охарактеризуйте основные организационные формы психолого- педагогической помощи родителям, имеющих ребенка с проблемами в развитии.

Рекомендуемая литература

1. Белопольская H.Л Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. — 1984. — № 5.

2. Игнатьева Е.А. Умственная отсталость в контексте детско-родительских отношений: Материалы VI конференции молодых ученых. — М., 1999.

3. Лурье Н. Б. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. — М., 1972.

4. Маллер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвали- да//Дефектология. — 1995. — № 5.

5. Семаго М. М. Основные аспекты психологического подхода при консультировании семей с детьми, имеющими отклонения в развитии: клинико-генетическое и психолого-педагогическое изучение и коррекция аномалий психологического развития у детей. — М., 1991.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.