Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Урок как целостная система






Что такое урок? Существует мнение, что урок — это система воздействия учителя на учащихся, ограниченная смысловым, временным, организационным показателями учебного процесса. Урок — это сложная и ответственная форма организации обучения группы учащихся или отдельного индивидуума во взаимодействии с учителем. Это целостная динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия группы учителей на учащихся, включающихся в образовательный про­цесс.

В указанных определениях урока содержится три основных аспекта понятия «урок».

Первый — система обучения, воспитания и развития учащихся через специально организованную форму деятельности учителей и учащихся (Г. А. Ильина, 1984; М.Н. Скаткин, 1974; А. Н. Граборов, 1951).

Второй — система воздействия на учащихся, ограниченная конкретными показателями: организационным, смысловым, временным (Ю.К. Бабанский, 1989; И.Г.Еременко, 1985).

Третий — динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного воздействия учителей на учащихся (М. И. Махмутов, 1992; П. И. Пидкасистый, 1996; Г.М.Дульнев, 1981; Б. Н. Пузанов, 2000).

Таким образом, урок многогранен и динамичен; многоплановый и конкретизированный; специально организованный и завершенный. На каждом уроке, на каждом его отдельном этапе решаются конкретные задачи, раскрываются темы программы, определяются формы учебно-познавательной деятельности. «Четкий, размеренный порядок работы, строгая дозировка умственной и физической нагрузок, наличие постоянно действующих педагогических стимулов, побуждающих к активной деятельности, свойственных хорошо организованному уроку, создают благоприятные и щадящие условия для обучения умственно отсталого ребенка, предупреждают нервно-психические перенапряжения».

Проблеме урока в специальной (коррекционной) школе VIII вида уделялось и уделяется достаточно большое внимание. Среди исследователей урока особая роль принадлежит Д.И. Азбукину, А.Н. Граборову, Г.М. Дульневу, И.Г.Еременко. Они определили структуру урока; предложили типизацию уроков; установили внутреннюю связь между этапами; разграничили задачи обучения, в частности коррекционные.

Основными требованиями, которые предъявляются к уроку в специальной школе, являются:

· реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;

· создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся;

· использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;

· умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;

· учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся;

· научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;

· рациональное использование на уроках наглядности;

· формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.

Каждый урок специальной (коррекционной) школы решает три основные задачи: дидактическую (общеобразовательную), воспитательную и коррекционную.

Общеобразовательная задача предполагает:

· четко определенную дидактическую цель;

· наполнение урока содержанием с учетом требований учебных программ, личностных возможностей детей с нарушением интеллекта;

· сочетание разнообразных методов обучения;

· соответствующие интеллектуальным возможностям учащихся способы включения их в интеллектуально-познавательную деятельность.

Общеобразовательная задача должна быть достаточно конкретной, решаемой, соответствовать возможностям учащихся.

Воспитательная задача предлагает:

· формирование у учащихся потребности в овладении знаниями;

· воспитание у учащихся сознательного отношения к учебному процессу;

· использование воспитательных возможностей урока, его учебного материала;

· формирование таких качеств личности, как аккуратность, усидчивость, ответственность, работоспособность, честность и т.д.;

· обеспечение оперативной и обратной связи, помогающей установить контроль за учебной деятельностью.

Коррекционно-развивающие задачи урока:

· комплексное воздействие на учащихся с целью коррекции мышления, речи, памяти, восприятия и внимания;

· формирование и развитие положительных мотивов учебно- познавательной деятельности;

· изучение «зоны актуального развития», проектирование «зоны ближайшего развития»;

· изучение и учет сохранных, незатронутых функций, опора на них;

· использование охранительно-педагогических мероприятий и подходов;

· осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.